Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 марта 2009 г. по делу № А73-852/2009

Резолютивная часть решения оглашена 04.03.2009 г.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе: председательствующего судьи Шальневой О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Милосердовой А.Ю.
рассмотрев в заседании суда дело по иску Муниципального учреждения здравоохранения "Районная больница № 1" с. Богородское
к Министерству финансов Российской Федерации, Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования,
о взыскании 439 673,23 рублей
третье лицо: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
При участии в судебном заседании:
от истца - Ч., по дов. от 02.03.2009 г.;
от ответчиков - ХФОМС - С. по доверенности № 93-08 от 30.12.08 года, МФ РФ - не явились;
от третьего лица - не явились;
О месте и времени судебного заседания стороны и третье лицо уведомлены надлежащим образом, в порядке ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия представителей ответчиков и третьего лица.

установил:

Муниципальное учреждение здравоохранения "Районная больница № 1" с. Богородское обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Министерства финансов РФ убытков в размере 439 673,23 рублей, возникших у истца в результате выполнения Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года № 461.
Зафиксированным в протоколе судебного заседания определением, при отсутствии возражений участвующих в деле лиц, на основании п. 4 ст. 137 АПК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ № 65 от 20.12.06, суд завершил предварительное заседание и перешел к судебному разбирательству дела.
По существу заявленных требований представитель истца иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик - Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования согласно отзыву и объяснениям представителя в судебном заседании иск также не признал, в обоснование указал на то обстоятельство, что ответчик осуществляет целевое финансовое обеспечение государственного задания на основании утвержденного Правительством Российской Федерации типового договора, в связи с чем причинно - следственная связь между действиями фонда и наступившими для истца последствиями в виде убытков отсутствует, просит от ответственности освободить.
Ответчик Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление поддерживает позицию Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования, и считает, что убытки должны быть взысканы с казны РФ.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года № 461 постановлением Правительства Хабаровского края от 02 марта 2006 года № 21-пр утверждена Территориальная программа государственных гарантий граждан Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2006 год.
Во исполнение указанных нормативных правовых актов 27 января 2006 года между Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования и истцом - Муниципальным учреждением здравоохранения "Районная больница № 1" с. Богородское заключен договор б/н, на основании которого в 2006 году врачами-педиатрами участковыми, медицинскими сестрами врачей педиатров-участковых оказывалась гражданам дополнительная медицинская помощь.
Судом установлено, что в течение 2006 года МУЗ "Районная больница № 1" с. Богородское в соответствии с условиями данного договора предоставляло дополнительную медицинскую помощь в соответствии с указанной Программой, что подтверждается дополнительными соглашениями к трудовым договорам об увеличении объема работы, выполняемой медицинскими работниками; расчетами возмещения расходов (сумм превышения) по выплате отпускных медицинским работникам.
Истец, полагая, что Российская Федерация приняла федеральный закон о бюджете Федерального фонда медицинского страхования на 2006 год без учета расходов на дополнительные денежные выплаты, гарантии медицинским работникам, предусмотренные статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, обратился с настоящими требованиями в суд.
В соответствии с разделом IV Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 461, на территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета предоставляется дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 № 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" (далее - Закон № 171-ФЗ) предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.
Частью 3 статьи 9 Закона № 171-ФЗ в составе бюджета Фонда утвержден фонд компенсаций на реализацию полномочий по финансовому обеспечению государственного задания, предусмотренного частью 1 указанной статьи. Средства из фонда компенсаций предоставляются в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования.
Согласно части 4 статьи 9 Закона № 171-ФЗ средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в части 1 настоящей статьи. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10,0 тыс. рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5,0 тыс. рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленные настоящей статьей денежные выплаты выплачиваются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, включает средства на указанные денежные выплаты и коэффициенты, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В силу части 4 статьи 9 Закона № 171-ФЗ территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют целевое финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, на основании договоров на выполнение государственного задания, заключаемых с учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 851 утверждены Правила предоставления в 2006 году (соответственно) субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их: отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - Правила на 2006 год).
В пункте 6 Правил на 2006 года определены условия, при которых территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций учреждениям здравоохранения для выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 году установлен Законом № 171-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 851, которыми определены не только категории медицинских работников, получающих дополнительные выплаты, размер выплат, но и их назначение. Указанными нормативными актами не предусмотрено финансирование дополнительных расходов медицинских учреждений в связи с увеличением среднего заработка медицинских работников.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2006 № 2131-РХ денежные выплаты врачам и медсестрам первичного звена, осуществляемые в рамках национального проекта в сфере здравоохранения, являются надбавками стимулирующего характера, т.е. частью заработной платы и выплачиваются за дополнительный объем работы, их следует учитывать при оплате больничных листков, а также при исчислении средней заработной платы для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (отпуска, командировки, повышение квалификации и т.д.) в порядке, установленном законодательством.
В связи с тем, что в составе субвенций, перечисляемых Федеральным фондом медицинского страхования в 2006 году не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, у истца возникли убытки.
Предъявленные к взысканию истцом расходы представляют собой дополнительные расходы лечебного учреждения, связанные с увеличением среднего заработка работников и возникшие в рамках трудовых отношений при выполнении дополнительных обязанностей. Медицинским работникам, выполнявшим в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, лечебным учреждением начислена средняя заработная плата за период их нахождения в отпуске, командировке, курсах повышения квалификации, в период временной нетрудоспособности, но не выплачена в полном объеме из-за отсутствия источника финансирования указанных затрат. Денежные средства, передаваемые Территориальным фондами медицинского страхования в указанный период в виде субвенций, не включали в себя расходы на оплату отпусков, командировок и иных периодов, в течение которых за работниками сохраняется средняя заработная плата.
Поскольку законодателем в указанный период не определен источник финансирования дополнительных расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания, и субвенции на данные цели Федеральному фонду обязательного медицинского страхования из бюджета Российской Федерации в указанный период не перечислялись, суд находит необходимым в удовлетворении иска за счет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Хабаровского края отказать, взыскав убытки с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 21 Бюджетного кодекса РФ определено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета устанавливается законом о федеральном бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В приложении № 10 Федерального закона от 26.12.05 года № 189 ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" главным распорядителем дотаций бюджету ФФОМС на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, медицинским сестрам соответствующих врачей, подлежащим включению в Федеральный регистр медицинских работников определено Министерство финансов РФ.
ФФОМС и Территориальный фонд не наделены полномочиями по оплате предъявленных истцом убытков лечебного учреждения, связанных с увеличением среднего заработка работников, возникших в рамках трудовых отношений при выполнении ими дополнительных обязанностей.
Следовательно, оснований для привлечения к ответственности в форме возмещения истцу убытков Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования не имеется.
Правильность расчета, произведенного истцом, подтверждена материалами дела. Истцом представлен расчет по каждому врачу и медицинской сестре, выполняющим государственное задание на основании соглашения, и в расчете указаны суммы, которые начислены работникам, но не выплачены.
При этом ответчиками расчет истца оспорен не был.
Обоснованно также включение истцом в состав убытков сумм единого социального налога.
В соответствии со ст. 235 Налогового кодекса, налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам.
Объектом налогообложения для налогоплательщиков, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Налоговая база налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Таким образом, истец, получив денежные средства для последующей оплаты в пользу физических лиц, обязан, в силу вышеуказанных норм, самостоятельно исчислить и перечислить единый социальный налог в соответствующий бюджет.
Арбитражный суд не является органом, контролирующим правильность исчисления и перечисления налогов и обязательных платежей в бюджет. В случае неисполнения такой обязанности истцом он может быть в установленном порядке привлечен к налоговой ответственности.
С учетом изложенного, подлежат взысканию в пользу МУЗ "Районная больница № 1" с. Богородское за счет казны Российской Федерации 439 673,23 рублей убытков.
При решении вопроса о распределении судебных расходов, суд учитывает, что Министерство финансов Российской Федерации освобождено от уплаты госпошлины в соответствии с пп. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ, следовательно, госпошлина, уплаченная истцом при обращении в суд подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Муниципального учреждения здравоохранения "Районная больница № 1" с. Богородское убытки в размере 439 673,23 рублей.
В иске к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования, - отказать.
Возвратить Муниципальному учреждению здравоохранения "Районная больница № 1" с. Богородское из федерального бюджета госпошлину в сумме 10 293,46 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья
О.В.ШАЛЬНЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru