Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

15 августа 2001 г. Указом Президента РФ была утверждена Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации. В соответствии с Концепцией созданы основы единой системы государственной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования, в частности, принят Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), а также Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В целях реализации федеральных законов о государственной службе были изданы нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 утверждена федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)", целью которой является создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие государственного общества и инновационной экономики.
Статья 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" называет перечень существующих в Российской Федерации видов государственной службы. К таковым относит государственную гражданскую службу, военную и правоохранительную службы. В свою очередь, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Практика применения законодательства о государственной службе выявляет наличие большого количества пробелов, внутренне присущих ему недостатков. В связи с чем у судов при применении данного законодательства возникают определенные вопросы.
Государственная служба отличается от других видов службы своим публичным характером и тем, что она регулируется в основном административным, а не трудовым правом, вследствие чего статус гражданского служащего отличается от статуса работника по Трудовому кодексу РФ. Поскольку в законодательстве о гражданской службе еще не урегулированы исчерпывающим образом многие аспекты отношений на гражданской службе, поэтому обоснованно судами применяются отдельные положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к отношениям, связанным с гражданской службой (ст. 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ").
В настоящее время применяются нормы: о выходных и нерабочих праздничных днях, выплаты заработной платы; гарантиях при направлении в командировку, совмещении работы с обучением; о материальной ответственности, охране труда; особых условиях труда служащих-женщин; служащих, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; о гарантиях служащим, входящим в состав выборных профсоюзных органов. В законодательстве о государственной службе не установлены сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, не предусмотрены правила исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и др.
При подготовке данного вопроса была изучена практика применения законодательства о государственной службе федеральными судами Пермского края.
Федеральными судами Пермского края с 2007 года по I квартал 2009 года рассмотрено 356 дел по законодательству о государственной службе, из них:
- 58 дел - по государственной гражданской службе, что составляет 16,3% от общего количества рассмотренных дел;
- 25 - по военной службе, что составляет 7% от общего количества рассмотренных дел;
- 273 - по правоохранительной службе, что составляет 76,7%.
Из общего количества рассмотренных дел удовлетворены исковые требования по 220 делам, по 102 делам отказано в удовлетворении иска, по 34 делам прекращено производство.
Всего обжаловано в кассационном порядке 149 решений (определений) по делам, связанным с применением законодательства о государственной службе, что составляет 41,8% от общего числа оконченных (рассмотренных) дел, из них оставлено без изменения 131 решение (определение) суда первой инстанции, отменены решения полностью или в части с направлением дела на новое рассмотрение по 10 делам, изменены или отменены судебные постановления с вынесением судом кассационной инстанции новых решений по 8 делам.
В президиуме Пермского краевого суда по 5 делам отменены судебные постановления и дела направлены на новое рассмотрение, из них 1 дело по военной службе и 4 дела по правоохранительной службе.
Как показывает анализ судебной практики, в применении законодательства о государственной службе у судов вызывают затруднение следующие проблемы.

1. Порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе (квалификационные требования, предъявляемые к гражданским служащим, оценка профессиональных и личностных качеств кандидатов, конкурс, особенности проведения конкурса)

Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона "О системе государственной службы РФ" квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Положения статьи 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" устанавливают квалификационные требования к должностям гражданской службы. В их число входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Под этими требованиями понимаются единые требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Более конкретные квалификационные требования к отдельным должностям государственной гражданской службы устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (ч. 6 ст. 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ").
В Федеральном законе от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту, также установлены соответствующие требования к уровню образования, профессиональной подготовке и физической подготовке (ч. 4 ст. 33).
Согласно ст. 19 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции" (с последующими изменениями и дополнениями) на службу в милицию имеют право поступать граждане Российской Федерации, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности.
При разрешении вопроса о квалификационных требованиях к профессиональному образованию гражданского служащего суды учитывают, что уровень такого образования уже определен в ст. 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", однако нормативным актом (приказом) государственного органа может устанавливаться требование в части профиля соответствующего образования и включаться в должностной регламент.
Так, Б-на уволена с государственной гражданской службы на основании п. 11 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" в связи с отсутствием у нее соответствующего документа об образовании, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний. Согласно приказу государственного органа по занимаемой Б-ой должности требовалось высшее профессиональное образование в области юриспруденции, государственного и муниципального управления, менеджмента. Частинским районным судом Пермского края она восстановлена на гражданской службе, поскольку ее профессиональные навыки соответствовали занимаемой должности, у нее имелось высшее профессиональное образование, которое не препятствовало исполнению ею своих должностных обязанностей надлежащим образом и не исключало возможность замещения должности гражданской службы, на момент заключения с ней служебного контракта квалификационных требований к наличию высшего профессионального образования в области юриспруденции, государственного и муниципального управления, менеджмента не требовалось, изменение квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам по должности, занимаемой истцом Б-ой, внесено приказом государственного органа после заключения с ней служебного контракта, необходимость получения указанного высшего профессионального образования на нее возлагалась. После установления государственным органом квалификационных требований к образованию истец от получения второго высшего профессионального образования не отказывалась (дело № 2-28/2008).
Следует отметить, что ч. 6 ст. 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" не свидетельствует о необходимости включения требований об уровне и тем более профиле профессионального образования в нормативные акты государственных органов об установлении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В данном случае речь может идти о квалификационных требованиях только к знаниям и навыкам, поскольку ч.ч. 3 и 4 ст. 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" четко установлены требования к образовательному уровню. Указанным Федеральным законом не предусмотрено установление требований к специализации (профилю) высшего и среднего профессионального образования.
Судебной коллегией по гражданским делам Пермского краевого суда отменено решение Чердынского районного суда Пермского края в части отказа в удовлетворении требований Н-ной о восстановлении на работе, принято новое решение о восстановлении ее в должности государственного гражданского служащего специалиста 1-й категории отдела социальной поддержки территориального управления по следующим обстоятельствам.
Должность государственной гражданской службы специалиста 1-й категории, которую занимала истец Н-на, относится в соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" к младшей группе должностей гражданской службы. В число квалификационных требований по указанной категории должностей входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направления деятельности. Решением аттестационной комиссии она признана несоответствующей замещаемой должности государственной гражданской службы вследствие отсутствия образования, соответствующего направления деятельности, в связи с чем уволена с гражданской службы на основании п. 4 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". Между тем судебная коллегия правомерно указала, что аттестация представляет собой не только проверку наличия у государственного гражданского служащего образования, соответствующего направлению деятельности, но и его квалификации, в ходе которой оцениваются как знания работника, так и его профессиональные навыки, опыт, качество работы (эффективность трудовой деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов), устанавливается, справляется ли государственный гражданский служащий с работой, предусмотренной служебным контрактом, есть ли какие-то пробелы в работе, когда они возникли - при приеме на государственную службу или в период выполнения работы, и связаны ли эти пробелы с недостатком имеющегося образования. Таким образом, указанные вопросы при проведении аттестации должны были быть исследованы. Доказательств, свидетельствующих о том, что отсутствие такого образования препятствовало Н-ой выполнять порученную работу в соответствии с занимаемой должностью, суду представлено не было. Напротив, из отзыва об исполнении подлежащим аттестации государственным гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанного начальником отдела и утвержденного руководителем территориального органа, следует, что Н-ва зарекомендовала себя квалифицированным специалистом, грамотно и профессионально исполняющим свои должностные обязанности, обладающим достаточными для выполнения обязанностей знаниями федеральных и региональных законов, нормативных правовых актов (дело № 33-6078/2008).
Таким образом, целью аттестации является определение соответствия государственного служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих. Так, в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" аттестация сотрудников таможенных органов проводится также для решения вопроса о представлении сотрудника таможенного органа к государственной награде Российской Федерации.
Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от их должности.
Нарушение квалификационных требований к образованию при принятии гражданского служащего на государственную гражданскую службу влечет прекращение служебного контракта на основании п. 11 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" (также п. 3 ч. 1 ст. 40 данного Федерального закона). Данное обстоятельство исключает возможность продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы и прохождения гражданской службы.
Решением Чернушинского районного суда Пермского края удовлетворены исковые требования У-ной, признан незаконным приказ о ее увольнении на основании п. 11 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" (нарушение установленных Федеральным законом "О государственной гражданской службе РФ" или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (ст. 40 Федерального закона № 79-ФЗ) и она восстановлена на работе в должности главного специалиста отдела территориального управления.
При вынесении указанного решения суд первой инстанции исходил из того, что в служебном контракте, заключенном с истцом, предусмотрено условие о необходимости поступления У-ной в высшее учебное заведение, данное условие ею выполнено, она поступила в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо обстоятельств, исключающих исполнение истцом У-ной обязанностей по замещаемой должности главного специалиста отдела территориального управления в связи с отсутствием высшего образования, ответчиком не представлено.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда указанное решение отменено, принято новое решение об отказе У-ной в удовлетворении исковых требований. При принятии нового решения суд кассационной инстанции указал о том, что должность государственной гражданской службы главного специалиста, которую занимала У-на, согласно ст. 12 Федерального закона № 79-ФЗ относится к категории "специалисты", одним из квалификационных требований по данной должности является наличие высшего профессионального образования, однако на момент заключения служебного контракта у истицы высшее профессиональное образование отсутствовало, в то время как это требование было установлено для категории "специалисты" с момента принятия Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Таким образом, заключение служебного контракта с У-ной без наличия у нее соответствующего образования свидетельствовало о нарушении установленных Федеральным законом № 79-ФЗ обязательных правил заключения служебного контракта (дело № 33-3989/2008).
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.
При разрешении споров, связанных с проведением конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы, судам надлежит устанавливать: соблюдена ли процедура проведения конкурса, приняты ли во внимание конкурсной комиссией профессиональные и личностные качества кандидатов, может ли проводиться конкурс по определенной должности государственной службы. Перечень случаев, по которым конкурс не проводится предусмотрен в ст. 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". Например, конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы не проводится, при заключении срочного служебного контракта и в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом № 79-ФЗ. Конкурсный порядок подбора кадров обеспечивает гражданам право на равный доступ к государственной службе, а также возможность их должностного роста.
Так, решением Пермского районного суда Пермского края удовлетворен иск Н-ва, отменено решение конкурсной комиссии Управления Федеральной службы по надзору, возложена обязанность на ответчика провести повторный конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы - начальника отдела, признан недействительным временный должностной регламент начальника отдела, возложена обязанность на Управление Федеральной службы по надзору разработать и утвердить должностной регламент начальника отдела в соответствии с функциями и задачами, указанными в действующем положении об Управлении Федеральной службы по надзору, и другими нормативными правовыми актами. При вынесении решения суд исходил из того, что имели место нарушения условий и порядка проведения конкурса, в частности, конкурс проведен при отсутствии положения об отделе и должностного регламента начальника отдела, истец не был извещен о времени и месте проведения конкурса, не соблюдена процедура проведения второго этапа конкурса, вызывает сомнение объективность независимого эксперта, включенного в состав конкурсной комиссии.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда указанное решение суда отменено, принято новое решение об отказе Н-ву в удовлетворении исковых требований, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Судом кассационной инстанции установлено, что о конкурсе на замещение вакантной должности начальника отдела было объявлено в периодическом издании, в объявлении указаны требования к образованию - высшее образование по специальности "Юриспруденция" со знанием административного права и законодательства в области лесного хозяйства и животного мира; Н-ов был допущен к участию в конкурсе. Неизвещение истца о втором этапе конкурса на его права не повлияло, поскольку он явился к месту проведения заседания конкурсной комиссии. Вместе с тем конкурс проводился по документам претендентов, истец и другие кандидаты на должность личное участие в заседании комиссии не принимали. Неприменение процедур в виде индивидуального собеседования, тестирования не свидетельствует о нарушении порядка проведения конкурса, поскольку перечень процедур носит открытый характер и императивных предписаний о проведении всех или части перечисленных процедур положение о конкурсе не содержит. Ответчиком разработаны критерии конкурсного отбора на должность начальника отдела, которые оценивались по балльной системе. Победитель конкурса определялся по суммарному количеству баллов. Истец при проведении конкурса находился в равном положении с другими кандидатами. Таким образом, судебной коллегией не установлено нарушение порядка проведения конкурса. Кроме того, суд кассационной инстанции установил, что на момент проведения конкурса в Управлении Федеральной службы по надзору были разработаны и утверждены руководителем Управления временное положение об отделе и временный должностной регламент начальника отдела, поскольку согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору руководитель Управления утверждает положения о структурных подразделениях и должностные регламенты работников Управления, следовательно, утверждая временный должностной регламент и временное положение об отделе, руководитель Управления действовал в пределах своих полномочий. Фактов, свидетельствующих о заинтересованности и необъективности независимого эксперта, судебной коллегией также не установлено (дело № 33-1215/2009).

2. Служебный контракт

Между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы заключается служебный контракт.
Согласно ст. 12 Федерального закона "О системе государственной службы РФ" на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.
Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.
В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином на неопределенный срок, на определенный срок, на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.
Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.
Так, ч.ч. 2, 6 ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" устанавливается, что первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет и иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет. Командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" для замещения должности государственной гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт.
Интересен тот факт, что при достижении государственным гражданским служащим, с которым заключен служебный контракт на неопределенный срок, возраста 60 лет указанный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от года до пяти лет (ч. 5 ст. 25 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ").
При применении приведенного положения судам необходимо исходить из того, что достижение гражданским служащим 60-летнего возраста является основанием обязательного (для обеих сторон контракта) перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт.
Федеральный закон "О государственной гражданской службе" не требует ежегодного перезаключения служебного контракта с государственным служащим, достигшим 60 лет, до достижения им 65-летнего возраста. В связи с этим представитель нанимателя вправе перезаключить служебный контракт с гражданским служащим, достигшим 60 лет, на любой срок в пределах от одного года до пяти лет (например, сразу на 3, 4 или 5 лет), однако данный вопрос разрешается сторонами на основе взаимного согласия.
Замещение должности государственной гражданской службы в силу ч. 6 ст. 25 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет не допускается. Но с такими гражданскими служащими по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина можно заключить срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы.
Представитель нанимателя не может уволить гражданского служащего, достигшего 60 лет, в связи с достижением им этого возраста, поскольку Федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ" не предусматривает соответствующего основания для расторжения контракта.
В связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе - 65 лет - служебный контракт прекращается по п. 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ".
Следует отметить, что служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.
Так, И-ва обратилась в суд с требованием о возложении на руководителя территориального органа федеральной службы обязанности по перезаключению с ней служебного контракта от 17.06.2005 на срок по 10.12.2010. Заявленное требование истица мотивировала тем, что 17.06.2005 с нею заключен служебный контракт на неопределенный срок. В связи с достижением ею 10.12.2005 60-летнего возраста подлежало изменению условие указанного контракта о сроке его действия. Поскольку такое условие является существенным, представителю нанимателя следовало предупредить ее об изменении условия за 2 месяца и изменить срок контракта только по согласованию с истицей, выяснив, сколько лет она желает работать. Эта обязанность представителем нанимателя выполнена не была. Суд, отказывая в удовлетворении данного требования, пришел к правильному выводу о том, что Федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ" не предусматривает какого-либо определенного срока для извещения гражданского служащего, достигшего возраста 60 лет, о необходимости перезаключения служебного контракта, так же, как обязанности представителя нанимателя заключать срочный служебный контракт только на тот срок, на который пожелает гражданский служащий. При этом суд установил, что И-ва письменно извещалась представителем нанимателя о необходимости заключения срочного служебного контракта, с данным письмом она знакомилась, однако каких-либо возражений не представила, срочный служебный контракт от 12.12.2005 также был подписан И-вой без замечаний, при этом срок действия в договоре был указан по 11.12.2006, то есть срок договора составил ровно 1 год (дело № 33-5521/2007).
]]>
Решением мирового судьи судебного участка № 25 Мотовилихинского района г. Перми исковые требования К-ной удовлетворены. Удовлетворяя исковые требования К-ной, мировой судья с учетом приведенных положений пришел к выводу, что отказ ответчика в выплате истцу средств материального стимулирования является необоснованным, поскольку К-на работала в расчетном периоде (I, II и III кварталах 2007 года) в ИФНС России, внесла свой вклад в достижение ИФНС России показателей эффективности деятельности, необходимых для получения права на указанные средства материального стимулирования, не имела дисциплинарных взысканий.
Апелляционным решением Мотовилихинского районного суда г. Перми указанное решение мирового судьи отменено, в удовлетворении иска К-ной отказано в полном объеме. Суд апелляционной инстанции при принятии нового решения исходил из того, что выплата средств в виде материального стимулирования имела цель стимулирования государственных гражданских служащих, которые работают и исполняют свои обязанности по контролю за соблюдением налогового законодательства. Между тем, на момент начисления и выплаты средств материального стимулирования государственным гражданским служащим налогового органа истица в ИФНС России не работала, на государственной гражданской службе не состояла.
Из Постановления Правительства РФ о 25.09.2007 № 611 и Порядка осуществления материального стимулирования следует, что материальное стимулирование осуществляется федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов Федеральной налоговой службы. Каких-либо положений, устанавливающих осуществление материального стимулирования лиц, уволенных с государственной гражданской службы, приведенными нормативными актами не предусмотрено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, устанавливающий механизм осуществления материального стимулирования указанных государственных гражданских служащих, был разработан и утвержден Приказом Министерством финансов 17.10.2007. Данный Приказ Министерства финансов РФ зарегистрирован в Минюсте РФ 31.10.2007 за № 10419 и вступил в силу с 04.12.2007, то есть после увольнения К-ной с государственной гражданской службы из ИФНС России.
Таким образом, районный суд решение суда первой инстанции признал ошибочным, не соответствующим нормам материального права (надзорное производство № 4-г-158/2009).

7. Иные вопросы

Поскольку в законодательстве о гражданской службе не урегулированы исчерпывающим образом многие аспекты отношений на гражданской службе, судами подлежат применению отдельные положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к отношениям, связанным с гражданской службой (ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ).
Так, решением мирового судьи судебного участка № 117 Соликамского муниципального района Пермского края отказано в удовлетворении требований З-ой и др. к федеральному государственному лечебно-профилактическому учреждению - областной туберкулезной больнице объединения исправительных учреждений Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о признании права установления 36-часовой рабочей недели. При вынесении данного решения мировой судья исходил из того, что трудовые отношения истцов связаны с прохождением службы в ФГЛПУ ОТБ-17 ОИУ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю и в части установления продолжительности рабочего времени регулируются Законом РФ "О милиции", Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1; Постановление Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" на них не распространяется.
Соликамским городским судом Пермского края указанное решение мирового судьи отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований З-ой и др., за аттестованными женщинами, работающими у ответчика, признано право на установление 36-часовой рабочей недели. Суд апелляционной инстанции основывал свое решение на том, что согласно п. 1 ст. 44 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1, на сотрудников органов внутренних дел распространяется установленная законодательством РФ о труде продолжительность рабочего времени, следовательно, подлежат применению положения ст. 92 Трудового кодекса РФ, устанавливающей сокращенную продолжительность рабочего времени для определенной категории работников - не более 36 часов в неделю, и Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе", и указал, что данное Постановление распространяется на всех женщин, работающих в сельской местности, без разграничения по должностному признаку (определение № 4-г-727/2008).
Следует отметить, что действие Положения, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1, распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ (Федеральный закон от 21.07.1998 № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы").
При рассмотрении дел об оспаривании должностного регламента, суду следует установить, соответствует ли должностной регламент требованиям закона. В частности, требования к должностному регламенту государственного гражданского служащего установлены в ст. 47 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ".
Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
С-на обратилась в Чернушинский районный суд Пермского края с иском о признании незаконным должностного регламента старшего специалиста 2-го разряда юридического отдела МРИ ФНС, утвержденного руководителем указанного территориального органа, возложении обязанности на ответчика разработать должностной регламент в соответствии с определенным рабочим местом. Свои требования мотивировала тем, что в соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы России от 10.06.2005 № САЭ-З-25/262/2 в юридических отделах налоговых органов предусмотрено наличие пяти рабочих мест с четким разграничением функций и должностных обязанностей, в нарушение указанного Приказа начальником Межрайонной Федеральной налоговой службой утвержден должностной регламент старшего специалиста 2-го разряда юридического отдела, в который включены обязанности, охватываемые всеми пятью рабочими местами, а также не предусмотренные данным приказом Федеральной налоговой службы обязанности. Чернушинским районным судом Пермского края отказано в удовлетворении иска С-ной по тем основаниям, что должностной регламент старшего специалиста 2-го разряда юридического отдела соответствует положениям ст. 47 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ", устанавливающей требования к содержанию должностного регламента; обязанности гражданского служащего, указанные в должностном регламенте, не могут быть привязаны к одному рабочему месту. Кроме того, суд указал о том, что инструкции по рабочим местам, определяющие технологию работы территориальных органов Федеральной налоговой службы России в условиях использования системы электронного документооборота, не могут расцениваться как примерные должностные регламенты (дело № 2-590/2008).
Наименования должностей государственной гражданской службы в федеральных государственных органах или их аппаратах должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в Реестр государственных служащих.
И-ва занимала должность главного специалиста отдела сбора статистической информации по торговле территориального органа федеральной службы. Указанная должность не была предусмотрена ни реестром 2005 года, ни штатным расписанием территориального органа федеральной службы, утвержденным Приказом № 133 от 26.09.2006, то есть фактически подлежала сокращению с переназначением истицы на должность, предусмотренную штатным расписанием, с учетом установленных квалификационных требований. И-вой было вручено уведомление о предстоящем сокращении замещаемой ею должности, предлагалась должность федеральной государственной гражданской службы - ведущий специалист-эксперт отдела статистической информации по торговле. От предложенной должности истица отказалась. Служебный контракт с И-вой был расторгнут, И-ва освобождена с занимаемой должности федеральной гражданской службы и уволена с гражданской службы по п. 6 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". Отказывая И-вой в удовлетворении требований о восстановлении на работе, суд обоснованно исходил из факта отказа И-вой от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы. С учетом установленных по делу обстоятельств суд также признал необоснованными доводы истца И-вой о том, что в действительности сокращения занимаемой ею ранее должности не было. Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции, оставив кассационную жалобу И-вой без удовлетворения (дело № 2-1925/2007).

Заместитель председателя
Пермского краевого суда
А.И.БЕСТОЛКОВ

Помощник судьи
Пермского краевого суда
М.В.БУШУЕВА
17.04.2009



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru