Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 4 марта 2009 г. № 7-5-34-2009

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ

Руководителю территориального
управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия
человека по Пензенской области
Дмитриеву А.П.

Прокуратурой области проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту прав граждан - участников долевого строительства жилых домов, в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области.
Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином - участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Аналогичными полномочиями наделено и Управление Роспотребнадзора по Пензенской области.
Проверка показала, что в Управлении Роспотребнадзора по Пензенской области ненадлежащим образом организована и осуществляется работа по выявлению и пресечению нарушений прав потребителей в сфере строительства многоквартирных домов.
Так, до настоящего времени при проведении проверочных мероприятий отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Пензенской области при планировании работы и определении объектов, подлежащих проверке, в т.ч. в 2009 г., использует информацию Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы о выданных разрешениях на строительство жилых домов по состоянию еще на 15 ноября 2006 г.
В соответствии с п. 3.2.1 Положения о Департаменте градостроительства Пензенской области (утв. Постановлением Правительства Пензенской области от 9 апреля 2007 г. № 228-пП) Департамент осуществляет контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в соответствии с федеральным законодательством.
Положение об Инспекции по контролю и надзору в области долевого строительства (далее - Инспекция) утверждено начальником Департамента градостроительства Пензенской области 19.03.2007. Таким образом, соответствующий контролирующий орган создан и действует на территории Пензенской области уже почти два года.
Вместе с тем, имеющаяся в Инспекции информация о застройщиках, привлекающих средства граждан для долевого строительства, Управлением Роспотребнадзора при планировании деятельности и проведении проверок не используется. Необходимое взаимодействие с Инспекцией по данному вопросу не организовано.
В результате отсутствия необходимой информации все плановые мероприятия по контролю в сфере строительства многоквартирных домов, проведенные Управлением Роспотребнадзора в 2008 г., были неэффективными.
Так, в мае 2008 г. должностные лица Управления, получив информацию о том, что ООО "Стройсервис" ввело жилой дом по адресу: г. Пенза, ул. М. Горького, 54 в эксплуатацию, не провели в отношении указанного юридического лица плановую проверку.
Вместе с тем, как показала проведенная прокуратурой Ленинского района г. Пензы по указанию прокуратуры Пензенской области в октябре 2008 г. проверка, ООО "Стройсервис" в 4 квартале 2008 г. заключались договоры долевого участия в строительстве с гражданами, в которых содержались незаконные условия, ущемляющие права потребителей.
21.10.2008 прокурором Ленинского района г. Пензы было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении директора ООО "Стройсервис" Кидямкина А.И. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя).
Более того, даже по результатам рассмотрения постановления прокурора Ленинского района Управлением 10 декабря 2008 г. было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Киндямкина А.И. состава административного правонарушения.
Как указано в постановлении от 10.12.2008 № 971ПМ, действия директора ООО "Стройсервис" Кидямкина А.И. не подпадают под предмет регулирования Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2004 № 214-ФЗ (жилой дом по ул. М. Горького, 54 введен в эксплуатацию, и все объекты долевого строительства, являющиеся предметами заключенных договоров участия в долевом строительстве, переданы по актам приема-передачи участникам долевого строительства). При этом не было принято во внимание, что договоры долевого участия в строительстве, содержащие незаконные положения, заключались еще до ввода дома в эксплуатацию.
Решением Первомайского районного суда г. Пензы по протесту прокурора Ленинского района г. Пензы указанное постановление признано незаконным, однако в результате волокиты, допущенной Управлением при рассмотрении дела об с правонарушении и вынесении незаконного постановления, в настоящее время Киндямкин А.И. не может быть привлечен к административной ответственности, поскольку истек установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности.
Недостатки в планировании и организации работы, отсутствие необходимой информации и взаимодействия с Инспекцией привели к тому, что основываясь лишь на данных руководителя ОАО "МСПМК-4" о том, что на балансе у предприятия не имеется объектов незавершенного строительства и им не заключаются договоры с гражданами, в июне 2008 г. в отношении указанного лица плановая проверка не проводилась. При этом сведения из Инспекции, Администрации г. Пензы, иных органов не запрашивались.
Аналогичным образом, из-за необоснованного включения в план работы, проверки, проведенные Управлением 25.07.2008 в ООО "Промкомстрой" и 27.11.2008 в ООО "Стройком", показали, что указанные предприятия являются подрядными организациями и средства граждан не привлекают. Проверка в отношении ЖСК "Содействие" также не проводилась, поскольку указанной организацией не ведется хозяйственная деятельность.
Вместе с тем, в 2008 г. должностные лица ОАО "МСПМК-4" дважды привлекались к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ, а также за неисполнение предписания по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ постановлениями начальника Департамента градостроительства Пензенской области. В Инспекции имеются и договоры долевого участия в строительстве, заключенные между ОАО "МСПМК-4" и гражданами, и никаких препятствий в их проверке, как и оснований для ее непроведения у должностных лиц Управления не было.
Итогом плановой работы Управления Роспотребнадзора по Пензенской области на анализируемом направлении явилось то, что самостоятельно каких-либо нарушений должностными лицами Управления в 2008 г. не было выявлено.
Вместе с тем, результаты проверок, проведенных в 2008 г. гор(рай) прокурорами, показали, что договоры долевого участия в строительстве, содержащие условия, ущемляющие права потребителей, заключаются большинством застройщиков. Подобные нарушения выявлялись гор(рай) прокурорами в 2008 г. в деятельности ООО "Мегастройка", ООО "Мегаполис-Девелопмент", ООО ПКФ "Термодом", ООО "Строитель" и других застройщиков.
Ненадлежащим образом осуществляется в Управлении работа с жалобами и граждан на нарушения их прав в области долевого строительства многоквартирных домов. Мероприятия по контролю по указанным жалобам надлежащим образом не проводятся.
Так, 27.10.2008 в Управление поступила жалоба Шишковой С.А. и Шишкова В.В. на нарушения, допущенные ООО ПКФ "Термодом" при заключении с ними договоров долевого участия в строительстве жилого дома по ул. Сумской.
В обращении обоснованно указывается на такие грубые нарушения, как привлечение денежных средств граждан до получения разрешения на строительство и государственной регистрации договора, включение в договор условий, ущемляющих права потребителей и другие. В числе других нарушений заявители указали, что ООО ПРКФ "Термодом" не возвращает им денежные средства, потребованные по причине неисполнения застройщиком своих обязательств по договору.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона 8 августа 2001 года № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" при выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Статья п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ предусматривает, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Получив от застройщика письмо о том, что денежные средства указанным гражданам возвращены, специалисты отдела защиты прав потребителей Дмитриева Е.А. и Кузьминых Ю.А. подготовили служебную записку, в которой просят снять с контроля распоряжение о внеплановой проверке ООО ПКФ "Термодом" от 10.11.2008.
Мер по привлечению застройщика к административной ответственности не принято, хотя все необходимые документы, в т.ч. договоры, содержащие условия, ущемляющие права потребителей, представлены самими заявителями. Предписание об устранении нарушений также не выдавалось.
Необоснованно распоряжение о проведении проверки было снято руководителем с контроля, а заявителям без проведения полной проверки доводов обращения 27.11.2008 был направлен ответ о добровольном выполнении ООО ПКФ "Термодом" их требований.
Копия обращения для проверки доводов о незаконном привлечении средств граждан в Инспекцию по контролю и надзору в области долевого строительства не направлялась.
Указанные выше нарушения стали возможными из-за ненадлежащего исполнения должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Пензенской области своих служебных обязанностей и отсутствия контроля за их деятельностью со стороны руководства Управления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

требую:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствовавших.
2. Решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
3. Представление рассмотреть с участием представителя прокуратуры области. О месте, дне и времени рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокуратуру области.
4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру области в письменной форме в установленный законом срок.

Заместитель прокурора области
советник юстиции
А.Н.ЦУКАНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru