Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2009 года по делу № А43-1235/2009-16-25

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 13 мая 2009 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича
при ведении протокола судебного заседания судьей Мукабеновым И.Ю.,
при участии в заседании представителей:
От заявителя: Курапин Ю.Б., доверенность в деле, Ципов А.В., доверенность в деле,
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
ОАО "Приокское", г. Нижний Новгород, (далее - заявитель, общество) о признании недействительным постановления Главы администрации г. Нижнего Новгорода (далее - ответчик, администрация) от 26.11.2008 № 5563 "Об изъятии земельного участка и изъятии нежилого здания" (далее - оспариваемое постановление).
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте проведения судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил. В связи с этим и на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрение дела проведено в отсутствие представителя указанного участника процесса.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель администрации в отзыве на заявление и в ходе судебного разбирательства пояснил, что считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению.
Изучив материалы дела, заслушав присутствовавших представителей, суд считает необходимым удовлетворить заявленное требование в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, ОАО "Приокское" является правопреемником МТТП "Приокское", которое было создано на базе 1-го Нагорного Пищеторга. Последнему в 1976 году был отведен земельный участок в Мызинской промышленной зоне г. Горького (см. л.д. 23 - 39).
В 1995 году имущество МТТП "Приокское" согласно плану приватизации, зарегистрированному Департаментом финансов Администрации Нижегородской области 26.04.1995 № 32-1П-1043, было приватизировано. На его базе было создано ОАО "Приокское". В числе приватизированного имущества находился продовольственный склад (далее - объект недвижимого имущества), расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Шапошникова, д. 26. В отношении этого объекта недвижимого имущества выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности 52-АА № 068736 (л.д. 43).
22.12.1995 между администрацией и обществом был заключен договор аренды земли № 453 (л.д. 15 - 22). Предмет аренды - земельный участок площадью 3.100 кв. м, кадастровый номер - ННО:18:08:218:003 (впоследствии - 52:18:0080218:3, см. кадастровый паспорт л.д. 40 - 42) по ул. Шапошникова Приокского района г. Нижнего Новгорода (далее - спорный земельный участок). Срок аренды - по 13.12.2044. В договоре отмечено, что на земельном участке расположено кирпичное здание продовольственного склада.
26.11.2008 администрацией было издано оспариваемое постановление (л.д. 12, 13). В соответствии с его положениями на основании статей 11, 46, 49, 55, 63 Земельного кодекса РФ и статьи 279 Гражданского кодекса РФ, в целях реализации генерального плана развития г. Нижнего Новгорода по строительству дороги-дублера проспекта Гагарина на участке от Анкудиновского шоссе до ул. Ларина в Приокском районе для муниципальных нужд подлежали изъятию спорный земельный участок и объект недвижимого имущества.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, считая его изданным с нарушением норм действующего законодательства и затрагивающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
В ходе судебного производства администрация представила постановление от 17.04.2009 № 1537, которым оспариваемое постановление было отменено.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие не соответствуют закону.
На основании правоположений пунктов 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ оспариваемые ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц могут быть признаны недействительными (незаконными) при совокупности двух условий: 1. если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и 2. нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных (в числе прочего) с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 этого Кодекса.
Статьей 55 Земельного кодекса предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 названного Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Статья 70.1. Земельного кодекса РФ устанавливает порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Согласно ее положениям резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства РФ от 22.06.2008 № 561. В пункте 2 этого Положения закреплено, что решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование. Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами: а) документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией; б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке (пункт 3 Положения). Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования (пункт 7 Положения).
13.02.2009 Арбитражным судом Нижегородской области было принято решение по делу № А43-32229/2008-9-285 по заявлению общества о признании незаконным отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность, а также об обязании подготовить проект договора купли-продажи участка и провести необходимые действия для подготовки указанного проекта. Администрация являлась участником процесса по этому делу. Названным решением, вступившим в законную силу, заявленные обществом требования были удовлетворены. В этом решении также установлено, что спорный земельный участок не относится к землям общего пользования и в границах красных линий, запроектированных в Генеральном плане развития г. Нижнего Новгорода до 2010 года, утв. постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода 23.06.1999 № 32, не находится. Администрация представила часть проектной документации, из которой следует, что планируется внести изменения в упомянутый Генеральный план в части расположения проектируемой дороги-дублера проспекта Гагарина. Вместе с тем, какие-либо проекты, их изменения, не являющиеся составной частью утвержденного Генерального плана, не являются законным основанием к отказу в приватизации спорного земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эти обстоятельства имеют преюдициальное значение для данного дела.
В пункте 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем, в рассматриваемой ситуации ответчик не представил суду каких-либо доказательств законности и обоснованности издания оспариваемого постановления. Подтверждения того, что в Генеральный план были внесены необходимые изменения, являвшиеся основанием для изъятия для муниципальных нужд спорного земельного участка и объекта недвижимого имущества, в деле отсутствуют.
Вышеперечисленные правоположения и обстоятельства свидетельствуют о несоответствии оспариваемого постановления действующим нормативным правовым актам, регулирующим порядок изъятия имущества для муниципальных нужд.
Тот факт, что на момент принятия настоящего решения оспариваемое постановление было отменено администрацией постановлением от 17.04.2009 № 1537, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования или прекращения производства по делу. На момент принятия оспариваемого постановления оно нарушало права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ввиду чего, его отмена не препятствует рассмотрению заявления по существу (пункт 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 № 99). Отмена оспариваемого ненормативного правового акта сама по себе не свидетельствует о том, что такого юридического факта как издание оспариваемого постановления не существовало. На момент принятия настоящего решения оспариваемое постановление в юридическом смысле существует, хотя и в отмененном виде.
При таких условиях, учитывая упомянутые фактические обстоятельства, принимая во внимание, что оспариваемое постановление на момент его издания и действия нарушало права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку оно предполагало изъятие спорного земельного участка и объекта недвижимого имущества, заявленное обществом требование признается судом правомерным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение заявленного требования и ходатайства о принятии обеспечительных мер (см. определение от 09.02.2009) относятся на администрацию. С целью возмещения соответствующих расходов заявителя по уплате государственной пошлины с администрации подлежит взысканию в пользу общества 3.000 рублей.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

заявленные требования открытого акционерного общества "Приокское", г. Нижний Новгород, удовлетворить.
Признать постановление Главы администрации г. Нижнего Новгорода от 26.11.2008 № 5563 "Об изъятии земельного участка и изъятии нежилого здания" недействительным ввиду его несоответствия действующему законодательству, регулирующему порядок изъятия имущества для муниципальных нужд.
Взыскать с администрации г. Нижнего Новгорода в пользу открытого акционерного общества "Приокское", г. Нижний Новгород, 3.000 рублей государственной пошлины за рассмотрение заявления и ходатайства о принятии обеспечительных мер.
Исполнительный лист выдать после вступления настоящего решения в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Порядок обжалования решения установлен Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Судья
И.Ю.МУКАБЕНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru