Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2009 г. № 306-IV ГС

О ДОКЛАДЕ О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Заслушав и обсудив выступление председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по законности и правопорядку Ш.Ш.Ягудина о Докладе о состоянии законодательства Республики Татарстан и обобщив предложения комитетов Государственного Совета Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить Доклад о состоянии законодательства Республики Татарстан (далее - Доклад).
2. Направить Доклад Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Республики Татарстан, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным в Республике Татарстан, в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Правовое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Центр мониторинга законодательства и правоприменительной практики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, субъектам права законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Татарстан.
3. Предложить комитетам Государственного Совета Республики Татарстан учесть рекомендации Доклада при формировании Примерного плана законопроектной работы в Государственном Совете Республики Татарстан на 2010 год.
4. Поручить Комитету Государственного Совета Республики Татарстан по законности и правопорядку совместно с Правовым управлением Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан разработать:
проект Закона Республики Татарстан о мониторинге законов Республики Татарстан в срок до 1 марта 2010 года;
порядок подготовки очередного доклада о состоянии законодательства Республики Татарстан в срок до 1 января 2010 года.
5. Секретарю Государственного Совета Республики Татарстан Л.Н.Мавриной организовать издание Доклада в виде брошюр на татарском и русском языках и разместить их электронные копии на официальном сайте Государственного Совета Республики Татарстан.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Государственного Совета Республики Татарстан А.П.Гусева.
7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственного Совета
Республики Татарстан
Ф.Х.МУХАМЕТШИН





ДОКЛАД
О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Казань
2009

Авторы-составители:
Ш.Ш.Ягудин (к.ю.н.), А.А.Ощепков, А.Р.Шакараев, И.И.Фаттахов, Э.Р.Ишмаева, А.А.Тарханова (к.ю.н.), А.А.Хамматова, Н.В.Фомина, Ф.В.Зарипов (к.ю.н.), Л.Г.Казакова, Л.В.Алькаева, М.Г.Харин, А.А.Каримова
Под редакцией председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по законности и правопорядку, кандидата юридических наук, заслуженного юриста Российской Федерации и Республики Татарстан Ягудина Шакира Шахмедовича

Оглавление

Предисловие                                                               3

Раздел  I.  Анализ  проблем  в   законотворчестве   Республики            5
Татарстан и оценка эффективности действия  законов  Республики
Татарстан

Раздел  II.  Законодательство   в   области   государственного           14
строительства
Законодательство  о  государственном   устройстве   Республики           14
Татарстан
Законодательство о государственном управлении                            34
Законодательство о судебной  системе,  безопасности  и  охране           38
общественного порядка
Законодательство о местном самоуправлении                                43

Раздел III. Законодательство в области экономического развития           71
Общие вопросы государственного управления в сфере экономики              71
Законодательство в области налогов и сборов                              84
Законодательство в области бюджетного устройства и  бюджетного           87
процесса
Законодательство в области энергетики                                    90
Жилищное законодательство                                                92
Законодательство в области земельных отношений                           94
Законодательство в области охраны окружающей среды                       96

Раздел IV. Законодательство в области социального развития               99
Законодательство  об  охране  здоровья   граждан,   физической           99
культуре и спорте
Законодательство о труде и социальной защите                            101
Законодательство о семейной и молодежной политике                       107
Законодательство о культуре, науке и образовании                        110

Раздел V. Законодательные инициативы  Государственного  Совета          115
Республики  Татарстан  в  Государственной  Думе   Федерального
Собрания

Раздел VI. Проекты законов Республики  Татарстан,  находящиеся          121
на рассмотрении Государственного Совета Республики  Татарстан,
планирование законопроектной работы на 2009 год

Предисловие

Впервые в Республике Татарстан работа по систематизации законов Республики Татарстан была проведена в 2006 году. Был проведен анализ принятых более чем за 15-летний срок законов Республики Татарстан, даны краткое описание и предмет регулирования всех татарстанских законов, действовавших на тот момент.
Как показало время, положения этого Доклада вызвали значительный интерес непосредственно у правоприменителей, а также ученых и специалистов.
Однако время не стоит на месте, и процессы, происходящие в республике, диктуют необходимость принятия новых законов и постоянного обновления всего массива действующего законодательства.
Доклад о состоянии законодательства Республики Татарстан на 2009 год представляет собой не только переработанную и актуализированную редакцию предыдущего Доклада, в которой учитываются все изменения, произошедшие в законах Республики Татарстан за эти годы, но и содержит ряд новых разделов, способствующих раскрытию и пониманию дальнейших перспектив развития законотворчества в Республике Татарстан.
Доклад о состоянии законодательства Республики Татарстан на 2009 год, как и Доклад 2006 года, содержит раздел "Законодательство в области государственного строительства", состоящий из подразделов "Законодательство о государственном устройстве Республики Татарстан", "Законодательство о государственном управлении", "Законодательство о судебной системе, безопасности и охране общественного порядка", "Законодательство о местном самоуправлении"; раздел "Законодательство в области экономического развития", состоящий из подразделов "Общие вопросы государственного управления в сфере экономики", "Законодательство в области налогов и сборов", "Законодательство в области бюджетного устройства и бюджетного процесса", "Законодательство в области энергетики", "Жилищное законодательство", "Законодательство в области земельных отношений", "Законодательство в области охраны окружающей среды"; раздел "Законодательство в области социального развития", состоящий из подразделов "Законодательство об охране здоровья граждан, физической культуре и спорте", "Законодательство о труде и социальной защите", "Законодательство о семейной и молодежной политике", "Законодательство о культуре, науке и образовании".
Кроме этого, в Доклад включены новые разделы о законодательных инициативах, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Государственным Советом Республики Татарстан, в которых дана информация о законодательных инициативах Государственного Совета, принятых в качестве федеральных законов, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также раздел о проектах законов Республики Татарстан, находящихся на рассмотрении Государственного Совета Республики Татарстан, планируемых к внесению в Государственный Совет Республики Татарстан.
Основываясь на опыте своих предшественников, парламентарии третьего созыва одним из главных приоритетов в своей работе обозначили повышение качества законотворчества. В целях повышения эффективности взаимодействия и формирования согласованной позиции органов государственной власти Республики Татарстан, федеральных органов государственной власти, надзорных органов, органов местного самоуправления Указом Президента Республики Татарстан от 19 июля 2004 года № УП-490 "Об образовании Межведомственного координационного комитета по правовым вопросам" был образован Межведомственный координационный комитет по правовым вопросам. Создание такого экспертно-совещательного органа, безусловно, положительно отражается на качестве принимаемых Государственным Советом Республики Татарстан законов.
В 2007 году в целях проведения анализа и оценки эффективности действия законов Республики Татарстан в Государственном Совете Республики Татарстан была образована Комиссия Государственного Совета Республики Татарстан по оценке эффективности действия законов Республики Татарстан.
В 2007 - 2009 годах в Государственном Совете Республики Татарстан была продолжена работа по кодификации. На данном этапе были приняты Избирательный кодекс Республики Татарстан, Семейный кодекс Республики Татарстан и Экологический кодекс Республики Татарстан. Комиссия провела значительную работу, по итогам которой принят ряд законов Республики Татарстан, направленных на совершенствование законодательной базы Республики Татарстан.
Подготовка Доклада, по сути, является мониторингом законов Республики Татарстан по состоянию на июнь 2009 года и анализом республиканского законотворчества за период с 1 января 2007 по июнь 2009 года. Впервые проделанная работа будет официально одобрена Государственным Советом Республики Татарстан.

Председатель
Государственного Совета
Республики Татарстан
Ф.Х.МУХАМЕТШИН

Раздел I. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В ЗАКОНОТВОРЧЕСТВЕ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВИЯ
ЗАКОНОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В период с 2007 года, после подготовки первого Доклада о состоянии законодательства Республики Татарстан, по июнь 2009 года Государственным Советом Республики Татарстан принято 245 законов Республики Татарстан.
По сферам регулирования законы распределились следующим образом: государственное строительство и местное самоуправление - 150 законов, экономическое развитие - 74 закона и социальное развитие - 21 закон.
Принятые законы связаны с проводимыми в Российской Федерации и Республике Татарстан реформами: административной реформой, реформой местного самоуправления, реформами, проводимыми в жилищной и социальной сферах. Таким образом, состояние законодательства Республики Татарстан, его перспективы развития неразрывно связаны с политическими, экономическими и социальными процессами, происходящими в Российской Федерации.
Анализ законотворческой деятельности Государственного Совета Республики Татарстан за последние годы показал, что почти половина принимаемых законов направлена на приведение республиканского законодательства в соответствие с федеральным законодательством и в этой связи объем законов о внесении изменений в действующие законы Республики Татарстан многократно превышает объем самостоятельных (базовых) законов. Частые изменения федеральных законов порождают в субъектах Российской Федерации процесс бесконечного приведения в соответствие с федеральным законодательством своих нормативных правовых актов и существенно тормозят собственную законотворческую деятельность (к примеру, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подвергся изменениям 42 раза). Излишний вал федеральных законов при его нестабильности создает серьезные трудности как у законодателей субъектов Российской Федерации, так и у правоприменителей.
Количество и интенсивность внесения изменений в федеральные законодательные акты абсолютно не соответствуют такому важнейшему принципу организации демократического правового государства, как стабильность законодательства, обеспечивающего реальные права и свободы человека и гражданина.
Деятельность по упорядочению федеративной законодательной базы не должна вестись поспешно. Законы нельзя принимать без глубокого анализа их положений. Платой за неоправданную интенсификацию законотворчества становится отсутствие законодательной взаимосогласованности, несоответствие принимаемых законов системе действующего законодательства, растущая бессистемность законодательства.
Содержание принимаемых федеральных законов не всегда соответствует целям и задачам государственной политики. Первые же дни применения Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наглядно продемонстрировали, что полученные результаты не соответствуют целевым установкам Президента Российской Федерации.
Принимаемые в последнее время федеральные законы демонстрируют снижение качества их подготовки. Основными причинами снижения качества федеральных законов можно назвать поспешность при рассмотрении и принятии соответствующих проектов федеральных законов (когда внесенные в Государственную Думу законопроекты фактически "с колес" без каких-либо серьезных корректировок и обсуждений с субъектами Российской Федерации принимаются в окончательном чтении), практику объединения в одном законодательном акте положений, предусматривающих единовременное внесение изменений во множество других законодательных актов, а также в целом нестабильность федерального законодательства, постоянное внесение изменений, которое вызывает нескончаемый процесс корректировки регионального законодательства.
Результатом этой практики является возникновение многочисленных коллизий и нестыковок в федеральном законодательстве, которые очень трудно разрешить на законодательном уровне субъектов Российской Федерации.
Здесь же следует отметить, что эффективным было бы введение института ответственности субъектов законотворчества на федеральном уровне, как это сделано в базовых законах о принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которыми установлены достаточно жесткие меры ответственности субъектов регионального и местного нормотворчества.
Еще одним существенным фактором наличия данной ситуации является доминирование политической целесообразности скорейшего принятия того или иного закона над объективно необходимым соблюдением законодательных процедур.
Анализ республиканских законов выявил в них наличие множества норм декларативного, отсылочного характера либо норм, дублирующих федеральное законодательство. Одной из причин этого является закрытое регулирование федеральным законодателем вопросов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Федеральный законодатель не учитывает, что понятие "общие принципы" означает лишь установление общих вопросов, а не детальное их регулирование. При этом федеральные законы вторгаются в предметы ведения не только субъектов Российской Федерации, но и муниципальных образований. Субъекты Российской Федерации лишены возможности регулирования общественных отношений с учетом специфики региона и местных традиций.
Другим актуальным вопросом в законотворчестве Республики Татарстан и иных субъектов Российской Федерации является несовершенство процесса разграничения полномочий между всеми уровнями власти. Несмотря на масштабы проделанной работы, федеральному законодателю не удалось выйти на сбалансированную схему взаимоотношений между Центром и регионами. Оптимизация разграничения полномочий является одним из главных направлений социально-экономического развития субъектов и Российской Федерации в целом.
Кроме того, принимаемые в последнее время федеральные законы все чаще содержат положения, которые не разграничивают полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, а делегируют полномочия федерального центра регионам, значительная часть которых ранее принадлежала субъектам Российской Федерации, но была изъята.
Принципиальным вопросом разграничения полномочий является оптимальное соотношение доходных источников и расходных обязательств. Закрепление отдельных - "затратных" - полномочий за субъектами Российской Федерации осуществляется без оценки финансовых затрат на их реализацию, соотнесения данных затрат с имеющимися финансовыми источниками регионов. В связи с этим стоит вопрос о перераспределении налоговых доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Попытки изменить ситуацию путем внесения законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами Российской Федерации не имели успеха. Мнение субъектов Российской Федерации игнорируется: инициативы отклоняются, отзывы и поправки к проектам федеральных законов не принимаются во внимание. Другой проблемой на сегодняшний день является отсутствие налаженной системы информирования законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации о судьбе и результатах рассмотрения обращений, которые субъекты Российской Федерации часто вносят в тот или иной федеральный орган государственной власти.
К сожалению, общие недостатки в республиканском законотворчестве вызваны не только проблемами федерального законотворчества, но и внутренними проблемами. В частности, имеют место случаи, когда не приняты подзаконные акты, обеспечивающие реализацию закона, что в конечном итоге блокирует применение законодательно установленных прав.
Таким образом, актуальной является необходимость совершенствования механизма реализации республиканских законов, в том числе путем оперативного принятия подзаконных актов. Другой вариант решения этой проблемы - более детальное регулирование общественных отношений на уровне закона и наличие в законе норм прямого действия, уход от отсылочных на подзаконные акты норм, принятие указов и постановлений.
Актуальным является мониторинг коррупциогенности законодательства Республики Татарстан. Проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов осуществляется в Республике Татарстан с 2004 года. В октябре 2004 года Государственный Совет Республики Татарстан и государственное научное учреждение "Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации" подписали Соглашение о сотрудничестве в области предупреждения и устранения правовых условий, способствующих возникновению и распространению коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В этих целях Президиум Государственного Совета Республики Татарстан принял Постановление от 18 ноября 2004 года № 589-III ГС "Об экспертизе проектов законов Республики Татарстан", в котором субъектам права законодательной инициативы при законопроектной работе рекомендовано обратить особое внимание на возможную коррупциогенность отдельных статей и положений проектов законов Республики Татарстан, представляемых в Государственный Совет Республики Татарстан.

]]>
информационное и библиотечное обеспечение деятельности Государственного Совета Республики Татарстан, Президента Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан;
проведение научных исследований по совершенствованию библиотечного дела в республике;
оказание методической помощи, помощи в комплектовании фондов краеведческой и татарской литературой библиотекам субъектов Российской Федерации, обслуживающим представителей татарской диаспоры;
участие в разработке и реализации государственной политики в области библиотечного дела.
Закон также содержит положения об экономическом регулировании в области библиотечного дела, в том числе устанавливает работникам библиотек в зависимости от стажа работы по специальности надбавки за выслугу лет в следующих размерах от должностного оклада: при стаже работы от 5 до 10 лет - 20 процентов, от 10 до 15 лет - 25 процентов, от 15 до 20 лет - 30 процентов, от 20 до 25 лет - 35 процентов, свыше 25 лет - 40 процентов.

Раздел V. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Государственный Совет Республики Татарстан обладает правом законодательной инициативы.
Субъекты Российской Федерации активно реализуют получившее закрепление в Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы в Государственной Думе. Например, только за последние 4 года Государственный Совет Республики Татарстан внес в Государственную Думу более 40 проектов федеральных законов.
Однако, анализируя ситуацию с рассмотрением законодательных инициатив, вносимых субъектами Российской Федерации в Государственную Думу, создается впечатление, что федеральный законодатель не заинтересован в рассмотрении законодательных инициатив с мест.
Так, несколько законодательных инициатив, внесенных Государственным Советом Республики Татарстан в Государственную Думу, были возвращены инициатору без их рассмотрения на заседаниях Государственной Думы в связи с тем, что федеральные законы с аналогичными положениями были приняты по инициативе депутатов Государственной Думы. При этом законодательные инициативы депутатов Государственной Думы были внесены гораздо позже аналогичных законодательных инициатив Государственного Совета.
Кроме того, иногда законодательные инициативы субъектов Российской Федерации вообще остаются без рассмотрения или возвращаются инициаторам по откровенно формальным основаниям, например, из-за отсутствия на титульном листе указания на субъект Федерации, внесший данный законопроект.
Причины этого, на наш взгляд, обусловлены несовершенством как регламентных норм Государственной Думы, в которых отсутствуют конкретные сроки рассмотрения законодательных инициатив субъектов Федерации, так и механизма согласования позиций и интересов Федерации и ее субъектов.
Скорейшее урегулирование поднятой проблемы очень важно для регионов, поскольку осуществление субъектами Российской Федерации права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации обусловлено насущной необходимостью разрешения тех вопросов, которые субъекты не имеют правовой возможности решать на региональном уровне.
Так, Государственным Советом Республики Татарстан за период с 14 марта 2004 года по 22 апреля 2009 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы внесено 45 проектов федеральных законов, из них четыре стали Федеральными законами:
1. Федеральный закон от 18 апреля 2005 года № 34-ФЗ "О внесении изменений в статью 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает предоставление права органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 31 марта 2005 года определять порядок избрания глав вновь образованных муниципальных образований в переходный период, предусмотренный Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если в порядке, установленном в Федеральном законе, не принято решение о проведении референдума (схода граждан) по вопросу о структуре органов местного самоуправления (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 26 января 2005 года № 925-III ГС).
2. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 104-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Данный Федеральный закон призван устранить противоречие Закона Российской Федерации с нормами действующего законодательства и направлен на развитие страхового рынка в Российской Федерации. В действующей на то время редакции Закона Российской Федерации не содержалось указаний на то, что именно считать частичным совпадением фирменного наименования: слог, слово либо только собственно наименование юридического лица, представляющее собой словесное и (или) цифровое обозначение (название предметов, имена, фамилии людей и т.д.), направленное на индивидуализацию данной организации в среде юридических лиц с одинаковым характером (предметом, целью) деятельности (в данном случае страховой деятельности) (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 29 апреля 2005 года № 1203-III ГС).
3. Федеральный закон от 21 июня 2007 года № 111-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации". На территории республики дополнительно создан 31 судебный участок. В результате количество мировых судей доведено до 199, при этом средняя численность населения на одном судебном участке снизилась по республике до 18,9 тысячи человек (средний показатель для диапазона от 15 до 23 тысяч человек на один судебный участок равняется 19 тысячам). Именно в целях уменьшения расчетного количества граждан, обслуживаемых одним судебным участком, а значит, и служебной нагрузки мировых судей внесены изменения в вышеуказанный Федеральный закон (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 25 мая 2006 года № 2227-III ГС).
4. Федеральный закон от 19 июня 2007 года № 104-ФЗ "О внесении изменения в статью 38 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предоставил право уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации посещать без специального разрешения для осуществления контроля учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 31 января 2007 года № 2696-III ГС).
16 проектов Федеральных законов находятся на различных стадиях рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Предлагаемый законопроект позволяет восполнить пробел в действующем законодательстве и вернуть инвалидам право на государственную помощь в виде обеспечения транспортными средствами с ручным управлением и их технического обслуживания. Одновременно предлагается дополнить часть одиннадцатую статьи 11.1 положением, предусматривающим, что размер и порядок выплат ежегодных денежных компенсаций инвалидам на расходы, связанные с эксплуатацией транспортных средств с ручным управлением, определяются Правительством Российской Федерации (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 26 мая 2005 года № 1320-III ГС).
2. "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Предлагаемый проект Федерального закона позволит организациям инвалидов получить действенную государственную поддержку, в которой они очень нуждаются. В то же время Правительство Российской Федерации нормативными документами может регулировать этот процесс и не допускать распространения государственной помощи на предприятия любой другой формы собственности (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 25 мая 2006 года № 2226-III ГС).
3. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Данный проект федерального закона устанавливает отнесение к расходным обязательствам Российской Федерации мер по социальной поддержке граждан, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, а также граждан, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (тружеников тыла), а также перечень мер социальной поддержки указанной категории граждан (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 5 июля 2007 года № 3022-III ГС).
4. "О внесении изменения в статью 136 Жилищного кодекса Российской Федерации". Проект Федерального закона разработан в целях приведения части 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствие со статьями 44 и 46 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. Статьи 44 и 46 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают, что решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в собрании собственников помещений многоквартирного дома (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 5 июля 2007 года № 3042-III ГС).
5. "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" - об определении срока эксплуатации электронной контрольной ленты защищенной, применяемой в контрольно-кассовой технике, объемом ее памяти (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 21 декабря 2007 года № 3411-III ГС).
6. "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О персональных данных", в статью 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Целью данного проекта Федерального закона является создание нормативной правовой базы для формирования единого информационного пространства по взаимодействию органов исполнительной власти на всех уровнях (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 28 февраля 2008 года № 3519-III ГС).
7. "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Предлагаемый законопроект направлен на восполнение имеющегося правового пробела и направлен как на защиту экономических интересов государства, так и на защиту прав потребителей (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 24 апреля 2008 года № 3669-III ГС).
8. "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Проект Федерального закона направлен на снижение количества преступлений, связанных с хищениями средств сотовой связи.
Предложенным проектом Федерального закона предполагается:
- включить в компетенцию суда право приостановления оказания услуг связи на основании ходатайства следователя либо дознавателя по находящимся в производстве уголовным делам, возбужденным по фактам хищений средств связи;
- предусмотреть обязанность операторов связи на основании судебного решения по уголовным делам, находящимся в производстве следователей, дознавателей, в случаях, установленных федеральными законами, приостанавливать оказание услуг связи (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 24 апреля 2008 года № 3671-III ГС).
9. "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Проект Федерального закона направлен на снижение количества преступлений, связанных с хищениями средств сотовой связи. Предложенным проектом Федерального закона предлагается закрепить за органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, право требовать от операторов связи предоставление информации об установленных производителем идентификационных номерах средств связи и абонентах, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации либо в случае хищения средств связи (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 24 апреля 2008 года № 3672-III ГС).
10. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 5 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Законопроект подготовлен в целях реализации конституционных гарантий на пользование родным языком, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Законопроект, не оспаривая необходимость установления единого федерального государственного образовательного стандарта, предлагает предоставить субъектам Российской Федерации возможность формирования региональной и (или) национально-региональной частей обязательной части основной образовательной программы федеральных государственных образовательных стандартов (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 24 апреля 2008 года № 3673-III ГС).
11. "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Предлагаемые изменения направлены на реализацию принципа обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, закрепленного в статье 4 Федерального закона, и создание механизма, обеспечивающего, с одной стороны, защиту поставщиков тепловой энергии от недобросовестных действий потребителей, а с другой, защиту покупателей тепловой энергии от монопольного завышения расценок на данный товар, традиционно и технологически тесно связанный с поставкой тепловой энергии (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 10 июля 2008 года № 4084-III ГС).
12. "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Учитывая общественно значимый характер деятельности управляющих организаций, данным законопроектом предлагается установить для управляющих организаций запрет на осуществление иных видов деятельности, непосредственно не связанных с деятельностью по управлению многоквартирным домом. За неисполнение данной обязанности законопроектом предусматривается административная ответственность управляющих организаций, в соответствии с которой в отношении управляющей организации будут выноситься судьями решения, налагаться штрафы вплоть до дисквалификации руководителя. Указанные меры позволят обеспечить прозрачность финансовых потоков, проходящих через управляющие организации, а также защитить интересы населения и ресурсоснабжающих организаций (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 10 июля 2008 года № 4085-III ГС).
13. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части наделения органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями в отношении высших учебных заведений, находящихся на территории этого субъекта". Проект Федерального закона наделяет субъект Российской Федерации полномочиями по контролю и надзору за соблюдением лицензионных и аккредитационных требований высшими учебными заведениями, находящимися на территории данного субъекта, а также вводит его в систему формирования контрольных цифр приема в высшие учебные заведения, находящиеся на территории данного субъекта.
Законопроектом предусмотрено, что основанием для осуществления субъектом Российской Федерации полномочий по контролю и надзору за соблюдением высшими учебными заведениями требований законодательства является соответствующий законодательный акт. Данная норма вложена в законопроект в целях:
самоопределения субъектом Российской Федерации потребности в осуществлении контроля и надзора;
закладывания соответствующих средств в бюджет субъекта Российской Федерации;
исключения злоупотреблений путем проведения выборочных проверок;
осуществления постоянного контроля и надзора на должном уровне.
(Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 26 ноября 2008 года № 4507-III ГС).
14. "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 25 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Разработан в целях усиления юридической защиты и законных интересов потерпевших в уголовном судопроизводстве (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 22 апреля 2009 года № 92-IV ГС).
15. "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Данный проект Федерального закона направлен на снижение количества преступлений, связанных с хищением средств сотовой связи (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 28 мая 2009 года № 203-IV ГС).
16. "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Проектом предлагается при определении муниципальных образований, удовлетворяющих условиям предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, учитывать также многоквартирные дома, управляемые ЖК и ЖСК (Постановление Государственного Совета Республики Татарстан от 28 мая 2009 года № 202-IV ГС).

Раздел VI. ПРОЕКТЫ ЗАКОНОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН,
НАХОДЯЩИЕСЯ НА РАССМОТРЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ
РАБОТЫ НА 2009 ГОД

Традиционно законотворческая деятельность Государственного Совета Республики Татарстан осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемым планом законопроектной работы в Государственном Совете Республики Татарстан.
Согласно проекту Примерного плана законопроектной работы в Государственном Совете Республики Татарстан на 2009 год, принятому за основу Государственным Советом Республики Татарстан 15 декабря 2008 года, и с учетом дополнительно поступивших предложений от субъектов права законодательной инициативы в 2009 году планируется рассмотреть более 50 законопроектов и законодательных инициатив Государственного Совета в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
В частности, предлагается внести изменения в Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях, Избирательный кодекс Республики Татарстан, в Законы Республики Татарстан "О противодействии коррупции в Республике Татарстан", "О недрах", "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", "Об образовании", Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об энергосбережении", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 19 марта 2009 года № 30-IV ГС "О назначении ответственных комитетов Государственного Совета Республики Татарстан четвертого созыва по законопроектам и законам, рассмотрение которых не было завершено Государственным Советом Республики Татарстан третьего созыва" на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан четвертого созыва был передан 21 законопроект.
Среди них и новых законопроектов, внесенных на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан четвертого созыва, можно отметить следующие проекты, находящиеся на разных стадиях рассмотрения.
Федеральным законом от 26 ноября 2008 года № 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право установить законами дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и определивших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговая ставка может быть дифференцирована в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Это право реализуется проектом Закона Республики Татарстан "Об установлении дифференцированных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения".
В целях внесения изменений в бюджетное законодательство, направленных на своевременную реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики, разработан проект Закона Республики Татарстан "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Республики Татарстан". В частности, Бюджетный кодекс Республики Татарстан дополняется положениями о порядке применения отдельных его норм, направленных на превышение установленных ограничений по межбюджетным трансфертам, по показателям предельного размера дефицита бюджета Республики Татарстан и местного бюджета, предельного объема государственного долга Республики Татарстан и муниципального долга. Предусматривается возможность создания Резервного фонда Республики Татарстан, который представляет собой часть средств бюджета Республики Татарстан, предназначенную для исполнения расходных обязательств Республики Татарстан в случае недостаточности доходов бюджета Республики Татарстан для финансового обеспечения расходных обязательств. Предлагается также внести изменения, предусматривающие возможность признания утратившими силу положений законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан в случае снижения прогнозируемого общего объема доходов бюджета более чем на 15 процентов по сравнению с объемом указанных доходов, предусмотренных на текущий финансовый год и плановый период. Вносятся также изменения в отдельные положения о межбюджетных трансфертах.
В Закон Республики Татарстан "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан" вносятся изменения, которые приводят его в соответствие с федеральным законодательством. Кроме того, законопроект предусматривает ряд изменений, направленный на дальнейшее совершенствование законодательства в инвестиционной сфере. Так, в качестве меры государственной поддержки по организации деятельности инвесторов на территории Республики Татарстан предусматривается возможность по обращению инвестора в уполномоченный Кабинетом Министров Республики Татарстан орган исполнительной власти, который рассматривает данное обращение в порядке универсальной процедуры (по принципу "одного окна") в соответствии с регламентом, утвержденным Кабинетом Министров Республики Татарстан. Это позволяет инвестору получать практическую помощь при взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях эффективной реализации инвестиционного проекта.
В законопроекте дается понятие технополиса как формы территориальной интеграции науки и производства в виде научно-технического комплекса, состоящего из исследовательских лабораторий, образовательных учреждений и центров, венчурных, внедренческих, промышленных компаний, занимающихся разработкой, внедрением и производством конкурентоспособной продукции.
Проект Закона Республики Татарстан "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Республики Татарстан" разработан в целях развития транспортной инфраструктуры Республики Татарстан и создания необходимых условий для эффективной работы дорожных структур. Предметом регулирования являются отношения, возникающие между органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления, владельцами дорог, организациями и гражданами при осуществлении деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту, содержанию и использованию автомобильных дорог общего и специального пользования, находящихся на территории Республики Татарстан, а также при управлении ими.
Проект Закона Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан" направлен на формирование у молодежи позитивных установок в отношении всех этнических групп, проживающих на территории республики, повышение уровня межэтнической и межконфессиональной толерантности в молодежной среде, предотвращение формирования экстремистских молодежных объединений на почве этнический или конфессиональной вражды. Кроме того, предусматривается внесение в Закон соответствующих дополнений, определяющих государственную поддержку молодых граждан в сфере образования, воспитания, развития и содействия обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав.
Проект Закона Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об охране труда в Республике Татарстан" направлен на приведение законодательства Республики Татарстан, регулирующего отношения в сфере охраны труда, в соответствие с федеральным законодательством. Предметом изменений являются нормы, направленные на обеспечение возможности использования двух форм подтверждения соответствия: декларирования соответствия и обязательной сертификации вместо предусматривавшейся ранее единственной формы - обязательной сертификации.
Проект Закона Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан" разработан в целях приведения законодательства Республики Татарстан в соответствие с федеральным законодательством. В частности, предусматривается передача отдельных полномочий, закрепленных за Правительством Российской Федерации, уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти.
Проект Закона Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об образовании" разработан в целях приведения Закона Республики Татарстан "Об образовании" в соответствие с федеральным законодательством. В частности, предлагается изменить положения, регулирующие порядок приема граждан в образовательные учреждения, порядок лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений.
Проект Закона Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об обязательном бесплатном экземпляре документов Республики Татарстан" направлен на совершенствование действующего Закона Республики Татарстан. В частности, проектом Закона предусматривается передача обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции в специализированный Центральный государственный архив аудиовизуальных документов Республики Татарстан, исключается устаревшее понятие "бесплатный" экземпляр, уточняются понятия и формулировки, используемые в системе обязательного экземпляра документов Республики Татарстан.
Проект Закона Республики Татарстан "О профилактике наркомании и токсикомании" разработан в целях создания системы мер, направленной на предупреждение возникновения и распространения наркомании и токсикомании, сокращение числа лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, и потерь общества от последствий злоупотребления психоактивными веществами.
Проектом Закона Республики Татарстан "О внесении изменения в часть вторую статьи 5 Закона Республики Татарстан "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина" уточняется и дополняется перечень органов, в которые рассылаются нормативные правовые акты Республики Татарстан. Помимо государственных органов, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций проектом предлагается рассылать нормативные правовые акты органам местного самоуправления.
Проект Закона Республики Татарстан "О внесении изменений в статью 8.1 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях" разработан в связи с необходимостью изменения порядка составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 2.3 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Законом Республики Татарстан "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан", воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан в иной форме.
В целом планирование законопроектной работы в Государственном Совете Республики Татарстан направлено на совершенствование республиканской правовой базы, повышение эффективности исполнения Республикой Татарстан своих полномочий. Проводимые реформы требуют дальнейшего, более качественного и эффективного обновления законодательства Республики Татарстан, в том числе усиления контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Татарстан.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru