Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2007 г. по делу № А14-6704-2007/244/34

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 09.11.2007.
Решение в полном объеме изготовлено 14.11.2007.
Закрытое акционерное общество М. (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Воронежской области (далее - налоговый орган, Инспекция) предоставить приложения к акту выездной налоговой проверки от 12.07.2007 г. № 17 в количестве 20 штук на 1503 листах, обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по Воронежской области предоставить ЗАО М. приложения к акту выездной налоговой проверки № 17 от 12.07.2007 г. в количестве 20 штук на 1 503 листах.
В ходе рассмотрения дела в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель уточнил требования и просил признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Воронежской области, выразившиеся в отказе вручить закрытому акционерному обществу М. копии приложений N№ 3, 4, 10 - 20 к акту выездной налоговой проверки № 17 от 12.07.2007 г., обязать Межрайонную инспекция Федеральной налоговой службы № по Воронежской области предоставить закрытому акционерному обществу М. копии следующих документов из приложений к акту выездной налоговой проверки № 17 от 12.07.2007 г.: копию справки ИФНС России № 5 по г. Москве от 04.07.2007 г. № 09-09/040013 о проведении встречной проверки ООО М. (из приложения № 10 к акту проверки), копию справки ИФНС России № 9 по г. Москве от 09.02.2007 г. № 16-05/0141320 о результатах проведения контрольных мероприятий ООО В. (из приложения № 10 к акту проверки), копию письма ИФНС России № 19 по г. Москве от 19.06.2007 г. № 02-02/025737 о предоставлении информации по ООО В. (из приложения № 10 к акту проверки).
В судебном заседании 02.11.2007 г. объявлялся перерыв до 07.11.2007 г., в судебном заседании 07.11.2007 г. объявлялся перерыв до 09.11.2007 г.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов (сборов) за период 2005 - 2006 г. г. По результатам проверки был составлен акт № 17 от 12.07.2007 г.
Письмом от 12.07.2007 г. Инспекция известила Общество о том, что 07.08.2007 г. состоится рассмотрение материалов выездной налоговой проверки. В тот же день (12.07.2007 г.) руководителю Общества была вручена копия названного акта выездной налоговой проверки. Как следовало из акта, к нему имелось 20 приложений на 1503 листах, Обществу передано 7 приложений (N№ 1, 2, 5 - 9) на 13 листах.
17.07.2007 г. Общество обратилось в Инспекцию с письмом, в котором просило предоставить ему приложения к акту проверки в полном объеме для представления мотивированных возражений по акту выездной налоговой проверки.
Письмом от 20.07.2007 г. № 12-38/9654 налоговый орган отказал в предоставлении недостающих приложений к акту проверки, поскольку запрашиваемые данные на основании статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) являются налоговой тайной. Кроме того, налоговый орган указывает, что у него отсутствует обязанность вручать налогоплательщику приложения к акту выездной налоговой проверки.
По итогам рассмотрения материалов проверки 07.08.2007 г. Инспекцией принято решение № 18/196 о привлечении Общества к налоговой ответственности.
Полагая, что действия налогового органа, выразившееся в непредставлении копий приложений к акту выездной налоговой проверки, нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со статьей 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Частью 2 статьи 29 и статьей 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы осуществляют свои функции посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.
Статьей 82 НК РФ определено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснении налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Выездная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля (статья 87 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Кодекса по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем либо их представителями.
В пункте 4 статьи 100 НК РФ предусмотрено, что акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями.
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям (пункт 5 статьи 100 НК РФ).
Исходя из положения пункта 5 статьи 100 НК РФ направление акта является основанием для составления налогоплательщиком возражений, которые он вправе представить в налоговый орган в установленный срок.
Таким образом, направление акта, последующие изучение и составление возражений на него налогоплательщиком являются элементом досудебного рассмотрения возможного спора по итогам выездной налоговой проверки.
Форма и требования к составлению и направлению акта налоговой проверки в соответствии с пунктом 3 статьи 100 НК РФ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Инструкцией № 60 от 10.04.2000 г. "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной Приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 10.04.2000 г. № АП-3-16/138, установлены единые требования к составлению, форме акта выездной налоговой проверки налогоплательщиков, направлению его налогоплательщику, к порядку вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки, а также к порядку производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющихся налогоплательщиками.
В пункте 1.12 названной Инструкции определено, что к акту налоговой проверки должны быть приложены материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов налоговых правонарушений.
Акт выездной налоговой проверки с приложениями вручается налогоплательщику, о чем в акте делается соответствующая запись (пункт 2.2 Инструкции).
На основании изложенного довод налогового органа о том, что имеющиеся в приложениях к акту проверки сведения являются налоговой тайной, в связи с чем налоговая инспекция не имела право представить заявителю данную информацию, признан судом необоснованным.
По своей природе и назначению институт налоговой тайны (статья 102 НК РФ) имеет публично-правовой характер и означает защиту налоговым органом сведений, разглашение которых может нарушить права граждан и организаций.
Вместе с тем, как следует из пункта 2 статьи 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Закрепление в законе отступлений необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации налогоплательщик имеет право на ознакомление с материалами его налогового дела.
Аналогичное толкование норм права приведено и в Решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 марта 2004 года № 15527/03.
Ссылка Инспекции на положения Приказа Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892 "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки" судом не принимается во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 2 названного Приказа он применяется при проведении и оформлении результатов налоговых проверок, начатых после 31.12.2006 г. Как следует из акта выездной налоговой проверки № 17 от 12.07.2007 г., в рассматриваемом случае выездная налоговая проверка начата 02.10.2006 г.
На основании вышеизложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.
Следует признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Воронежской области, выразившиеся в отказе вручить закрытому акционерному обществу М. копии приложений N№ 3, 4, 10 - 20 к акту выездной налоговой проверки № 17 от 12.07.2007 г., обязать Межрайонную инспекция Федеральной налоговой службы № по Воронежской области предоставить закрытому акционерному обществу М. копии следующих документов из приложений к акту выездной налоговой проверки № 17 от 12.07.2007 г.: копию справки ИФНС России № 5 по г. Москве от 04.07.2007 г. № 09-09/040013 о проведении встречной проверки ООО М. (из приложения № 10 к акту проверки), копию справки ИФНС России № 9 по г. Москве от 09.02.2007 г. № 16-05/0141320 о результатах проведения контрольных мероприятий ООО В. (из приложения № 10 к акту проверки), копию письма ИФНС России № 19 по г. Москве от 19.06.2007 г. № 02-02/025737 о предоставлении информации по ООО В. (из приложения № 10 к акту проверки).
В соответствии со статьями 110 АПК РФ, 333.21 НК РФ, учитывая неимущественный характер заявленных требований, с учетом пункта 47 статьи 2, пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ и пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. № 117, уплаченная заявителем госпошлина в сумме 2 000 рублей подлежит взысканию в пользу последнего с налогового органа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Воронежской области, выразившиеся в отказе вручить закрытому акционерному обществу М. копии приложений N№ 3, 4, 10 - 20 к акту выездной налоговой проверки № 17 от 12.07.2007 г., обязать Межрайонную инспекция Федеральной налоговой службы № по Воронежской области предоставить закрытому акционерному обществу М. копии следующих документов из приложений к акту выездной налоговой проверки № 17 от 12.07.2007 г.: копию справки ИФНС России № 5 по г. Москве от 04.07.2007 г. № 09-09/040013 о проведении встречной проверки ООО М. (из приложения № 10 к акту проверки), копию справки ИФНС России № 9 по г. Москве от 09.02.2007 г. № 16-05/0141320 о результатах проведения контрольных мероприятий ООО В. (из приложения № 10 к акту проверки), копию письма ИФНС России № 19 по г. Москве от 19.06.2007 г. № 02-02/025737 о предоставлении информации по ООО В. (из приложения № 10 к акту проверки), как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Воронежской области, расположенной по адресу: Воронежская область, с. Н., ул. Л., N, в пользу закрытого акционерного общества М., расположенного по адресу: Воронежская область, В-й район, с. В., ул. Ж., д. N, зарегистрированного 02.09.2004 г. МИМНС РФ № 12 по Воронежской области за основным государственным регистрационным номером N, 2000 рублей государственной пошлины в федеральный бюджет.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня принятия и в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru