Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мурманская область


ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2009 г. № 6

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ
ЗОН ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ

Я, Главный государственный санитарный врач по Мурманской области, Чернев А.В., проанализировав сложившуюся ситуацию с организацией санитарно-защитных зон, установил, что в области неудовлетворительно выполняется санитарное законодательство в части обеспечения нормативных требований к проектированию, обоснованию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны (далее СЗЗ) промышленных предприятий и иных объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В целях обеспечения безопасности населения в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от 30.03.1999 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - СЗЗ, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I - II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.
На территории области имеется свыше 800 предприятий и иных объектов, сооружений I - V класса опасности. Единицы предприятий имеют утвержденные в установленном порядке санитарно-защитные зоны. Предприятиями не решаются или неудовлетворительно решаются вопросы по обоснованию СЗЗ, их организации и благоустройству. Отсутствует достоверная информация о количестве населения, проживающего в нормативных или утвержденных санитарно-защитных зонах.
Анализ качества атмосферного воздуха за последние годы показывает определенное повышение уровня его загрязнения по ряду веществ, что подтверждается данными лабораторных исследований. В 2008 году доля неудовлетворительных проб атмосферного воздуха в сравнении с 2007 годом увеличилась по содержанию твердых веществ и составила 17,4 % (в 2007 году - 2,2 %), по содержанию формальдегида - 2,9 % (в 2007 году - 0,3 %), по содержанию диоксида серы - 0,9 % (в 2007 году - 0 %). Наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха наблюдается в гг. Мончегорске, Мурманске, Никеле, Заполярном. Население городов Мурманской области испытывает вредное воздействие концентраций таких веществ, как пыль, окись углерода, окислы азота, формальдегид, алифатические предельные углеводороды, бенз(о)пирен, никель - 0,34 %, медь - 0,25 %, фтористый водород.
Результаты многочисленных гигиенических и эпидемиологических исследований свидетельствуют о существенном влиянии загрязнения атмосферного воздуха на заболеваемость населения, прежде всего, болезнями органов дыхания. При хроническом суммарном воздействии диоксида серы, диоксида азота, оксида углерода происходит увеличение хронических заболеваний органов дыхания, особенно с астматическим компонентом (в области за последние 5 лет заболеваемость бронхиальной астмой увеличилась почти в 2 раза), доказана зависимость частоты ОРЗ у взрослых и детей от степени загрязнения атмосферного воздуха двуокисью серы.
Размещение, проектирование, строительство объектов в области зачастую осуществляется без соблюдения требований к исключению их негативного воздействия на здоровье населения путем организации СЗЗ. Допускается реконструкция, с увеличением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, уровней физических факторов на предприятиях, не имеющих нормативно проработанных санитарно-защитных зон.
Субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность, не организован должный лабораторный контроль за уровнями химического загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов на границах СЗЗ и жилой застройки, находящейся в зоне влияния предприятий.
Не соблюдается порядок разработки, согласования и утверждения проектов организации и благоустройства санитарно-защитных зон в установленном порядке. Отсутствуют разработанные проекты единых санитарно-защитных зон для групп промышленных объектов. В соответствии с санитарным законодательством и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ органами местного самоуправления не проводится работа по организации работы этих предприятий для разработки и установления единых санитарно-защитных зон.
Нередко застройщики на стадии выбора земельных участков не имеют материалов по обоснованию размеров СЗЗ, что осложняет принятие конкретных решений о возможности размещения данных предприятий.
Отсутствие утвержденных санитарно-защитных зон, а следовательно линий градостроительного регулирования и планировочных ограничений на графических материалах, является сдерживающим фактором для промышленного строительства на территории Мурманской области, для жилищного строительства и реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Учитывая сложившуюся ситуацию, в целях предупреждения вредного воздействия предприятий, объектов на здоровье населения и исполнения требований Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ, Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 02.04.1999 № 96-ФЗ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.2.1/2.1.1.2361-08 "Изменения № 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". Новая редакция" постановляю:
1. Министерству экономического развития Мурманской области (Ефремову Ю.А.) рекомендовать:
1.1. Поручить соответствующим службам создать перечень и профиль (по коду ОКВЭД) предприятий, входящих в состав групп промышленных предприятий для разработки единых санитарно-защитных зон.
1.2. Разработать совместно с Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области "Порядок разработки проектов санитарно-защитных зон и утверждение установленных санитарно-защитных зон для объектов, являющихся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека".
1.3. Разработать совместно с Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области "Порядок разработки проектов единых санитарно-защитных зон и утверждения установленных санитарно-защитных зон для групп промышленных предприятий и промузлов".
2. Министерству строительства и территориального развития (Шаулову Ю.А.) рекомендовать:
2.1. Создание в 2009 году и введение единого реестра установленных санитарно-защитных зон промышленных предприятий и промузлов (нежилых зон) для формирования линий градостроительного регулирования по данным Управления Роспотребнадзора по Мурманской области.
2.2. Активизировать работу по организации и контролю за разработкой градостроительной документации городских и сельских поселений с учетом расчетных и установленных границ санитарно-защитных зон промышленных узлов и отдельных предприятий.
3. ГОУ Управления государственной вневедомственной экспертизы в Мурманской области (Мирошниковой М.А.) рекомендовать:
3.1. При проведении государственной экспертизы проектной документации, выдаче разрешений на использование земельных участков для строительства (реконструкции), объектов на территории Мурманской области требовать наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельного участка и на проект организации санитарно-защитной зоны санитарным правилам.
4. Октябрьскому территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту по Мурманскому отделению (Фокиной И.А.) рекомендовать:
4.1. Потребовать от производственных предприятий, объектов, промышленных узлов на железнодорожном транспорте разработать проекты санитарно-защитных зон, единых санитарно-защитных зон с перечнем мероприятий по их организации и благоустройству.
4.2. При проведении мероприятий по надзору потребовать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте организации производственного контроля за качеством атмосферного воздуха по факторам химического и физического воздействия на границах СЗЗ и жилой застройки.
5. Руководителям органов местного самоуправления на территории Мурманской области:
5.1. Организовать в 2009 г. и первом полугодии 2010 г. работу по разработке (корректировке) схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских и сельских поселений, предусмотрев разработку карт зон ограничений по экологическим условиям, с обозначением границ СЗЗ в соответствии с окончательно установленными Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области их размерами, а также санитарными разрывами предприятий и иных объектов.
5.2. Обеспечить координацию работ по организации действий промышленных предприятий, расположенных на территориях крупных промышленных узлов, с целью разработки единых проектов организации санитарно-защитных зон для групп предприятий и промышленных узлов.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

5.4. Не допускать иного использования территорий санитарно-защитных зон, чем предусмотренного санитарными правилами.
5.5. Отвод участков и размещение объектов строительства осуществлять с учетом границ СЗЗ существующих предприятий.
5.6. При размещении производительных сил на территории Мурманской области на стадии проведения межведомственных комиссий по размещению, акта выбора земельного участка, оформляемого органом исполнительной власти, утверждать решение о предварительном согласовании места размещения объекта с учетом согласующего письма Управления Роспотребнадзора по Мурманской области.
5.7. На стадии принятия исполнительным органом государственной власти окончательного решения о предоставлении земельного участка для строительства иметь в наличии санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии использования земельного участка санитарным правилам.
6. Руководителям предприятий, объекты которых являются источниками химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека, независимо от форм собственности:
6.1. Провести работы по проектированию или корректировке санитарно-защитных зон, единых санитарно-защитных зон (далее ЕСЗЗ), разработать и согласовать в установленном порядке проектную документацию по организации СЗЗ, ЕСЗЗ в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.2.1/2.1.1.2361-08 "Изменения № 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". Новая редакция".
6.2. Обеспечить проведение производственного контроля состояния атмосферного воздуха, почвы, биологических или физических факторов по программам производственного контроля на границе СЗЗ и в жилой застройке.
6.3. Разработать план мероприятий по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха, почвы, ограничению воздействия вредных физических факторов в местах временного и постоянного пребывания населения, по профилактике и реабилитации здоровья населения, проживающего в СЗЗ и зоне негативного влияния предприятия (с указанием объемов и источников финансирования), при наличии в пределах границ СЗЗ, ЕСЗЗ жилищного фонда для временного и постоянного проживания населения.
7. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Мурманской области:
7.1. Совместно с администрациями муниципальных образований принять участие в проведении переучета производственных предприятий, объектов, промышленных узлов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека и требующих организации индивидуальных и единых санитарно-защитных зон и создания банка данных по предприятиям в части вопросов организации СЗЗ.
7.2. Завершить до 01.12.2009 инвентаризацию промышленных, коммунальных, пищевых, сельскохозяйственных объектов и производств, требующих организации санитарно-защитных зон, с уточнением количества населения, проживающего в санитарно-защитных зонах.
7.3. Потребовать от производственных предприятий, объектов, промышленных узлов разработать проекты СЗЗ с перечнем мероприятий по их организации и благоустройству.
7.4. При проведении мероприятий по надзору потребовать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей организации производственного контроля за качеством атмосферного воздуха по факторам химического и физического воздействия на границах СЗЗ и жилой застройки.
7.5. Использовать меры административного воздействия, предусмотренные действующим законодательством, за выполнением хозяйствующими субъектами требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.2.1/2.1.1.2361-08 "Изменения № 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция".
7.6. Не допускать выдачи санитарно-эпидемиологических заключений на отвод участков под размещение жилой застройки, рекреационных зон, зон отдыха, садоводческих товариществ, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, спортивных сооружений, детских площадок, образовательных и детских учреждений, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования в СЗЗ проектируемых и действующих предприятий.
7.7. Выполнить работы по созданию и ведению картографического электронного реестра (или иного картографического материала) баз данных санитарно-защитных зон промышленных объектов с информацией об ориентировочных и окончательных санитарно-защитных зонах.
7.8. Довести настоящее постановление до сведения глав администраций муниципальных образований и всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на курируемой территории.
7.9. Инициировать рассмотрение вопросов организации СЗЗ действующих и строящихся предприятий и, прежде всего, единых СЗЗ на уровне глав администраций муниципальных образований.
7.10. Информацию о реализации данного постановления представлять в Управление ежегодно в срок до 15 декабря.
8. И.о. главного врача ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" Ермакову А.И.:
8.1. Обеспечить, начиная с четвертого квартала 2009 г., использование методологии оценки риска для здоровья для определения приоритетных загрязняющих веществ.
8.2. Организовать и обеспечить подготовку ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" к аккредитации в системе органов по оценке риска в 2012 году.
8.3. Оказывать консультационные услуги хозяйствующим субъектам при подготовке ими материалов по обоснованию и установлению границ СЗЗ, разработке программ лабораторных исследований для целей подтверждения отсутствия негативного воздействия предприятия на среду обитания и здоровье населения.
8.4. Обеспечить участие специалистов ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" в проведении инвентаризации промышленных объектов, являющихся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека и требующих разработки проектов организации и утверждения границ СЗЗ с проведением, в случае необходимости, лабораторно-инструментальных исследований параметров внешней среды.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

8.4. В рамках осуществления социально-гигиенического мониторинга обеспечить в срок до 1 января 2010 года создание и постоянное ведение баз данных санитарно-защитных зон, лабораторного контроля атмосферного воздуха и проведение лабораторных и инструментальных исследований иных параметров внешней среды с целью утверждения границ СЗЗ с предоставлением результатов в Управление Роспотребнадзора по Мурманской области.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

6. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.

Главный государственный
санитарный врач
по Мурманской области
А.В.ЧЕРНЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru