РУКОВОДИТЕЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
МЕНЗЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2007 г. № 525
О КРИТЕРИЯХ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОВАРОВ
И УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
МЕНЗЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Законом
Республики Татарстан от 30.12.2005 № 139-ЗРТ "О системе взаимоотношений при формировании регулируемых цен и тарифов на товары и услуги для потребителей в Республике Татарстан" и Постановлением
Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 сентября 2006 г. № 485 "О критериях доступности для потребителей товаров и услуг организаций жилищно-коммунального комплекса" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение
о системе критериев доступности для потребителей товаров и услуг организаций жилищно-коммунального комплекса Мензелинского муниципального района.
2. Исполнительному комитету Мензелинского муниципального района обеспечить при формировании тарифов на очередной финансовый год соблюдение установленных критериев доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на начальника отдела строительства, архитектуры и ЖКХ Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Хаматдинова А.А.
Руководитель
Исполнительного комитета
Мензелинского муниципального района
И.Т.ШАГАЛИЕВ
Утверждено
Постановлением
Руководителя
Исполнительного комитета
Мензелинского муниципального района
от 12 октября 2007 г. № 525
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ КРИТЕРИЕВ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОВАРОВ
И УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
МЕНЗЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет систему критериев доступности для потребителей товаров и услуг организаций жилищно-коммунального комплекса (далее - критерии доступности), порядок их расчета и условия применения.
1.2. Критерии доступности применяются органами государственной власти Республики Татарстан, осуществляющими полномочия по государственному регулированию тарифов в области жилищно-коммунального хозяйства (далее - органы регулирования), при:
согласовании производственных программ организаций коммунального комплекса;
установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
формировании максимальных цен на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса, применяемых при определении предельной стоимости набора жилищно-коммунальных услуг.
1.3. Решения об обеспечении доступности для потребителей товаров и услуг организаций жилищно-коммунального комплекса принимаются соответствующими органами регулирования.
2. Система критериев доступности
2.1. Система критериев доступности включает в себя критерии, характеризующие:
физическую доступность услуг;
экономическую доступность услуг;
достаточность и качество предоставления услуг.
2.2. Критерий физической доступности услуг определяет гарантии предоставления требуемого объема услуг для групп потребителей и возможность обслуживания новых потребителей в соответствии с программой комплексного развития территорий.
Критерий физической доступности услуг оценивается на основе следующих показателей:
уровень благоустройства жилищного фонда;
коэффициент обеспечения текущей потребности в услугах;
коэффициент покрытия прогнозной потребности в услугах.
2.3. Критерий экономической доступности услуг дифференцируется в зависимости от групп потребителей (население, организации) и отражает соответствие платежеспособного спроса потребителей стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Экономическая доступность услуги оценивается на основе следующих показателей:
коэффициент покупательской способности для населения;
коэффициент покрытия бюджетной потребности на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
средний срок оборачиваемости дебиторской задолженности организаций перед организациями коммунального комплекса;
коэффициент соответствия цены на коммунальные услуги, установленной для организаций - потребителей, затратам организаций коммунального комплекса, включающим обоснованную норму прибыли (рентабельности).
2.4. Критерий достаточности и качества предоставления услуг отражает соответствие нормативов потребления коммунальных услуг и технических параметров производственной программы фактическому потреблению коммунальных услуг населением и правилам оказания жилищно-коммунальных услуг.
Критерий достаточности и качества предоставления услуг оценивается на основе следующих показателей:
коэффициент соответствия нормативов потребления коммунальных услуг фактическим объемам потребления;
коэффициент соответствия параметров производственной программы нормативным параметрам качества услуг.
3. Порядок расчета критериев доступности
3.1. Уровень благоустройства жилищного фонда определяется как отношение общей площади жилищного фонда, оборудованного инженерными коммуникациями, к общей площади жилищного фонда муниципального образования и рассчитывается по формуле:
S(i)об
L(i)у = -------- x 100,
Sвсего
где:
L(i)у - уровень благоустройства жилищного фонда i-й услугой, %;
S(1)об - общая площадь жилищного фонда, оборудованного инженерными коммуникациями, для предоставления i-й услуги, тыс. кв. метров;
Sвсего - общая площадь жилищного фонда муниципального образования, тыс. кв. метров;
i - коммунальная услуга.
3.2. Коэффициент обеспечения текущей потребности в услуге определяется как отношение прогнозного объема реализации услуги, предусмотренного в производственной программе деятельности организации коммунального комплекса, рассчитанного исходя из фактического объема реализации услуги на 1 кв. метр общей площади, к общей площади жилищного фонда, оборудованного инженерными коммуникациями, и рассчитывается по формуле:
V(i)nn / Ni
K(i)nmn = ------------- x 100,
Sоб
где:
К(i)nmn - коэффициент обеспечения текущей потребности в i-й услуге, %;
V(i)nn - прогнозный объем реализации i-й услуги, предусмотренный в производственной программе, ед. изм. услуги;
Ni - средний норматив потребления i-й услуги на 1 кв. метр общей площади, ед. изм./кв. метр.
3.3. Коэффициент покрытия прогнозной потребности в услуге определяется как отношение прогнозного объема реализации услуги, предусмотренного в инвестиционной программе деятельности организации коммунального комплекса, рассчитанного исходя из фактического объема реализации услуги на 1 кв. метр общей площади, к общей площади жилых помещений, не оборудованных инженерными коммуникациями для предоставления услуги, и рассчитывается по формуле:
V(i)un / Ni
K(i)nnn = ------------- x 100,
Sпрогноз
где:
К(i)nnn - коэффициент покрытия прогнозной потребности в i-й услуге, %;
V(i)un - прогнозный объем реализации i-й услуги, предусмотренный в инвестиционной программе, ед. изм. услуги;
Sпрогноз - общая площадь жилищного фонда, вводимого и/или подлежащего благоустройству в текущем году, тыс. кв. метров.
3.4. Коэффициент покупательской способности населения определяется как отношение валового объема реализации жилищно-коммунальных услуг населению в денежном выражении к общему объему доходов населения муниципального образования и рассчитывается по формуле:
Tжку / P
Kпсн = ---------- x 100,
D
где:
Kпсн - коэффициент покупательской способности населения, %;
Tжку - валовой объем реализации жилищно-коммунальных услуг населению, тыс. рублей;
P - численность населения муниципального образования, тыс. человек;
D - среднедушевой доход населения муниципального образования, рублей.
3.5. Коэффициент покрытия бюджетной потребности на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется как отношение объема средств, предусмотренных на предоставление мер социальной поддержки в бюджете Республики Татарстан, к объему средств, необходимых на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и рассчитывается по формуле:
Cб
Kcn = ----- x 100,
Tcn
где:
Kcn - коэффициент покрытия бюджетной потребности на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, %;
Tcn - объем средств, необходимых на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в муниципальном образовании, тыс. рублей;
Cб - объем средств, предусмотренных на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в бюджете Республики Татарстан на муниципальное образование, тыс. рублей.
3.6. Средний срок оборачиваемости дебиторской задолженности организаций перед организациями коммунального комплекса рассчитывается по формуле:
Z(i)ко
O(i)дзко = 365 x ---------,
I(i)окк
где:
O(i)дзко - средний срок оборачиваемости дебиторской задолженности по i-й услуге, дней;
Z(i)ко - объем дебиторской задолженности организаций перед организациями коммунального комплекса по i-й услуге, тыс. рублей;
I(i)окк - прогнозный объем реализации i-й услуги организацией коммунального комплекса, тыс. рублей.
3.7. Коэффициент соответствия цены на коммунальную услугу, установленной для организаций-потребителей, затратам организаций коммунального комплекса определяется как отношение цены на коммунальную услугу для организаций-потребителей к цене, уровень которой обеспечивает полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с выполнением их производственных и инвестиционных программ, и включающей в себя обоснованную норму прибыли (рентабельности) от инвестированного капитала, и рассчитывается по формуле:
c(i)ко
K(i)ц = -------- x 100,
c(i)эо
где:
K(i)ц - коэффициент соответствия цены i-й услуги для организаций-потребителей затратам организаций коммунального комплекса на предоставление i-й услуги, %;
c(i)ко - цена на i-ю услугу для организаций - потребителей услуги, рублей/ед.;
c(i)эо - цена i-й услуги, уровень которой обеспечивает полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с выполнением их производственных и инвестиционных программ, и включающей в себя обоснованную норму прибыли (рентабельности) от инвестированного капитала, рублей/ед. услуги.
3.8. Коэффициент соответствия нормативов потребления коммунальных услуг фактическим объемам потребления рассчитывается по формуле:
f(i)оп
K(i)н = -------- х 100 - 100,
n(i)оп
где:
K(i)н - коэффициент соответствия нормативов потребления i-й услуги фактическим объемам ее потребления, %;
f(i)оп - фактический объем потребления i-й услуги населением, имеющим приборы учета, ед. изм. услуги;
n(i)оп - объем потребления i-й услуги населением, имеющим приборы учета, рассчитанный по установленным нормативам потребления i-й услуги, ед. изм. услуги.
3.9. Коэффициент соответствия параметров производственной программы нормативным параметрам качества услуг определяется как отношение предусмотренных в производственной программе затрат материально-технических ресурсов к нормативному объему затрат, определенному в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, Правилами предоставления коммунальных услуг, и рассчитывается по формуле:
C(i)факт
K(i)нп = ---------- x 100,
C(i)норма
где:
K(i)нп - коэффициент соответствия параметров производственной программы нормативным параметрам качества i-й услуги, %;
C(i)факт - затраты материально-технических ресурсов на производство i-й услуги, предусмотренные в производственной программе, тыс. рублей;
C(i)норма - нормативный объем затрат на производство i-й услуги, определенный в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, Правилами предоставления коммунальных услуг, тыс. рублей.
4. Оценка доступности для потребителей товаров и услуг
организаций жилищно-коммунального комплекса
4.1. Оценка доступности для потребителей товаров и услуг организаций жилищно-коммунального комплекса, критериев доступности и показателей критериев доступности основана на балльной системе, включающей в себя четыре уровня доступности:
1 - высокий;
2 - допустимый;
3 - низкий;
4 - недопустимый.
4.2. Пороговые значения показателей критериев доступности, используемые для определения уровня доступности, приведены в приложении к настоящему Положению.
4.3. Каждый из критериев доступности оценивается с помощью интегрального показателя, измеряемого как сумма оценок показателей, включенных в критерий, по следующим характеристикам:
высокий - все входящие в критерий показатели имеют высокий уровень доступности (1);
допустимый - оценка по каждому показателю критерия доступности не превосходит допустимый уровень (2);
низкий - оценка по каждому показателю критерия доступности не превосходит низкий уровень (3) и хотя бы один из показателей принимает значение низкого уровня (3);
недопустимый - один из показателей критерия доступности принимает значение недопустимого уровня (4).
4.4. Доступность для потребителей товаров и услуг организаций жилищно-коммунального комплекса оценивается с помощью интегрального показателя, измеряемого как сумма оценок критериев доступности, и определяется по характеристикам, аналогичным оценке критериев доступности.
5. Заключительные положения
5.1. Производственная и инвестиционная программы отвечают критериям доступности товаров и услуг для потребителей при значениях уровня доступности, не превышающего низкого (3).
5.2. В случае соответствия производственной и инвестиционной программ низкому уровню доступности производственная и инвестиционная программы согласовываются при наличии плана мероприятий по повышению эффективности производства.
5.3. В случае соответствия производственной и инвестиционной программ недопустимому уровню доступности они подлежат обязательной корректировке.
Пороговые значения показателей критериев доступности,
используемые для определения уровня доступности
по Мензелинскому муниципальному району
+---------------+-----+-------------------------+----------------------------------------+
¦ Наименование ¦ № ¦ Наименование показателя ¦ Уровень доступности, баллы ¦
¦ критериев ¦пока-¦ критерия доступности +--------+----------+---------+----------+
¦ доступности ¦зате-¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
¦ ¦ ля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-----+-------------------------+--------+----------+---------+----------+
¦Физическая ¦1.1. ¦Уровень благоустройства ¦более 91¦ 76 - 90 ¦ 60 - 75 ¦ менее 60 ¦
¦доступность ¦ ¦жилищного фонда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-----+-------------------------+--------+----------+---------+----------+
¦ ¦1.2. ¦Коэффициент обеспечения ¦ 100 ¦ 95 - 99 ¦ 90 - 94 ¦ менее 90 ¦
¦ ¦ ¦текущей потребности в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦услугах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-----+-------------------------+--------+----------+---------+----------+
¦ ¦1.3. ¦Коэффициент покрытия ¦ 100 ¦ 95 - 99 ¦ 90 - 94 ¦ менее 90 ¦
¦ ¦ ¦прогнозной потребности в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦услугах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-----+-------------------------+--------+----------+---------+----------+
¦Экономическая ¦2.1. ¦Коэффициент ¦менее 10¦ 11 - 14 ¦15 - МДД ¦более МДД ¦
¦доступность ¦ ¦покупательской ¦ ¦ ¦ <*>
¦ ¦
¦ ¦ ¦способности для населения¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-----+-------------------------+--------+----------+---------+----------+
¦ ¦2.2. ¦Коэффициент покрытия ¦ 100 ¦ 95 - 99 ¦ 90 - 94 ¦ менее 90 ¦
¦ ¦ ¦бюджетной потребности на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦предоставление субсидий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦на оплату жилого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦помещения и коммунальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-----+-------------------------+--------+----------+---------+----------+
¦ ¦2.3. ¦Средний срок ¦менее 90¦ 91 - 140 ¦141 - 180¦более 180 ¦
¦ ¦ ¦оборачиваемости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦дебиторской задолженности¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦организаций перед ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦организациями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦коммунального комплекса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-----+-------------------------+--------+----------+---------+----------+
¦ ¦2.4. ¦Коэффициент соответствия ¦ 100 ¦101 - 115 ¦116 - 130¦более 130 ¦
¦ ¦ ¦цены для организаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦коммунального комплекса, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦включающих обоснованную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦норму прибыли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦(рентабельности) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-----+-------------------------+--------+----------+---------+----------+
¦Достаточность и¦3.1. ¦Коэффициент соответствия ¦менее 5 ¦ 5 - 10 ¦ 11 - 20 ¦ более 20 ¦
¦качество ¦ ¦нормативов потребления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предоставления ¦ ¦коммунальных услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦фактическим объемам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦потребления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-----+-------------------------+--------+----------+---------+----------+
¦ ¦3.2. ¦Коэффициент соответствия ¦более 90¦ 71 - 90 ¦ 51 - 70 ¦ менее 50 ¦
¦ ¦ ¦параметров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦производственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦программы нормативным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦параметрам качества услуг¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-----+-------------------------+--------+----------+---------+----------+
--------------------------------
<*> МДД - прогнозное значение регионального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.