ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2009 г. № 216
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"САХАРНЫЙ ДИАБЕТ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
В соответствии с Законом
Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ "О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики", постановлением
Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года № 151 "Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ" Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Ведомственную целевую программу
"Сахарный диабет на 2010 - 2012 годы".
2. Определить Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заказчиком Ведомственной целевой программы
"Сахарный диабет на 2010 - 2012 годы".
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Удмуртской Республики
В.В.БЕЛЬТЮКОВ
Утверждена
постановлением
Правительства
Удмуртской Республики
от 3 августа 2009 г. № 216
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"САХАРНЫЙ ДИАБЕТ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
Паспорт
Ведомственной целевой программы
"Сахарный диабет на 2010 - 2012 годы"
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Наименование ¦"Сахарный диабет на 2010 - 2012 годы" ¦
¦Программы ¦(далее - Программа) ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Основание для ¦Постановление Правительства Российской Федерации ¦
¦разработки ¦от 1 декабря 2004 года № 715 "Об утверждении ¦
¦Программы ¦перечня социально значимых заболеваний и перечня ¦
¦ ¦заболеваний, представляющих опасность для ¦
¦ ¦окружающих"; ¦
¦ ¦постановление Правительства Российской Федерации ¦
¦ ¦от 10 мая 2007 года № 280 "О Федеральной целевой ¦
¦ ¦программе "Предупреждение и борьба с социально ¦
¦ ¦значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)"; ¦
¦ ¦приказ Министерства здравоохранения и социального ¦
¦ ¦развития Российской Федерации от 11 сентября 2007 ¦
¦ ¦года № 582 "Об утверждении стандарта медицинской ¦
¦ ¦помощи больным с инсулинзависимым ¦
¦ ¦и инсулиннезависимым сахарным диабетом"; ¦
¦ ¦распоряжение
Правительства Удмуртской Республики ¦
¦ ¦от 12 мая 2009 года № 340-р "О разработке проекта ¦
¦ ¦Ведомственной целевой программы "Сахарный диабет ¦
¦ ¦на 2010 - 2012 годы" ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Заказчик Программы ¦Министерство здравоохранения Удмуртской Республики ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Разработчик ¦Министерство здравоохранения Удмуртской Республики ¦
¦проекта ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Министерство здравоохранения Удмуртской Республики ¦
¦Программы ¦(далее - МЗ УР), иные исполнители ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Цели Программы ¦Основными целями Программы являются: ¦
¦ ¦снижение острых и хронических осложнений ¦
¦ ¦у взрослых, больных сахарным диабетом; ¦
¦ ¦увеличение средней продолжительности жизни больных ¦
¦ ¦сахарным диабетом; ¦
¦ ¦снижение числа случаев временной ¦
¦ ¦нетрудоспособности; ¦
¦ ¦снижение средней длительности лечения ¦
¦ ¦в специализированных эндокринологических отделениях¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Задачи Программы ¦Внедрение стационарозамещающих видов медицинской ¦
¦ ¦помощи; ¦
¦ ¦совершенствование материально-технической базы ¦
¦ ¦эндокринологической службы МЗ УР; ¦
¦ ¦развитие специализированных методов диагностики ¦
¦ ¦и лечения основных осложнений сахарного диабета ¦
¦ ¦с использованием стационарозамещающих технологий; ¦
¦ ¦обеспечение эффективной системы профилактики, ¦
¦ ¦ранней диагностики и лечения сахарного диабета ¦
¦ ¦и его осложнений; ¦
¦ ¦совершенствование методов реабилитации больных ¦
¦ ¦сахарным диабетом; ¦
¦ ¦проведение научно-исследовательских работ ¦
¦ ¦прикладного характера по созданию и внедрению новых¦
¦ ¦технологий профилактики и лечения сахарного диабета¦
¦ ¦и его осложнений ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Целевые ¦Снижение острых осложнений у взрослых, больных ¦
¦индикаторы ¦сахарным диабетом, до 55, по данным регионального ¦
¦Программы ¦Регистра больных сахарным диабетом УР ¦
¦ ¦(далее - Регистр); ¦
¦ ¦снижение доли хронических осложнений у взрослых, ¦
¦ ¦больных сахарным диабетом, до 31%, по данным ¦
¦ ¦Регистра; ¦
¦ ¦увеличение средней продолжительности жизни больных ¦
¦ ¦сахарным диабетом, по данным Регистра; ¦
¦ ¦снижение числа случаев временной ¦
¦ ¦нетрудоспособности; ¦
¦ ¦снижение средней длительности лечения ¦
¦ ¦в специализированных эндокринологических ¦
¦ ¦стационарах до 16,0 дней; увеличение числа ¦
¦ ¦обученных в "Школе больного сахарным диабетом" на ¦
¦ ¦10% ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦Сроки реализации Программы с 2010 года по 2012 год.¦
¦реализации ¦Выделение этапов реализации Программы ¦
¦Программы ¦не предусмотрено ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Финансирование мероприятий Программы осуществляется¦
¦финансирования ¦за счет средств бюджета Удмуртской Республики ¦
¦Программы ¦в пределах бюджетных ассигнований, выделенных ¦
¦ ¦Министерству здравоохранения Удмуртской Республики.¦
¦ ¦Общий объем финансирования Программы ¦
¦ ¦на 2010 - 2012 годы составляет 137480,0 тыс. ¦
¦ ¦рублей, в том числе: ¦
¦ ¦2010 год - 42763,0 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2011 год - 45757,0 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2012 год - 48960,0 тыс. рублей. ¦
¦ ¦Объемы финансирования, предусмотренные Программой, ¦
¦ ¦носят ориентировочный характер и подлежат ¦
¦ ¦корректировке при формировании и утверждении ¦
¦ ¦бюджета Удмуртской Республики на очередной ¦
¦ ¦финансовый год (очередной финансовый год и плановый¦
¦ ¦период). ¦
¦ ¦В случае несоответствия результатов выполнения ¦
¦ ¦Программы целевым индикаторам и критериям ¦
¦ ¦эффективности бюджетные ассигнования на реализацию ¦
¦ ¦Программы могут быть сокращены в соответствии ¦
¦ ¦с порядком, предусмотренным Правительством ¦
¦ ¦Удмуртской Республики ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Снижение острых осложнений у взрослых, больных ¦
¦результаты реализации¦сахарным диабетом, до 55; ¦
¦Программы ¦снижение доли хронических осложнений у взрослых, ¦
¦и показатели ¦больных сахарным диабетом, до 31%; ¦
¦социально- ¦увеличение средней продолжительности жизни больных ¦
¦экономической ¦сахарным диабетом; ¦
¦эффективности: ¦снижение числа случаев временной ¦
¦бюджетной, ¦нетрудоспособности; ¦
¦социальной, ¦снижение средней длительности лечения ¦
¦экономической ¦в специализированных эндокринологических ¦
¦ ¦стационарах до 16,0 дней; ¦
¦ ¦увеличение числа обученных в "Школе больного ¦
¦ ¦сахарным диабетом" на 10% ¦
+---------------------+---------------------------------------------------+
II. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа, социально-экономическая значимость
проблемы для населения Удмуртской Республики
Сахарный диабет - одно из распространенных социально значимых заболеваний, являющихся одной из наиболее приоритетных проблем здравоохранения как на национальном, так и на мировом уровнях. В декабре 2006 года на Генеральной Ассамблее ООН была принята резолюция, в которой сахарный диабет был назван международной проблемой здравоохранения.
За последние пять лет число больных сахарным диабетом в Удмуртской Республике увеличилось на 6694 человека (рост составил 30,8%), что соответствует тенденции в Российской Федерации и Приволжском федеральном округе (далее - ПФО).
По Российской Федерации рост составил 20% за аналогичный период, прирост за 2008 год - 6,2%. По ПФО рост составил за пять лет 20%, прирост за 2008 год - 7,7%. По состоянию на 1 января 2009 г. на учете в лечебно-профилактических учреждениях Удмуртской Республики состоят 28384 больных сахарным диабетом, по Удмуртской Республике прирост за 2008 год составил 7%.
Учитывая прогрессирующее увеличение количества больных диабетом, в Удмуртской Республике отмечается тенденция к росту числа инвалидов. Так, в Удмуртской Республике в 2005 году было 6705 инвалидов, а к 2009 году их количество достигло 8283 инвалидов, рост составил 23,5%.
Положение по сахарному диабету на территории Удмуртской Республики, как и на территории Российской Федерации, в целом характеризуется следующими основными показателями:
прогрессирующее увеличение количества больных, преимущественно за счет больных сахарным диабетом типа 2;
рост количества инвалидов среди больных сахарным диабетом особенно с 2005 года.
Значимость проблемы сахарного диабета для Удмуртской Республики, как и для Российской Федерации, в целом определяется тремя основными составляющими:
1) медицинская:
сахарный диабет является одним из наиболее распространенных хронических неизлечимых заболеваний эндокринной системы организма человека, общая заболеваемость сахарным диабетом на 100 тыс. населения в Удмуртской Республике составляет 1852, в структуре эндокринных заболеваний доля больных диабетом составляет 59,7%;
при сахарном диабете нарушаются все виды обмена в организме человека (углеводный, белковый, жировой, энергетический), развивается генерализованное поражение всех звеньев сосудистой и нервной систем, органические и функциональные изменения развиваются во всех органах и тканях;
больные, как правило, нуждаются в помощи врачей практически всех специальностей;
при сахарном диабете необходим пожизненный прием сахароснижающих препаратов - без ежедневного введения инсулина или приема таблетированных препаратов у больного разовьются острые или хронические осложнения, которые приведут к неизбежной гибели;
2) социальная:
заболевание может развиться у любого человека независимо от возраста, пола, социального положения;
сохраняется высокий уровень выхода на инвалидность в работоспособном возрасте, за последние три года первичный выход на инвалидность по сахарному диабету в Удмуртской Республике составляет 2,8 - 2,7 на 10 тысяч населения;
высокая частота тяжелых осложнений сахарного диабета;
высокая смертность среди больных (основные причины: инсульт, инфаркт, сердечно-сосудистая недостаточность, гангрена нижних конечностей, хроническая почечная недостаточность), смертность больных сахарным диабетом составила 0,66 - 0,65 на 1000 населения, а доля смертности от сосудистой патологии пациентов диабетом составляет 76%;
3) экономическая:
высокие прямые расходы на лечение самого сахарного диабета;
значительные косвенные затраты - лечение осложнений и сопутствующих заболеваний, обеспечение средствами самоконтроля диабета и средствами введения инсулина;
высокие затраты на реабилитацию больных, получивших инвалидность.
Общая заболеваемость сахарным диабетом в Удмуртской Республике как в мире и Российской Федерации продолжает увеличиваться с тенденцией отрицательной динамики показателей, характеризующих эпидемиологическую ситуацию по сахарному диабету.
Анализ структуры заболеваемости и причин смертности населения республики указывает на необходимость принятия дополнительных мер:
снижение острых осложнений у взрослых, больных сахарным диабетом;
снижение доли хронических осложнений у взрослых, больных сахарным диабетом;
увеличение средней продолжительности жизни больных сахарным диабетом;
снижение числа случаев временной нетрудоспособности;
снижение средней длительности лечения в специализированных эндокринологических стационарах;
увеличение числа обученных в "Школе больного сахарным диабетом".
В результате проводимой работы по лечению больных сахарным диабетом в Удмуртской Республике отмечено улучшение целевых индикаторов Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)" подпрограммы "Сахарный диабет", в частности, продолжительность жизни больных с сахарным диабетом I типа у женщин выросла 51,7 до 55,7 лет, у мужчин - с 55,8 до 58,4 года (по данным Регистра).
Однако ситуация по сахарному диабету на территории Удмуртской Республики соответствует положению, сложившемуся на территории Российской Федерации вообще и характеризующемуся в целом отрицательной динамикой социально-экономических показателей, связанных с данным заболеванием, а именно:
прогрессирующий рост числа больных, преимущественно за счет сахарного диабета 2 типа;
рост инвалидности, в том числе и среди больных трудоспособного возраста;
высокий уровень ранней смертности, преимущественно за счет сердечнососудистых осложнений;
увеличивающиеся расходы на лечение как самого диабета, так и на лечение его осложнений, особенно при терминальной стадии хронической почечной недостаточности, требующей проведения постоянной диализной терапии;
поздняя выявляемость сахарного диабета 2 типа, в том числе среди лиц из "групп риска" по данному заболеванию;
низкий уровень профилактической работы среди населения.
В ходе реализации республиканских целевых программ по сахарному диабету были выполнены следующие мероприятия:
создан республиканский эндокринологический центр Министерства здравоохранения Удмуртской Республики (далее - РЭЦ МЗ УР), выполняющий организационно-методическое руководство организацией медицинской помощи больным сахарным диабетом в городах и районах Удмуртской Республики;
на базе РЭЦ МЗ УР создан Региональный регистр больных сахарным диабетом Удмуртской Республики, включающий в себя базу данных более 28 тысяч пациентов (взрослых, детей и подростков);
создано детское эндокринологическое отделение в государственном учреждении здравоохранения "Республиканская детская клиническая больница" на 30 коек;
организована система подготовки врачебных кадров эндокринологической службы;
в республике организована работа 14 "Школ больного сахарным диабетом" с оснащением современной учебной аппаратурой, где ежегодно обучается более 2000 человек из числа вновь выявленных больных сахарным диабетом;
в клиническую практику здравоохранения Удмуртской Республики внедрены новые диагностические и лечебные технологии;
в 2006 - 2008 годах установлено 19 инсулиновых помп, в 2008 году начато суточное мониторирование глюкозы у детей в государственном учреждении здравоохранения "Республиканская детская клиническая больница";
для ранней диагностики нарушений функции почек у больных сахарным диабетом в муниципальном учреждении здравоохранения "Медико-санитарная часть "Ижмаш" внедрен новый лабораторный тест с b2 микроглобулином;
в городском эндокринологическом центре проводятся два международных исследования: "Опыт применения и эффективности "Саксаглиптина" и "Исследование эффективности применения букального инсулина", внедрено в практику использование ринсулина продленного и короткого действия;
укреплена материально-техническая база эндокринологической службы Министерства здравоохранения Удмуртской Республики: приобретено 53 единицы современного медицинского оборудования для оказания специализированной помощи больным сахарным диабетом на амбулаторно-поликлиническом уровне и в условиях стационарного лечения, в том числе два аппарата "Искусственная почка", оборудование для пяти кабинетов "Диабетическая стопа", аппаратура для интенсивного лечения больных в стационарных условиях, два портативных аппарата для УЗ-диагностики, офтальмохирургический комплекс, ретинотомограф для диагностики лечения и профилактики дальнейшего прогрессирования осложнений диабетической ретинопатии, биохимическое аналитическое оборудование для диагностики, гипергликемии, прогрессирования диабетической нефропатии.
Активная работа органов законодательной и исполнительной власти Удмуртской Республики, всех звеньев эндокринологической службы Министерства здравоохранения Удмуртской Республики по реализации мероприятий республиканских целевых программ по сахарному диабету позволили к 2009 году добиться значимых положительных результатов по медицинской составляющей проблемы сахарного диабета:
на 35% снизилось количество острых осложнений сахарного диабета;
на 33% снизилось число умерших, больных сахарным диабетом;
на 40% снизился первичный выход на инвалидность больных сахарным диабетом трудоспособного возраста;
на 5% снизилось количество ампутаций нижних конечностей у пациентов с сахарным диабетом.
Вместе с тем в оказании помощи больным сахарным диабетом остаются серьезные проблемы:
неполное обеспечение больных основными группами сахароснижающих препаратов. С учетом роста числа больных сахарным диабетом, роста цен на лекарственные средства, утверждения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации новых стандартов медицинской помощи больным с инсулинзависимым и инсулиннезависимым сахарным диабетом требуется значительное увеличение расходов на лечение больных;
ограниченные финансовые возможности для проведения комплексного лечения осложненных форм сахарного диабета и сопутствующих ему заболеваний (диабетическая полинейропатия, диабетическая ретинопатия, диабетическая нефропатия, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца) не позволяют в полной мере решить вопросы профилактики ранней инвалидности и снижения смертности, особенно среди больных сахарным диабетом трудоспособного возраста.
Глобальный характер проблемы сахарного диабета как социально значимого заболевания определяет необходимость ее решения программно-целевым методом. Комплекс программных мероприятий обусловлен масштабностью, этапностью и многообразием проведения мер по профилактике, лечению, реабилитации больных сахарным диабетом, объединенных одной целью, ресурсами, сроками реализации и исполнителями.
III. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
снижение острых и хронических осложнений у взрослых, больных сахарным диабетом;
увеличение средней продолжительности жизни больных сахарным диабетом;
снижение числа случаев временной нетрудоспособности;
снижение средней длительности лечения в специализированных эндокринологических отделениях.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих задач:
внедрение стационарозамещающих видов медицинской помощи;
совершенствование материально-технической базы эндокринологической службы МЗ УР;
развитие специализированных методов диагностики и лечения основных осложнений сахарного диабета с использованием стационарозамещающих технологий;
обеспечение эффективной системы профилактики, ранней диагностики и лечения сахарного диабета и его осложнений; совершенствование методов реабилитации больных сахарным диабетом;
проведение научно-исследовательских работ прикладного характера по созданию и внедрению новых технологий профилактики и лечения сахарного диабета и его осложнений.
Реализация Программы будет осуществляться в один этап в течение трех лет (2010 - 2012 годы).
IV. Целевые индикаторы и показатели эффективности,
характеризующие результаты реализации Программы
Целевые индикаторы
и показатели эффективности, характеризующие результаты реализации Программы, приведены в приложении 1 к Программе.
V. План мероприятий Программы
План
мероприятий Программы приведен в приложении 2 к Программе.
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики.
Общий объем финансирования Программы на 2010 - 2012 годы составляет 137480,0 тыс. рублей, в том числе:
2010 год - 42763,0 тыс. рублей;
2011 год - 45757,0 тыс. рублей;
2012 год - 48960,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
VII. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики:
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с Планом
мероприятий Программы;
представляет отчет о реализации Программы в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики по установленным законодательством формам и срокам;
заключает государственные контракты (договоры, соглашения), связанные с реализацией Программы;
в ходе реализации Программы обеспечивает координацию деятельности исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств;
осуществляет проведение мониторинга реализации Программы;
ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики и в установленном порядке представляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики.
VIII. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство здравоохранения Удмуртской Республики.
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики:
]]>с учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий;
по запросу Правительства Удмуртской Республики, Министерства экономики Удмуртской Республики в установленные ими сроки направляет им оперативную информацию о реализации Программы;
ежеквартально направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы по установленным законодательством формам;
в установленные законодательством сроки направляет в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы, срок реализации которой завершился в истекшем году.
Исполнитель Программы представляет в Министерство здравоохранения Удмуртской Республики ежеквартальный отчет по исполнению мероприятий Программы.
Заказчик Программы организует размещение в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет данных о Программе и ее реализации.
IX. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения Удмуртской Республики в соответствии с законодательством.
X. Методика оценки эффективности реализации Программы
Эффективность Программы оценивается на основании данных регионального Регистра больных сахарным диабетом Удмуртской Республики, статистической отчетности отрасли здравоохранения республики, а также степени выполнения целевых индикаторов.
1. Снижение острых осложнений у взрослых, больных сахарным диабетом, с 59 до 55 случаев, или на 7%, позволит сэкономить бюджетные средства на лечение больных по данному направлению и определяется по следующей формуле:
ЭБ1 = A x B x C x 7%, где:
А - число больных, госпитализированных по поводу острых осложнений диабета;
В - среднее число дней госпитализации одного больного с острым осложнением диабета;
С - стоимость одного койко-дня пребывания больного в стационаре.
2. Снижение средней длительности лечения в специализированных эндокринологических стационарах на 3% позволит сэкономить бюджетные средства на лечение больных по данному направлению и определяется по следующей формуле:
ЭБ2 = B x E x C x 3%, где:
В - среднее число дней госпитализации одного больного с сахарным диабетом;
Е - число пролеченных больных за год;
С - стоимость одного койко-дня пребывания больного в стационаре.
3. Снижение числа случаев временной нетрудоспособности по поводу осложнений сахарного диабета.
Экономическая эффективность от реализации Программы по данному направлению определяется по следующей формуле:
ЭЭ = А x ВРП x Д, где:
А - число больных, находящихся на больничном листе по поводу острых осложнений диабета;
ВРП - валовой региональный продукт по Удмуртской Республике, производимый работником в среднем за 1 рабочий день;
Д - среднее число дней нетрудоспособности одного больного с острым осложнением диабета.
XI. Оценка экономической, социальной, бюджетной
эффективности реализации Программы
Сахарный диабет относится к социально значимым заболеваниям и реализация мероприятий Программы направлена, в первую очередь, на получение социальной эффективности.
Социальная эффективность Программы заключается в улучшении демографической ситуации в республике за счет своевременной диагностики и лечения сахарного диабета, снижения смертности населения в трудоспособном возрасте, в сохранении трудового потенциала республики, в формировании здорового образа жизни населения на основе заинтересованности и личной ответственности граждан за состояние собственного здоровья и здоровья своих детей, в повышении эффективности оказания медицинской помощи.
Бюджетная эффективность Программы заключается в оптимизации расходов государства и уменьшении затрат на обращаемость к узким специалистам.
1. Снижение острых осложнений у взрослых, больных сахарным диабетом, с 59 до 55 случаев, или на 7%, позволит сэкономить бюджетные средства на лечение больных по данному направлению:
ЭБ1 = 59 x 16,5 x 168,8 x 7% = 11,5 тыс. рублей, где:
59 чел. - число больных, госпитализированных по поводу острых осложнений диабета;
16,5 дней - среднее число дней госпитализации одного больного с острым осложнением диабета;
168,8 руб. - стоимость одного койко-дня пребывания больного в стационаре.
2. Снижение средней длительности лечения в специализированных эндокринологических стационарах на 3% позволит сэкономить бюджетные средства на лечение больных по данному направлению:
ЭБ2 = 16,5 x 2085 x 168,8 x 3% = 174,2 тыс. рублей, где:
16,5 дней - среднее число дней госпитализации одного больного с сахарным диабетом;
2085 чел. - число пролеченных больных за год;
168,8 руб. - стоимость одного койко-дня пребывания больного в стационаре.
3. Экономическая эффективность от снижения числа случаев временной нетрудоспособности по поводу острых осложнений сахарного диабета за весь период реализации Программы.
Ээ = 59 x 1202 x 16,5 x 7% = 81,9 тыс. рублей, где:
59 чел. - число больных, госпитализированных по поводу острых осложнений диабета;
1202 руб. - валовой региональный продукт по Удмуртской Республике, производимый работником в среднем за 1 рабочий день;
16,5 дней - среднее число дней нетрудоспособности одного больного с острым осложнением диабета.
XII. Оценка рисков реализации Программы
При выполнении программных мероприятий возможны два варианта реализации Программы, отличающихся объемами финансирования.
Первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах. Утверждение Программы по первому варианту позволит достичь поставленной цели. Выполнением Программы будет заложена основа дальнейшего развития эндокринологической службы в Удмуртской Республике, повсеместного перехода территорий на прогрессивные ресурсосберегающие модели развития системы медицинской помощи населению и, в конечном счете, увеличения потенциала здоровья населения.
Второй вариант - принятие Программы с неполным объемом финансирования. При этом варианте финансирования не удастся в полном объеме обеспечить больных сахарным диабетом современными эффективными сахароснижающими средствами, что приведет к прогрессированию осложнений, увеличению первичного выхода на инвалидность.
Приложение 1
к Ведомственной целевой программе
"Сахарный диабет на 2010 - 2012 годы"
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
+--+--------------------+---------+-------+-------------------------------+
¦№ ¦ Наименование ¦ Единицы ¦Базовый¦ Прогноз ¦
¦п/¦ целевого ¦измерения¦показа-+-------+-----------------------+
¦п ¦ индикатора ¦ ¦тель по¦Очеред-¦ Плановый период ¦
¦ ¦ и показателя ¦ ¦Прог- ¦ной +-------+-------+-------+
¦ ¦ эффективности ¦ ¦рамме, ¦финан- ¦2010 ¦2011 ¦2012 ¦
¦ ¦ ¦ ¦2008 ¦совый ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦год ¦год - ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦2009 ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Целевые индикаторы ¦
+--+--------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦1 ¦Острые осложнения ¦ случаев ¦ 60 ¦ 59 ¦ 58 ¦ 56 ¦ 55 ¦
¦ ¦у взрослых, больных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сахарным диабетом, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по данным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Регистра больных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сахарным диабетом УР¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦2 ¦Доля хронических ¦ % ¦ 33 ¦ 32,5 ¦ 32 ¦ 31,5¦ 31 ¦
¦ ¦осложнений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦у взрослых, больных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сахарным диабетом, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по данным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Регистра больных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сахарным диабетом УР¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦3 ¦Средняя ¦ лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продолжительность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизни больных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сахарным диабетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦типа 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +--------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦мужчин ¦ ¦ 55,7 ¦ 56 ¦ 56,2¦ 56,5¦ 56,9¦
¦ +--------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦женщин ¦ ¦ 58,4 ¦ 58,8 ¦ 59 ¦ 59,3¦ 59,6¦
+--+--------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦4 ¦Средняя ¦ лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продолжительность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизни больных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сахарным диабетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦типа 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +--------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦мужчин ¦ ¦ 68,8 ¦ 69 ¦ 69,5¦ 70 ¦ 70,2¦
¦ +--------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦женщин ¦ ¦ 70,9 ¦ 71,3 ¦ 71,9¦ 72 ¦ 72,4¦
+--+--------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦5 ¦Средняя длительность¦ дней ¦ 16,5 ¦ 16,4 ¦ 16,3¦ 16,2¦ 16,0¦
¦ ¦лечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в специализированных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эндокринологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стационарах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦6 ¦Число обученных ¦ человек ¦2614 ¦2771 ¦ 2854 ¦ 2940 ¦ 3048 ¦
¦ ¦в "Школе больного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сахарным диабетом" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Бюджетная эффективность ¦
+--+--------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦Снижение на 7% ¦ тыс. ¦ ¦ ¦ 3286 ¦ 4930 ¦ 3287 ¦
¦ ¦острых осложнений ¦ рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦у взрослых, больных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сахарным диабетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦Снижение средней ¦ тыс. ¦ ¦ ¦58832 ¦ 29042 ¦86341 ¦
¦ ¦длительности лечения¦ рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в специализированных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эндокринологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стационарах на 3% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ Экономическая эффективность ¦
+--+--------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦Снижение числа ¦ тыс. ¦ ¦ ¦23402 ¦ 35104 ¦23404 ¦
¦ ¦случаев временной ¦ рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нетрудоспособности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по поводу острых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осложнений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сахарного диабета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
Приложение 2
к Ведомственной целевой программе
"Сахарный диабет на 2010 - 2012 годы"
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
+-------------+------------+----------+--------------------------------+------+-----------+
¦Наименование ¦Направления ¦Источники ¦ Объем финансирования ¦Испол-¦Ожидаемые ¦
¦ мероприятия ¦ расходов ¦финанси- ¦ (тыс. рублей, ¦нитель¦результаты ¦
¦ ¦(капитальные¦рования ¦ в ценах текущих лет) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ вложения) ¦ +--------+-------+-------+-------+ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Годы ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦реализа-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ции, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+------------+----------+--------+-------+-------+-------+------+-----------+
¦ Совершенствование оказания помощи больным сахарным диабетом ¦
+-------------+------------+----------+--------+-----------------------+------+-----------+
¦1. Внедрение ¦ Прочие ¦ Бюджет ¦ ¦ в пределах текущего ¦МЗ УР ¦Снижение ¦
¦стационаро- ¦ расходы ¦Удмуртской¦ ¦ бюджетного ¦ ¦затрат ¦
¦замещающих ¦ ¦Республики¦ ¦ финансирования ¦ ¦на госпи- ¦
¦видов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тализацию ¦
¦медицинской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦больных ¦
¦помощи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сахарным ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦диабетом ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦за счет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦перевода ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦не менее ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2% таких ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦больных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на амбу- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦латорное ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лечение ¦
+-------------+------------+----------+--------+-------+-------+-------+------+-----------+
¦2. ¦ Прочие ¦ Бюджет ¦137178,9¦42703,0¦45585,0¦48890,9¦МЗ УР ¦Снижение ¦
¦Обеспечение ¦ текущие ¦Удмуртской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦доли острых¦
¦больных ¦ расходы ¦Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и ¦
¦современными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хронических¦
¦эффективными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦осложнений ¦
¦препаратами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦диабета, ¦
¦для базисного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦увеличение ¦
¦лечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦продолжи- ¦
¦диабета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельности ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жизни ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦больных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦диабетом ¦
+-------------+------------+----------+--------+-------+-------+-------+------+-----------+
¦3. ¦Капитальные ¦ Бюджет ¦ 107,4 ¦ - ¦ 107,4¦ - ¦МЗ УР ¦Проведение ¦
¦Приобретение ¦ вложения ¦Удмуртской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лечения ¦
¦лечебного ¦ ¦Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в соответ- ¦
¦оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ствии ¦
¦для оказания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦со стан- ¦
¦специализиро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дартами, ¦
¦ванной помощи¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦утвержден- ¦
¦больным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ными Ми- ¦
¦сахарным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нистерством¦
¦диабетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦здравоохра-¦
¦на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нения ¦
¦стационарном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и социаль- ¦
¦уровне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации ¦
+-------------+------------+----------+--------+-------+-------+-------+------+-----------+
¦4. Научно- ¦ НИОКР ¦ Бюджет ¦ 193,7 ¦ 60,0¦ 64,6¦ 69,1¦МЗ УР ¦Снижение ¦
¦исследова- ¦ ¦Удмуртской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦доли острых¦
¦тельская ¦ ¦Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и ¦
¦работа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хронических¦
¦прикладного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦осложнений ¦
¦характера ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦диабета, ¦
¦по актуальным¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦увеличение ¦
¦вопросам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦продолжи- ¦
¦диабетологии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельности ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жизни ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦больных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сахарных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦диабетом ¦
+-------------+------------+----------+--------+-------+-------+-------+------+-----------+
¦ ¦ ¦ Итого ¦137480 ¦42763,0¦45757,0¦48960,0¦ ¦ ¦
+-------------+------------+----------+--------+-------+-------+-------+------+-----------+
¦ ¦В том числе ¦ Бюджет ¦137480 ¦42763,0¦45757,0¦48960,0¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Удмуртской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+------------+----------+--------+-------+-------+-------+------+-----------+
¦ ¦ Прочие ¦ ¦137178,9¦42703,0¦45585,0¦48890,9¦ ¦ ¦
¦ ¦ текущие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+------------+----------+--------+-------+-------+-------+------+-----------+
¦ ¦Капитальные ¦ ¦ 107,4 ¦ - ¦ 107,4¦ - ¦ ¦ ¦
¦ ¦ вложения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+------------+----------+--------+-------+-------+-------+------+-----------+
¦ ¦ НИОКР ¦ ¦ 193,7 ¦ 60,0¦ 64,6¦ 69,1¦ ¦ ¦
+-------------+------------+----------+--------+-------+-------+-------+------+-----------+