Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2009 г. по делу № А76-6262/2009-61-78

Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2009 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 мая 2009 года
Арбитражный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Т.В. Тиуновой, судей Г.С. Щукиной, В.В. Вагановой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Скорыниным Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Челябинской области
к Администрации города Челябинска
о признании недействующим нормативного правового акта - Постановления Главы г. Челябинска от 26.03.2009 № 45-П "О мерах по сохранению автомобильных дорог местного значения в границах Челябинского городского округа в весенний период 2009 года", а также утвержденный им Порядок финансирования расходов, связанных с ограничением движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования местного значения в границах Челябинского городского округа в весенний период с 1 апреля по 15 мая 2009 года и выдачей соответствующих пропусков
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: К.Р.М. - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратуры Челябинской области, удостоверение ТО № 070919
от ответчика: К.Л.Н. - главного специалиста правового управления по доверенности от 18.03.2009 № 05-418

установил:

прокурор Челябинской области (далее - заявитель) обратился с заявлением в Арбитражный суд Челябинской области о признании недействующим Постановления Главы г. Челябинска от 26.03.2009 № 45-п "О мерах по сохранению автомобильных дорог местного значения в границах Челябинского городского округа в весенний период 2009 года" и утвержденного им Порядка финансирования расходов, связанных с ограничением движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования местного значения в границах Челябинского городского округа в весенний период с 1 апреля по 15 мая 2009 года и выдачей соответствующих пропусков.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 2 - 6). Пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 № 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловеснее грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования", Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Налогового кодекса Российской Федерации. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы местного самоуправления не могут самостоятельно устанавливать порядок перевозки автомобильным транспортном крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов, пока не принят правовой акт Правительством Российской Федерации. По мнению заявителя, налоговым законодательством не предусмотрено установление дополнительных, не закрепленных федеральным законодательством, налогов и сборов.
Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, безопасности дорожного движения, а также компенсации вреда, наносимого дорожному покрытию тяжеловесными грузовыми автотранспортными средствами в период весенней распутицы, установленная плата не является налоговым платежом.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Челябинской городской Думой четвертого созыва 26.03.2009 было принято решение № 2/2 "О возмещении вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования местного значения в границах Челябинского городского округа транспортными средствами с разрешенной максимальной массой более 11 тонн в весенний период 2009 года" (л.д. 12). Указанным решением со ссылкой на Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Устав г. Челябинска с 1 апреля по 15 мая 2009 года введено взимание компенсации вреда, причиняемого автомобильным дорогам, с владельцев или пользователей автомобильного транспорта с разрешенной максимальной массой более 11 тонн при проезде по автомобильным дорогам общего пользования, расположенным в границах Челябинского городского округа, имеющим твердое покрытие; установлено, что размер компенсации, а также порядок финансирования расходов, связанных с ограничением движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования в границах Челябинского городского округа устанавливается правовым актом главы города Челябинска; на Управление дорожного хозяйства возложена обязанность организовать выполнение работ по ограничению движения и выдаче пропусков с правом привлечения специализированных организаций, обеспечить внесение компенсации вреда в бюджет города в полном объеме.
Указанное решение было опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" от 27.03.2009 № 55.
На основании указанного решения 26.03.2009 Главой г. Челябинска издано Постановление № 45-П "О мерах по сохранению автомобильных дорог местного значения в границах Челябинского городского округа в весенний период 2009 года" с приложением о Порядке финансирования расходов, связанных с ограничением движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования местного значения в границах Челябинского городского округа в весенний период с 1 апреля по 15 мая 2009 года и выдачей соответствующих пропусков (л.д. 7). В соответствии с данным Постановлением на период с 1 апреля по 15 мая 2009 года был ограничен проезд транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 11 тонн по автомобильным дорогам общего пользования местного значения в границах Челябинского городского округа, имеющим твердое покрытие; движение разрешено осуществлять только по специальным пропускам; установлен перечень транспортных средств, проезд которых разрешен без пропусков; установлено, что компенсация вреда осуществляется в порядке, установленном Челябинской городской Думой и перечисляется в бюджет города Челябинска через единый казначейский счет УФК по Челябинской области; установлен размер компенсационной стоимости вреда; на Управление дорожного хозяйства возложена обязанность обеспечить выполнение работ, связанных с ограничением движения транспортных средств, оформлением и выдачей соответствующих пропусков.
Постановлением Главы города Челябинска от 03.04.2009 № 49-П "Об отмене Постановления Главы города Челябинска от 26.03.2009 № 45-П" оспариваемое Постановление отменено (л.д. 56).

В документе, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.

Постановление Главы города Челябинска от 03.04.2009 № 49-П "Об отмене Постановления Главы города Челябинска от 26.03.2009 № 45-П" опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" от 08.04.2009 (л.д. ***).

В документе, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.

Согласно письму МУП "Городская техническая инспекция Администрации г. Челябинска" от 13.05.2009 № 909/03 во исполнение Постановления Главы города от 26.03.2009 № 45-П за период с 1 по 3 апреля 2009 года было выдано пропусков на 5734860 рублей, по состоянию на 07.05.2009 на основании письменных обращений получателям пропусков возвращены денежные средства в размере 2570200 рублей (л.д. ***).
Полагая, что Постановление Главы города Челябинска от 26.03.2009 № 45-П "О мерах по сохранению автомобильных дорог местного значения в границах Челябинского городского округа в весенний период 2009 года" нарушает интересы муниципального образования, а также субъектов предпринимательской деятельности, возлагает на них дополнительные обязанности по оплате незаконно установленных сборов, платежей, препятствует осуществлению предпринимательской деятельности на территории муниципального образования, прокурор Челябинской области обратился в Арбитражный суд Челябинской области с требованием о признании указанного правового акта недействующим.
В силу ч. 2 ст. 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В силу ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Устава г. Челябинска структуру органов местного самоуправления города Челябинска составляют, в том числе: Глава муниципального образования - Глава города Челябинска, который в силу ст. 35 Устава г. Челябинска наделен полномочиями по изданию постановлений в пределах своих полномочий по решению вопросов местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Челябинской области.
Решением Челябинской городской Думы от 21.06.2005 № 4/2 утверждено Положение о правовых актах Челябинской городской Думы и Главы города Челябинска (далее - Положение о правовых актах).
В соответствии со ст. 1.2.1.2, 4.1.2 Положения о правовых актах постановление Главы города - нормативный правовой акт, издаваемый Главой города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. постановления Главы города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Действие правовых актов городского самоуправления в силу ч. 1 ст. 4.2.2 Положения о правовых актах распространяется на деятельность расположенных на территории города предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм, их должностных лиц, а также органов городского самоуправления и граждан.
Правовой акт городского самоуправления может быть отменен или признан утратившим силу городской Думой или Главой города, принявшими этот правовой акт, а также может быть признан недействительным по решению суда (ст. 4.3.2 Устава г. Челябинска).
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемое Постановление подпадает под признаки нормативного правового акта, поскольку оно устанавливает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом, имеет сферу действия в границах всего муниципального образования - города Челябинска.
В соответствии с пунктом 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", а также на основании статей 27, 29 АПК РФ требования заявителя относятся к подведомственности арбитражного суда.
В соответствии с п.п. "б", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 73 Конституции Российской Федерации установлено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов при обеспечении безопасности дорожного движения, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно статье 5 вышеуказанного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в числе прочих мероприятий посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, а также посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Как следует из статьи 4 Закона о безопасности дорожного движения в систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения включены законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 14 Закона о безопасности дорожного движения временное ограничение или прекращение движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах своей компетенции. Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон об автомобильных дорогах) регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность). При этом действие Закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения (ст. 1 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах).
Законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 4 Закона об автомобильных дорогах).
При этом в силу ч. 2 ст. 4 Закона об автомобильных дорогах отношения, указанные в статье 1 Закона, могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

]]>
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (ч. 6 ст. 4 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии с пп. 5 ч. 1 ст. 9 Устава г. Челябинска к вопросам местного значения города Челябинска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Челябинского городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 13, 14 ст. 11 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - транспортные средства, осуществляющие перевозки крупногабаритных грузов), порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; установление порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
В соответствии со ст. 13 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе:
- осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
- принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения и о прекращении такого использования;
- определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
- определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
В соответствии со ст. 17 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ч. 1). Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч. 2).
При этом в силу ч. 1 ст. 30 Закона об автомобильных дорогах временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 30 Закона об автомобильных дорогах).
Движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи (ч. 1 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах).
Для получения специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, требуется, в том числе возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи (ч. 3 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах), в соответствии с которой порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 6 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах, за выдачу специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч. 7 ст. 31 Закона об автомобильных дорогах).
Таким образом, принятие органами местного самоуправления нормативных правовых актов по вопросам дорожной деятельности, охраны автомобильных дорог законодательством не предусмотрено.
В целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26.09.1995 № 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования".
Согласно вышеназванному Постановлению порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации определяется Инструкцией, утвержденной 27.05.1996 Министром транспорта Российской Федерации и согласованной с Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция).
Пунктом 1.1 Инструкции предусмотрено, что Инструкция регулирует порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов.
В силу пунктов 1.4, 2.1, 2.4 Инструкции, Приложения № 3 к Инструкции предусмотрено, что перевозка по дорогам субъектов Российской Федерации крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляется только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Инструкцией, территориальными органами управления дорожным хозяйством по месту нахождения транспортного средства перевозчика. При этом с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, согласно пункту 1.6 Инструкции взимается плата за ущерб, наносимый транспортными средствами дорогам.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 11.03.2008 № 60 установлено ограничение движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющимся собственностью Челябинской области (далее именуются - областные автодороги), механическим транспортным средствам и транспортным средствам с разрешенной максимальной массой более 11 тонн с 1 апреля 2008 года до полного просыхания земляного полотна, но не более 45 суток (п. 1). Установлено, что взимание платы за выдачу разрешений производится в соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области от 14.12.2005 г. № 447 "О взимании платы с владельцев или пользователей транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования Челябинской области" (п. 4).
Таким образом, судом установлено, что ни федеральным законодательством, ни законодательством Челябинской области не предусмотрено право органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов, в том числе не предусмотрено право органов местного самоуправления самостоятельно взимать плату за ущерб, наносимый транспортными средствами дорогам.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии со ст. 3 Устава города Челябинска, зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 20.03.2007 № RU743150002007001, границы территории Челябинского городского округа как муниципального образования совпадают с чертой города Челябинска как населенного пункта. Границы территории Челябинского городского округа устанавливаются законом Челябинской области. Граница городского округа определяет территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.
Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт устанавливает дополнительные платежи, сборы, обязательность уплаты которых не предусмотрена федеральным законодательством.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 57 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, Перечень которых и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая представление определенных прав и выдачу разрешений (лицензии).
Статьей 15 Налогового кодекса РФ установлены виды налогов, подлежащих взиманию на территории Российской Федерации органами местного самоуправления: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Налогового кодекса РФ не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом деятельности физических лиц и организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом в силу ст. 333.17 НК РФ организации и физические лица признаются плательщиками, в том числе в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой.
Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме (ч. 3 ст. 333.18 НК РФ).
Статьей 52 Закона об автомобильных дорогах пункт 1 статьи 333.33 НК РФ был дополнен пунктом 86, в соответствии с которым с 01.01.2008 установлен размер государственной пошлины уплачиваемой за выдачу специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки (за исключением транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки) тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов в сумме 500 рублей.
В сохраняющем свою силу Постановлении от 17.07.1998 № 22-П Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что поскольку согласно принципу разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) определение состава доходов и расходов бюджета традиционно относится к сфере законодательного регулирования, а плата за провоз тяжеловесных грузов является одним из источников пополнения публичных финансов, взимание такой платы допустимо, только если оно санкционируется федеральным законодателем; это вытекает из смысла положений, содержащихся в статьях 35 и 55 (ч. 3) Конституции РФ.
В соответствии со ст. 4.3.1 Положения о правовых актах правовой акт городского самоуправления прекращает свое действие, в том числе в случае истечения срока, на который был принят правовой акт.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 12.07.2006 г. № 182-О, прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически приводило бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу, - утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений частей 4 и 5 статьи 195 АПК Российской Федерации, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (статья 13 ГК Российской Федерации). Поэтому суд, имея в виду, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан, при оценке значения факта утраты силы оспариваемым нормативным правовым актом для дальнейшего движения дела не может быть связан этим фактом.
Положения части 5 статьи 195 АПК РФ во взаимосвязи с пунктом 1 части 1 статьи 150 и статьей 192 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами (Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 182-О).
Пунктом 8 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах определено понятие пользователя автомобильными дорогами, под которым понимаются физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.
При этом, в силу ст. 27 Закона об автомобильных дорогах право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ч. 1). Использование автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч. 2).
Пользователи автомобильными дорогами в соответствии со ст. 28 Закона об автомобильных дорогах имеют право, в том числе свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Указанной норме корреспондируют положения, закрепленные пп. 2 ч. 1 ст. 29 Закона об автомобильных дорогах, в соответствии с которым пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Оспариваемое Постановление отменено Постановлением Главы города Челябинска от 03.04.2009 № 49-П. Однако заявление подано в период действия оспариваемого нормативного правового акта - 02.04.2009 (л.д. 2).
Таким образом, оспариваемым Постановлением фактически введены дополнительные ограничения по передвижению тяжеловесного автотранспорта, введен дополнительный сбор.
Суд приходит к выводу о том, что Постановлением Главы города Челябинска нарушен принцип единства экономического пространства, который предусмотрен статьей 8 Конституции РФ, чем созданы препятствия для экономической деятельности предприятий и организаций, что повлекло за собой нарушения прав и законных интересов организаций и физических лиц, которым за время действия оспариваемого Постановления были выданы за плату специальные пропуска для проезда автомобильного транспорта с разрешенной максимальной массой более 11 тонн, на сумму 5734860 рублей.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Постановление Главы города Челябинска от 26.03.2009 № 45-П "О мерах по сохранению автомобильных дорог местного значения в границах Челябинского городского округа в весенний период 2009 года" не соответствует положениям Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Налогового кодекса РФ.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается для организаций в размере 2000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 333.37 НК РФ прокурор от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобожден.
Согласно ч. 3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь ч. 1 ст. 52, ст.ст. 110, 167 - 170, 176, 194, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

требования Прокурора Челябинской области, удовлетворить.
Признать недействующим Постановление Главы города Челябинска от 26.03.2009 № 45-П "О мерах по сохранению автомобильных дорог местного значения в границах Челябинского городского округа в весенний период 2009 года" с приложением о Порядке финансирования расходов, связанных с ограничением движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования местного значения в границах Челябинского городского округа в весенний период с 1 апреля по 15 мая 2009 года и выдачей соответствующих пропусков, как не соответствующее ст.ст. 1, 4, 14 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст.ст. 30, 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", ст. 16 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст. 3, 8, 12, 15 Налогового кодекса РФ.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Т.В.ТИУНОВА

Судьи
Г.С.ЩУКИНА
В.В.ВАГАНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru