Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


ПРЕЗИДИУМ ИВАНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2009 г. по делу № 44г-39/09

Президиум Ивановского областного суда в составе:
Председателя президиума Уланова В.А.,
членов президиума: Соловьева В.Л., Прозорова П.И., Кириченко О.Т., Неупокоевой Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании надзорную жалобу С. на решение Октябрьского районного суда гор. Иваново от 22 декабря 2008 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 4 марта 2009 года по делу по иску С. к Управлению внутренних дел Ивановской области о перерасчете размера назначенной пенсии,
Заслушав доклад по делу судьи Кириченко О.Т., пояснения С., президиум

установил:

С. обратилась в Октябрьский районный суд гор. Иваново с иском к Управлению внутренних дел Ивановской области о перерасчете размера назначенной пенсии.
Требования мотивированы следующим.
Приказом МЧС России от 31 декабря 2004 года С. - полковник внутренней службы, заместитель начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ивановской области - начальник Управления кадровой, воспитательной работы и профессиональной подготовки освобождена от занимаемой должности и назначена в связи с организационно-штатными мероприятиями на должность начальника Управления кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления МЧС России по Ивановской области с сохранением должностного оклада по ранее занимаемой должности. На день перемещения ее выслуга лет составляла 23 года 1 месяц 11 дней.
20 ноября 2008 года истица уволена из Государственной противопожарной службы МЧС России, и с 21 ноября 2008 года ей назначена пенсия с оклада по штатной должности, а не сохраненного оклада, который она получала по день увольнения.
С. просила обязать ответчика произвести начисление пенсии из должностного оклада в размере 5373 руб., который она фактически получала.
Решением суда от 22 декабря 2008 года в иске отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 4 марта 2009 года решение оставлено без изменения.
С. с судебными постановлениями не согласна, 8 апреля 2009 года в президиум Ивановского областного суда поступила надзорная жалоба, в которой истица просит отменить решение суда и кассационное определение в связи с нарушением норм материального права.
В надзорной жалобе заявитель обращает внимание на положения подпункта "б" пункта 9 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ", которым руководствовался суд, и полагает, что в данном случае эти положения не применимы, поскольку данная норма касается лиц, не имеющих на день перемещения выслугу 15 и более лет, не получающих сохраненный по прежней должности оклад.
С. акцентирует внимание на п. 8 Постановления № 941, согласно которому пенсия уволенным с Государственной противопожарной службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава исчисляется из суммы их денежного довольствия с повышением этого денежного довольствия на день назначения или пересчета им пенсии.
В жалобе указывается и на то, что приказом Министра МЧС России от 31 декабря 2004 года С. назначена на должность и этим же приказом истице установлен по ее штатной должности оклад в сумме 3108 руб., размер которого с учетом индексации на день увольнения составил 5 373 руб. Именно с этой должности и с этого оклада истица уволена, другой оклад ей не устанавливался и в денежное довольствие не входил.
По запросу судьи от 10 апреля 2009 года гражданское дело поступило в Ивановский областной суд 17 апреля 2009 года.
Определением судьи Ивановского областного суда от 5 июня 2009 года надзорная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Ивановского областного суда.
Проверив материалы гражданского дела, доводы надзорной жалобы, президиум находит судебные постановления подлежащими отмене в связи с существенным нарушением норм материального права.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что истица на должности с большим окладом проработала менее трех лет, ее увольнение с этой должности не связано с состоянием здоровья или возрастом, ее перевод на нижестоящую должность с сохранением ранее получаемого должностного оклада по вышестоящей должности не был осуществлен Министром внутренних дел РФ или Министром юстиции РФ.
При этом суд сослался на абзац второй подпункта "б" пункта 9 Постановления № 941, согласно которому лицам начальствующего состава в званиях полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции и выше, переведенным по решению Министра внутренних дел РФ, Министра юстиции РФ в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их со службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода.
Между тем, при вынесении решения суд не учел, что С. проходила службу в Государственной противопожарной службе, приказом Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31 декабря 2004 года назначена на нижестоящую должность с сохранением должностного оклада по ранее занимаемой должности в размере 3108 руб. в месяц в соответствии с ст. 16 Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий наделен правами и полномочиями, предоставленными Министру внутренних дел РФ в части применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в отношении подчиненных ему лиц /ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности"/.
Следовательно, 31 декабря 2004 года указанным приказом Министр РФ в пределах своих полномочий назначил истицу на нижестоящую должность и установил ей оклад по данной должности.
В силу ст. 43 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы исчисляются из их денежного довольствия. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Статьей 8 Постановления № 941 установлено, что пенсии уволенным военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в п. 9 данного Постановления, с повышением этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
В силу абзаца 1 подпункта "б" пункта 9 Постановления № 941 уволенным лицам рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, включается оклад по последней штатной должности /с учетом абзаца 2 настоящего пункта/, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
Таким образом, действующим законодательством, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходившим службу в Государственной противопожарной службе, не предусмотрено исчисление пенсии из размера оклада по штатной должности, который этим лицам никогда не устанавливался и не выплачивался.
Из дела видно, что на день увольнения С. размер ее должностного оклада составлял 5373 руб., именно из этого размера оклада был произведен расчет при увольнении истицы различных выплат, в том числе и выходного пособия. Сведений об ином размере оклада по последней штатной должности истицы материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах вывод суда о соответствии закону порядка определения размера пенсии С., которая исчислена не из фактического размера оклада по должности, установленного на момент увольнения, правильным не является.
В связи с изложенным судебные постановления не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Поскольку судом первой и второй инстанции допущена ошибка в применении норм материального права, президиум, не передавая дело для нового рассмотрения, считает возможным принять новое судебное постановление об удовлетворении исковых требований С.
Руководствуясь ст. 387, 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

отменить решение Октябрьского районного суда гор. Иваново от 22 декабря 2008 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 4 марта 2009 года по делу по иску С. к Управлению внутренних дел Ивановской области о перерасчете размера назначенной пенсии.
Принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Обязать Управление внутренних дел Ивановской области произвести расчет пенсии С. из фактического оклада по должности, установленного на момент увольнения в размере 5 373 руб.

Председатель президиума
Ивановского областного суда
УЛАНОВ В.А.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru