Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Краснодарский край


23 июля 2009 годаN 1798-КЗ



ЗАКОН

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Принят
Законодательным Собранием Краснодарского края
15 июля 2009 года

Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, а также противодействие коррупции при осуществлении полномочий органами государственной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления в Краснодарском крае, лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, государственными гражданскими и муниципальными служащими.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта от имени или в интересах юридического лица;
2) антикоррупционная политика - деятельность органов государственной власти Краснодарского края в пределах их полномочий по повышению эффективности противодействия коррупции;
3) коррупциогенность - закрепленный в нормативном правовом акте (его проекте) механизм правового регулирования, способный вызвать коррупционные действия и (или) решения субъектов правоприменения в процессе реализации ими своих прав и исполнения возложенных на них обязанностей;
4) коррупциогенный фактор - положение нормативного правового акта (его проекта), устанавливающее для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также содержащее неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающее условия для коррупции;
5) коррупционное проявление - препятствующее осуществлению прав и свобод граждан и организаций решение или действие (бездействие) должностного лица, государственного гражданского или муниципального служащего, вызванное наличием коррупциогенных факторов.

Статья 2. Основные направления антикоррупционной политики

Основными направлениями антикоррупционной политики являются:
создание механизма взаимодействия государственных органов по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
принятие законодательных и иных мер, направленных на активное участие граждан в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
совершенствование системы и структуры государственных органов Краснодарского края;
обеспечение доступа граждан к информации о деятельности государственных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае;
разработка системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной гражданской и муниципальной службы;
обеспечение прозрачности, конкуренции и объективности при проведении конкурсов и аукционов на право заключения государственных и муниципальных контрактов;
повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных гражданских служащих Краснодарского края и муниципальных служащих в Краснодарском крае;
повышение контроля за разрешением вопросов, содержащихся в обращениях физических и юридических лиц;
сокращение численности государственных гражданских и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную гражданскую и муниципальную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы;
повышение ответственности государственных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае, их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов Краснодарского края, их должностных лиц, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Статья 3. Меры по профилактике коррупции

Профилактика коррупции осуществляется органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае путем применения в пределах их полномочий следующих основных мер:
формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;
предъявление в установленном законом порядке специальных (квалификационных) требований к гражданам, претендующим на замещение государственных должностей Краснодарского края, муниципальных должностей органов местного самоуправления в Краснодарском крае, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также проверка достоверности сведений, представленных указанными гражданами;
внедрение в практику кадровой работы правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным гражданским или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина или при поощрении;
развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.

Статья 4. Установление специальных (квалификационных) требований

1. Специальные (квалификационные) требования к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной гражданской и муниципальной службы, устанавливаются законами Краснодарского края в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации.
2. При решении вопроса о назначении гражданина на государственные должности Краснодарского края, замещаемые в высшем исполнительном органе государственной власти края - администрации Краснодарского края (за исключением государственной должности главы администрации (губернатора) Краснодарского края), в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края и Контрольно-счетной палате Краснодарского края, а также на государственные должности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае и Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае, информация о наличии препятствующих назначению кандидата сведений, в том числе о его причастности к совершению преступлений и (или) правонарушений коррупционного характера, а также к совершению других преступлений (правонарушений), может запрашиваться в прокуратуре Краснодарского края, УФСБ России по Краснодарскому краю, ГУВД по Краснодарскому краю.

Статья 5. Коррупциогенные факторы

Коррупциогенными факторами являются:
1) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, которые выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;
2) факторы, связанные с наличием правовых пробелов, которые выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в нормативном правовом акте либо в его проекте нормы, регулирующей определенные правоотношения;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных гражданских и муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных гражданских и муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций;
з) факторы системного характера - нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

Статья 6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов

1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях выявления и устранения содержащихся в них коррупциогенных факторов.
2. Антикоррупционной экспертизе подлежат законы и иные нормативные правовые акты Краснодарского края (их проекты), а также муниципальные правовые акты (их проекты), за исключением имеющих индивидуальный характер.
3. Результаты антикоррупционной экспертизы носят обязательный характер для принявшего (издавшего) нормативный правовой акт (подготовившего проект нормативного правового акта) органа государственной власти Краснодарского края, органа местного самоуправления в Краснодарском крае.
4. Методические рекомендации по порядку проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Краснодарского края (их проектов), муниципальных правовых актов (их проектов), за исключением имеющих индивидуальный характер, утверждаются постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти Краснодарского края с учетом положений законодательства Российской Федерации и настоящего Закона.
5. Органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае проводят антикоррупционную экспертизу принятых (изданных) ими нормативных правовых актов (их проектов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Статья 7. Независимая антикоррупционная экспертиза

1. Институты гражданского общества, граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Краснодарского края (их проектов), муниципальных правовых актов (их проектов), за исключением имеющих индивидуальный характер.
2. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должно содержать выявленные в нормативном правовом акте (его проекте) коррупциогенные факторы и способы их устранения.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, принявшим (издавшим) нормативный правовой акт (его проект), в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения заключения направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует указание способа устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Статья 8. Совещательные и экспертные органы

1. Органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае могут создавать совещательные и (или) экспертные органы антикоррупционной направленности из числа представителей заинтересованных государственных органов, общественных объединений, научных, образовательных учреждений и иных организаций.
2. Полномочия, порядок формирования и деятельности совещательных и (или) экспертных органов, их персональный состав утверждаются соответствующими органами государственной власти, при которых они создаются.

Статья 9. Антикоррупционные программы

1. Антикоррупционные программы являются комплексной мерой реализации антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции.
2. Краевые антикоррупционные программы утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
3. Проекты краевых антикоррупционных программ подлежат официальному опубликованию для открытого обсуждения.
4. Органы местного самоуправления в Краснодарском крае в пределах своих полномочий принимают муниципальные антикоррупционные программы.

Статья 10. Отчеты о реализации мер антикоррупционной политики

1. Исполнительные органы государственной власти Краснодарского края в порядке, установленном главой администрации (губернатором) Краснодарского края, представляют в высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края отчеты о реализации мер антикоррупционной политики.
2. Годовой отчет о реализации мер антикоррупционной политики исполнительными органами государственной власти Краснодарского края представляется высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края в Законодательное Собрание Краснодарского края не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
3. Годовой отчет о реализации мер антикоррупционной политики исполнительными органами государственной власти Краснодарского края подлежит опубликованию в средствах массовой информации и размещению на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

Статья 11. Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения

1. За совершение коррупционных правонарушений виновные лица несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Органам государственной власти Краснодарского края и органам местного самоуправления в Краснодарском крае привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, а также разработать и принять правовые акты, предусмотренные частью 4 статьи 6 и частью 1 статьи 10 настоящего Закона, в течение двух месяцев со дня его официального опубликования.

Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ
Краснодар
23 июля 2009 года
№ 1798-КЗ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru