Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2008 г. по делу № А23-3787/08А-11-244

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2008 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 декабря 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Т." (далее - заявитель, ООО ТК "Т.", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области к Городской Управе (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" о признании недействительным распоряжения от 21.07.2008 № 8335-р "Об отмене распоряжения Городской Управы городского округа "Город Калуга" от 13.02.2008 № 1520-р "О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции ОРК027 ООО "Т." по адресу: ул. Кирова". Одновременно оно заявило ходатайство о восстановлении срока на обжалование ненормативного акта, указывая, что пропустило его по уважительной причине.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что проверка соблюдения заявителем законодательства о рекламе проведена с нарушением законодательства, что ответчиком не соблюден порядок аннулирования, признания недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и ее демонтажа, чем нарушены требования статьи 19 Федерального закона "О рекламе", в результате чего распоряжение принято ответчиком с превышением своей компетенции. По мнению заявителя, ГОСТ Р 52044-2003 подлежит применению к возникшим правоотношениям в добровольном порядке. Заявитель считает, что ответчик непредставил доказательств того, что рекламная конструкция угрожает безопасности движения автомобильного транспорта.
В судебном заседании представитель общества просил суд назначить проведение заявителем совместно с ответчиком замеров предельных расстояний установленной рекламной конструкции, заявил ходатайство об истребовании в ОГИБДД УВД по г. Калуге сведений о совершении дорожно-транспортных происшествий за период с 01.05.2006 по 01.12.2008 в связи с неправильной установкой рекламной конструкции, а также назначить экспертизу по вопросу о том, как повлияет на безопасность дорожного движения рекламная конструкция, установленная по адресу: г. Калуга, ул. Кирова.
Представитель ответчика в судебном заседании требования заявителя не признал. Считает, что разрешение на размещение спорной рекламной конструкции было выдано в нарушение пунктов 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", оспариваемое распоряжение вынесено в результате принесения протеста прокуратуры города Калуги, признанного обоснованным.
Ходатайство заявителя о восстановлении срока на обжалование ненормативного акта суд находит подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в судебном заседании, изучив и оценив представленные доказательства, суд не находит оснований удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, распоряжением Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 13.02.2008 № 1520-р ООО "Т." выдано разрешение на установку отдельно стоящей рекламной конструкции ОРК027 по адресу: ул. Кирова, площадью информационного поля 12,6 кв. м на земельном участке, находящемся в государственной собственности сроком на пять лет согласно проекту рекламоносителя (рекламы).
Распоряжением Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 21.07.2008 № 8335-р названное распоряжение отменено.
Не согласившись с данным распоряжением ООО ТК "Т." обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента - как этого требует ч. 4 ст. 19 вышеназванного Закона.
Из содержания ч. 11-13 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" следует, что к заявлению о выдаче разрешения на размещение рекламы прилагаются данные о заявителе, подтвержденное в письменной форме согласие собственника, законного владельца недвижимого имущества, сведения о территориальном размещении, внешнем виде, техническим параметрам рекламной конструкции.
В силу ч. 17 ст. 19 указанного Закона в разрешении указывается место установки рекламной конструкции.
Распоряжением Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 13.02.2008 № 1520-р ООО ТК "Т." выдано разрешение на установку отдельно стоящей рекламной конструкции ОРК027 по адресу: ул. Кирова, площадью информационного поля 12,6 кв. м на земельном участке, находящемся в государственной собственности сроком на пять лет согласно проекту рекламоносителя (рекламы).
Данное распоряжение по своей сути является разрешением на установку рекламной конструкции и принято без учета приведенных выше положений Федерального закона "О рекламе". При установке рекламных конструкций не учтены требования нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в частности, утвержденному постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст ГОСТу Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".
В соответствии с пунктами 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 расстояние от рекламной конструкции до пешеходного перехода и пересечения автомобильных дорог в одном уровне должно быть не менее 50 метров, а расстояние от края проезжей части улицы до края рекламной конструкции должно быть не менее 5 метров.
В ходе проведенной комплексной проверки с участием сотрудников ОГИБДД УВД по г. Калуге и городской Управы г. Калуги обнаружено, что рекламная конструкция по адресу: ул. Кирова, размещена обществом с нарушением требований ГОСТа Р 52044-2003, в частности пункта 6.1.
В этой связи распоряжение Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 13.02.2008 № 1520-р о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции ОРК027 ООО "Т." по адресу: ул. Кирова, изначально принято с нарушением требований Федерального закона "О рекламе" и ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", а поэтому правомерно отменено в пределах полномочий, установленных статьей 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органом его принявшим.
Судом отклоняется довод заявителя о том, что в силу части 18 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" разрешение на установку рекламных конструкций может быть аннулировано только в случаях, перечисленных в этой части, поскольку разрешение в рассматриваемом споре издано в форме распоряжения - акта органа местного самоуправления, поэтому к нему применимы положения ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которого любой муниципальный правовой акт может быть отменен органом местного самоуправления, если принят с нарушением законодательства, независимо от того принесен на него протест прокурора или нет.
Не принимается судом довод заявителя о том, что технический регламент в данной области до настоящего времени не принят, ввиду чего ГОСТ Р 52044-2003 к возникшим правоотношениям подлежит применению в добровольном порядке, ввиду следующего.
ГОСТ Р 52044-2003 устанавливает требования к способам установки средств наружной рекламы, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения и распространяется на средства наружной рекламы, размещенные в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных дорог, в городских и сельских поселениях.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 № 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, а, следовательно, и ГОСТ Р 52044-2003, установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании".
Указанное постановление Госстандарта опубликовано в ИПК Издательство стандартов, 2003 и зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 13.02.2004 за № 5546, следовательно, оно является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения.
Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, на Госавтоинспекции возложены специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, поэтому оценка влияния наружной рекламы на безопасность движения является исключительной компетенцией органов ГИБДД.
Из акта комплексной проверки от 16.05.2008 следует, что проверка установки рекламных конструкций на улично-дорожной сети г. Калуги проводилась в комиссионном порядке представителем Городской Управы г. Калуги и государственными инспекторами ОГИБДД УВД по г. Калуге путем обследования улиц.
Необходимость перепроверки сведений зафиксированных в названном акте, как того просит общество, по мнению суда, не вызывается необходимостью, поскольку из карты-схемы размещения рекламоносителя усматривается, что расстояние от пешеходного перехода до рекламоносителя - пиларса составляет только 25 метров.
Не требуется и проведение экспертизы либо истребование сведений о влиянии установленной рекламной конструкции на совершение дорожно-транспортных происшествий на данном участке дороги, так как законодателем установлено требование к рекламной конструкции и ее территориальному размещению на соответствие требованиям технического регламента. Ввиду чего наличие либо отсутствие аварий в результате установки рекламной конструкции в нарушение установленных и обязательных к исполнению требований ГОСТа не имеет правового значения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для признания недействительным распоряжения от 21.07.2008 № 8335-р "Об отмене распоряжения Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 13.02.2008 № 1520-р "О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции ОРК027 ООО "Т." по адресу: ул. Кирова", поскольку данное распоряжение не противоречит действующему законодательству, на соответствие которому оно проверено судом.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

Судья Арбитражного суда
Калужской области



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru