Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 июля 2009 г. по делу № А12-8557/2009

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Пильник С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Пильником С.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
муниципального унитарного предприятия "Районное агропромышленное объединение "Урюпинское"
к администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области
с привлечением к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора
Управления Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области
отдела Федеральной регистрационной службы по Урюпинскому муниципальному району Волгоградской области
о признании права хозяйственного ведения
при участии в заседании:
от истца - Л., доверенность № б/н от 01.12.2008 г.
от ответчика - П., доверенность № б/н от 23.09.2008 г.
от третьих лиц - не явились, извещены.
Муниципальное унитарное предприятие "Районное агропромышленное объединение "Урюпинское" обратилось с исковым заявлением к администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества - здание зерносклада № 1, лит. А, общей площадью 1335,3 кв. м. расположенного по адресу: Волгоградская область, Урюпинский район, х. Первомайский.
Ответчик возражений по заявленным требованиям не имеет.
Суд, рассмотрев материалы дела и заслушав доводы истца и ответчика,

установил:

на основании Постановления главы администрации Урюпинского муниципального района от 4 марта 2002 года № 100 было создано МУП "Районное агропромышленное объединение "Урюпинское", утвержден его устав.
Функции учредителя предприятия осуществляют комитет по управлению муниципальным имуществом Урюпинского района и муниципальное образование "Урюпинский район Волгоградской области" в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1.4 устава).
В соответствии с пунктом 3.1 устава имущество предприятия находится в муниципальной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.
Пунктом 3.2 устава определено, что право хозяйственного ведения в отношении муниципального имущества, принадлежащего предприятию, возникает у предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, а также имущество, приобретенное им за счет полученной прибыли, являются муниципальной собственностью и поступают в хозяйственное ведение предприятия.
Размер уставного фонда предприятия 100 000 руб., который формируется путем внесения учредителем движимого и недвижимого имущества (пункт 3.3 устава).
Согласно Распоряжению главы администрации Урюпинского района Волгоградской области от 24 декабря 2002 года № 927-р "О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП "Районное агропромышленное объединение "Урюпинское" муниципальное имущество, расположенное по адресу: 403167, Волгоградская область, Урюпинский район, х. Первомайский было передано в хозяйственное ведение МУП "Районное агропромышленное объединение "Урюпинское". Перечень муниципального имущества, передаваемого в хозяйственное ведение, утвержден приложением № 1 к Распоряжению от 24 декабря 2002 года № 927-р.
Конкурсный управляющий МУП "Районное агропромышленное объединение "Урюпинское" обратился к администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости - здание зерносклада № 1, литер А, общей площадью 1335,3 кв. м., расположенного по адресу: Волгоградская область, Урюпинский район, х. Первомайский.
Письмом от 24 сентября 2007 года администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области сообщила истцу, что документация, необходимая для государственной регистрации права хозяйственного ведения, находится в МУП "Районное агропромышленное объединение "Урюпинское", администрация не имеет возможности зарегистрировать право хозяйственного ведения.
Заявленные требования основаны на статьях 12, 131, 299, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что право хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Районное агропромышленное объединение "Урюпинское" зарегистрировано быть не может в виду отсутствия правоустанавливающих документов, в связи с чем, у истца отсутствует иная, кроме судебной защита права.
По положению пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
На основании части 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
На основании статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Гражданским кодексом Российской Федерации.
Специальная норма, регулирующая момент возникновения права хозяйственного ведения содержится в статье 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что право хозяйственного ведения возникает с момента передачи имущества, если другой специальной нормы регулирующей момент возникновения права нет.
В силу положений статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае, если права, подлежащие государственной регистрации, возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" акт, изданный органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, является основанием для государственной регистрации прав. Пунктом 2 названной нормы установлен запрет на истребование у заявителя дополнительных документов, которые не указаны в пункте 1.
Как следует из отзыва администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области передача поименованного в иске объекта недвижимости произведена администрацией Урюпинского района Волгоградской области в уставный капитал МУП "Районное агропромышленное объединение "Урюпинское" на основании Распоряжения от 24 декабря 2002 года № 927-р.
В рамках дела № А12-15411/08-с46 в удовлетворении требований муниципального унитарного предприятия "Районное агропромышленное объединение "Урюпинское" к администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области о вынесении решения о государственной регистрации права хозяйственного ведения на рассматриваемый объект недвижимости отказано.
Судебным актом по данному делу установлено, что нахождение у истца вышеописанного объекта на основании решения органа собственника о закреплении за муниципальным предприятием объекта недвижимости на праве хозяйственного ведения, собственником данного имущества не оспаривается, следовательно, муниципальное предприятие с учетом требований пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации располагает правоустанавливающими документами, являющимися основанием для осуществления государственной регистрации возникшего права. Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, подтверждающие факты обращения в регистрирующий орган для государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимости и отказа регистрирующего органа от совершения действий по регистрации возникшего за истцом права хозяйственного ведения не представлены.
Требованиями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
Иск о признании права - это внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права на спорное имущество. В качестве ответчика выступает лицо как заявляющее о своих правах на вещь, так и не заявляющее о таких правах, но не признающее за истцом вещного права на имущество.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца, принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.
Иском в арбитражном процессе следует считать спорное правовое требование одного лица к другому, вытекающее из материально-правового отношения, основанное на юридических фактах и предъявленное в арбитражный суд для разрешения в строго определенном процессуальном порядке. При этом иск предъявляется к лицу, которое, по убеждению истца, нарушило или нарушает его права или законные интересы.
Из материалов дела не усматривается, какие законные права и интересы муниципального унитарного предприятия "Районное агропромышленное объединение "Урюпинское" нарушила администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области. Ответчик не претендуют на имущество, поименованное в иске. Какие-либо разногласия о принадлежности вещи между истцом и ответчиком отсутствуют, что следует из самого искового заявления и представленного ответчиком отзыва.
Истец не привел доказательств нарушения именно ответчиком прав и законных интересов, спор о праве между сторонами отсутствует.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска муниципального унитарного предприятия "Районное агропромышленное объединение "Урюпинское" о признании права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества - здание зерносклада № 1, лит. А, общей площадью 1335,3 кв. м. расположенного по адресу: Волгоградская область, Урюпинский район, х. Первомайский.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая, что при подаче искового заявления истцу предоставлялась отсрочка по оплате государственной пошлины до рассмотрения дела по существу, взыскать с муниципального унитарного предприятия "Районное агропромышленное объединение "Урюпинское" в доход федерального бюджета 2 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волгоградской области

решил:

в иске отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Районное агропромышленное объединение "Урюпинское" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд или в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, установленном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
С.Г.ПИЛЬНИК



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru