Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Курская область


ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Ю.С. КОСЫРЕВА НА IV СЪЕЗДЕ СОВЕТА
от 19 декабря 2008 года

О РАБОТЕ СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 131-ФЗ
ОТ 06.10.2003 "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ЗА 2008 ГОД

Уважаемые члены Совета!

Гости и приглашенные!

Миновал еще один год работы муниципальных образований области по реализации в жизнь Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Каждый из нас - глав муниципальных образований, муниципальных служащих, широкой общественности в городах, поселках и сельских населенных пунктах - находится под большим впечатлением Послания Президента России, с которым Дмитрий Анатольевич Медведев выступил перед Федеральным Собранием. В Послании подведены итоги многогранной деятельности Администрации Президента, Правительства страны, Министерств и ведомств, власти на местах, дана оценка международной ситуации, внутренней политики, определены пути дальнейшего поступательного движения страны, решения социально-экономических задач.
В докладе на X съезде "Единой России", который проходил 20 ноября 2008 г. в Москве под председательством премьер-министра В.В. Путина, было подчеркнуто, что народ ждет от правящей партии созидательной работы, в частности, по совершенствованию политической системы, борьбе с коррупцией, подготовке кадрового резерва, развитию социальной сферы и решению проблем с последствиями мирового финансового кризиса.
На расширенном совещании 16 октября т.г. в г. Курске по вопросам готовности субъектов страны, входящих в ЦФО, к вступлению в силу Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отмечалось, что с 1 января 2009 года Закон вступает в силу в полном объеме.
И очень примечательно, что в Послании Президента России было вновь обращено внимание на то, что углубление развития местного самоуправления является важнейшим приоритетным направлением в деятельности государственной власти в центре и в субъектах. Подчеркнуто, что и дальше будет совершенствоваться законодательство в этом направлении.
Администрация области, Правительство, Курская областная Дума принимают системные меры по поддержке развития муниципальных образований области. Об этом красноречиво говорят некоторые цифры. Так, если в 2004 году из областного бюджета на поддержку развития муниципальных образований выделялось 2,3 млрд. рублей, то в 2008 году - 8,3 млрд. руб., т.е. в 3,5 раза больше. И на 2009 год планируется 8 млрд. 449,8 млн. рублей.
В области разработана и уже второй год активно реализуется программа "Стратегия - 2020".
С января 2009 года Федеральный закон № 131-ФЗ, как наш главный документ, вступает в полную силу.
Но надо сказать, что у нас в области, при активной работе административно-правового комитета, комитета по работе с территориями и общественными организациями Администрации области, с Вашим непосредственным участием, многое было сделано в предыдущие годы, что позволило ввести в действие Закон с 1 января 2006 года.
В настоящее время всем нам предстоит сделать очень многое, чтобы жители наших муниципальных образований на деле ощутили перемены к лучшему, доказать жизнеспособность и состоятельность муниципальной реформы.
В соответствии с уставом в период между съездами работу по выполнению уставных целей и задач Совета осуществляло Правление. В текущем году проведено 7 заседаний правления, на которых рассмотрено 29 вопросов по наиболее актуальным проблемам деятельности муниципальных образований и их взаимоотношений с государственными и законодательными органами.
Необходимо отметить, что подготовка к заседаниям Правления Совета проходила всегда на достаточно высоком уровне. В работе заседаний Правления активное участие принимает комитет Администрации области по работе с территориями и общественными организациями, другие комитеты области, представители комитетов областной Думы.
Большую роль в повышении активности глав мы отводим роли комитетов. На их заседаниях были рассмотрены вопросы работы муниципальных образований по выполнению целевой программы "Социальная поддержка и улучшение положения детей в Курской области на 2007 - 2010 гг."; о межбюджетном регулировании и о мерах по устранению имеющихся нарушений бюджетного законодательства в муниципальных образованиях области; по управлению жилищным фондом в многоквартирных домах и многие другие.
Активное участие в подготовке и проведении заседаний оказывали заместители Губернатора области Л.А. Гребенькова, В.Н. Зубков, первый заместитель Председателя Правительства А.П. Демин, заместители Председателя Правительства В.В. Проскурин, И.Н. Пахомов, А.Н. Криволапов, руководители УВД по Курской области и других федеральных органов, комитет Администрации области по работе с территориями и общественными организациями, комитеты АПК, ЖКХ, финансов, здравоохранения, образования, социального обеспечения и другие.
Надо отметить также активное участие в заседаниях комитетов глав муниципальных образований.
На третьем съезде отмечалась необходимость повышения роли Совета муниципальных образований в законотворческой деятельности по вопросам, затрагивающим интересы муниципалитетов. Хочу доложить делегатам съезда, что в исполнении этого поручения нами предприняты конкретные шаги. Комитет Администрации области по административно-правовым вопросам, комитет по законодательству и местному самоуправлению областной Думы постоянно приглашают нас на обсуждение соответствующих проектов законов. Совет муниципальных образований имеет своего представителя в Экономическом Совете областной Думы, а Председатель Совета - постоянный участник заседаний Думы.
Мы также участвуем в работе по анализу проектов федеральных законов.
На Общероссийском собрании советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации было отмечено, что "вопрос обеспечения муниципалитетов достаточной финансовой и материальной базой остается основополагающим".
В Ваших выступлениях, других представителей муниципальных образований на различных собраниях часто звучат достаточно резкие высказывания о том, что муниципалитеты оставили без финансовых ресурсов. С одной стороны, это верно; в среднем, общий уровень доли собственных налогов в местных бюджетах, например, по Европе составляет 5 - 10 процентов. С другой стороны, было бы наивно полагать, что федеральный центр сразу же направит большинство налогов на места. В этой связи давайте проанализируем возможные пути увеличения доходности муниципалитетов в сложившихся условиях. Обращаюсь к делегатам с просьбой таким образом построить свои выступления, чтобы не тратить время на перечисление финансовых бед и просьб, а высказывать конкретные предложения по увеличению доходной базы муниципалитетов.
При этом мы поддерживаем предложение Губернатора области А.Н. Михайлова, высказанное в газете "Городские известия" (от 13 ноября 2008 года), о том, чтобы оставлять процентов 10 - 15 федеральной составляющей налогов на прибыль и недвижимость на местах, т.е. в муниципалитетах.
В целом, в рамках наших бюджетных полномочий мы пока работаем, прямо сказать, недостаточно.
Особенно слабо муниципальными образованиями решается вопрос по сбору земельного налога, который является большей составляющей доходной части местного бюджета.
До сих пор муниципальные образования не приняли должных мер по выявлению собственников земельных долей в натуре (бывших членов колхозов и совхозов), за которых не начисляется земельный налог. Так, из 1745,0 тыс. га сельхозугодий зарегистрированы права землепользователями востребованных земельных участков только 534 тыс. га, многие муниципальные образования не подали данные в налоговые органы на сформированные участки земельных долей, но не оформленные в собственность, а следовательно, в этих случаях муниципальные образования теряют огромную сумму доходов в виде налога на землю.
Необходимо отметить, что в большинстве муниципальных образований до сих пор не уделяется должного внимания муниципальному земельному контролю в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689.
Многими муниципальными образованиями не составляются и не направляются в органы Роснедвижимости акты для возбуждения дел об административном правонарушении. А ведь в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости, без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение штрафа, что побуждало бы физических и юридических лиц ускоренно оформлять землю в собственность.
Кроме того, при установлении фактов неуплаты земельного налога в связи с уклонением от государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества при проведении контрольных мероприятий муниципальных образований совместно с налоговым органом следует привлекать таких лиц к уплате земельного налога и применять предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса меры ответственности при совершении умышленного налогового правонарушения.
До сих пор отдельные муниципальные образования не установили максимальные ставки налога на имущество физических лиц, в то время как Правительством Курской области в 2008 году уже установлены понижающие коэффициенты пересчета стоимости строений и сооружений, в связи с чем муниципальные образования в текущем году недополучили налога на имущество с физических лиц около 40% от суммы начисленного налога в 2007 году.
Большая часть муниципальных образований по-прежнему не используют возможность по сбору местных налогов, в связи с чем по-прежнему растет недоимка по местным налогам.
Долги налогоплательщиков копятся годами, но отдельные муниципальные образования не обращают на это внимания, в связи с этим они из областного бюджета получают меньше трансфертов.
То есть, как показывает анализ, резервов повышения собираемости налогов много. Прежде всего, наибольший удельный вес в структуре муниципальных налогов составляет НДФЛ - более 50 процентов. И здесь многое еще нужно сделать в борьбе с серым рынком труда, учете всех форм личных доходов населения. Конечно, мы сегодня лишены права напрямую администрировать налоги. Государственные налоговые органы работают, в первую очередь, на федеральный бюджет, региональный и, что касается администрирования местных налоговых сборов, то сегодня мы можем только говорить о взаимодействии.
Возможно, как предложение, а это уже делается в Татарстане, Алтайском крае, введение финансовых инспекторов на уровне районов для того, чтобы меньше было соблазна сокрытия доходов, что-то сокрыть от налогообложения.
Второй по объему налог для муниципальных образований - налог на землю. Здесь самый главный вопрос - вопрос о невостребованных землях. Наверное, не было в течение отчетного периода ни одного заседания Правления Совета, комитетов, семинаров, где бы в той или иной степени не обсуждался этот вопрос, рассматривался он и на заседаниях круглых столов с участием глав муниципальных образований.
Но все равно, как бы мы не увеличивали свои налоговые поступления, без финансовой помощи нам не обойтись. Мы благодарны Губернатору области, Председателю областной Думы, Правительству, что в области постоянно совершенствуется система межбюджетных отношений. Несмотря на трудности, осуществляется финансирование переданных государственных полномочий.
Хочу отметить, что статьи 137 и 138 Бюджетного кодекса РФ предоставляют право муниципалитетам дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности заменять дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц и др. налогов, поступающих в областной бюджет, что повышает заинтересованность органов местного самоуправления в наращивании собственной налоговой базы, повышению собираемости налогов.
Мы проанализировали бюджеты 26 наиболее крупных регионов Российской Федерации, в 19 из них утверждены дополнительные нормативы отчислений от региональных доходов, в основном, конечно, от налога на доходы физических лиц. Но в ряде регионов муниципальными образованиями утверждаются и дополнительные нормативы от налога на имущество организаций, прибыли, транспортного налога, налога на "упрощенку". Считаем, комитету финансов области следовало бы совместно с нами дополнительно изучить этот опыт и подготовить предложения по расширению данного Бюджетным кодексом права и в нашей области.
Требует дальнейшего совершенствования и методика распределения дополнительной финансовой помощи: наряду с численностью населения муниципалитета необходимо учитывать нормативную обеспеченность тех или иных отраслей и фактическое состояние дел в том или ином муниципалитете. Что здесь имеется в виду?
Если в областном бюджете 2008 года предусмотрено дотаций 1,8 миллиарда рублей, то, к сожалению, самые нуждающиеся - это сельские поселения - практически ничего не получили, потому что эти 1,8 миллиарда были распределены по количеству населения. На селе оно малочисленное, хотя многие проблемы там практически еще не начинали решаться. Экономическое состояние различных отраслей хозяйства в городах и районных центрах более-менее нормальное, а на селе состояние и дорожной сети, и инженерных объектов оставляет желать лучшего.
Считаем, необходимо обратить внимание Правительства области и на то, что многие МО имеют большую задолженность в областной бюджет по кредитам, которая погашается в начале следующего финансового года дотацией, выделенной из областного бюджета, что заставляет МО опять обращаться в комитет финансов области за новыми кредитами, чтобы исполнить свои полномочия перед населением МО.
В определяющей степени от муниципалитетов зависит развитие малого бизнеса. Развитие данной сферы экономики - это и увеличение налоговой базы, и решение проблемы эффективной занятости, это, увеличение доли среднего класса, это если хотите, создание устойчивой социальной базы реформ. Задача муниципалитетов, как это неоднократно заявлял Президент страны, - оградить предпринимателей от недобросовестной конкуренции, строго требовать соблюдения законов о монополизме, не допускать необоснованного вмешательства в дела бизнеса контролирующих органов. В этом вопросе Совету муниципальных образований, его аппарату следует более активно работать с областным органом предпринимателей.
Предметом особой заботы муниципальных образований является развитие агропромышленного комплекса. Как уже говорилось выше, благодаря постоянному вниманию и поддержке Администрации области продолжается устойчивый рост производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Необходимо отметить положительную роль крупных инвесторов, пришедших на село. В то же время хочется еще раз обратить внимание, прежде всего, глав сельских и поселковых поселений в создании условий для развития малых форм предпринимательства на селе, в том числе крестьянского подворья. Сегодня государство оказывает большую поддержку сельчанам: многие получили кредиты, на них закуплены техника и механизмы, приобретено поголовье скота. От нас теперь зависит своевременное выделение угодий для пастбищ, создание необходимой инфраструктуры, а самое главное - создание надежной и справедливой системы закупок. Уместно здесь процитировать выступление В.В. Путина на Общероссийском собрании советов муниципальных образований субъектов Федерации 23 октября 2007 года в Москве, где он сказал, что "недавно фермеры говорили о том, что посредники при реализации сельхозпродукции забирают себе большую часть доходов. А органы местного самоуправления как раз не только могли бы, но обязаны помочь селянам решить эту проблему. Нужно избавиться от этого монополизма". Отсюда вывод - работа по развитию сельского подворья - это работа и по решению проблемы занятости, и по сохранению сельских поселений, и самого сельского уклада жизни.
Зачастую можно также слышать разговоры об излишней придирчивости органов, проверяющих целевое использование кредитов. Но как же иначе? Немало случаев, когда на эти деньги строились жилые дома, приобретались легковые автомобили, мебель. Безусловно, это тоже нужно, но для этого есть другие формы помощи и кредитов. Наша задача и здесь предостеречь наших людей от необдуманных поступков, заранее предупредить возможные нарушения. Поэтому в ответ на те обращения, которые в течение года были направлены в адрес Совета, я бы хотел сказать, что надо соблюдать закон, тогда все будет законно.
Комплекс проблем в деятельности муниципальных образований связан с переданной муниципалитетам собственностью. Во-первых, нам вместе с коллегами из других регионов необходимо побороться через наших депутатов Государственной Думы за изменение федерального закона с тем, чтобы законодательно восстановить право муниципальных образований обладать имуществом сверх необходимого для выполнения закрепленных полномочий. Данная проблема широко обсуждается и на общероссийском уровне.
Другой комплекс проблем связан с содержанием имеющегося и переданного имущества. На многочисленных встречах с руководителями муниципалитетов, особенно сельских поселений, данный вопрос звучит достаточно резко, в равной степени с финансовыми проблемами. В чем тут дело? А дело в том, что, несмотря на многочисленные просьбы муниципалитетов рассмотрения данного вопроса на предыдущем съезде, продолжается повсеместно практика привлечения к ответственности руководителей муниципалитетов за непринятие мер по содержанию имущества.
Так, в течение 2008 года только в Дмитриевском районе 19 глав сельсоветов привлекались к ответственности за непринятие мер по содержанию имущества: в Мантуровском 16, в Поныровском 12, и этот список можно было бы продолжить.
Хочется вновь спросить, где были эти органы, когда это имущество в течение десяти - пятнадцати последних лет должным образом не содержалось, или где они были, когда это имущество передавалось без соответствующей документации. И дело не только в уплате штрафа, хотя и это - сумма не маленькая при нынешней зарплате глав сельских поселений. Наши коллеги в своем большинстве ответственные люди, имеющие заслуженный авторитет, и для них, крайне неприятно оказаться без вины виноватыми, чувствовать бессилие в данной ситуации. Возьмем ситуацию с лицензией на водоснабжение поселений. Эта история сейчас, так или иначе, разрешается, но ситуация налицо: нет лицензии - плати штраф. А для получения лицензии нужны деньги, и большие.
Несколько другой подход обозначился в отношении скотомогильников. Все они находятся на территории муниципальных образований, и мы понимаем необходимость мер по обеспечению их безопасности, соблюдения всех экологических норм. А правоохранительные органы, нередко не разобравшись, что ими пользуются конкретные хозяйственники, требуют принятия скотомогильников на баланс сельского совета, что естественно влечет затраты в несколько сотен тысяч рублей на их обустройство и содержание. Спасибо, как говорится, Фемиде, которая поддержала в отдельных случаях сельские советы, разобравшись в вопросе, чьи же все-таки скотомогильники. Конечно, нашим главам надо этот вопрос решать вместе с хозяйственниками, если нужно, через Собрания депутатов определиться, что и как надо делать.
Одной из самых проблемных тем работы муниципалитетов является жилищно-коммунальное хозяйство. В настоящее время из федерального бюджета на поддержание этой системы выделяются немалые средства. Комитетом ЖКХ области совместно с муниципалитетами проделана большая работа по подготовке необходимой документации и защите наших предложений в Москве.
По программе модернизации инженерной и коммунальной инфраструктур на 2008 год запланировано освоить 131,5 млн. рублей, из них федеральных - 91,5 млн. руб.
Лучше, чем у других, эта работа организована в муниципальных образованиях "Г. Льгов", "Г. Курчатов".
Вторая программа - это проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Запланировано освоить в 2008 году 402 млн. рублей федеральных денег, 75 млн. рублей областных, 84 млн. рублей местных. Активно участвуют в этой программе в пос. Прямицыно и Глушково, в г. Фатеже и др.
Однако в ряде мест прямо-таки кричащая обстановка. Так, в городах Дмитриеве и Судже на сегодняшний день много жилья, требующего капитального ремонта, а в г. Дмитриеве (глава Георгиев В.Е.) еще и много жилья в аварийном состоянии. А сбор документов, их подготовка для Москвы ведется слабо. Это неправильно. Уходят на сторону живые деньги.
При этом известно, что для решения этих задач необходимо выполнение определенных условий, обозначенных фондом развития и содействия ЖКХ, то есть следует подготовить необходимые материалы и представить справки о выполнении данных условий. Однако МО деньги просят, но не представляют необходимые документы в областной комитет ЖКХ и Минэкономразвитие, с чем, конечно, мириться нельзя.
Сейчас самая главная задача - рациональное использование выделенных средств. Конечно, к этой работе будут привлечены специалисты, не останутся в стороне контролирующие и надзорные органы. Вместе с тем, было бы правильно подключить к этой работе широкий актив населения, проживающего в ремонтируемых домах. Это будет самой лучшей общественной инициативой органов местного самоуправления. Кто, как не сами жильцы, смогут по-настоящему оценить и постоянно контролировать ход ремонтных работ. Здесь нужно решительно бороться с иждивенчеством. Надо честно сказать людям, что, пожалуй, это последняя возможность провести ремонт с помощью государства, дальше жилец будет рассчитывать только на собственные силы.

Уважаемые коллеги!

Успех муниципальной реформы во многом зависит от депутатов выборных муниципальных органов и муниципальных служащих. Люди, посвятившие себя служению народу на одном из самых сложных участков социального управления, заслуживают всемерного уважения и поощрения. Нам каждый день приходится глаза в глаза смотреть доверившим тебе людям и отвечать за все, что происходит вокруг. И наша задача - повышать активность депутатов в работе с населением. Высокой оценкой труда руководителей и муниципальных служащих являются награды Администрации области, награждение лучших муниципальных служащих в рамках проводимых нами конкурсов.
Средства массовой информации уже сообщали о победителях конкурсов. Сегодня им будут вручены награды. Конкурс будет продолжаться, и надо активнее в нем участвовать.
Одной из главных проблем остается работа с кадрами.
Считаю, что в большинстве своем кадры, работающие в муниципалитетах, успешно реализуют возложенные на их плечи полномочия. Об этом говоря и итоги вышеназванного конкурса. Вместе с тем, хочется обратить внимание на проблемы в этой сфере. Мы с вами проработали почти год после выборов 2 марта. Время бежит быстро, и надо держать ответ перед населением за то, что сделано и то, что не сделано, и почему. В этой связи нам необходимо постоянно анализировать наши предвыборные заявления, чтобы настойчиво решать жизненно важные проблемы.
Все вы являетесь участниками проходящих регулярно семинаров в двух вузах города. На наш взгляд, это обновляет ваши знания, а обмен опытом работы позволяет брать на вооружение все передовое, что есть в других местных советах.
Совместно с комитетом Администрации области по работе с территориями и общественными организациями мы и дальше по перспективному плану будем организовывать вашу учебу. Предложения по ее улучшению будут учитываться.
Нас тревожит сменяемость среди глав муниципалитетов. На выборах 2 марта сменилось 147 глав муниципальных образований. Причин тут много. Мы их называли. Но уже после выборов ушли четверо, то есть переоценили свои силы и не смогли справиться с бременем проблем. К сожалению, приходится говорить и о встречающихся среди глав муниципалитетов настроениях пессимизма и, как бы это поточнее выразится, "чувстве обманутых надежд". А ведь, как правильно подмечено Губернатором области А.Н. Михайловым, "если пришел работать главой - значит, работай. Не можешь - уйди". Многие - без высшего образования, значит, надо учиться. Нам всем надо понимать, что нам выпала доля фактически первопроходцев в муниципальной реформе, что нет другого человека, который бы решил жизнью поставленные задачи. Нам требуется терпение и понимание стоящих задач. Надо только не отступать от основополагающих принципов самоуправления и отстаивать свои права и права населения. Как известно, подписан Указ Президента Российской Федерации "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", утвержден перечень показателей, сроки предоставления и обнародования ежегодного доклада о положении дел. Нам необходимо начать планомерную работу по участию в этой работе.
Как показывает практика, большим пробелом в деятельности кадров муниципалитетов является недооценка правовой работы. Это не случайно. Среди нас много людей с сельскохозяйственным, техническим, гуманитарным образованием. Каждый из нас имеет большой навык работы с людьми, организаторские навыки. Но юридическая подготовка очень слабая. Поэтому мы, с одной стороны, допускаем ошибки при принятии решений, с другой - пасуем перед многими государственными и проверяющими органами. Не можем найти должной аргументации. У многих сложилась боязнь отстаивания своих прав и прав населения в судах. А ведь в обращении в суд нет ничего постыдного. Это элемент правового общества, как принято говорить - третья власть, и надо умело пользоваться этой возможностью. По отдельным делам в текущем году в судах Льговского и Конышевского районов поддержали позицию сельсоветов. Большую помощь муниципалитетам оказывают работники Администрации области, юристы нашего Совета. На одном из заседаний Правления мы специально рассмотрим вопрос совершенствования этой работы.
Многие главы знают, что активно работает консультационный пункт при Правлении Совета. В течение года мы провели около 300 консультаций по различным правовым и финансовым вопросам деятельности муниципалитетов. Эта работа будет продолжаться.
В помощь главам изданы 5 выпусков методических рекомендаций по широкому кругу вопросов: по оформлению прав на земельные участки, по вопросам жилищного законодательства, по совершению нотариальных действий и другим полномочиям органов местного самоуправления.
Регулярно Совет МО освещает свою деятельность на страницах СМИ г. Курска и области под рубрикой "Местное самоуправление". Ежегодно совместно с журналом "Курские ведомости" проводится областной конкурс городских и районных СМИ "Власть на местах в ответе за все". В январе наступающего года будут подведены итоги конкурса за 2008 год.

Уважаемые коллеги!

Как Вы знаете, во исполнение постановления Губернатора Курской области от 24 марта т.г. № 146 "О содействии органам местного самоуправления по вопросам территориального устройства Курской области" работает рабочая группа. После заслушивания предложений глав районов этот вопрос три раза рассматривался на заседании Административной комиссии, на заседании Экспертного совета по вопросам государственной и муниципальной службы.
Проблемам преобразования (объединения) посвящена была также пресс-конференция для журналистов, состоявшаяся 10 октября 2008 года, в которой участвовали члены рабочей группы (А.Н. Рукин, заместитель председателя комитета финансов С.Н. Вялых, глава Суджанского района И.Н. Ильин, научные работники - специалисты в области государственного и муниципального управления Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, государственного технического университета.
Материалы по итогам обсуждения были опубликованы в газете "Курская правда", в еженедельнике "Курск", транслировались по каналам регионального телевидения.
По этой проблеме в различных СМИ выступали главы районов, сельских поселений. Как видно, этот вопрос тщательно прорабатывается. В наступающем году эта работа будет продолжена.
Отдельно хочу обратить внимание делегатов на работу по предупреждению коррупционных правонарушений среди муниципальных служащих. Это одна из приоритетных задач в нашей деятельности. Необходимо каждому осознать, что это не очередная кампания. Сама логика процесса развития нашего общества, как, впрочем, и любого другого, требует от нас наведения здесь должного порядка, иначе многие наши начинания и устремления могут свестись на нет. В области многое делается по этому направлению: работает Совет по реализации антикоррупционной политики, утверждена областная программа по реализации стратегии антикоррупционной политики. Во всех муниципальных районах приняты аналогичные программы, действуют рабочие группы. Вместе с тем, анализ состояния преступности в этой сфере говорит о необходимости активизировать предупредительную работу, так как в области за различные преступления привлечены к уголовной ответственности несколько глав поселений и 2 главы муниципальных районов - Курского и Солнцевского. Мы совместно с отделом по реализации антикоррупционной политики Администрации области разработали ряд предложений для муниципалитетов по организации этой работы и после съезда на заседании Правления Совета эти меры рассмотрим для проведения практической работы.
В соответствии с Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и нашим решением мы являемся соучредителями Единого общероссийского объединения муниципальных образований (Конгресса). Наши представители регулярно участвуют во всех мероприятиях, проводимых Конгрессом. Нами были направлены в дирекцию Общероссийского объединения предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации по ряду актуальных вопросов деятельности муниципалитетов. Мы - участники проекта общероссийского сайта муниципальных образований. Считаю, что нам совместно с президиумом российского объединения надо искать формы как взаимного обмена опытом, так и способов реализации насущных проблем муниципалитетов через российские институты власти.
На третьем съезде - предложение об усилении взаимодействия наших муниципальных образований с муниципальными образованиями других субъектов Российской Федерации с целью изучения и распространения передового опыта муниципального управления. Выполняя данное поручение съезда, в течение года состоялись встречи с делегациями муниципалитетов и представителей органов региональной власти Астраханской, Орловской, Смоленской, Брянской, Белгородской областей. В ходе проведения встреч состоялся обмен опытом работы органов местного самоуправления, форм и методов работы в новых условиях.
Необходимо и дальше настойчиво искать пути улучшения работы, активного внедрения передового опыта в практику.
Завершая доклад, хочу еще раз подчеркнуть, что, несмотря на всю противоречивость процесса становления местного самоуправления, на сегодняшний день можно говорить, что местное самоуправление в его обновленном виде укрепляется и уверенно набирает силу. Нам необходимо продолжить эту работу, совершенствовать механизмы функционирования этого института с тем, чтобы местное самоуправление было и важнейшим органом публичной власти, и важнейшим институтом формирования гражданского общества, привлечения граждан к управлению делами государства. Именно через этот самый близкий к гражданам институт открываются максимальные возможности для реализации права граждан на управление делами государства, в конечном счете, улучшения повседневной жизни каждого курянина.
Спасибо за внимание!



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru