Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2009 г. № 17/57

О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ
"ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ГРАЖДАН, ОРГАНИЗАТОРОВ И
ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМОВ
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ
2009 ГОДА

Рассмотрев и обсудив информацию о выполнении Программы "Правовое просвещение граждан, организаторов и других участников выборов и референдумов в Свердловской области" в первом полугодии 2009 года, Избирательная комиссия Свердловской области постановляет:
1. Информацию о выполнении Программы "Правовое просвещение граждан, организаторов и других участников выборов и референдумов в Свердловской области" в первом полугодии 2009 года принять к сведению (прилагается).
2. Поручить территориальным избирательным комиссиям продолжить работу по реализации мероприятий межтерриториальных и территориальных программ правового просвещения во втором полугодии 2009 года, обратив особое внимание на обучение кадров территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий, проведение мероприятий информационно-разъяснительной деятельности в период подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области 11 октября 2009 года.
3. Информацию о выполнении Программы "Правовое просвещение граждан, организаторов и других участников выборов и референдумов в Свердловской области" в первом полугодии 2009 года направить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, Российскому центру обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, органам государственной власти Свердловской области, органам местного самоуправления, нижестоящим избирательным комиссиям, опубликовать в "Информационном бюллетене "Вестник" Избирательной комиссии Свердловской области.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Комиссии Устинову Т.Г.

Председатель
Избирательной комиссии
Свердловской области
В.Д.МОСТОВЩИКОВ

Секретарь
Избирательной комиссии
Свердловской области
В.И.РАЙКОВ





ИНФОРМАЦИЯ
О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ "ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ГРАЖДАН,
ОРГАНИЗАТОРОВ И ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМОВ
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2009 ГОДА

Программа "Правовое просвещение граждан, организаторов и других участников выборов и референдумов в Свердловской области" на 2009 год, утвержденная Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 29 января 2009 года № 3/7, представляет собой систему стратегических приоритетов и задач, решаемых избирательными комиссиями.
Цель правового просвещения граждан, организаторов и других участников выборов и референдумов в Свердловской области - создание правовых, социальных, экономических, организационных условий и гарантий формирования, развития и реализации потенциала личности для осуществления реальных и потенциальных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме посредством прямого волеизъявления, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Свердловской области, уставами муниципальных образований по формированию органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица, а также проявления волеизъявления по наиболее важным вопросам государственного и местного значения для принятия соответствующих решений, осуществляемого посредством создания условий, надлежащего исполнения правил и процедур всеми субъектами, гарантирующих осуществление форм прямого волеизъявления граждан.
Программа "Правовое просвещение граждан, организаторов и других участников выборов и референдумов в Свердловской области" на 2009 год (далее - Программа) принимается для решения следующих задач, связанных с осуществлением полномочий Избирательной комиссии Свердловской области, территориальных избирательных комиссий в сфере реализации государственной политики по повышению правового просвещения граждан:

I. ЗАДАЧИ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ, ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

1. Создание новой образовательной среды, ориентированной на формирование правового мышления, правовой культуры молодежи, обеспечивающей формирование и становление молодых людей, способных осуществить взвешенный выбор по формированию органа государственной власти, органа местного самоуправления, по принятию решений по наиболее важным вопросам государственного и местного значения, готовых к самостоятельной общественно-политической, экономической и хозяйственной деятельности, умеющих адаптироваться к требованиям политической, социально-экономической системы государства с помощью знаний.
2. Формирование правового мышления личности как совокупности ценностей, обеспечивающих ее интеграцию в политические, экономические, правовые отношения современной жизни, умеющей осуществлять выбор при формировании органов государственной власти, органов местного самоуправления как основы создания условий реализации потенциала личности, обеспечения самодостаточности личности, высокого уровня жизни, комфортности и безопасности проживания.
Минимизация политической и юридической зависимости граждан при определении выбора политических предпочтений в процессе формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3. Включение граждан старшего возраста в систему правовых отношений, содействие приобретению дополнительных профессиональных правовых навыков, передаче жизненного опыта молодежи.

II. ЗАДАЧИ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ВЫБОРОВ,
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, КАНДИДАТОВ,
ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ

1. Формирование кадрового потенциала организаторов выборов.
2. Организация эффективного открытого диалога между общественными организациями и избирательными комиссиями, развитие толерантности к кандидатам, избирательным объединениям.

III. ЗАДАЧА В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ОРГАНИЗАЦИИ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Создание единого информационного пространства, основанного на использовании современных инновационных технологий, обеспечении должного внимания к средствам массовой информации и информационным материалам, которые направлены на формирование правовых, духовных и гражданских ценностей, пропагандирующих социальную активность, самоопределение и полноценную самореализацию граждан, формирование активной жизненной позиции граждан, поддержку социальных инициатив граждан, позитивных форм самоорганизации, самоуправления, участие в обсуждении, оценке деятельности органов власти всех уровней, повышение роли граждан в строительстве правового гражданского общества, укрепление правового самосознания граждан.

IV. ЗАДАЧИ В СФЕРЕ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Организация мониторинга уровня и состояния правовой культуры граждан, проблем общественного мнения в сфере реализации избирательных прав граждан и права на участие в референдуме.
2. Информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, избирательных комиссий, организаторов и других участников выборов и референдумов в Свердловской области, заинтересованных в реализации государственной политики правового просвещения граждан, организаторов и других участников выборов и референдумов в Свердловской области.

РЕЗУЛЬТАТЫ, КОТОРЫЕ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ДОСТИЧЬ
В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ, А ТАКЖЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

1. Создание самостоятельного, стабильного института гражданского общества с благоприятным климатом на основе формирования правового мышления, правовой культуры личности, организаторов и других участников выборов и референдумов в Свердловской области с целью обеспечения конституционных гарантий избирательных прав граждан и права на участие в референдуме по формированию органа государственной власти, органа местного самоуправления, проявления волеизъявления по наиболее важным вопросам государственного и местного значения для принятия соответствующих решений, обеспечивающих создание условий для общественной, политической, социально-экономической и хозяйственной деятельности, реализации потенциала личности в Свердловской области, формирование социальной ответственности за свою судьбу.
2. Кардинальное изменение компетентности граждан в вопросах становления и развития институтов гражданского общества, вовлеченность в решение наиболее важных вопросов государственного и местного значения, изменение поведенческой установки граждан с пассивного участия в выборах на осознанные и активные формы участия в избирательном процессе.
3. Организация взаимодействия всех субъектов государственного и муниципального управления, направленного на формирование интереса органов государственной власти области, органов местного самоуправления к участию в становлении и развитии граждан, упорядоченности, согласованности реализуемых ими самостоятельно и/или совместно действий в реализации избирательных прав и права граждан на участие в референдуме.
4. Создание аналитической базы органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий для управления процессом развития избирательной системы Свердловской области.
Реализация Программы охватывает обучение более половины взрослого населения Свердловской области, в том числе: избирателей - основного субъекта избирательного процесса, численность которых в Свердловской области по состоянию на 01.06.2009 составила 3,47 млн. человек; организаторов выборов - руководителей, членов избирательных комиссий всех уровней, специалистов, привлекаемых для работы в комиссиях, представителей органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления - более 40000 человек (в том числе руководители и члены территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий, контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях, рабочих групп по информационным спорам, системных администраторов, бухгалтеров, представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления); представителей региональных отделений политических партий, уполномоченных представителей избирательных объединений, средств массовой информации - около 200 человек.
В выполнении Программы совместно с Избирательной комиссией Свердловской области и территориальными избирательными комиссиями участвуют: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, Институт развития регионального образования, Департамент по делам молодежи Свердловской области, Уполномоченный по правам человека Свердловской области, Уральская академия государственной службы, Уральская государственная юридическая академия, Уральский государственный педагогический университет и другие высшие и средние специальные учебные заведения, редакция газеты "Областная газета", ОАО "Областное телевидение" и другие средства массовой информации, органы местного самоуправления.
Правовое и организационно-методическое обеспечение Программы осуществляется Координационным Советом при Избирательной комиссии Свердловской области (КС), Центрами повышения правовой культуры (ЦПК), действующими при территориальных избирательных комиссиях, а также 10 Межтерриториальными центрами повышения правовой культуры (МТЦ). Программа разработана с учетом предложений, поступивших от КС, ЦПК и МТЦ и включает в себя специализированные программы просвещения избирателей, повышения профессионального уровня организаторов выборов, повышения правовой культуры иных участников избирательного процесса.
В плане мероприятий по выполнению Программы (в том числе и в программы ТИК и МТЦ) включены следующие разделы:
- организация правового образования граждан;
- организация работы по формированию основ правовой культуры в дошкольных образовательных учреждениях;
- Организация работы по правовому просвещению учащихся учреждений общего и профессионального образования;
- организация работы по правовому просвещению учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, студентов высших учебных заведений;
- организация работы по правовому просвещению работающего населения;
- организация работы по правовому просвещению избирателей старшего поколения;
- мероприятия для разных категорий граждан;
- повышение профессиональной квалификации организаторов и участников избирательного процесса;
- взаимодействие со средствами массовой информации, информационно-разъяснительная деятельность;
- издательская деятельность.
Реализация Программы, разработанной на календарный год, осуществляется в рамках месячного планирования работы Избирательной комиссии Свердловской области и территориальных избирательных комиссий.
Кроме того, ряд мероприятий Программы осуществляются на основе "специальных" планов их проведения.
Созданная в Свердловской области система правового просвещения избирателей и ее планирование позволяет:
- сформировать единую структуру управления процессом правового просвещения избирателей, где каждый субъект наделен своей компетенцией и полномочиями по реализации Программы;
- сконцентрировать финансовые, кадровые, организационные, программно-методические ресурсы территориальных центров повышения правовой культуры для их оптимального и максимального использования;
- скоординировать усилия всех заинтересованных структур и ведомств по повышению правовой культуры различных категорий избирателей.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организационно-методическое обеспечение реализации областной Программы предусматривает разработку и принятие ежегодных территориальных и межтерриториальных программ повышения правовой культуры избирателей, организаторов и других участников избирательного процесса территориальными и межтерриториальными центрами. В целях обеспечения выполнения областной Программы Избирательной комиссией Свердловской области и территориальными избирательными комиссиями формируются рабочие планы и принимаются соответствующие постановления комиссий, среди которых: разработка и принятие Программы правового просвещения избирателей, организаторов и других участников избирательного процесса в Свердловской области на 2009 год, проведение в Избирательной комиссии Свердловской области заочной защиты территориальных и межтерриториальных программ правового просвещения избирателей, организаторов и других участников избирательного процесса, утверждение смет расходов на их финансирование, согласование с органами местного самоуправления и утверждение территориальными избирательными комиссиями и межтерриториальными центрами повышения правовой культуры своих программ на 2009 год.
В течение первого полугодия 2009 года было проведено 16 заседаний Избирательной комиссии Свердловской области, 708 заседание территориальных избирательных комиссий и 338 заседаний Советов центров повышения правовой культуры (ЦППК), на которых рассматривались следующие вопросы повышения правовой культуры избирателей:
1. О реализации Программы правового просвещения избирателей за 2008 год;
2. Анализ работы территориальных избирательных комиссий (ТИК), центров повышения правовой культуры (ЦППК) при ТИК по реализации Программ в 2008 году;
3. Итоги участия в конкурсах "Мы выбираем будущее!" и "Будущее - за нами!";
4. Разработка положений и объявление конкурсов:
- областной конкурс среди электронных, печатных средств массовой информации, освещающих деятельность избирательных комиссий, подготовку и проведение избирательных кампаний 2009 года в Свердловской области;
- областной конкурс среди студентов и аспирантов высших учебных заведений на лучшую научно-исследовательскую работу по вопросам избирательного права, законодательства о референдуме, взаимосвязи выборов с политическими, социальными и иными процессами в обществе в 2008/2009 учебном году;
- территориальные конкурсы на лучшее методическое пособие по разработке и внедрению учебных программ, курсов, занятий по правовой культуре школьников, в том числе организации дистанционного обучения (объявлены более 30 ТИК);
- территориальные конкурсы проектов патриотического и правового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях (Туринская, Талицкая, Каменская районные ТИК, Кушвинская, Заречная, Североуральская, Алапаевская, Арамильская, Камышловская, Красноуфимская городские ТИК, Дзержинская районная ТИК г. Нижний Тагил и др.);
- территориальные конкурсы среди библиотек на лучшую постановку работы по правовому просвещению избирателей (Артинская, Ачитская, Ирбитская, Каменская, Нижнесергинская, Серовская, Шалинская, Новолялинская районные ТИК, Дегтярская, Ирбитская, Североуральская городские ТИК, Дзержинская районная ТИК г. Нижний Тагил и др.);
- конкурсы школьных газет, политического плаката, рисунков, поделок.
5. Разработка пособий, подготовка материалов для проведения информационных встреч с избирателями различных возрастных категорий в рамках Единого информационного дня.
6. Организация передвижных, стационарных выставок и так далее, в соответствии с запланированными в областной и территориальных Программах мероприятиями.

МОЛОДЕЖЬ И ВЫБОРЫ
РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особое место в программе правового просвещения избирателей, в том числе будущих, уделено работе по формированию основ правовой культуры детей, начиная с дошкольного возраста. Именно в этот период закладываются основы ценностных ориентаций, представлений, отношений ребенка.
Работа строилась по нескольким направлениям: работа с органами управления образованием по организации и проведению городских и районных мероприятий по формированию основ правовой культуры детей; работа с руководителями дошкольных образовательных учреждений по внесению в программы дошкольного воспитания основ правовой грамотности; работа с педагогами по разработке и внедрению методических комплексов; информационно-разъяснительная работа с родителями дошкольников.
Приведем несколько примеров организации такой работы территориальными избирательными комиссиями в 1 полугодии 2009 года:
- Территориальные конкурсы проектов патриотического и правового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и конкурсы семейного творчества "Папа, мама, я - российская семья" объявили более 30 территориальных избирательных комиссий. В рамках этих конкурсов и по отдельным планам территориальными избирательными комиссиями проведено около 300 игровых занятий, более 150 конкурсов рисунков, фестивалей, праздников;
- Алапаевская городская ТИК совместно с педагогами ДОУ города проводила занятия с воспитанниками по методическому пособию "Основы избирательного права вместе со сказочными героями";
- Белоярская районная ТИК организовала занятия по теме "Право и закон";
- Березовская городская ТИК провела муниципальный конкурс "Умники и умницы";
- Тагилстроевская районная ТИК г. Нижний Тагил и Верхнепышминская, Среднеуральская городские ТИК организовали и провели во всех ДОУ района и городов игровые занятия по теме "Символы нашего государства". Кроме этого, Среднеуральская городская ТИК провела конкурс рисунков и поделок по этой теме с торжественным подведением итогов и использовала эти работы для организации городской выставки, которую посетили более 400 воспитанников ДОУ и их родителей;
- Каменск-Уральская городская ТИК - праздник для детей и родителей "С чего начинается Родина?";
- Алапаевская городская ТИК провела встречу дошкольников с ветеранами войны и труда "Наши деды - славные Победы";
- Талицкая районная ТИК совместно с управлением образования провела тематический педсовет по теме "Система работы с детьми по вопросам нравственно-патриотического воспитания" и родительскую конференцию "Защита прав и достоинств маленького гражданина" и многое другое.

РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ

В 2009 году исполнилось 12 лет областному конкурсу на лучшую работу по вопросам избирательного права среди учащихся учреждений общего и профессионального образования "Мы выбираем будущее".
Территориальные избирательные комиссии совместно с органами управления образованием выступают организаторами конкурса на школьном и муниципальном уровнях. Конкурс этого года проводился в более чем 723 образовательных учреждениях Свердловской области. Всего в 2009 году в школьном этапе конкурса приняли участие около 9 тысяч школьников и учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования.
Практика проведения этого областного конкурса и интерес к нему не только старшеклассников, но и учащихся основной и начальной школы подтвердила необходимость его проведения по трем возрастным группам (начальная, основная и старшая школа). За 12 лет более 160 участников конкурса получили рекомендательные письма Избирательной комиссии Свердловской области для поступления в вузы. Конкурсанты успешно поступают и учатся, продолжают участвовать в конкурсе студентов (втором значимом проекте работы избирательных комиссий с учащейся молодежью), становятся его победителями, связывают свою судьбу с общественно-политической деятельностью.
В первом полугодии 2009 года проходил заключительный этап областного смотра-конкурса социально-политических проектов "Будущее - за нами!", который проводился Избирательной комиссией Свердловской области в течение 2007 - 2009 годов. 14 - 15 мая 2009 года Избирательная комиссия Свердловской области совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Институтом развития регионального образования, Уральским государственным педагогическим университетом на базе загородного оздоровительного учреждения провела заключительные мероприятия и награждение победителей. Конкурсная комиссия оценивала результаты двухлетней работы по реализации социально-политических проектов 9 территориальных и 16 школьных органов молодежного и ученического самоуправления, которые презентовали свои проекты на областном форуме в августе 2008 года.
Заключительным мероприятиям этого конкурса предшествовали муниципальный и межтерриториальный этапы конкурса, организованные территориальными избирательными комиссиями и межтерриториальными центрами, победители которых станут финалистами областного конкурса в 2010 году, в мае 2009 года принимали участие в качестве гостей.
Особенностью нынешнего конкурса является его двухлетний цикл. Сделано это для того, чтобы в наше движение ежегодно вливались новые молодежные органы и организации, имеющие возможность в первый год пройти этап своего становления, поучиться у своих сверстников и педагогов, а в течение года следующего осуществить конкретную деятельность и представить результаты реализации своих проектов для оценки общественностью, в том числе участниками областного конкурса, тем самым влиться в его ряды.
Всего в конкурсе приняли участие на школьном этапе - 878 команд образовательных учреждений с общим числом участников - 27340 молодых людей. В муниципальном этапе приняло участие 49 школьных команд и 67 территориальных органов молодежного самоуправления. Всего в этом этапе конкурса участвовало 1330 ребят, представляющих свои организации.
В межтерриториальном этапе участвовало 37 школьных команд и 62 территориальных органа самоуправления. И, наконец, к участию в областном этапе конкурса были отобраны 16 школьных команд и 9 территориальных организаций. Всего в ходе конкурса были представлены результаты реализации 945 социально-политических проектов самой разной общественно-политической направленности. В результате их реализации сформировался огромный отряд активистов. Это более 12 тысяч молодых людей, имеющих лидерские качества, способных организаторов молодежного самоуправления.
Четырехлетний опыт проведения конкурса, неустанная работа избирательных комиссий по привлечению к его проведению органов и организаций муниципальных образований, призванных заниматься молодежью, по разъяснению всем участникам необходимости создания органов молодежного самоуправления привели к тому, что более двадцати вариантов различных моделей самоуправления (советы, думы, активы, союзы, объединения, движения, центры и т.д.) появились практически в каждом образовательном учреждении, а территориальные модели - практически во всех муниципальных образованиях. Сегодня молодежным движением охвачено более 140 тысяч человек. Только в апреле этого года по инициативе территориальных избирательных комиссий органами молодежного самоуправления проведено 19 научно-практических конференций, 36 круглых столов. Прошли молодежные акции: "Школа лидеров" в Артинском районе, "Академия лидерства" в Верхней Салде, сбор ученического самоуправления "Надежда России" в Красноуфимске, межшкольная конференция "Мы и наше самоуправление" в Ревде, молодежный форум будущих избирателей "Пока мы едины, мы непобедимы" в Артемовском и многие другие акции и мероприятия с общим охватом более 6 тысяч участников.
В нашей области немало органов и тех молодежных организаций, которые прошли вместе с нами весь путь становления конкурса "Будущее - за нами!", задавали высокую планку предъявления результатов общественно-политической деятельности и по праву являются представителями лучших молодежных организаций Свердловской области.
Это ребята из районного совета старшеклассников РОССиЯ" Верх-Исетского района; Тавдинская районная общественная организация "ЮНТА"; Союз Активной Молодежи (САМ) "Лидер" Орджоникидзевского района; Совет старшеклассников района (ССР) Кировского района, ребята из школы № 1 города Алапаевска и школы № 5 Богдановича.
Ивашина Ирина, Мстиславский Иван, Сергун Игорь из РОССиЯ Верх-Исетского района - довольно-таки известные личности не только у себя в районе. Ребята из этой организации для реализации своего нового проекта "Дверь в политику" уже побывали в Избирательной комиссии Свердловской области, Палате Представителей Законодательного Собрания области, принимают участие в разработке законопроекта по молодежной политике Свердловской области. Третий год РОССиЯ проводит акцию "Наказ депутату". Вот и в этом году по ее итогам прошла конференция, куда были приглашены представители органов местного самоуправления, и где депутатам Екатеринбургской городской Думы были вручены диски с наказами молодежи района. А какую интересную акцию организовали они в день голосования 2 марта! Используя возможности Интернета, сайты своих школ, ребята приглашали на выборы выпускников школ, и 200 человек - молодых людей - ответили, что с энтузиазмом откликнулись на эти призывы.
В Союзе Активной Молодежи "Лидер" Орджоникидзевского района Екатеринбурга ребята сами разработали программу подготовки юных лидеров молодежных органов и организаций. Так они решают проблему преемственности кадров в Совете. И теперь точно знают, что после них в Совет придут по-настоящему активные, целеустремленные молодые люди.
Ребята из Тавдинской "ЮНТЫ" организуют занятия в ежемесячной школе будущего избирателя, проводят совместные акции с "Молодой гвардией" Единой России. Ветераны Тавдинского района благодарны "ЮНТЕ" за акцию "Помним, гордимся, наследуем". Это и подарки всем ветеранам, и приведение в порядок памятников павшим воинам и многое другое. По инициативе этой организации центральная площадь Тавды переименована в Площадь Победы. Многие бывшие юнтовцы успешно учатся, работают в участковых избирательных комиссиях.
Кроме того, наш конкурс положил начало новому движению, развитию которого дал старт Президент РФ Д.А. Медведев, объявив 2008 год Годом семьи. Активисты клуба "Моя семья" из Североуральска представили результаты реализации в городе проекта "Я+Я = Здоровая семья". Члены этого клуба организуют досуг молодых семей, проводят большую просветительскую работу среди будущих мам и пап, организуют социально-психологическую помощь нуждающимся. Поддержать родителей и рассказать о делах Клуба на заключительном этапе конкурса приехала и самая юная его участница - будущая первоклассница Вишниченко Полина. Надеемся, что инициатива Североуральцев будет подхвачена и подобные проекты появятся в других городах и районах области.
Заключительный этап конкурса - этап очной защиты своих проектов стал важным моментом и в деятельности тех молодежных проектов, которые появились в нашей области в 2009 году. Таких команд-новичков было 18. Эти ребята участвуют в реализации таких проектов, как "Помним, гордимся, наследуем" (г. Алапаевск), "Сохраним наше будущее" (г. Нижний Тагил), "Школьное бюро содействию профориентации и трудоустройству" (г. Тавда) и другие. Так, со слов ребят из клуба "Русичи" (молодежной организации Нижнетуринского района), они почерпнули для себя много интересного и полезного, приобрели новые знакомства, определили перспективы развития своего проекта. В частности, у них появилась идея расширить границы проекта "Из пламени Афганистана", к реализации которого они уже приступили и начали создание музея в Нижней Туре. И мы уверены, что на следующий год "Русичи" и другие новые команды внесут достойную лепту в копилку общественно-значимых дел молодежи Свердловской области.
Что же, прежде всего для нас, организаторов, является результатами состоявшегося конкурса? Мы увидели, что все участники, без исключения - активные молодые люди, способные проявить творчество и инициативу не только в реализации своих проектов, но и в учебе, будущей работе, в общении со сверстниками, в организации всей своей жизни. Мы хотим, чтобы этим состоянием было проникнуто как можно больше молодежи. Ведь если молодой человек сегодня таким образом реагирует на происходящее и решает проблемы, то завтра и послезавтра он их будет решать с тех же позиций, сможет повлиять на свое окружение.
В очередной раз мы стали свидетелями того, что молодые люди полны надежд и желаний, имеют огромное множество идей, которые трансформируются в проекты и конкретные действия на местном уровне в интересах всего населения. При надлежащей поддержке эти проекты, их успехи, равно как и просчеты, помогут молодежи воспитать в себе чувство ответственности и самостоятельности, помогут стать активными членами общества с активной гражданской позицией.
Финал - состязание равных. Но любой конкурс предполагает победителей. По итогам заочного тура и публичной защиты результатов реализации проектов по предложению жюри постановлением Избирательной комиссии Свердловской области победителям конкурса вручены переходящие кубки, а также дипломы и ценные призы всем участникам.
Сложно было жюри и Избирательной комиссии области определить одного победителя среди сильнейших. Поэтому победителями конкурса среди территориальных органов детского и молодежного самоуправления муниципальных образований признаны три организации. Это Районный Совет Старшеклассников "РОССиЯ" Верх-Исетского района г. Екатеринбурга за разработку и реализацию социально-политических проектов "Школа журналистики" и "Экология Культуры"; Совет Старшеклассников Района (ССР) Кировского района г. Екатеринбурга за разработку и реализацию социально-политического проекта "Нам не по барабану"; Тавдинская районная детская организация "ЮНТА" Тавдинского городского округа за разработку и реализацию социально-политического проекта "Рука дружбы".
Победителями конкурса среди органов детского и молодежного самоуправления учреждений общего и профессионального образования признаны: Союз мальчишек и девчонок МОУ Ницинская средняя общеобразовательная школа Слободо-Туринского муниципального района за разработку и реализацию социально-политического проекта "... и у Памяти есть голос"; Совет руководителей МОУ Средняя общеобразовательная школа № 1 города Алапаевска за разработку и реализацию социально-политического проекта "Перекресток культур"; Общественная волонтерская организация "Молодые сердца" ГОУ СПО "Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса" за разработку и реализацию социально-политического проекта "Молодые сердца"; Центр инициативы и творчества "Единство" МОУ Средняя общеобразовательная школа № 2 городского округа Красноуфимск за разработку и реализацию социально-политического проекта "Школьный музей как одно из условий формирования гражданина".
Конкурс - 2009 закончен, а это значит, что избирательным комиссиям предстоит детальный анализ его результатов и определение задач по продолжению очередного двухгодичного цикла конкурса в следующем году, с тем, чтобы молодежный призыв избиркома - 2010 был еще многочисленнее.
Можно отметить многообразие форм работы с учащейся молодежью, проводимой территориальными избирательными комиссиями совместно с управлениями (отделами) образования, комитетами по делам молодежи, учреждениями культуры, среди них:
- научно-практические конференции учащихся, круглые столы;
- занятия в Клубах молодых избирателей и политклубах;
- конкурсы социальных проектов, плакатов, рисунков, сочинений, интеллектуальные игры, сборы молодежного и ученического актива;
- лекции и занятия по избирательному праву, беседы о выборах с учащимися образовательных учреждений;
- форумы будущих избирателей и многое другое.

МЕРОПРИЯТИЯ СО СТУДЕНТАМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В рамках реализации мероприятий Программы правового просвещения Избирательная комиссия Свердловской области и территориальные избирательные комиссии взаимодействуют с Уральской академией государственной службы, Уральским государственным педагогическим университетом, Уральской юридической академией, Нижнетагильской государственной социально-педагогической академией и другими вузами и их филиалами.
В первом квартале 2009 года были организованы ознакомительные и производственные практики студентов на базе Избирательной комиссии Свердловской области и территориальных избирательных комиссии г. Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Красноуральска, Лесного и др.
Кроме этого:
- Тагилстроевская районная ТИК г. Нижний Тагил провела IV открытую олимпиаду по избирательной праву на базе НТГСПА, в которой приняло участие более 2000 человек;
- Качканарская, Карпинская городские ТИК подготовили и провели ролевые игры и практические занятия по избирательному праву;
- Красноуфимская районная ТИК - круглый стол на тему "Роль молодежи в развитии демократического общества" и заседание политклуба "Участие молодежи в политических и общественных объединениях";
- Полевская городская ТИК - научно-практическую конференцию "Наше участие в управлении делами государства";
- Лесная городская ТИК - Интеллектуальную игру знатоков избирательного права "Что? Где? Когда?";
- Красноуфимская городская ТИК - молодежную акцию "Фронтовой сухарь";
- Березовская городская ТИК - День молодого избирателя для студентов филиала РГППУ и др.

МЕРОПРИЯТИЯ С РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖЬЮ

Работа по повышению правовой культуры работающей молодежи проводится территориальными избирательными комиссиями в тесном взаимодействии с имеющимися в трудовых коллективах общественными организациями, органами самоуправления.
Одно из направлений деятельности территориальных избирательных комиссий с работающим населением является проведение Единых информационных дней, по тематике, разработанной Избирательной комиссией Свердловской области. За первое полугодие 2009 года в рамках ЕИД проведено более 450 встреч в трудовых коллективах. Основные темы:
- "Устав муниципального образования - закон для каждого";
- "Что день грядущий..." (о правилах голосования на выборах в органы местного самоуправления 1 марта 2009 года);
- изменения в Конституции РФ и ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан...": как они скажутся на порядке реализации избирательных прав граждан;
- об изменениях в областном законодательстве о выборах;
- "Мы выбираем, нас выбирают" (реализация активного и пассивного избирательного права).
Кроме этого, территориальные избирательные комиссии организуют проведение "круглых столов" по обсуждению вопросов применения избирательного законодательства. К примеру;
- Ачитская районная ТИК организовала и провела встречу работающей молодежи с главой Ачитского ГО по теме "Будущее России - это мы";
- Нижнесергинская районная ТИК - провела встречу с работающей молодежью по теме "Муниципальные выборы - форма волеизъявления граждан";
- Новолялинская, Пригородная, Слободо-Туринская, Тавдинская, Тугулымская, Туринская, Первоуральская, Лесная, Ленинская районная ТИК Нижнего Тагила и др. провели серию мероприятий силами членов ТИК, закрепленных за предприятиями муниципалитетов;
Работа по организации встреч с работающей категорий избирателей, естественно, была активизирована ТИК в период подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, назначенных на 1 марта 2009 года. Например;
- Алапаевская районная ТИК провела встречу на территории Самоцветного одномандатного округа, в которой приняло участие около 300 человек;
- Качканарская, Новоуральская городская ТИК, Невьянская, районная провела серию встреч с работающей молодежью по участию в выборах и т.д.;
Кроме этого:
- Каменская районная ТИК - поэтический конкурс "Мы выбираем будущее";
- Первоуральская городская ТИК - конкурс сочинений и эссе среди работающей молодежи;
- Талицкая районная ТИК - интеллектуальный марафон для работающего населения городского округа "Ты знаешь закон? Я-да!";
- Пышминская районная ТИК - молодежный форум "Мы - за будущее Пышминского района!" и многое другое.
Реализуя Программу правового просвещения, территориальные избирательные комиссии активно сотрудничают с Клубами избирателей, созданными на предприятиях муниципальных образований.
Так, например, Верхнепышминская городская ТИК взаимодействует с клубом молодых избирателей на ОАО "Уралэлектромедь", Верхнесалдинская районная ТИК - с лидерами ОМО "ВСМПО-АВИСМА", Качканарская городская ТИК - с молодежным активом ОАО "Ванадий", Лесная городская - с активом молодежной организации комбината "Электрохимприбор", Каменская РТИК участвует во встречах с молодыми специалистами района "Посвящение в профессию", Красноуфимская районная ТИК организовала заседание Клуба избирателей с. Рахмангулово по теме: Изменения в Конституции РФ, законодательстве о выборах. Ваше мнение", Орджоникидзевская районная ТИК г. Екатеринбурга - заседание Клуба избирателей пос. Садовый "Будущее выбираем вместе" и др.
Избирательная Комиссия области рассматривает выставочную деятельность как условие приобщения различных категорий избирателей к истокам формирования политической культуры, истории развития демократических институтов в нашей стране.
В течение избирательной кампании по выборам органов местного самоуправления, назначенным на 1 марта 2009 года была организована постоянно обновляющаяся выставка Избирательной комиссии Свердловской области "Хроника избирательной кампании".
В первом полугодии 2009 года более половины территориальных избирательных комиссий организовали тематические передвижные выставки.
В феврале - марте 2009 года выставочная деятельность ТИК была посвящена 15-летию избирательной системы Свердловской области и Хроникам избирательных кампаний на территории муниципалитетов с использованием материалов передвижной выставки Избирательной комиссии Свердловской области, а также материалов ТИК и музейных экспонатов.
В апреле организовано 6 тематических передвижных выставок: Белоярская районная ТИК - книжные выставки "Новое в законодательстве", "Выбирай сам свою Россию"; Орджоникидзевская районная ТИК г. Екатеринбурга - цикл выставок литературы "Избирательный марафон"; Красноуфимская городская и Красноуфимская районная ТИК - выставки "От века прошлого до наших дней"; Нижнетуринская районная ТИК - выставка "Хроники избирательных кампаний"; Среднеуральская городская ТИК - выставка декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства "Папа, мама, я - российская семья".
В мае организовано 20 тематических передвижных выставок: Березовская городская ТИК - постоянно действующая выставка при ЦБС "Человек. Государство. Закон"; Кушвинская городская ТИК - передвижная выставка работ учащихся, представленных на муниципальный этап конкурса "Мы выбираем будущее"; Новолялинская районная ТИК - выставка в Центральной районной библиотеке "Символика России"; Орджоникидзевская районная г. Екатеринбург - цикл тематических выставок "Избирательный марафон" в библиотеке имени М. Горького на тему "Ветер времени - он дует в наши паруса"; Пригородная районная ТИК - фотовыставка "Это наша молодежь"; Слободо-Туринская районная ТИК - на базе сельских библиотек организовала выставки "Я - гражданин России!" и "Правовая неотложка!"; Талицкая районная ТИК - выставка "Презентуем - ТИК!" и др.
Более чем в 30 муниципальных образованиях созданы Клубы избирателей старшего поколения на базе ветеранских общественных организаций. Последний создан в апреле Красноуральской городской ТИК - это общественно-политический клуб "Возрождение". Территориальные избирательные комиссии подготовили и провели около 200 заседаний Клубов и встреч с избирателями старшего поколения.

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАТОРОВ И
УЧАСТНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В соответствии с Программой правового просвещения на 2009 год состоялся очередной цикл обучения организаторов выборов. Обучение проходило систематически, планово, в соответствии с утвержденными учебно-тематическими планами и программами. Наряду с теоретическими вопросами, большое внимание уделялось практике реализации, способам решения той или иной проблемы.
Избирательная комиссия Свердловской области проводила обучение председателей, заместителей, секретарей и системных администраторов ТИК. Обучение проходило ежемесячно. В первом полугодии 2009 года Избирательная комиссия области провела 5 семинаров-совещаний с председателями, секретарями, бухгалтерами и системными администраторами территориальных избирательных комиссий. Повестки семинаров имели практическую направленность и включали обсуждение насущных проблем, ситуаций как организационного, так и содержательного характера.
Для проведения семинаров готовится большой объем методического материала, в том числе изданного в виде Методических пособий в помощь организаторам и участникам избирательных кампаний, по решению задач участниками семинара в ходе деловых игр.
В учебном процессе широко используются технические средства обучения: учебные фильмы, компьютерные презентации, компьютерные программы. В процессе обучения системных администраторов территориальных избирательных комиссий практикуются элементы дистанционного обучения (задания для системных администраторов) с использованием ГАС "Выборы".
В соответствии с тематикой семинаров-совещаний, для участия в них приглашались представители региональных отделений политических партий, средств массовой информации. Совместное обсуждение проблем проводилось за "круглым столом". Среди вопросов, обсуждаемых на совещаниях: контроль за ходом предвыборной агитации, рассмотрение обращений граждан, организация работы по информированию граждан, использование инновационных информационных технологий и многие другие. Участники делились опытом взаимодействия с администрациями муниципальных образований, отделениями политических партий, общественными объединениями по организации и проведению кампаний. Территориальные избирательные комиссии обменивались результатами социологических исследований по изучению электоральной активности различных категорий избирателей и прогнозами их участия в выборах.
Аналогичная работа по обучению организаторов и участников избирательного процесса проведена территориальными избирательными комиссиями. На этом уровне проходило обучение членов ТИК, УИК. Ряд семинаров проводился совместно с представителями политических партий, организаций СМИ, наблюдателей. Обучение носило практический характер и проходило в форме тренингов, деловых игр, мастер-классов. Всего в первом полугодии было проведено 560 семинаров-практикумов для членов ТИК, представителей политических партий и средств массовой информации, 690 - для членов УИК.
Для организации обучения, самообразования организаторов и участников избирательного процесса широко используется сайт Избирательной комиссии Свердловской области, где размещаются и постоянно обновляются электронный архив документов, научно-популярные статьи, тексты выступлений руководителей Комиссии, новостные пресс-релизы об основных событиях и результатах деятельности Комиссии, видеофильмы, видео и аудиозаписи информационно-аналитических программ телевидения и радио, информирующих участников избирательного процесса о ходе избирательной кампании.
Организуемый таким образом учебный процесс, используемые формы обучения позволяют:
- обеспечить высокий уровень освоения всеми субъектами избирательного процесса (организаторы выборов, избиратели, представители политических партий, средств массовой информации) определенные учебной программой вопросы, как с точки зрения теории, так и практики их применения;
- постоянно иметь информацию о состоянии профессиональной компетентности слушателей, знать мнения участников реализации программы о качестве предъявления учебного материала и на этой основе корректировать содержание и методы обучения;
- совместно разрабатывать программы деятельности субъектов избирательного процесса по реализации определенной законодательством компетенции;
- обеспечивать постоянный рост уровня профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий Свердловской области.
В первом полугодии 2009 года все территориальные комиссии сформировали кадровый резерв членов участковых избирательных комиссий. В резерв кадров включено более 26000 человек. 15% - это молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, около 50% - в возрасте до 50 лет. В составе резерва 45% лиц, имеющих высшее образование, 98% имеют опыт работы в участковых избирательных комиссиях, причем, 24% - от 1 года до 3 лет. Целенаправленная работа по подбору кадров с региональными и местными отделениями политических партий и общественных объединений позволила включить в резерв более 50% представителей этой категории участников избирательного процесса.
Обучение резерва кадров проводится ТИК по отдельным планам с использованием рекомендаций Избирательной комиссии Свердловской области.

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

]]>
Для ведения информационно-разъяснительной деятельности масштабно использовались возможности электронных и печатных СМИ, наружных средств информирования.
Информирование избирателей через электронные СМИ.
Начиная с января 2009 года содержание телевизионных и радиопередач было посвящено доведению до избирателей информации деятельности территориальных избирательных комиссий, существа положений избирательного законодательства, разъяснению системы органов государственной власти Российской Федерации и Свердловской области, их роли в решении социальных, экономических и других вопросов, стоящих перед страной, областью, актуализации представлений избирателей о деятельности региональных отделений политических партий, подробному разъяснению значимости предстоящих в марте этого года выборов в органы местного самоуправления.
В течение первого полугодия 2009 года состоялось 5 передач в формате ток-шоу "Все, как есть". Январская и февральская программы были посвящены выборам в органы местного самоуправления, назначенным на 1 марта 2009 года. Избиратели получили информацию о кандидатах, выдвинутых региональными отделениями политических партий, познакомились с основными идеями программ, с которыми кандидаты шли на выборы. За неделю до дня голосования состоялась традиционная программа, посвященная правилам голосования, возможностям голосования для различных категорий граждан. Представители избирательной системы ответили на вопросы представителей общественных организаций, объединений.
Передачи, выходящие в межвыборный период, были посвящены вопросам правового просвещения граждан. В частности, рассматривались вопросы и проблемы реализации активного, пассивного избирательного права, роль и место молодежи в общественно-политической деятельности. В программах принимали участие политологи, представители общественных объединений и организаций, участники и победители областного конкурса социально-политических проектов "Будущее - за нами!".
В период избирательной кампании по выборам в органы местного самоуправления 1 марта 2009 года комиссией были достигнуты договоренности со всеми ведущими телеканалами о еженедельном информировании избирателей. В таких программах, как "Vip-студия" на "Областном телевидении", "Итоги недели", "Утренняя волна" на "ГТРК "Урал", "Гость дня", на телекомпании "Ермак", "10 +" на 10 канале, "Послесловие" на 41 канале, проводились еженедельные выступления председателя Избирательной комиссии Свердловской области. Причем, содержание передач планировалось с учетом целевой аудитории канала.
Территориальные избирательные комиссии использовали возможности 103-х организаций муниципальных и негосударственных электронных средств массовой информации для проведения информационно-разъяснительной деятельности.
Всего за отчетный период состоялось 650 выступлений председателей ТИК на каналах ТВ и радио.
В период выдвижения и регистрации кандидатов на выборах в органы местного самоуправления до сведения телезрителей и радиослушателей была доведена полная и достоверная информация обо всех избирательных объединениях, кандидатах-самовыдвиженцах, участвующих в процедуре выдвижения и регистрации кандидатов. Всего по этой тематике состоялось более 300 выступлений председателей территориальных избирательных комиссий на телевизионных и радиоканалах городов и районов области.
Информирование избирателей через печатные СМИ.
Комиссия активно использовала возможности информирования избирателей через печатные СМИ и собственные печатные издания. В течение избирательной кампании осуществлялись еженедельные публикации в "Областной газете" статей председателя Комиссии под общим заголовком "О выборах 1 марта 2009 года". Всего было опубликовано 12 еженедельных статей, занимающих половину газетной полосы формата А2, содержание которых строилось с учетом задач каждого этапа избирательной кампании. Тираж газеты - более 127 тысяч экземпляров. Жанр публикаций - разговор с избирателями о текущих событиях избирательных кампаний с размещением в рамках статей необходимой информации: выдвижение кандидатов, сведения о кандидатах, правила голосования и т.д.
В апреле вышел первый номер журнала Комиссии "Выборы и референдумы". Тема номера - итоги выборов в органы местного самоуправления 1 марта 2009 года в Свердловской области. Материалы этого номера использовались территориальными избирательными комиссиями для информирования избирателей, обучения организаторов и участников избирательных кампаний.
Территориальные избирательные комиссии использовали возможности муниципальных, негосударственных печатных СМИ для информирования избирателей. Всего в этой работе в качестве социальных партнеров комиссий по информированию избирателей было задействовано 164 организации печатных средств массовой информации. Информация размещалась в специальных рубриках "Избирателям о выборах", "Выборы - 2009" и др. Лидерами по публикациям в печатных СМИ являются председатели Краснотурьинской, Ревдинской, Сысертской, Каменской, Артемовской, Верхнесалдинской, Сухоложской, Березовской территориальных избирательных комиссий.
В течение избирательной кампании марта 2009 года состоялось более 500 публикаций территориальных избирательных комиссий информационно-разъяснительного характера, а всего за первое полугодие 2009 года около 1100 публикаций было размещено ТИК на страницах печатных СМИ. Кроме этого вышло более 100 тематических страниц территориальных избирательных комиссий в муниципальных средствах массовой информации.

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИИ

В первом полугодии 2009 года были подготовлены и выпущены:
- научно-популярный журнал "Выборы и референдумы" № 1, 2, 2009;
- "Информационный бюллетень "Вестник" Избирательной комиссии Свердловской области (официальный печатный орган) № 1, 2009 г.;
- газета "Уральский ВЫБОР!" № 1,2, 2009 г.;
- брошюра "Программа "Правовое просвещение граждан, организаторов и других участников выборов и референдумов в Свердловской области" на 2009 год".

ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ И ИЗДАННЫЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ
В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2009 ГОДА

34 территориальные избирательные комиссии Свердловской области имеют собственные печатные издания - газеты, вестники, информационные листки, выпускаемые регулярно.

АРТЕМОВСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК

Брошюра "15 лет избирательной системе Свердловской области. Артемовский вариант".

АРТИНСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК

Брошюра "Программа правового просвещения граждан, организаторов и других участников выборов и референдумов в Артинском городском округе в 2009 году".
Брошюра "Анализ реализации программы повышения правовой культуры избирателей и других участников избирательного процесса в Артинском городском округе в 2008 году".

АСБЕСТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТИК

Буклет для старшеклассников "Об органах местного самоуправления".

АЧИТСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК

Памятка работникам ОВД по организации взаимодействия с ТИК и УИК в период подготовки и проведения 1 марта 2009 года выборов главы Ачитского городского округа.
Как проголосовать на выборах главы Ачитского городского округа 1 марта 2009 года.
Брошюра "Программа "Правовое просвещение граждан, организаторов и других участников выборов и референдумов в Ачитском городском округе на 2009 год".
Памятка для членов контрольно-ревизионной службы при территориальной избирательной комиссии.

БЕРЕЗОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТИК

Методическое пособие "Правовое воспитание в семье. Правовая культура родителей".
Брошюра "Азбука для будущего избирателя".
Памятка "Правовой словарик".

БОГДАНОВИЧСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК

Методическое пособие "Ученическое самоуправление в школе".
Буклет "Как хорошо, что есть права".

ВЕРХНЕПЫШМИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТИК

Методическое пособие "Памятка кандидату в депутаты Думы городского округа Верхняя Пышма".
Методическое пособие "Памятка избирателю по заполнению избирательного бюллетеня".
Методическое пособие по организации правового воспитания детей дошкольного возраста в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

ВЕРХНЕСАЛДИНСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК

Сборник "Я расту".
Методическое пособие "Будущее строим сами".
Брошюра "О выборах и в шутку и всерьез...".
Сборник работ победителей муниципального этапа конкурса "Мы выбираем будущее".

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ РАЙОННАЯ ТИК
ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

Буклет для избирателей, голосующих впервые.
Буклет "О государстве и правах граждан".

КИРОВСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

Календарь "С днем выборов".
Буклет "Депутатский корпус Кировского района".

ЛЕНИНСКАЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА ТИК ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

Методические пособия для УИК "О порядке проведения первого организационного заседания".
Методические пособия для УИК "О регламенте работы участковой избирательной комиссии".
Методические пособия для УИК "Об организации и проведении досрочного голосования";
Методические пособия для УИК "О порядке работы членов УИК со списками избирателей".
Методические пособия для УИК "О работе УИК в день голосования".
Методические пособия для УИК "О порядке работы УИК при подсчете голосов избирателей".

ОКТЯБРЬСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

Памятка избирателю о порядке голосования.
Памятка "В помощь наблюдателю".

ОРДЖОНИКИДЗЕВСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

Брошюра "Программа правового просвещения избирателей, организаторов и других участников избирательного процесса в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга на 2009 год".
Информационные буклеты "Из истории Екатеринбургской городской Думы".
"Выборы депутатов Екатеринбургской городской Думы".
"Избирательные комиссии".
"Порядок досрочного голосования на выборах депутатов Екатеринбургской городской Думы".
"Что надо знать о выборах".
"Депутаты ведут прием...".

ЧКАЛОВСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

Памятка избирателю "Екатеринбургская городская Дума".
Памятка избирателю "Избирательные права граждан в РФ".
Памятка избирателю "Досрочное голосование на выборах депутатов Екатеринбургской городской Думы".

ИВДЕЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТИК ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

Методические пособия:
"Что надо знать кандидату";
"Доверенное лицо";

Информационные листки:
"Как я могу проголосовать";
"О формировании УИК";
"Как реализовать свое избирательное право";
"Что надо знать каждому";
"Как проголосовать досрочно".

ИРБИТСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТИК

Сборник документов ТИК по подготовке и проведению выборов главы МО г. Ирбит для кандидатов.
Сборник документов ТИК по подготовке и проведению выборов главы МО г. Ирбит для СМИ.
Сборник документов ТИК по подготовке и проведению выборов главы МО г. Ирбит для местных отделений политических партий.

ИРБИТСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК

Памятка избирателю о порядке голосования на выборах главы Ирбитского МО.

КАМЕНСК-УРАЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТИК

Методическое пособие "Выборы в нашей жизни" (материалы межвузовской научно-практической конференции).
Методическое пособие "С чего начинается Родина?".
Брошюра "Общественные объединения образовательных учреждений города Каменска-Уральского".
Брошюра "Проект-конструктор "Молодежь и СМИ".
Методическое пособие для работников ДОУ "Как прекрасен этот мир".

КАМЫШЛОВСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК

Брошюра "В помощь организаторам выборов в органы ученического самоуправления".

КАРПИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТИК

Методическое пособие "Предвыборная агитация".

КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТИК

Методическое пособие "Основные положения избирательного законодательства, регулирующие деятельность участковых избирательных комиссий в период выборов глав муниципальных образований 1 марта 2009 года".

КРАСНОУРАЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТИК

Памятка "В помощь юному гражданину России".

КРАСНОУФИМСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТИК

Информационные листки.
"Устав МО - закон для каждого жителя города".
"Закон суров, но он закон".

КРАСНОУФИМСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК

Художественный альманах "Выборы глазами художника".
Буклет "Библиотечная гостиная".
Информационные листки:
"Устав МО - закон для каждого";
"Изменения в Конституции РФ, как они скажутся на порядке реализации избирательных прав граждан";
"Закон суров, но он закон".

ЛЕСНАЯ ГОРОДСКАЯ ТИК

Методическое пособие "Правовой ликбез" (ч. 1).
Брошюра "День молодого избирателя".

ЛЕНИНСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК ГОРОДА НИЖНЕГО ТАГИЛА

Буклет "Итоги межтерриториального этапа областного конкурса "Мы выбираем будущее".

ТАГИЛСТРОЕВСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК ГОРОДА НИЖНЕГО ТАГИЛА

Брошюра "Положение о проведении четвертой открытой олимпиады по вопросам избирательного права, законодательства о референдуме, взаимосвязи выборов с политическими, социальными и иными процессами в обществе среди учащихся и студентов и материалы для подготовки к олимпиаде".

НОВОЛЯЛИНСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК

Методическое пособие "Государственные символы России. Символы Свердловской области. Символы Новолялинского городского округа".

ПЕРВОУРАЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТИК

Буклет "Первоуральский межтерриториальный центр".

ПРИГОРОДНАЯ РАЙОННАЯ ТИК

Методическое пособие "Технологии развития школьного актива и детской организации "МИР";
Методическое пособие "Символы России, Свердловской области и Горнозаводского управленческого округа. История становления, современность".

РЕЖЕВСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК

Методическое пособие по формированию участковых избирательных комиссий;
Методическое пособие для участковых избирательных комиссий по финансированию избирательной кампании.

СЛОБОДО-ТУРИНСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК

Методическое пособие "Мы выбираем, нас выбирают".
Сборник методических разработок "Молодежь и выборы" (из опыта работы Слободо-Туринской ТИК по правовому воспитанию работающей молодежи).

ТАБОРИНСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК

Методические рекомендации для администраций сельских поселений по подготовке и организации выборов.

ТУГУЛЫМСКАЯ РАЙОННАЯ ТИК

Методическое пособие "Мы строим будущее России".
Методическое пособие "Символика. Избирательные комиссии. Выборы".



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru