Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 17 апреля 2009 г. № 7-5-81-2009

О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ В СФЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ И ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ОРГАНОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ,
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Губернатору Пензенской области
Бочкареву В.К.

Прокуратурой Пензенской области в период январь - март 2009 года проведены проверки состояния законности в сфере законодательства о социальной защите, исполнения законов, регулирующих вопросы противопожарной безопасности и содержания специализированных учреждений органов здравоохранения, образования, социального обслуживания. Проверкой были охвачены дома, предназначенные для проживания граждан пожилого возраста, ветеранов, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, где содержатся дети-сироты, дети-инвалиды, оставшиеся без попечения родителей.
На территории Пензенской области располагается 71 специализированное учреждение органов здравоохранения, социальной защиты, образования (в т.ч. дома, предназначенные для проживания граждан пожилого возраста, ветеранов, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, где содержатся дети-сироты, дети-инвалиды, оставшиеся без попечения родителей).
Услуги по социальному обслуживанию оказывают государственные и муниципальные специализированные учреждения. Муниципальные учреждения социального обслуживания граждан исполняют отдельные государственные полномочия в сфере социального обслуживания населения в соответствии с Законом Пензенской области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органами государственной власти Пензенской области".
Согласно ст. 1 данного Закона Пензенской области органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области в части социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, малоимущих граждан в соответствии с федеральными законами от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
Статьей 14 этого же Закона определено, что финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления Пензенской области для осуществления отдельных государственных полномочий в соответствии со статьями 1 - 4, 7 - 9.3 настоящего Закона, ежегодно предусматриваются законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год в форме субвенций.
Согласно информации, представленной Министерством финансов Пензенской области, расчет размера субвенций на финансирование государственных полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, произведен в соответствии с методикой, утвержденной Законом Пензенской области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО.
В соответствии с указанной методикой на 2008 и 2009 годы при определении объемов расходов на содержание учреждений в 2008, 2009 годах за базу расчетов принимались соответственно расходы, предусмотренные в бюджете Пензенской области на 2007, 2008 годы. Расходы на оплату труда планировались с учетом принятых Правительством Пензенской области нормативных актов по увеличению заработной платы работников бюджетной сферы, окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, а расчет материальных затрат производился с учетом применения индексов роста цен, прогнозируемых и доведенных Министерством экономического развития Российской Федерации на соответствующие годы.
Таким образом, в объеме рассчитанной субвенции на 2008 год были учтены затраты на содержание учреждений социального обслуживания, на организацию данной деятельности, в т.ч. на заработную плату и материальные затраты. В объеме субвенции на 2009 год учтены затраты на содержание учреждений социального обслуживания, в т.ч. на заработную плату и материальные затраты.
Расходы на организацию данной деятельности в состав указанной субвенции на 2009 год не включены и выделены в отдельную субвенцию.
Вышеуказанные субвенции в 2008 году перечислены в бюджеты муниципальных образований в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, в соответствии с заявками, представленными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Недостаточное финансирование детских учреждений привело к тому, что в 2008 - 2009 гг. стационарным отделением МУ "Центр социальной помощи семье и детям Железнодорожного района г. Пензы" не выполнены натуральные нормы по творогу - 74%, маслу сливочному на 34%, молоку на 50%, овощам на 30%. Одновременно перевыполнены натуральные нормы по картофелю, макаронам, крупам, сахару. Также недостаточно блюд из рыбы, творога, кисломолочных продуктов, полностью отсутствуют свежие фрукты, сыр.
МУ "Центр социальной помощи семье и детям Железнодорожного района г. Пензы" на протяжении 2008 - 2009 годов в Социальное управление города Пензы предоставлялась на утверждение предварительная смета расходов на будущий год, которая была подкреплена обоснованными расчетами стоимости питания на одного ребенка в день в соответствии с нормами питания детей дошкольного возраста.
Так, на 2008 год стоимость питания одного ребенка в день в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1201-03 составляла 70 рублей 62 копейки, с учетом индекса-дефлятора - 76 рублей 06 копеек. Данная стоимость была заложена учреждением в предварительную смету и подтверждена расчетами. Однако Социальным управлением города Пензы согласно бюджетной смете на 2008 год на расходы по питанию детей, находящихся в стационарном отделении, утверждена сумма в 31 рубль 25 копеек, с учетом индекса-дефлятора - 33 рубля 66 копеек.
Аналогичная ситуация с финансированием питания несовершеннолетних сложилась в учреждении и в 2009 году.
МУ "Центр социальной помощи семье и детям Железнодорожного района г. Пензы" у Социального управления г. Пензы запрошено на 2009 год на питание детей 1735,5 тыс. руб., исходя из стоимости питания одного ребенка в день - 97 рублей 67 копеек, фактически учреждению выделено по смете 57 рублей 38 копеек.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" государственная политика в интересах детей является приоритетной.
Согласно ст. 3 Закона Пензенской области от 30 марта 2001 г. № 268-ЗПО "Об основных гарантиях прав ребенка в Пензенской области" государственная политика в интересах детей является приоритетной в Пензенской области и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка и государственной поддержки семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
Статьей 11 пункта 2 названного Закона Пензенской области предусмотрено, что каждый ребенок обладает неотъемлемым правом на охрану здоровья. В целях реализации прав детей на охрану здоровья органы исполнительной власти Пензенской области, органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обеспечивают получение комплексной медико-социальной помощи в реабилитационных учреждениях системы социальной защиты населения.
Согласно ст. 40 Устава города Пензы, принятого Решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005 г. № 130-12/4, Социальное управление города Пензы осуществляет общее руководство, координацию и контроль за работой подведомственных муниципальных учреждений, принимает меры по сохранению и укреплению материально-технической базы подведомственных муниципальных учреждений, утверждает смету доходов и расходов подведомственных муниципальных учреждений, вносит в них изменения, согласовывает штатные расписания подведомственных муниципальных учреждений.
По результатам проверки прокурором Железнодорожного района г. Пензы Главе администрации города Пензы внесено представление об устранении нарушений законодательства об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, поставлен вопрос об изменении лимитов денежных обязательств МУ "Центр социальной помощи семье и детям Железнодорожного района г. Пензы", о доведении утвержденных средств на питание в 2009 году до исчисленных. Представление находится в стадии рассмотрения, в настоящее время Администрацией г. Пензы готовится ходатайство в Министерство финансов Пензенской области об увеличении лимитов.
Проведенной проверкой выявлены факты недофинансирования государственных учреждений: ГУ "Сосновский психоневрологический интернат", ГУ "Грабовский психоневрологический интернат", ГУ "Золотаревский дом-интернат для престарелых и инвалидов", ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Пензы", ГОУ "Специальное (коррекционное) образовательное учреждение спецшкола-интернат с. Васильевка", ГБОУ "Спецшкола-интернат г. Сердобска".
Согласно информации, представленной Министерством финансов Пензенской области, своевременно профинансировать все принятые в 2008 г. расходные обязательства не представилось возможным вследствие недопоступления в ноябре - декабре 2008 г. налоговых и неналоговых доходов в бюджет Пензенской области в связи с наступлением экономического кризиса.
В соответствии с Законом Пензенской области от 27.02.2009 № 1684-ЗПО "О внесении изменений в Закон Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" расходы бюджета Пензенской области на 2009 г. увеличены на суммы образовавшейся кредиторской задолженности по указанным учреждениям.
При осуществлении надзора за законностью правовых актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области и их применения прокуратурой области выявлены нарушения законодательства в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Так, 27.02.2009 на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области внесены изменения в Закон Пензенской области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области".
Согласно данным изменениям все полномочия Пензенской области по социальному обслуживанию населения как в государственных, так и в муниципальных учреждениях, были переданы органам местного самоуправления, в том числе по приему заявлений граждан и необходимых документов на предоставление стационарного социального обслуживания в государственных учреждениях системы социальной защиты населения в соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области от 11.01.2005 № 9-пП "О порядке и условиях предоставления стационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам в Пензенской области".
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" были внесены изменения, согласно которым статьи 27, 28, регулировавшие деятельность муниципальных секторов и центров социального обслуживания, утратили силу, изменилась система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (ст. 25), а также порядок ее финансирования.
В частности, согласно статье 25 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного и негосударственного секторов социального обслуживания.
Государственные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности (ч. 2 ст. 30).
Статьей 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" предусмотрено, что управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 данного Федерального закона.
То есть в ходе проверки было установлено, что Законом Пензенской области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" не были разграничены полномочия органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления в части социального обслуживания населения по государственным и муниципальным учреждениям социального обслуживания.
Это противоречит положениям Федерального закона от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (с последующими изменениями) (ч. 2 ст. ст. 5, 25, ч. 2 ст. 30, ч. 1 ст. 31, ст. 33); Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с последующими изменениями) (ст. ст. 19, 22, 23, ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 7, части 2, 4 ст. 25); части 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (пп. 1 пункта 2 статьи 26.3, пп. "а" п. 2 статьи 26.11, п. 6 статьи 26.3).
Более того, нарушения законодательства в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов имели место и в самом Постановлении Правительства Пензенской области от 11.01.2005 № 9-пП "О порядке и условиях предоставления стационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам в Пензенской области".
В частности, установлены нарушения требований Федерального закона от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (с последующими изменениями) и Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в части указания неполного перечня лиц и органов, которые могут подавать заявления о приеме граждан в учреждения социальной защиты, предоставления соответствующих документов для приема на стационарное социальное обслуживание определенной категории граждан, а также оснований для оказания социальных услуг на бесплатной, платной и частично платной основе.
Определение органа социальной защиты населения по месту жительства гражданина в качестве исполнителя отдельных процедур при решении вопроса о направлении гражданина на стационарное социальное обслуживание пунктами 6 - 11 Положения о порядке и условиях приема на стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 11.01.2005 № 9-пП, а также приложением к данному Положению противоречило требованиям части 2 статьи 6, части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, Положение о порядке и условиях приема на стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденное Постановлением Правительства Пензенской области от 11.01.2005 № 9-пП, не отвечало принципу определенности правового регулирования, поскольку не предусматривало четких сроков, в течение которых документы уполномоченным органом местного самоуправления направляются в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, рассматриваются данные документы и принимается соответствующее решение, уведомляются граждане о принятом решении, возвращаются данные документы в уполномоченный орган местного самоуправления.
Положение о порядке и условиях оплаты стационарного социального обслуживания и социальных услуг и Перечень гарантированных государством услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания, утвержденные Постановлением Правительства Пензенской области от 11.01.2005 № 9-пП, также не в полной мере соответствовали требованиям пункта 2 статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г., которым предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия и гарантии, ранее предоставлявшиеся соответствующей категории граждан.
Однако, такие условия и гарантии Постановлением Правительства Пензенской области от 11.01.2005 № 9-пП не соблюдены, в частности, были установлены ограничения прав и гарантий граждан пожилого возраста и инвалидов в части обеспечения их социальными услугами на бесплатной основе и на условиях частичной оплаты. Среди гарантированных материально-бытовых услуг не была предусмотрена компенсация расходов по проезду на обучение, лечение, консультации, которая ранее была установлена федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 115.
Пунктом 2 регионального Перечня не предусмотрено обеспечение при выписке из учреждения денежным пособием по утвержденным нормативам (п. 2 федерального Перечня).
Аналогичные нарушения имели место и в Постановлении Правительства Пензенской области от 11 января 2005 г. № 12-пП "О социальном обслуживании на дому и в полустационарных условиях граждан пожилого возраста и инвалидов в Пензенской области".
Учитывая, что отмена постановлений Правительства Пензенской области от 11.01.2005 № 9-пП и от 11 января 2005 г. № 12-пП может привести к негативным последствиям и, по сути, к отсутствию нормативного регулирования вопросов социального обеспечения указанной категории лиц, прокуратурой области в Ваш адрес 06.03.2009 было внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов с требованием в оперативном порядке принять нормативные правовые акты, устраняющие указанные нарушения, и ввести их в действие с момента вступления в силу соответствующих изменений в Закон Пензенской области № 1176-ЗПО от 22.12.2006 "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области".
В настоящее время подготовлен проект закона Пензенской области, которым вносятся изменения в Закон Пензенской области № 1176-ЗПО от 22.12.2006 в части исключения передачи полномочий органам местного самоуправления, вопросов социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания, а также подготовлены проекты постановлений Правительства Пензенской области, регламентирующие порядок и условия предоставления стационарного социального обслуживания, социального обслуживания на дому и в полустационарных условиях граждан пожилого возраста и инвалидов в Пензенской области, которые проходят стадию согласования.
По результатам проведенных в феврале - марте 2009 года органами прокуратуры Пензенской области проверок исполнения специализированными учреждениями органов здравоохранения, образования, социального обслуживания законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о социальном обслуживании в связи с выявленными нарушениями законодательства внесено 38 представлений, по результатам рассмотрения которых к настоящему времени к дисциплинарной ответственности привлечено 11 лиц, принесено 3 протеста, вынесено 24 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, по которым 11 должностных лиц привлечены к административной ответственности, в суды в порядке ст. 45 ГПК РФ направлено 2 заявления.
Прокуратурой Железнодорожного района г. Пензы в ходе проверки исполнения ГУ ССЗН "Областной социальный приют для детей и подростков" бюджетного законодательства на основании акта проверки Министерством финансов Пензенской области от 10.12.2008 финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2007 - 2008 годы выявлен факт нецелевого использование бюджетных средств в 2007 году.
Общая сумма нецелевого использования составила 1,7 тыс. руб., причиной образования нарушения явилось перераспределение средств областного бюджета, выделенных по смете доходов и расходов с одной подстатьи на другую, что в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ привело к нецелевому использованию средств областного бюджета.
По данному факту прокуратурой района в адрес директора ГСУ ССЗН "Областной социальный приют для детей и подростков" внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства, в настоящее время нарушения устранены.
Прокуратурой Бековского района при проверке ГСУ ССЗН "Бековский пансионат ветеранов войны и труда" выявлены нарушения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
В нарушение п. 96 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" учреждение осуществляет медицинскую деятельность, не имея соответствующей лицензии.
В штатном расписании ГСУ ССЗН "Бековский пансионат ветеранов войны и труда" имеется 6,5 ставок среднего медицинского персонала, при этом не имеют сертификат по специальности 4 медицинских сотрудника, что является нарушением требований ст. 54 "Основа законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан".
По результатам проверки 20.02.2009 прокурором района в отношении директора пансионата Артемовой Л.Г. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи Артемова Л.Г. привлечена к административной ответственности в виде штрафа.
Лицензия на осуществление медицинской деятельности получена ГСУ ССЗН "Бековский пансионат ветеранов войны и труда" 10.03.2009.
Прокуратурой Наровчатского района Пензенской области совместно с Управлением Ростехнадзора по Пензенской области проведена проверка соблюдения МУ "Наровчатский комплексный центр социального обслуживания населения" обязательных требований Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок, правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, правил устройства электроустановок и других нормативных технических документов в области электроэнергетики.
В нарушение Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей отсутствует ответственное лицо за электрохозяйство; штат не укомплектован подготовленным электротехническим персоналом по обслуживанию электроустановок; не организована эксплуатация электроустановок подготовленным электротехническим персоналом; отсутствует перечень профессий и рабочих мест, требующих присвоения 1-ой группы по электробезопасности, утвержденный руководителем потребителя; не организовано проведение инструктажа не электротехническому персоналу и присвоение 1-ой группы по электробезопасности.
Также имели место нарушения Правил устройств электроустановок: электропроводка 1-го этажа не выполнена в соответствии с условиями пожарной безопасности, токоведущие части у автомата защиты на 1-м этаже не закрыты.
По результатам проверки прокурором Наровчатского района в отношении директора МУ "Наровчатский комплексный центр социального обслуживания населения" Лисенковой Н.Н. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ.
Прокуратурой Мокшанского района в ходе проверки установлено, что хозяйственно-питьевое и производственное водоснабжение ГСУ ССЗН "Мокшанский психоневрологический интернат" осуществляется от 2-х артезианских скважин.
Все указанные скважины расположены на территории интерната, при этом зона санитарной охраны первого пояса строгого режима в радиусе 30 - 50 метров организована недостаточно: не имеет полного ограждения, в зоне находится контейнерная площадка ТБО и подземное овощехранилище соседнего учреждения ГОУ СПО "Мокшанский техникум-интернат", что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
В ходе проверки установлено: в р.п. Мокшан около артезианских скважин, расположенных на территории ГСУ ССЗН "Мокшанский психоневрологический интернат", территория первого пояса ЗСО недостаточно спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не озеленена, не огорожена и не обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия.
Поскольку действенных мер учреждением к содержанию артезианских скважин в соответствии с санитарными нормами и правилами не принимается, прокурор Мокшанского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с заявлением в суд о признании незаконным бездействия ГСУ "Мокшанский психоневрологический интернат" в связи с непринятием мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившееся в ненадлежащем содержании артезианской скважины, и обязать выполнить требования санитарно-эпидемиологического законодательства - произвести работы по планированию территории первого пояса ЗСО (зоны санитарной охраны) для отвода поверхностного стока за ее пределы, по озеленению, ограждению, обеспечению охраной и наличием твердого покрытия на дорожках, подходящих к сооружениям около артезианских скважин. Заявление находится в стадии рассмотрения.
Прокуратурой области организована и проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в учреждениях социального обеспечения с постоянным проживанием престарелых, инвалидов и детей.
По результатам прокурорских проверок на 01.04.2009 выявлено более 400 нарушений.
В связи с выявленными нарушениями Правил пожарной безопасности было внесено 55 представлений, по которым на указанную дату привлечено к дисциплинарной ответственности 40 человек, возбуждено 55 дел об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 50 юридических и должностных лиц, в суды направлено 14 исковых заявлений, 10 из которых удовлетворены, остальные находились в стадии рассмотрения.
По информации УГПН ГУ МЧС России по Пензенской области на 01.04.2009 в удовлетворительном противопожарном состоянии находилось 37 объектов данной категории, на 30 объектах нарушения Правил пожарной безопасности отсутствовали. Количество этих объектов составляет 92% от их общего числа.
Непосредственно в административно-территориальных образованиях Пензенской области выявлены следующие нарушения, по которым гор(рай)прокурорами применены меры прокурорского реагирования.
Так, в муниципальном учреждении социальной защиты населения "Вишневский дом-интернат для престарелых и инвалидов" Тамалинского района по результатам ранее проведенной прокуратурой района совместно с отделением Государственного пожарного надзора Тамалинского района проверки в здании МУ СЗН "Вишневский дом-интернат для престарелых и инвалидов" были выявлены нарушения "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации":
в здании дома-интерната перегородка была выполнена из горючего материала; на путях эвакуации применялся материал с высокой пожарной безопасностью.
По выявленным нарушениям прокуратурой района в отношении директора МУ СЗН "Вишневский дом-интернат для престарелых и инвалидов" Пикульской Е.Б., ответственной за противопожарную безопасность, было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ. В настоящее время данные нарушения администрацией Вишневского дома-интерната устранены, а директор МУ СЗН Пикульская Е.Б. привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей.
В муниципальном учреждении "Чаадаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Городищенского района 10.02.2009 прокуратурой района в результате проведенной проверки соблюдения требований противопожарного законодательства был выявлен ряд нарушений, а именно: неисправна АПС, обслуживающий персонал не обеспечен средствами индивидуальной защиты от пожара, проводка в кабинете директора выполнена с нарушениями правил устройства электрооборудования, под лестничным маршем хранятся сгораемые материалы, планы эвакуации не соответствуют нормам, персонал не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму.
По факту выявленных нарушений работниками ОГПН Городищенского района в отношении МУ "Чаадаевский СРЦН" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, который направлен в суд для решения вопроса о привлечении к административной ответственности и о приостановлении деятельности. Директор МУ Мухратова В.В. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Также в ходе проверки было установлено, что в 2008 - 2009 годах денежные средства на пожарные мероприятия для СРЦН в р.п. Чаадаевка Администрацией Городищенского района не выделялись.
По факту выявленного нарушения в адрес Главы администрации района было внесено представление с требованием об устранении нарушений федерального законодательства. По результатам рассмотрения представление было удовлетворено, на расчетный счет подрядчика ООО "Огнещит-сервис" было перечислено 69,8 тыс. рублей (18.02.2009) для ремонта АПС. В настоящее время нарушения устранены.
Проведенной прокуратурой Кузнецкого района проверкой совместно с ОГНП Кузнецкого района в феврале 2009 г. в МСУ "Верхозимский дом-интернат" выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности.
По результатам проверки директору МСУ "Верхозимский дом-интернат" Бекетовой В.Н. выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 01.07.2009, а установление пожарных извещателей в части коридора на 1 этаже второго эвакуационного выхода - в срок до 24.02.2009.
По результатам проверки прокуратурой Кузнецкого района директору МСУ "Верхозимский дом-интернат" Бекетовой В.Н. было внесено представление об устранении выявленных нарушений, поставлен вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
20.02.2009 представление прокуратуры района об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности было рассмотрено в присутствии старшего помощника прокурора района Зобниной Н.В., ответственное лицо за соблюдение Правил пожарной безопасности МСУ "Верхозимский дом-интернат" Синякаева В.А. привлечена к дисциплинарной ответственности, ей объявлено замечание.
Нарушения, указанные в представлении прокуратуры района устранены частично, а именно: установлены пожарные извещатели в части коридора на 1 этаже второго эвакуационного выхода.
10.02.2009 и.о. прокурора района в отношении директора МСУ "Верхозимский дом-интернат" Бекетовой В.Н. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, которое для рассмотрения по существу направлено в ОГПН Кузнецкого района.
12.02.2009 директор МСУ "Верхозимский дом-интернат" Бекетова В.Н. привлечена к административной ответственности по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
При проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности МУ "Пачелмский дом-интернат" выявлено отсутствие плана эвакуации, знаков на путях эвакуации, необеспеченность персонала средствами индивидуальной защиты. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 11.02.2009 предъявлялся иск в порядке ст. 45 ГПК РФ, который 20.02.2009 рассмотрен судом и удовлетворен, к 27.02.2009 все нарушения устранены (иск исполнен реально).
В муниципальном учреждении "Наскафтымский дом-интернат для лиц пожилого возраста и инвалидов" Шемышейского района невыполненными остались следующие требования пожарной безопасности:
двери складских помещений и электрощитовой не соответствуют требуемому пределу огнестойкости - 0,6 ч.
Двери, отделяющие общий коридор на 1-м, 2-м этаже от лестничной клетки, не оборудованы приспособлением для самозакрывания с уплотнением в притворах.
Стены в общих коридорах здания окрашены краской.
Внутренний противопожарный водопровод на лестничной клетке 1-го этажа находится в неисправном состоянии.
Дверь выхода с лестничной клетки на кровлю здания не соответствует требуемому пределу огнестойкости.

]]>
Пожарный резервуар в неисправном состоянии (без воды).
Пол в общем коридоре 1-го этажа покрыт горючим линолеумом, не сертифицированным в области пожарной безопасности.
В административном здании допускается монтаж и эксплуатация электрической сети с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике (частично выполнено).
Директор МУ Севастьянов Б.П. и МУ "Наскафтымский дом-интернат" привлечены к административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности.
Составлена смета расходов на капитальный ремонт в 2009 году помещения дома-интерната, где планируется провести работы по замене электропроводки, линолеума, окраске стен огнезащитной краской, ремонту пожарного резервуара.
Главе администрации Шемышейского района, директору МУ социального обслуживания населения "Наскафтымский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов" прокурором района внесены представления, по результатам рассмотрения которых распоряжением Главы администрации района за допущенные недостатки в работе, отсутствие должного контроля за деятельностью муниципальных учреждений социального обслуживания населения заместителям Главы администрации Шемышейского района Жидкову В.В., Пывко Н.В., директору МУ "Наскафтымский дом-интернат" объявлены замечания.
Приказом директора МУ социального обслуживания населения "Наскафтымский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов" привлечены к дисциплинарной ответственности за упущения в работе электрик и завхоз, которым объявлены выговоры.
В ходе проведенной в феврале 2009 года прокуратурой Земетчинского района проверки установлено, что в МУ "Земетчинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" нарушения пожарной безопасности не устранены.
С целью устранения выявленных нарушений на имя директора МУ "Земетчинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" прокурором Земетчинского района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
МУ "Земетчинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" заключен договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации с ООО "Пожарный центр".
По договору № 34 с образовательным учреждением "Центр знание" по программе "Пожарно-технический минимум" проведено обучение и аттестация директора Акельевой Т.А. с выдачей удостоверения. Проведен инструктаж с работниками учреждения по пожарно-техническому минимуму, назначены ответственные лица, создана оперативная группа по эвакуации опекаемых на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
Вопрос о выносе котельной за пределы учреждения будет решен по окончании отопительного сезона. Вместе с тем в Земетчинский районный суд в порядке ст. 45 ГПК РФ направлены заявления о признании бездействия Администрации Земетчинского района, МУ "Земетчинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и отделения КЦСОН Земетчинского района по обеспечению пожарной безопасности в указанных учреждениях незаконным и понуждению к устранению нарушений законодательства. 25 февраля 2009 года указанные заявления рассмотрены с участием прокурора района и удовлетворены.
Аналогичные нарушения были установлены при проверке отделения КЦСОН Земетчинского района. С целью устранения выявленных нарушений на имя директора отделения КЦСОН Земетчинского района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
От директоров МУ "Земетчинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и МУ "Земетчинский КЦСОН" в прокуратуру района поступили письменные сообщения о рассмотрении представлений. В сообщении указаны проведенные мероприятия по устранению выявленных нарушений.
В Земетчинский районный суд в порядке ст. 45 ГПК РФ направлены заявления о признании бездействия Администрации Земетчинского района и отделения КЦСОН Земетчинского района по обеспечению пожарной безопасности в указанных учреждениях незаконным и понуждению к устранению нарушений законодательства. 25 февраля 2009 года указанные заявления рассмотрены с участием прокурора района и удовлетворены.
По информации директоров МУ "Земетчинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и МУ "Земетчинский КЦСОН" проведены мероприятия по устранению выявленных нарушений: заведующая стационарным отделением назначена ответственной за прохождение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму. Обслуживающий персонал проинструктирован с занесением в журнал инструктажа, который проводится ежеквартально и внепланово, план (схема) эвакуации людей в случае пожара приведен в соответствие требованиям ГОСТа.
На территории стационарного отделения для обеспечения запасом воды размещена противопожарная установка высокого давления "Ермак". Размещение пожарного резервуара планируется провести до 01.05.2009.
В ходе проверки установлено, что в МУ "Нижнешкафтинский дом-интернат для престарелых граждан и инвалидов" Никольского района не выполняется требование пожарной безопасности, а именно: здание корпусов № 1, 2 не оборудованы заземляющими устройствами грозозащиты.
Данное нарушение уже было установлено 30 мая 2008 года при проведении ОГПН по Никольскому району обследования здания, помещений и территории МУ "Нижнешкафтинский дом-интернат для престарелых граждан и инвалидов". В целях устранения выявленного нарушения вынесено предписание ОГПН по Никольскому району № 61 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 30 мая 2008 года, в котором указано, что проверка выполнения предписания будет проведена в рамках внепланового мероприятия в 1 квартале 2010 года, в связи с чем прокурором района в Никольский районный суд направлено заявление о признании незаконным бездействия Администрации Никольского района и МУ "Нижнешкафтинский дом-интернат для престарелых граждан и инвалидов" и понуждении к совершению определенных действий.
В судебном заседании прокурор от иска отказался в связи с его добровольным удовлетворением. На сессии Собрания представителей Никольского района 20.03.2009 принято решение о внесении изменений в бюджет в части выделения денежных средств, необходимых для установки заземляющих устройств грозозащиты. Кроме того, МУ "Нижнешкафтинский дом-интернат" заключен договор на установку устройств грозозащиты.
Таким образом, указанные меры свидетельствуют о том, что ответчиками приняты меры по добровольному устранению указанных нарушений.
Муниципальное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Мечта": Пензенская область, г. Никольск, ул. Ленина, 72, центральная часть города.
Ранее имели место нарушения требований пожарной безопасности.
В настоящее время согласно информации Управления социальной защиты населения и охраны труда Администрации Никольского района Пензенской области выявленные нарушения требований пожарной безопасности устранены. Так, 18 февраля 2009 года подвальные помещения заблокированы автоматической установкой пожарной сигнализации, в коридоре 2 этажа установленные перегородки выполнены из негорючих материалов. Также 6 марта 2009 года исполнено предписание ОГПН по Никольскому району об обеспечении обслуживающего персонала в полной мере индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания.
Кроме того, в целях контроля выполнения требований пожарной безопасности составлен график проведения ежемесячных учебно-тренировочных занятий с персоналом.
Значительное количество нарушений Правил пожарной безопасности выявлено в Пензенском, Вадинском, Сосновоборском, Неверкинском, Белинском, Сердобском, Бековском, Мокшанском, Лопатинском, Башмаковском, Наровчатском, Лунинском, Спасском районах, Железнодорожном, Октябрьском, Первомайском, Ленинском районах г. Пензы, г. Кузнецке.
На территории ЗАТО г. Заречного в настоящее время функционируют три объекта (2 учреждения) с круглосуточным пребыванием людей:
1. МУ "КЦСОН".
2. МУ СРЦ "Дом детства".
3. Круглосуточная группа МДОУ "Детский сад № 14".
Условия содержания и обслуживания детей и престарелых граждан в вышеуказанных образовательных учреждениях в обязательном порядке планово и внепланово проверяются противопожарными службами. В ходе проведенных в 2008 году проверок, в том числе с участием представителей органов прокуратуры, выявлялись отдельные нарушения требований пожарной безопасности.
В адрес заведующей МДОУ "Детский сад № 14" в 2008 году вносилось представление с требованием устранить отдельные нарушения противопожарных требований. В начале марта 2009 года было внесено 1 представление в адрес начальника Департамента социального развития в связи с выявленными нарушениями требований Правил пожарной безопасности в МУ "КЦСОП". По результатам рассмотрения представления предприняты следующие меры: размещено извещение о запросе котировок на замену приемно-контрольных приборов АПС, извещателей пожарной сигнализации, заключен договор на поставку и установку доводчика дверного. Заместителю директора МУ "КЦСОН" Кутукову А.М. объявлен выговор.
В связи с выявленными нарушениями Правил пожарной безопасности завхоз МУ "КЦСОН" был привлечен к административной ответственности, ему назначено наказание по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Кроме специализированных учреждений социального назначения с круглосуточным пребыванием прокуратурой Пензенской области уделяется внимание состоянию пожарной безопасности на других объектах образования и здравоохранения.
Проведены проверки в начальных и средних образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения г. Кузнецка, ЗАТО г. Заречного, Спасском, Сосновоборском, Пензенском, Никольском и ряде других районов.
Применяются все необходимые меры прокурорского реагирования.
Привлекаются к административной ответственности должностные и юридические лица.
Например, только прокурором Камешкирского района Пензенской области по результатам проверки в феврале 2009 года к административной ответственности за нарушения Правил пожарной безопасности привлечено 6 должностных лиц руководителей школ, детских садов и районной больницы и 2 юридических лица.
Прокурором Колышлейского района также в феврале 2009 года проверены все 21 школы, расположенные на территории района. По результатам проверки 3 юридических лица привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа.
В ходе проверок исполнения законодательства о пожарной безопасности также дается правовая оценка правовым актам, затрагивающим данные вопросы.
Так, в результате проведенной прокуратурой Башмаковского района проверки было установлено, что директором МУ "КЦСОН" принято Положение о порядке и условиях оплаты стационарного социального обслуживания и социальных услуг, которое утверждено начальником УСЗН Башмаковского района.
Положениями предусматривались размеры ежемесячной оплаты за проживание с нарушением установленного порядка, в том числе не учитывались размеры на содержание помещений, включающие в том числе затраты на противопожарные мероприятия.
Аналогичные условия были закреплены приказом директора КЦСОН № 4 от 01.02.2009 об установлении оплаты за проживание в стационарном отделении для граждан пожилого возраста и инвалидов в с. Знаменское.
Прокурором были принесены протесты, которые рассмотрены и удовлетворены.
Кроме того, в период с 4 по 14.04.2009 прокуратурой области организованы совместные с органами госпожнадзора внеплановые проверки противопожарного состояния на ряде объектов социальной сферы с круглосуточным пребыванием маломобильных групп населения.
Из информации Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Пензенской области на 14.04.2009 следует, что из 72 подобных учреждений, находящихся на территории области, в 39 отсутствуют нарушения требований пожарной безопасности.
Вместе с тем, на территории области расположены 5 объектов указанной категории, на которых не устранены нарушения требований пожарной безопасности, влияющие на безопасность пребывания внутри зданий людей:
1. Муниципальное учреждение "Земетчинский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
2. Государственное стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Золотаревский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
3. Муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Серго-Поливановский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
4. Государственное общеобразовательное учреждение "Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат с. Головинщино" Каменского района.
5. Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат с. Васильевка".
По выявленным нарушениям в отношении всех этих объектов приняты меры прокурорского реагирования, в частности, в суды направлены заявления о признании бездействия администраций указанных учреждений незаконным. Все они рассмотрены и удовлетворены, вступившие в законную силу и не исполненные в добровольном порядке судебные решения направлены в службу судебных приставов исполнителей для принудительного исполнения.
По результатам данных внеплановых проверок учреждений указанной категории в отношении 6 юридических лиц приняты решения о привлечении их к административной ответственности в виде штрафа на сумму 10000 рублей, в отношении 3-х объектов материалы административных дел направлялись в судебные органы для принятия решения об административном приостановлении деятельности и судами приняты такие решения:
- государственное образовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат с. Б. Вьяс": Пензенская область, Лунинский район, с. Большой Вьяс, ул. Советская, д. 8;
- муниципальное учреждение "Наскафтымский дом-интернат для лиц пожилого возраста и инвалидов": Пензенская область, Шемышейский район, с. Наскафтым, ул. Специалистов, 2;
- государственное общеобразовательное учреждение "Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат с. Головинщино": Пензенская область, Каменский район, с. Головинщино, ул. Центральная, 36.
Прокурорами районов области в указанный период дополнительно направлено 4 исковых заявления в судебные органы. Одно должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 1000 рублей. В отношении 15 учреждений материалы проверок направлены прокурорам районов для принятия решения о возбуждении дел об административном правонарушении.
По данным Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Пензенской области, ежегодно на территории Пензенской области происходит рост числа пожаров и загораний в условиях установившейся солнечной, сухой погоды. На 15 апреля 2009 года зарегистрировано 340 загораний стерни, травы и сухого мусора. В 25-ти случаях от загораний сухой травы и мусора произошли пожары, при которых пострадали жилые дома и надворные постройки. Подобные факты происходят из-за несоблюдения органами местного самоуправления, руководителями организаций и гражданами требований пожарной безопасности, изложенных в "Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации", которыми, в частности, определено, что органы местного самоуправления должны организовать и провести своевременную очистку от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам; органы местного самоуправления для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, обязаны разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения посредством устройства защитных противопожарных полос, посадки лиственных насаждений, удаления сухой растительности.
Трудность тушения пожаров в населенных пунктах заключается в большой удаленности объектов от пожарных подразделений, в малочисленности этих пожарных подразделений, в плохом состоянии дорог и отсутствии источников противопожарного водоснабжения. В большинстве муниципальных образований не улучшаются условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. Территории общего пользования не оснащаются первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. 73 населенных пункта не обеспечено телефонной связью, 314 - противопожарным водопроводом, 201 - дорогами с твердым покрытиям.
Органами государственного пожарного надзора Пензенской области инициировано проведение областной и районных комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, проведено 470 рейдов по проверке жилых домов, организовано 436 сходов с населением.
За несоблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах к административной ответственности привлечено (с начала года) 780 граждан, 18 должностных и 8 юридических лиц, 19 органов местного самоуправления и 54 руководителя местного самоуправления.
Анализируя обстановку с обеспечением пожарной безопасности на территории Пензенской области, установлено, что одним из факторов сложившейся ситуации является недостаточное финансирование противопожарных мероприятий из областного бюджета, местных бюджетов городов и районов области и отсутствие в связи с этим целевых программ пожарной безопасности муниципальных образований области.
Следует отметить, что на территории Пензенской области до 01.01.2009 действовал Закон Пензенской области № 891-ЗПО от 2 ноября 2005 года "Об областной целевой программе "Пожарная безопасность Пензенской области на 2006 - 2010 годы".
Финансирование Программы на 2006 - 2010 годы предусматривалось за счет средств бюджета Пензенской области, объемы финансирования носили прогнозный характер и подлежали ежегодному уточнению в установленном порядке законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на соответствующий финансовый год и областной адресной инвестиционной программой на соответствующий год, исходя из возможностей бюджета Пензенской области. Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2006 - 2010 годы составлял 161406,3 тыс. рублей, в том числе:
2006 год - 41559,6 тыс. рублей;
2007 год - 49639,8 тыс. рублей;
2008 год - 52532,9 тыс. рублей;
2009 год - 9034 тыс. рублей;
2010 год - 8640 тыс. рублей
(в ред. Закона Пензенской обл. от 04.09.2007 № 1360-ЗПО).
Действие пункта "Специальное аварийно-спасательное оборудование, ПТВ и другие товарно-материальные ценности" (частично) раздела "Материально-техническое финансовое обеспечение" областной целевой программы "Пожарная безопасность Пензенской области на 2006 - 2008 годы", утвержденной Законом Пензенской области от 2 ноября 2005 года № 891-ЗПО, было приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2008 года (Закон Пензенской обл. от 10.10.2007 № 1396-ЗПО).
Ранее действие этого пункта приостанавливалось на 2007 год в связи с тем, что бюджетом Пензенской области не предусмотрены средства на его финансирование (Закон Пензенской обл. от 14.11.2006 № 1172-ЗПО).
По данным Правительства Пензенской области, в 2008 году в рамках реализации целевой программы "Пожарная безопасность государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения Пензенской области (2008 - 2011 годы), утвержденной Законом Пензенской области от 26.12.2007 № 1439-ЗПО, на выполнение противопожарных мероприятий в государственных учреждениях социального обслуживания было направлено 6725,0 тыс. руб. (по Программе предусмотрено 27602,5 тыс. рублей), т.е. почти в 4 раза меньше от запланированного.
Указанный Закон утратил силу с 1 января 2009 года в связи с принятием Закона Пензенской обл. от 18.12.2008 № 1659-ЗПО.
В настоящее время действует программа "Пожарная безопасность государственных учреждений здравоохранения, социальной защиты населения и среднего профессионального образования Пензенской области, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области, на 2009 - 2011 годы", утвержденная Постановлением Правительства Пензенской области от 29 октября 2008 г. № 722-пП.
Основной целью Программы является обеспечение пожарной безопасности граждан, находящихся на лечении в государственных учреждениях здравоохранения, проживающих в государственных учреждениях социальной защиты населения и обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Пензенской области, а также работников этих учреждений.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области. Объемы финансирования Программы рассчитаны в ценах на соответствующие годы.
Общие затраты на реализацию мероприятий Программы составляют 38825,6 тыс. рублей, в ценах 2008 года, в том числе:
2009 год - 17935,5 тыс. рублей;
2010 год - 11115,0 тыс. рублей;
2011 год - 9775,1 тыс. рублей
(в ред. Постановления Правительства Пензенской обл. от 24.11.2008 № 838-пП).
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области. Объемы финансирования Программы рассчитаны в ценах на соответствующие годы.
Постановлением Правительства Пензенской области от 29 октября 2008 г. № 722-пП в Программе изначально предусматривались общие затраты на реализацию ее мероприятий в размере 42562,5 тыс. рублей, в том числе:
2009 год - 17885,5 тыс. рублей;
2010 год - 15352,0 тыс. рублей;
2011 год - 9325,0 тыс. рублей.
Таким образом, по истечении месяца со дня принятия Программы финансирование ее мероприятий уже сократилось на 3736,9 тыс. рублей.
На выполнение требований норм и Правил пожарной безопасности в муниципальных учреждениях социальной затраты населения необходимо 6709,1 тыс. рублей. На 2009 год по сметам расходов (на начало года) запланировано выделение финансовых средств в объеме 1574,0 тыс. рублей.
В настоящее время на согласовании в Правительстве Пензенской области находится проект постановления о внесении изменений в программу "Противопожарная безопасность в Пензенской области". В Программу будут внесены в качестве подпрограмм мероприятия областных программ "Противопожарная безопасность учреждений здравоохранения и социальной защиты населения" и "Противопожарная безопасность образовательных учреждений". Для решения указанных мероприятий в областных учреждениях социальной защиты населения и здравоохранения выделено в 2009 году всего 6924 тыс. рублей, в том числе на учреждения соцзащиты - 2977,3 тыс. руб., учреждения здравоохранения - 3946,7 тыс. рублей.
Такое положение явно не соответствует сложившейся в области ситуации с обеспечением надлежащей пожарной безопасности.
В соответствии с указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокуратурой области с предоставлением соответствующей отчетности контролируется исполнение поручения Президента Российской Федерации от 12.03.2009 органам государственной власти субъектов РФ о проведении инвентаризации учреждений здравоохранения социального обслуживания, в которых проживают престарелые, инвалиды и дети, формировании единого реестра таких учреждений, обеспечения его регулярной актуализации, принятия исчерпывающих мер по обеспечению пожарной безопасности учреждений здравоохранения и социального обслуживания, их материально-технического снабжения, сбалансированного финансового обеспечения.
Настоящим сообщаю для принятия мер в рамках предоставленных законодательством полномочий.

Прокурор области
государственный советник
юстиции 2 класса
В.Д.КОШЛЕВСКИЙ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru