ПРОКУРАТУРА ШАЦКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТЕСТ
от 20 февраля 2009 г. № 06-09
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 163 ОТ 27 АПРЕЛЯ 2005 ГОДА "О ПОРЯДКЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ, ДАЛЬНЕЙШЕМУ УСТРОЙСТВУ И РЕАБИЛИТАЦИИ
БЕЗНАДЗОРНЫХ И БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ШАЦКИЙ РАЙОН"
Прокуратурой Шацкого района во исполнение задания прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В ходе проверки были изучены правовые акты органов местного самоуправления, образовательных учреждений, положения которых затрагивают интересы безнадзорных, беспризорных детей.
На территории района действует Постановление
главы администрации муниципального образования - Шацкий район № 163 от 27 апреля 2005 года "О Порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, дальнейшему устройству и реабилитации безнадзорных и беспризорных детей на территории муниципального образования - Шацкий район", принятое в целях реализации норм Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и Постановления
Правительства Рязанской области от 3 декабря 2004 года № 160 "О порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, дальнейшему устройству и реабилитации безнадзорных и беспризорных детей в Рязанской области".
Анализ норм указанного постановления
показал, что часть из них противоречит действующему законодательству.
Ситуация обусловлена тем, что в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" были внесены изменения, Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 года № 822 "Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних", самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений" утратило силу; изменения были внесены и в Постановление
Правительства Рязанской области от 3 декабря 2004 года № 160 "О порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, дальнейшему устройству и реабилитации безнадзорных и беспризорных детей в Рязанской области" (изменения внесены Постановлением
Правительства Рязанской области от 12 ноября 2008 года № 295).
Нормы постановления
главы администрации района и приложения к нему (непосредственно Порядка
) также подлежат изменению и дополнению.
Абзац 3
Порядка предусматривает, что "органы и учреждения системы профилактики в пределах своей компетенции выявляют беспризорных и безнадзрных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и помещают их в специализированное учреждение отдела социальной защиты населения для несовершеннолетних (Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам г. Рязани), в детское отделение центральной районной больницы по оказанию медицинской помощи безнадзорным и беспризорным несовершеннолетним".
Данная норма Порядка существенно ограничивает возможности оказания помощи безнадзорным несовершеннолетним только лишь одним спецучреждением, тогда как на территории Рязанской области действуют и другие.
Исходя из содержания абзаца 3
Порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, дальнейшему устройству и реабилитации безнадзорных и беспризорных детей в Рязанской области, абзац 3
районного Порядка следует изложить в следующей редакции: "Органы и учреждения системы профилактики в пределах своей компетенции выявляют беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и помещают их в специализированные учреждения органов управления социальной защиты населения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (специализированные учреждения), или учреждения органов управления здравоохранением (отделение для оказания медицинской и социально-психологической помощи беспризорным и безнадзорным детям ГУЗ "Рязанский областной клинический кожно-венерологический диспансер", ГУЗ "Рязанский Дом ребенка, специализированный для детей с различными формами поражения центральной нервной системы и с нарушением психики"), в учреждения органов управления образованием (центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции)".
Абзац 3
Примечания 2 Порядка, предусматривающий, что консультации детей в возрасте до 15 лет, оставшихся без попечения родителей, проводятся врачом-психиатром и наркологом по разрешению управления образования и молодежной политики (инспектором по охране прав детства) по месту жительства несовершеннолетнего. Консультации детей старше 15 лет проводятся с их добровольного согласия в соответствии с законодательством Российской Федерации, противоречит требованиям абзаца 4
Порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, дальнейшему устройству и реабилитации безнадзорных и беспризорных детей в Рязанской области, из которого следует, что консультации для детей в возрасте до 15 лет, оставшихся без попечения родителей, проводятся врачами-психиатрами и наркологом с согласия их законных представителей. Консультации детей в возрасте старше 15 лет проводятся с их добровольного согласия и согласия законных представителей".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
предлагаю:
Привести Постановление
главы администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район № 163 от 27 апреля 2005 года "О Порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, дальнейшему устройству и реабилитации безнадзорных и беспризорных детей на территории муниципального образования - Шацкий район" в соответствие с действующим законодательством.
Настоящий протест подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок.
О результатах рассмотрения необходимо незамедлительно сообщить прокурору района в письменной форме.
Прокурор района
советник юстиции
К.И.ЧУМАЧЕНКО