Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2009 г. по делу № А74-1435/2009

Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06 мая 2009 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Сидельниковой Т.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корякиной О.Е.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Кедр", ОГРН 10719010002447, ИНН 1901078798, город Абакан, к
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, город Саяногорск,
об оспаривании Постановления от 02 марта 2009 года № 7 по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании принимали участие представители налогового органа Долгополова Н.Н., доверенность от 18 февраля 2009 года, и Приходько И.В., доверенность от 26 марта 2009 года.

Общество с ограниченной ответственностью "Кедр" уведомлено о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с требованиями статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлением учреждения почтовой связи № 95722.
Согласно части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем арбитражный суд в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие представителя заявителя.
Общество с ограниченной ответственностью "Кедр", город Абакан (далее - Общество), в порядке § 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспорило Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия от 02 марта 2009 года № 7 по делу об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения дела представитель Общества Конопелько Е.А. поддержала заявление об оспаривании постановления, в подтверждение требования указала на нарушение административным органом части 2 статьи 25.1, пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку законный представитель Общества не был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Заявитель полагает, что с учетом правовой позиции, приведенной в пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", данное обстоятельство является основанием для отмены оспариваемого Постановления, так как налоговым органом нарушено право Общества на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Отсутствие ценника на 1 бутылке вина красного полусладкого "Каберне", 0,7 литра представитель заявителя не оспаривает.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия представила отзыв на заявление, в котором просит отказать в удовлетворении заявления, полагает оспариваемое Постановление законным и обоснованным.
В ходе рассмотрения дела представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия поддержал доводы, приведенные в отзыве.
Арбитражный суд установил, что 15 августа 2007 года Обществу с ограниченной ответственностью "Кедр" (ИНН 1901078798) Государственным комитетом по промышленности и предпринимательству Республики Хакасия выдана лицензия серии Г № 00000755 на розничную продажу алкогольной продукции в ряде торговых точек, в том числе в отделе магазина "Оптово-розничный".
02 февраля 2009 года заместителем начальника отдела оперативного контроля Межрайонной инспекции Федеральной налоговой инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия и сотрудником Отдела внутренних дел по городу Саяногорску на основании поручения заместителя руководителя налогового органа от 02 февраля 2009 года № 15 проведена проверка соблюдения законодательства в области оборота алкогольной продукции в магазине "Оптово-розничный", расположенного в городе Саяногорске по улице Школьная, 7.
По результатам проверки составлен акт № 4, в котором указано на отсутствие ценника на одной бутылке вина красного полусладкого "Каберне", 0,7 литра.
Продавец Долгорукова И.Е., присутствовавшая при проверке, затруднилась дать пояснения по поводу отсутствия ценника.
В акте от 02 февраля 2009 года № 4 руководитель Общества с ограниченной ответственностью "Кедр" приглашен на 16 часов 00 минут 03 февраля 2009 года в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия для дачи пояснений по обстоятельствам проверки.
03 февраля 2009 года заместителем начальника отдела оперативного контроля Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Кедр" по признакам правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования.
06 февраля 2009 года налоговый орган направил Обществу с ограниченной ответственностью "Кедр" письмо от 05 февраля 2009 года № 15-18/01824 с уведомлением о дате, времени, месте составления протокола об административном правонарушении и предложением обеспечить явку законного представителя 27 февраля 2009 года в 15 часов 00 минут в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия.
В этом же письме налоговый орган уведомил законного представителя Общества о времени, дате, месте рассмотрения дела об административном правонарушении - 02 марта 2009 года в 10 часов 00 минут в помещении по адресу: город Саяногорск, ул. Металлургов, 30, кабинет 408.
Заказное письмо с указанной информацией получено Обществом с ограниченной ответственностью "Кедр" 13 февраля 2009 года, что подтверждается уведомлением учреждения почтовой связи № 1601.
27 февраля 2009 года заместитель начальника отдела оперативного контроля Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия составил в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Кедр" протокол об административном правонарушении № 7, в котором отсутствие ценника на одной бутылке вина красного полусладкого "Каберне", 0,7 литра квалифицировано как правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе продублирована информация о дате, времени, месте рассмотрения дела об административном правонарушении, приведенная в письме от 05 февраля 2009 года № 15-18/1824.
Копия протокола об административном правонарушении направлена Обществу с ограниченной ответственностью "Кедр" 27 февраля 2009 года и получена им 07 марта 2009 года, что следует из уведомления учреждения почтовой связи № 49917.
02 марта 2009 года руководитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Кедр" и вынес Постановление № 7 о наложении на Общество штрафа в сумме 30.000 рублей на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копия постановления направлена Обществу с ограниченной ответственностью "Кедр" 13 марта 2009 года и получена им 20 марта 2009 года, что установлено судом при исследовании уведомления учреждения почтовой связи № 01432.
31 марта 2009 года Общество с ограниченной ответственностью "Кедр" в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспорило указанное Постановление.
Заявление об оспаривании Постановления от 17 декабря 2008 года № 116 АЛК подано в арбитражный суд в пределах срока, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами § 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 210, части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания при рассмотрении данного дела входят обстоятельства, свидетельствующие о наличии соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, о соблюдении установленного порядка привлечения к ответственности, сроков давности привлечения к административной ответственности, наличии законных оснований для привлечения к административной ответственности, законности и обоснованности решения административного органа.
Частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях права на составление протокола об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, предоставлены должностным лицам органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Рассмотрение дел о нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено частью 1 статьи 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с подпунктом 5.1.3 пункта 5.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07 ноября 2008 года № 814, с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" по состоянию на 27 февраля, 02 марта 2009 года Федеральная налоговая служба осуществляла контроль и надзор за фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу статьи 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон "О государственном регулировании"), подпункта 5.1.3 пункта 5.1 Положения о Федеральной налоговой службе на налоговые органы возложены полномочия по осуществлению государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С учетом изложенных обстоятельств арбитражный суд признал, что должностные лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия были наделены полномочиями на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам оценки процедуры составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Частями 2, 3 названной статьи предусмотрено, что в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончанию расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что протокол в отношении Общества составлен 27 февраля 2009 года по результатам проведенного административного расследования, с учетом времени, необходимого для уведомления законного представителя Общества о времени, дате, месте составления протокола.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что требования статей 28.5, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях налоговым органом соблюдены.
Исследование протокола от 27 февраля 2009 года № 7 свидетельствует, что требования частей 1, 2, 4.1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях налоговым органом соблюдены, в протоколе разъяснены права и обязанности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, копия протокола направлена заявителю.
Оспариваемое Постановление № 7 вынесено в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Кедр" в пределах срока, установленного частью 1 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации.
Налоговым органом применен минимальный размер санкции, установленный в части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, налоговым органом соблюден.
По вопросу о наличии законных оснований для привлечения Общества с ограниченной ответственностью "Кедр" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность должностных и юридических лиц за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2007 года № 185 (далее - Правила продажи) продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. В перечень сведений для покупателя включена информация о цене товара.
Пунктом 19 Правил продажи установлена обязанность продавца обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
При проверке отдела в магазине "Оптово-розничный" должностным лицом налогового органа установлено неисполнение Обществом с ограниченной ответственностью "Кедр" требований пунктов 11, 19 Правил продажи о доведении до сведения покупателя своевременно в наглядной и доступной форме необходимой и достоверной информации о цене алкогольной продукции путем вывешивания единообразного и четко оформленного ценника на реализуемую алкогольную продукцию (одна бутылка вина красного полусладкого "Каберне", 0,7 литра) с указанием наименования алкогольной продукции, сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Неисполнение указанной обязанности образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 16, 16.1 Постановления от 02 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 20 ноября 2008 года № 60, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
При рассмотрении дела в арбитражном суде Общество с ограниченной ответственностью "Кедр" не приводило доводы о том, что у него отсутствовала возможность для соблюдения Правил продажи, что им приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил продажи.
Отсутствие у Общества с ограниченной ответственностью "Кедр" возможности для соблюдения Правил продажи, обстоятельства, свидетельствующие о том, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил продажи, не установлены судом при рассмотрении дела № А74-1435/2009.
Таким образом, установленные при проверке отдела магазина "Оптово-розничный" обстоятельства правильно квалифицированы должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия как правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у налогового органа возникли законные основания для применения к Обществу с ограниченной ответственностью "Кедр" санкции названной правовой нормы.
По результатам исследования обстоятельств рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Общества арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из элементов порядка рассмотрения дела об административном правонарушении является установление факта явки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела.
По смыслу пунктов 2, 3, 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо административного органа, рассматривающее дело об административном правонарушении, в случае явки законного представителя юридического лица, защитника и представителя обязано проверить их полномочия, а при отсутствии представителей (защитника) - выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Арбитражный суд установил, что законный представитель Общества был уведомлен о времени, дате, месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом: уведомление учреждения почтовой связи № 1601 свидетельствует о получении Обществом с ограниченной ответственностью "Кедр" заблаговременно (13 февраля 2009 года) письма от 05 февраля 2009 года № 15-18/01824 с информацией о времени, дате, месте рассмотрения дела об административном правонарушении - 02 марта 2009 года в 10 часов 00 минут в помещении по адресу: город Саяногорск, ул. Металлургов, 30, кабинет 408.
Имеющиеся в деле доказательства позволяют сделать вывод, что нарушение порядка рассмотрения дела об административном правонарушении не имело места.
Ссылка заявителя на нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нашла подтверждения при рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает отказать в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Кедр".
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Отказать в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Кедр", город Абакан.
Настоящее решение в течение десяти дней со дня его принятия может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, город Красноярск.
В срок не позднее двух месяцев с даты вступления решения в законную силу оно может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия
Т.Н.СИДЕЛЬНИКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru