Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ямало-Ненецкий АО


АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2009 г. № 431-А

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2010 - 2012 ГОДЫ

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 марта 2008 года № 2-ЗАО "О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе" Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 - 2012 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа Свинцову А.П.

Вице-губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
В.Н.КАЗАРИН





Утверждены
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 31 июля 2009 г. № 431-А

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2010 - 2012 ГОДЫ

I. Общие положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 - 2012 годы подготовлены в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 марта 2008 года № 2-ЗАО "О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе".
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) осуществлена на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", основных направлений налоговой политики на 2010 - 2012 годы.
Основной задачей бюджетной политики является адаптация бюджетной системы к изменившимся условиям и создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития в посткризисный период.
Бюджетная и налоговая политика в автономном округе осуществляются с учетом проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы.

II. Итоги бюджетной политики
в 2008 году и в начале 2009 года

Бюджетная политика автономного округа в 2008 - 2009 годах направлена на создание условий для обеспечения финансовой стабильности, являющейся непременным условием устойчивого роста экономики, реализацию структурных реформ и повышение благосостояния населения.
В 2008 - 2009 годах во многом благодаря впервые утвержденному трехлетнему бюджету удалось выйти на новый качественный уровень преемственности в проводимой бюджетной политике в среднесрочной перспективе.
Расширены формы финансирования, обеспечивающие увязку результатов деятельности учреждения с объемом выделяемых бюджетных средств, продолжен переход от финансового содержания учреждения к оплате самой услуги.
Принят ряд мер, направленных на реструктуризацию сети окружных государственных учреждений, в том числе путем перевода отдельных учреждений бюджетной сферы из государственных в автономные. Для этого утвержден план мероприятий по реализации Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", принят комплекс нормативных правовых актов, регулирующих деятельность автономных учреждений. Комиссией по административной реформе автономного округа намечены направления дальнейшей оптимизации бюджетной сети.
В 2009 году впервые из окружного бюджета предоставляется отраслевой трансферт - межбюджетная субсидия в области жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающая проведение единой последовательной государственной политики в указанной области и модернизацию отрасли в целом.
Применение этого механизма уже сегодня позволило в рамках программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета перейти на более качественный и эффективный контроль за целевым расходованием бюджетных средств на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, который на протяжении планового периода будет сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов в сопоставлении с затраченными на поддержку отрасли бюджетными средствами.
Решение задач повышения эффективности бюджетных расходов обеспечивается продолжением внедрения программно-целевых методов планирования расходов, включая:
- внедрение докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования как неотъемлемого элемента планирования бюджетных расходов во всех исполнительных органах государственной власти автономного округа;
- реализацию аналитических, ведомственных и окружных целевых программ.
Для этого, в частности, принято и действует постановление Администрации автономного округа от 31 июля 2008 года № 405-А "Об основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Ямало-Ненецкого автономного округа с использованием программно-целевых методов бюджетного планирования и мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
За время реализации постановления число участников эксперимента увеличено с 10 до 31, то есть более половины всех исполнительных органов государственной власти осуществляют работу с применением докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
Результаты анализа докладов используются при планировании бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств и при составлении проекта окружного бюджета.
Всего в 2009 году доля расходов окружного бюджета, формируемых в рамках программно-целевого метода (с учетом окружных целевых программ, ведомственных и аналитических программ, а также докладов о результатах деятельности субъектов бюджетного планирования), по сравнению с 2008 годом выросла на 9,4% и составила 48,8%.
Начиная с 2009 года и до 1 января 2011 года установлен переходный период для введения новых систем оплаты труда работников окружных государственных учреждений, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников окружных государственных учреждений. До вступления в силу нормативных правовых актов Администрации автономного округа, предусматривающих внедрение в окружных государственных учреждениях новых систем оплаты труда, сохранены компенсационные выплаты лицам, местом постоянной (основной) работы которых являются окружные государственные учреждения.
На период до вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, указанные средства переданы в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования расходов окружным государственным учреждениям.
В 2009 году окружной и консолидированный бюджеты автономного округа подвергнуты корректировке с учетом новых макроэкономических параметров, а также плана антикризисных мер Администрации автономного округа.
В антикризисном бюджете предусмотрена необходимость полного и безусловного финансового обеспечения всех социально значимых расходов и публичных обязательств, отказ от осуществления капитальных и иных непервоочередных расходов, оптимизация бюджетных расходов, в том числе в сфере государственного управления. Усилены меры по противодействию обострению ситуации на рынке труда.
Таким образом, в результате проводимой в 2008 году и начале 2009 года бюджетной политики в автономном округе созданы надлежащие предпосылки как для адаптации бюджетной системы к изменившимся условиям, так и для дальнейшего повышения качества управления общественными финансами.

III. Основные направления налоговой политики

Налоговая система России в настоящее время практически сформирована. Основные меры по ее совершенствованию, повышению справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов уже осуществлены.
Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало снижение налоговой нагрузки на экономику, что явилось одним из факторов экономического роста в 2003 - 2008 годах.
Основные направления налоговой политики автономного округа на 2010 - 2012 годы направлены на повышение устойчивости экономики автономного округа и должны создавать условия для восстановления положительных темпов экономического роста и противодействия негативным эффектам экономического кризиса.
В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики в ближайшие годы будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.
На предстоящий период приоритеты Администрации автономного округа остаются такими же, как и на период 2009 - 2011 годов: создание сбалансированной эффективной налоговой и бюджетной систем, дальнейшее развитие доходной базы автономного округа, анализ доходных возможностей автономного округа в условиях мирового финансового кризиса.
Основными направлениями налоговой политики на 2010 - 2012 годы, одобренными Правительством Российской Федерации, предусматривается:
переход от уплаты единого социального налога к страховым взносам на социальные цели;
расширение малому бизнесу доступа к упрощенной системе налогообложения за счет увеличения порогового значения выручки почти в два раза до 60 млн. рублей;
введение специальных правил и понижающих коэффициентов для выработанных и малых месторождений углеводородов;
совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;
создание института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;
предоставление полномочий субъектам Российской Федерации устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства, от его экологического класса, а также увеличивать максимальные размеры ставок транспортного налога не в пять, а в десять раз;
введение налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество физических лиц;
совершенствование системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, в том числе введение нового вычета в размере до одного миллиона рублей при продаже ценных бумаг российских эмитентов, обращающихся на российских рынках;
завершение реформы амортизации в налоговых целях;
уточнение порядка признания расходов на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
совершенствование специальных налоговых режимов;
создание стимулов к осуществлению инновационной деятельности;
расширение механизма отсрочек, инвестиционного налогового кредита.
Планируемые изменения налогового законодательства приведут в основном к сокращению доходов окружного бюджета и консолидированного бюджета автономного округа.
Основные направления налоговой политики автономного округа на 2010 - 2012 годы определены с учетом преемственности базовых целей и задач налоговой политики на 2009 - 2011 годы.
В условиях сокращения объемов промышленного производства и изменения макроэкономических показателей потребуется повышение качества налогового администрирования, в том числе по неналоговым доходам.
Одним из приоритетных направлений в работе Администрации автономного округа по увеличению налогооблагаемой базы автономного округа должно стать активное участие в реализации на территории автономного округа проекта "Урал промышленный - Урал Полярный".
Особое внимание органами государственной власти автономного округа уделяется государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории автономного округа. В этих целях утверждена Программа по государственной поддержке предприятий и организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории автономного округа, на 2008 - 2012 годы, установлены налоговые преференции участникам инвестиционной деятельности по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций.
Принятые меры должны обеспечить расширение налогооблагаемой базы и, как следствие, увеличение поступлений в консолидированный бюджет автономного округа.
В сложившейся ситуации политика управления государственной собственностью автономного округа должна быть ориентирована на оптимизацию государственного сектора экономики, в том числе на дальнейшее сокращение имущества, не обеспечивающего выполнение функций и полномочий автономного округа как субъекта Российской Федерации, а также на повышение эффективности от использования государственного имущества. Предполагается в целях оптимизации расходов окружного бюджета по уплате налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций при сдаче в аренду государственного имущества изъять в казну автономного округа переданное государственным учреждениям на праве оперативного управления и не используемое ими в своей основной деятельности имущество с предоставлением в дальнейшем в аренду государственного имущества уже из казны автономного округа.
Развитие налогового потенциала автономного округа должно происходить за счет создания благоприятных условий для расширения и развития негосударственного сектора экономики, в том числе малого бизнеса; увеличения доходов бюджетных учреждений от платных услуг; повышения эффективности и роли налогового администрирования и, соответственно, увеличения собираемости налогов на территории автономного округа; продолжения практики согласованных действий исполнительных органов государственной власти автономного округа, организаций и территориальных федеральных органов исполнительной власти по мобилизации доходов.
Развитие малого предпринимательства должно стать одним из важнейших направлений социально-экономического развития автономного округа, особенно в части развития сферы услуг.
В этих целях в автономном округе принят ряд мер, направленных на стимулирование развития малого бизнеса в непростых экономических условиях. Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", налоговая ставка снижена с 15 до 5 процентов, определены размеры потенциально возможного дохода по видам деятельности для применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента.
В целях пополнения доходной части окружного бюджета увеличены ставки транспортного налога, за исключением транспортных средств категории "автобусы", осуществляющих перевозку пассажиров общественным транспортом.
В предстоящий трехлетний период будет сохранена государственная поддержка организаций в отношении имущества жилищно-коммунального комплекса, социально-культурной сферы, финансирование которых осуществляется за счет окружного или местного бюджетов; окружных и муниципальных автомобильных дорог; поисково-разведочных скважин и скважин глубокого бурения, находящихся в собственности автономного округа; сельского хозяйства и рыбной отрасти; традиционной хозяйственной деятельности.
В настоящее время от органов местного самоуправления требуется мобилизация всех резервов для пополнения местных бюджетов.
Необходимо продолжить осуществлять подготовку к переходу налогообложения недвижимого имущества налогом на недвижимость, исчисляемым по рыночной стоимости объекта, взамен существующего ныне земельного налога и налога на имущество физических лиц, созданию кадастра недвижимости.
В целях формирования объективной налогооблагаемой базы по налогам, зачисляемым в местные бюджеты, особое внимание следует уделить земельным участкам под многоквартирными домами, с целью формирования таких участков и постановки их на кадастровый учет, выявлению предприятий, организаций и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования без регистрации, идентификации правообладателей земельных участков.
Органам местного самоуправления в автономном округе необходимо также продолжить совместную работу с налоговыми, регистрирующими и другими органами по улучшению администрирования налога на имущество физических лиц и земельного налога и формированию их налоговой базы.
Необходимо увеличить долю доходов местных бюджетов от использования муниципального имущества и земель, от зачисляемых в местные бюджеты поступлений от субъектов малого предпринимательства, так как создание всех необходимых условий и стимулов для развития малого бизнеса находится в ведении органов местного самоуправления.

IV. Основные направления бюджетной политики

Особенностью бюджетного процесса в настоящее время является высокая степень неопределенности основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации, не позволяющая использовать ранее принятые показатели среднесрочного бюджетного планирования.
Особенно актуальными в сложившихся условиях становятся создание четкого и прозрачного механизма планирования бюджетных ассигнований в зависимости от достижения конкретных результатов их использования, усиление финансовой дисциплины и ответственности всех участников бюджетного процесса за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.
С учетом новых макроэкономических характеристик главными задачами бюджетной политики на ближайшее время должны стать обеспечение устойчивости бюджетной системы, выполнение принятых социальных обязательств государства и недопущение резкого падения уровня жизни населения.
В соответствии со сложившейся ситуацией бюджетная политика в среднесрочной перспективе должна быть направлена на решение следующих основных задач:
- исполнение принятых социальных обязательств;
- снижение нагрузки на расходную часть бюджета, создание и сохранение резервов, достаточных для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств;
- повышение качества публичных услуг, предоставляемых гражданам;
- расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств;
- участие в федеральных программах и проектах;
- корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам местного самоуправления.
1. Безусловное исполнение социальных обязательств должно сопровождаться повышением их адресного характера. Необходимо определить, какие именно конкретные программы социальной поддержки должны реализовываться с учетом уровня доходов получателей соответствующих субсидий, соответствующих льгот.
При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.
Средства, направляемые на социальную поддержку, не должны необоснованно распыляться среди широкого круга получателей. Несправедливо, когда государственная поддержка равномерно распространяется как на действительно нуждающихся в ней, так и на обеспеченных граждан.
Необходимо в кратчайшие сроки обеспечить реализацию мер, направленных на повышение адресности социальной помощи, на исключение из числа получателей тех, кто в ней реально не нуждается.
Одновременно следует исключить саму возможность волокиты на стадии оформления гражданами необходимых документов для получения той или иной поддержки, а в случае подобных проявлений жестко на них реагировать, обеспечить реальные гарантии поступления средств адресатам поддержки без прохождения оскорбляющих честь и достоинство граждан процедур.
2. Снижение нагрузки на расходную часть бюджета и сохранение резервов, достаточных для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств.
Необходимо закрепить режим жесткой экономии бюджетных средств. Важно четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.
В целях оптимизации расходов окружного бюджета и выявления имеющихся резервов необходимо провести мониторинг бюджетных обязательств, что будет способствовать исполнению в первоочередном порядке социальных обязательств автономного округа и оказанию дополнительных мер поддержки муниципальным образованиям в связи с сокращением доходной базы их бюджетов.
Следует активнее использовать мощный резерв экономии средств - эффективное проведение государственных закупок, включая проведение электронных торгов.
Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных заданий с обеспечением финансирования за счет субсидий, в том числе на основе преобразования бюджетных учреждений в автономные учреждения.
Следует продолжить последовательно внедрять в практику формирования бюджета программные подходы, добиваться в конечном счете максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.
Целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), окружные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты.
Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.
В целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы следует не только обеспечить формирование и исполнение бюджета без дефицита. Бюджет должен предусматривать повышенный уровень нераспределенных резервов, что позволит гибко реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию.
Решение этой задачи подразумевает в том числе планирование бюджетных расходов, исходя из консервативного сценария развития мировой экономики. Кризис показал высокую зависимость региональной и российской экономики от нефтегазового сектора и внешнеэкономической конъюнктуры.
Поэтому в оценке доходных возможностей следует проявлять особую осторожность. Фактически поступления могут оказаться и выше, но рисковать исполнением обязательств недопустимо.
3. В области повышения качества публичных услуг, которые предоставляются гражданам, следует продолжить реализацию различных программ, в том числе и приоритетных национальных проектов, которые требуют и будут требовать особого внимания.
Следует внедрять современные формы предоставления медицинских, образовательных, иных социальных услуг, не бояться переходить во многих случаях от производства услуг к их приобретению государством в интересах граждан на конкурентном рынке, но только там, где это приводит к снижению затрат и повышению качества услуг, а не наоборот.
4. Следует продолжить расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств.
Расширение полномочий должно опираться не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень бюджетной дисциплины.
В связи с этим необходимо развивать систему мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, в том числе в форме докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Следует использовать ее результаты при оценке деятельности органов исполнительной власти и их руководителей в целях повышения их ответственности за достижение установленных показателей.
5. Сегодня федеральные органы государственной власти проводят политику стимулирования регионов к проведению структурных реформ в целом ряде направлений государственного управления. Реализуются меры, направленные на смягчение последствий экономического кризиса.
Органы государственной власти автономного округа не должны стоять в стороне. Требуется активное участие в федеральных программах и проектах, включая программы в сфере занятости, поддержки предпринимательства, развития жилищно-коммунального хозяйства и так далее.
Эту работу надлежит продолжать и наращивать. Общий объем средств, которые на федеральном уровне выделяются на решение стабилизационных задач, огромен. И наша задача - привлечь на территорию автономного округа максимальный объем ресурсов.
6. Неблагоприятные экономические факторы требуют существенного изменения параметров окружного бюджета. В этих условиях необходима адекватная корректировка механизмов межбюджетного регулирования.
Необходимо проведение комплексной оценки эффективности межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам в форме субсидий, в соответствии с принципами, когда они:
- направлены на снижение значительных различий в финансовом обеспечении отдельных муниципальных услуг;
- предусматривают повышение качества предоставления муниципальных услуг;
- обусловлены неравномерным распределением потребителей бюджетных услуг.
Органам, осуществляющим государственную политику в соответствующей сфере, должен быть определен перечень показателей, характеризующих качество муниципальных услуг, их целевых значений, а также систему отчетности.
Органом государственной власти, осуществляющим предоставление субсидий, необходимо установить право предусматривать приостановление, а в ряде случаев и сокращение предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, не обеспечивающим достижение целевых значений показателей качества муниципальных услуг.
Формирование политики межбюджетных отношений и определение объемов дополнительной финансовой помощи муниципальным образованиям должны производиться с учетом темпов и объемов сокращения доходной базы их бюджетов, а также по итогам мониторинга исполнения местных бюджетов, с учетом принимаемых мер по оптимизации расходов. Обязательным условием предоставления дополнительных дотаций должно стать отсутствие просроченной кредиторской задолженности по социально значимым расходным обязательствам.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru