Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 12 августа 2009 г. № 5903/9

О ПРЕПОДАВАНИИ ТАТАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РТ
В 2009 - 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

Министерство образования и науки Республики Татарстан об особенностях преподавания предметов "Татарский язык", "Татарская литература" для русскоязычных учащихся в условиях введения временных государственных образовательных стандартов по татарскому языку и татарской литературе разъясняет следующее.
Преподавание предметов "Татарский язык" и "Татарская литература" в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан в 2009/2010 учебном году осуществляется в соответствии с Региональным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования, утвержденными Приказом МОиН РТ № 1096/08 от 14.04.2008.
В соответствии с п. 4 ст. 55 ФЗ "Об образовании" учитель имеет право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся.
В учебном процессе могут использоваться три линии альтернативных авторских программ и учебников по татарскому языку для русскоязычных учащихся, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Республики Татарстан: линия для 1 - 11 классов авторов Сафиуллиной Ф.С., Фатхулловой К.С, линия для 1 - 10 классов авторов Хайдаровой Р.З., Малафеевой Р.Л., линия для 1 - 9 классов Литвинова И.Л., Нигматуллиной Р.Р.
В целях эффективной организации преподавания предметов "Татарский язык" и "Татарская литература" целесообразно организовывать учебный процесс по данным предметам по единому тематическому планированию на основе единой программы и учебника через взаимообусловленные и взаимосвязанные уроки татарского языка и литературы.
При составлении единого тематического планирования рекомендуется уроки татарского языка и татарской литературы (литературного чтения в начальной школе) распределять в соответствии с объемом усвоенного лексического материала и уровнем языковой компетентности обучающихся.
Поскольку в БУП РТ-2008 предложено как годовое, так и недельное распределение часов, образовательное учреждение вправе перераспределять нагрузку по учебным предметам в течение учебного года, используя модульный подход в организации обучения по предметам татарской филологии. В таком случае расписание уроков по данным предметам составляется в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планированием учителя.
В классных журналах на предметы "Татарский язык", "Татарская литература" отводятся отдельные страницы.
Ознакомление русскоязычных учащихся с достояниями татарской литературы следует проводить не в целях полного изучения литературных произведений, а в целях достижения учащимися коммуникативной компетенции в наиболее распространенных ситуациях и сферах общения. Предметное содержание отрывков из художественных произведений должно соотноситься с возрастными особенностями учащихся, с их интересами, личностными, интеллектуальными и коммуникативными потребностями, вызывать речемыслительную активность учащихся.
Система работы учителя на уроке должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Постоянная мотивационная готовность к изучению языка создается, когда ученик видит реальные практические результаты обучения, вступая в иноязычное общение. Поэтому на уроках целесообразно использовать парные, групповые формы организации учебной деятельности. Тексты в учебниках не являются лишь источником информации и материалом для развития умений переводить. В результате выполнения различных дотекстовых и послетекстовых упражнений, многократного чтения и обсуждения достигается полное понимание текста, и обучающиеся выходят на диалогическую и монологическую речь. На данном этапе целесообразно использовать ситуативные упражнения, имитирующее реальное общение повседневной жизни.
При организации контроля обученности русскоязычных учащихся татарскому языку необходимо обратить внимание на способы проверки речевых умений учащихся.
Задания контроля должны соответствовать содержанию УМК, по которым был организован учебный процесс, и согласовываться с преподавателем. Диктант как вид контроля не является показателем речевых умений и не отражает умений общаться в разных жизненных ситуациях.
Речевые умения обучающихся средней школы должны удовлетворять следующим требованиям: а) умение адекватно выражать свои мысли в заданной речевой ситуации, б) относительная правильность используемых речевых моделей и их сочетаний.
В целях создания положительной мотивации к изучению татарского языка русскоязычными учащимися при организации учебного процесса особое внимание следует уделять работе с родителями. На родительских собраниях целесообразно знакомить родителей с успехами детей по татарскому языку, организовывать для них выступления на татарском языке всех учащихся класса, а также привлекать родителей к совместному проведению внеклассных мероприятий на татарском языке.

Первый заместитель министра
Д.М.МУСТАФИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru