Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2009 г. № 4

О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ПРОФИЛАКТИКИ СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Я, заместитель Главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике Сергеева В.Н., проанализировав эпизоотолого-эпидемиологическую ситуацию по сибирской язве в Российской Федерации и Чувашской Республике, эффективность проводимых организационных и профилактических мероприятий в республике, отмечаю, что эпидемиологическая обстановка по сибирской язве в Российской Федерации продолжает оставаться нестабильной, на территории Чувашской Республики сохраняется возможность возникновения заболеваний.
В 2008 году в Российской Федерации отмечалась неблагополучная ситуация и по заболеваемости сибирской язвой сельскохозяйственных животных, по сравнению с 2007 годом на 21 случай выросло число заболеваний людей сибирской язвой. Заболеваемость зарегистрирована у 24 человек, в т.ч. у 1 ребенка до 14 лет. Групповые заболевания людей сибирской язвой регистрировались в Республике Башкортостан - 11 человек, в Республике Бурятия - 8 человек, в Астраханской области - 4 человека. Зарегистрировано 74 случая заболеваний животных: в Республике Бурятия - 62 случая, Магаданской области - 5, Республике Калмыкия - 4, Республиках Башкортостан и Татарстан - по 1.
Заражение людей сибирской язвой в большинстве случаев происходило при уходе за больными животными, убое и разделке туш, реализации и кулинарной обработке инфицированного мяса, заготовке шкур, а также при захоронении трупов павших животных. При этом во многих случаях вынужденный убой скота производился без уведомления специалистов ветеринарной службы, осуществлялась несанкционированная продажа мяса в неустановленных местах.
В Чувашской Республике спорадические случаи заболевания сибирской язвой среди людей регистрировались в 1987 году в с. Шыгырдан Батыревского района (1 сл.), среди животных - в 2002 году в с. Чутеево Янтиковского района (1 сл.).
В республике на учете состоят 858 скотомогильников (в т.ч. 22 биотермические ямы), из которых 407 - сибиреязвенных (47,5%), включенных в "Кадастр стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов Российской Федерации". Давность захоронений всех скотомогильников превышает 30 лет, а большая часть определяется давностью формирования скотомогильников от 50 до 100 лет.
В то же время во многих муниципальных образованиях до настоящего времени не налажен должный учет и контроль за санитарным состоянием сибиреязвенных скотомогильников. Результаты ветеринарно-санитарного надзора свидетельствуют, что ограждения имеют только 89% скотомогильников (742), оканавлены и обвалованы - 78% (648), имеют предупредительные знаки и указатели - 93% (777). При этом в Шумерлинском районе огорожено лишь 33% сибиреязвенных скотомогильников, Чебоксарском - 49%, Урмарском - 82%.
Потенциальным источником возникновения и распространения опасного инфекционного заболевания сибиреязвенные скотомогильники могут стать при несоблюдении санитарного законодательства при проведении строительных работ, связанных с выемкой грунта на территории или в районе размещения скотомогильников, которые в последние годы имели место в Канашском, Цивильском, Шемуршинском и Ядринском районах.
Для принятия градостроительных решений, соответствующих санитарному законодательству при выделении застройщикам земельных участков, органами местного самоуправления не принимаются меры по организации работы по обоснованию уменьшения размеров санитарно-защитных зон (СЗЗ) скотомогильников. В результате часть земельных участков оказывается в границах 1000 метровой СЗЗ скотомогильников и вопрос возможности застройки земельных участков откладывается на неопределенное время. Единственным сибиреязвенным скотомогильником на территории республики, где решился вопрос установления уменьшенной 50 метровой зоны СЗЗ, является скотомогильник, расположенный на территории Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района в непосредственной близости к строящемуся жилому району "Новый город".
Главы сельских поселений не принимают должных мер по недопущению изменения места расположения скотомогильников в генеральных планах поселений или их исключения из планов без согласования с Государственной ветеринарной службой Чувашской Республики. Так, в Абашевском сельском поселении Чебоксарского района в проекте генерального плана исключен скотомогильник у д. Клычево, в генеральном плане Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района изменены места дислокации скотомогильников деревень Толиково, Кодеркасы, Томакасы.
Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики, главы муниципальных районов и сельских поселений не имеют полной достоверной информации о точном местонахождении и географических координатах имеющихся на территориях скотомогильников, включая сибиреязвенные.
При оценке материалов по земельному участку под размещение коттеджного поселка вблизи д. Яуши на территории Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района из ветеринарной службы дважды поступала взаимоисключающая себя информация о наличии и отсутствии скотомогильника. По утверждению главы сельского поселения месторасположение скотомогильника указано неверно.
При рассмотрении предпроектных материалов по земельному участку для строительства объездной автодороги 2 категории города Новочебоксарск установлено, что на земельном участке около д. Липово Чебоксарского района имеется скотомогильник. Однако, точные границы территории скотомогильника неизвестны в связи с отсутствием каких-либо признаков захоронения (обваловка, указательные знаки).
Таким образом, без согласования с Государственной ветеринарной службой Чувашской Республики, происходит внесение изменений в основополагающий документ территориального планирования сельского поселения, в части наличия, отсутствия или места расположения скотомогильников, являющихся в соответствии с ветеринарным и санитарным законодательством, опасными объектами.
В республике налажена система централизованного сбора и утилизации биологических отходов на ГУП "Цивильский ветеринарно-санитарный утилизационный завод". В отдельных муниципальных образованиях из-за отсутствия и недостаточности пунктов сбора, нерационального территориального их размещения имеют место факты несанкционированного захоронения трупов павших домашних и сельскохозяйственных животных. Отсутствуют пункты сбора биологических отходов в Цивильском, Чебоксарском, Шумерлинском районах, всего по одному пункту имеются в 8 муниципальных образованиях.
Одним из основных профилактических мероприятий по сибирской язве является вакцинация и ревакцинация контингентов повышенного риска заражения, однако в 2008 г. по сравнению с 2007 г. в Российской Федерации охват иммунопрофилактикой снизился на 4,6%, в республике - на 9,0%. План вакцинации не выполнен на 28,5%, ревакцинации на 35,9%, не проводились прививки против сибирской язвы на 9 из 26 административных территорий республики.
В практику работы бактериологической лаборатории ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии" внедрен экспресс-метод диагностики сибирской язвы. Однако тест-системы для проведения полимеразной цепной реакции отсутствуют.
Остается недостаточным уровень информационно-разъяснительной работы среди населения республики по вопросам профилактики сибирской язвы.
В целях обеспечения эпидемиологического благополучия населения Чувашской Республики, своевременного прогнозирования эпизоотологической и эпидемической обстановки и проведения профилактических мероприятий, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.06.2008 № 41 "О мерах совершенствования мероприятий по профилактике сибирской язвы в Российской Федерации" постановляю:
1. Главам муниципальных районов, городских округов, сельских поселений:
1.1. Обозначить на генеральных планах муниципальных районов, городских округов, сельских поселений, согласовав с Государственной ветеринарной службой Чувашской Республики, географические координаты скотомогильников, границы их градостроительных ограничений и санитарно-защитных зон с использованием топографических способов обозначения их на местности.
1.2. Определить хозяйственную принадлежность (балансодержателя), ответственных за эксплуатацию скотомогильников и приведение скотомогильников в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов".
1.3. Осуществлять контроль за проведением обустройства скотомогильников в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями.
1.4. Не допускать предоставления застройщикам земельных участков под строительство, реконструкцию и расширение объектов, инженерных коммуникаций без наличия информации от органов Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики об отсутствии скотомогильников, мест захоронения сибиреязвенных животных на предоставляемых земельных участках, а также без наличия санитарно-эпидемиологического заключения на земельный участок.
1.5. Принять меры по оборудованию в населенных пунктах достаточного количества убойных пунктов и площадок с целью исключения подворного убоя животных без ветеринарного освидетельствования.
1.6. Организовать сбор и вывоз биологических отходов для централизованной утилизации.
2. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики разработать республиканскую целевую программу "Биологическая безопасность Чувашской Республики на 2010 - 2014 годы", предусматривающую реализацию мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации скотомогильников, мест захоронения сибиреязвенных животных и прилегающих к ним территорий.
3. Рекомендовать Управлению Россельхознадзора по Чувашской Республике и Государственной ветеринарной службе Чувашской Республики:
3.1. Провести оценку ветеринарно-санитарного состояния скотомогильников и биологической опасности мест захоронения животных и внести предложения в органы местного самоуправления по их обустройству.
3.2. Принять необходимые меры для полной регистрации сельскохозяйственных животных общественного и частного секторов и обеспечить их вакцинацией против сибирской язвы.
3.3. Усилить контроль за соблюдением "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" владельцами животных, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
3.4. Обеспечить полный охват лабораторным исследованием туш вынужденно убитых животных и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы мяса, поступающего на реализацию.
3.5. Усилить контроль за реализацией мяса и мясных продуктов на рынках.
4. Начальнику отдела эпидемиологического надзора Смирнову М.М., заместителю начальника отдела санитарного надзора Чернову Ю.Г. Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике совместно с Управлением Россельхознадзора по Чувашской Республике и Государственной ветеринарной службой Чувашской Республики:
4.1. Разработать до 01.10.2009 комплексный план мероприятий по профилактике зооантропонозных и природно-очаговых заболеваний, общих для людей и животных на 2010 - 2014 гг. и внести на утверждение Чувашской республиканской санитарно-противоэпидемической комиссии.
4.2. Обеспечить неукоснительное выполнение оперативного плана совместных действий в случае возникновения заболеваний сибирской язвой людей и животных.
5. Руководителям органов и учреждений здравоохранения Чувашской Республики, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии", Государственной ветеринарной службе Чувашской Республики обеспечить лечебно-профилактические, ветеринарные учреждения республики, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии" диагностическими, иммунобиологическими препаратами и препаратами для лечения больных сибирской язвой.
6. Руководителям органов и учреждений здравоохранения:
6.1. Провести с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике и его территориальных отделов семинары для медицинских работников лечебно-профилактических учреждений по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения и профилактики сибирской язвы.
6.2. Обеспечить иммунизацию против сибирской язвы населения, относящегося к группам риска.
6.3. Проводить бактериологические, серологические и аллергические обследования больных с целью своевременной диагностики заболеваний зооантропонозными инфекциями.
7. Руководителям органов управления и учреждений здравоохранения, начальникам отделов Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии, начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике, Управлению Россельхознадзора по Чувашской Республике и Госветслужбе Чувашии обеспечить проведение в средствах массовой информации разъяснительной работы среди населения о мерах личной и общественной профилактики сибирской язвы и, прежде всего, о тяжелых последствиях проведения вынужденного убоя больных животных без разрешения и участия специалистов ветеринарной службы.
8. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии" проводить зоолого-паразитологическое обследование территорий природных очагов инфекций, лабораторные исследования с последующим составлением эпизоотологических и эпидемиологических прогнозов.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Заместитель главного
государственного санитарного врача
по Чувашской Республике - Чувашии
В.Н.СЕРГЕЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru