Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРОТЕСТ
от 24 февраля 2009 г. № 2-1-8-2009

НА РЕШЕНИЕ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ - ПИТЕЛИНСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ПИТЕЛИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 11.08.2006 № 25
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ БЛАГОУСТРОЙСТВА, ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА"

Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках проведения проверки по заданию Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Рязанской области, изучено решение Совета депутатов муниципального образования - Пителинское городское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области от 11.08.2006 № 25 "Об утверждении Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в муниципальном образовании - Пителинское городское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области".
В настоящее время отдельные пункты указанных Правил противоречат федеральному законодательству и поэтому подлежат приведению в соответствие с ним.
Так, п. 2.14 Правил установлено, что санитарно-защитные зоны предприятий определяются в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Однако в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 № 38 названные СанПиН утратили свою силу.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров (в том числе работ, услуг) ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Однако в нарушение данных требований п. 2.19 Правил указывает, что юридические лица, хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования, обязаны заключать договоры на прием и захоронение отходов на санкционированную свалку - полигон ТБО с МУП ЖКХ р.п. Пителино, то есть для приобретателей услуги установлены ограничения в выборе хозяйствующих субъектов.
Пунктом 2.20 Правил установлено, что обеспечение чистоты и порядка на территории Пителинского городского поселения производится в соответствии с Правилами обеспечения благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах Рязанской области, принятых Постановлением Рязанской областной Думы от 24.07.1994 № 61.
В настоящее время названный нормативный правовой акт утратил свою юридическую силу.
Кроме того, в соответствии с п. 2.46 Правил спиливание и выкорчевка деревьев и кустарников предприятиями и организациями всех форм собственности, а также гражданами производится только на основании распоряжения администрации муниципального образования - Пителинское городское поселение либо акта о сносе зеленых насаждений.
Но на территории муниципального образования - Пителинское городское поселение расположены земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности. Собственник земельного участка в соответствии с требованиями Гражданского и Земельного кодексов РФ обладает правом владения, пользования и распоряжения своим имуществом по своему усмотрению и не обязан получать разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений (древесно-кустарниковой растительности), произрастающей на своем участке, производить новые посадки по согласованию с компетентными органами.
Пунктами 6.1, 6.2 Правил предусмотрено, что на территории муниципального образования - Пителинское городское поселение предприятиям, организациям, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности, а также гражданам запрещается без письменного разрешения проводить все виды земляных работ, связанных с проведением строительства, реконструкции, ремонта зданий, сооружений, инженерных сетей (наземных и подземных) и дорог, возведением нулевых циклов, с осуществлением благоустройства в соответствии с генпланом, утвержденным ОКС администрации района. Разрешение выдается администрацией муниципального образования - Пителинское городское поселение на основании заявки, согласованной с заинтересованными организациями и службами.
Между тем ч. 1 ст. 40 и ст. 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право:
- возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Градостроительным кодексом РФ определен порядок получения разрешения на строительство, при этом действующее законодательство не предусматривает получения "разрешения на право производства работ" в виде отдельного документа и выдача данного разрешения в компетенцию органов местного самоуправления не входит.
Поэтому право производства земельных работ, в том числе ремонтно-строительных, должно решаться соответствующими собственниками земельных участков с соблюдением их целевого назначения и требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Кроме того, согласно п. 7.1, 7.2, 7.3 Правил все незаконно находящиеся на территории муниципального образования временные строения (сооружения) подлежат уборке, а виновные физические и юридические лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с Законом Рязанской области от 06.10.2003 № 63-ОЗ "Об административных правонарушениях". Контроль за выполнением требований Правил возлагается на должностных лиц структурных подразделений администрации Пителинского городского поселения, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. За невыполнение требований Правил в зависимости от видов нарушений и их последствий применяются меры, предусмотренные Законом Рязанской области от 06.10.2003 № 63-ОЗ "Об административных правонарушениях", другими нормативными правовыми актами Рязанской области.
Необходимо отметить, что Законом Рязанской области от 04.12.2008 № 182-ОЗ ранее действовавший закон Рязанской области от 06.10.2003 № 62-ОЗ "Об административных правонарушениях", на который имеется ссылка в Правилах обеспечения благоустройства, чистоты и порядка, признан утратившим силу.
Кроме того, согласно требованиям федерального законодательства правом составления протоколов об административном правонарушении наделены должностные лица, определенные Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) РФ, а именно должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП, и должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов.
В соответствии с положениями ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых КоАП РФ отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в данный перечень не входят, они могут наделяться полномочиями в сфере административного производства лишь федеральными законами или законами субъекта РФ.
В соответствии с Законом Рязанской области от 04.12.2008 № 182-ОЗ, органы местного самоуправления Рязанской области не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях.
В п. 8.2 Правил требования и ответственность, установленные Правилами, разработаны на основе:
- Правил обеспечения благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах Рязанской области, принятых Постановлением Рязанской областной Думы от 24.07.1994 № 61;
- Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.12.1993 № 1362;
- Указа Президента РФ от 16.12.1993 № 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы".
Однако в настоящее время все названные нормативные правовые акты уже утратили свою юридическую силу.
Наделение должностных лиц органов местного самоуправления незаконными полномочиями, практика необходимости выдачи органами местного самоуправления разрешений, не предусмотренных федеральным законом, ссылка на недействующие нормативные правовые акты позволяет выдавать разрешения по своему усмотрению, что создает дополнительные административные препятствия для граждан, юридических лиц, предпринимателей, желающих осуществлять строительство, а также благоприятствует совершению разрешительных действий должностными лицами органов местного самоуправления по своему усмотрению, исходя из конкретно складывающейся ситуации, что не исключает возможности коррупционных проявлений.
В соответствии с требованием ст. 7 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 22, 23 и 28 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации",

требую:

Привести Правила благоустройства, чистоты и порядка, принятые решением Совета депутатов муниципального образования - Пителинское городское поселение Пителинского муниципального района Рязанской области от 11.08.2006 № 25, в соответствие федеральному законодательству.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста и принятом решении уведомить прокурора в письменной форме.

Рязанский межрайонный
природоохранный прокурор,
советник юстиции
Н.Н.МОРОЗОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru