Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2009 г. № 2

Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей
в 2009 - 2010 годах

Я, Главный государственный санитарный врач по Оренбургской области Н.Е. Вяльцина, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2008 года, установила.
В детских летних оздоровительных учреждениях области отдохнуло свыше 133,3 тыс. детей, что составляет 59,5 % от общего числа детей школьного возраста.
Среди общего числа учреждений основную долю (69,5 %) составили лагеря с дневным пребыванием детей - 972 учреждения, профильные лагеря (19,7 %) - 275 учреждений и загородные стационарные лагеря (5,9 %) - 82 учреждения.
Общее число оздоровительных учреждений, находящихся на надзоре Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, составило 1399 ЛОУ, что на 0,7 % (на 10) меньше по сравнению с 2007 годом.
В период подготовки к открытию летних оздоровительных учреждений специалистами Управления Роспотребнадзора было проведено более 1308 санитарно-эпидемиологических обследований объектов, из них 93,7 % - с лабораторными исследованиями и инструментальными замерами. Проведено согласование меню, поставщиков и схем поставки продуктов питания в ЛОУ.
В оздоровительных учреждениях проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы, общесанитарные и дезинфекционные мероприятия, сплошная и барьерная дератизация, акарицидные обработки тропинок по маршрутам следования детей, комароистребительные мероприятия.
Выполнение мероприятий предписаний, выданных Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области в 2008 году, составило 93 %. Низкий уровень выполнения мероприятий планов-заданий отмечен в г. Оренбурге (41 %), Гайском (63 %), Акбулакском (70 %) районах.
Во всех муниципальных образованиях Оренбургской области приемка оздоровительных учреждений осуществлялась межведомственными комиссиями.
Из-за низкой степени готовности к летней оздоровительной кампании детских оздоровительных учреждений 47 учреждений были приняты комиссиями со 2-го раза, в результате чего сроки заездов были перенесены на 2 - 10 дней.
Причинами задержки сроков заездов в оздоровительные учреждения стали:
- несвоевременное прохождение сотрудниками медицинского осмотра, отсутствие горячей воды на пищеблоке, в душевых (ДОЛ на базе ООО ДО "Курганка" г. Медногорска);
- несоответствие воды питьевой требованиям СанПиН по микробиологическим показателям (лагеря дневного пребывания Акбулакского, Пономаревского, Гайского, Грачевского, Абдулинского, Кувандыкского, Оренбургского, Тюльганского районов);
- не закончены ремонтные работы, отсутствие горячей воды на пищеблоке (ДОЛ Заря, ДОЛ "Орленок", ЗОЛ ООО "Березка" в г. Оренбурге; ЛДП "Олимп" Соль-Илецкого района);
- недооборудование пищеблока, несвоевременное прохождение медосмотра, нестандартная вода (лагерь "Светоч" Саракташского района).
Из-за несвоевременной подготовки отказано в получении разрешения на работу ряду ЛОУ в г. Гае, Кувандыкском, Саракташском, Гайском районах.
В период эксплуатации ЛОУ проведено 764 обследования, из них 94,8 % обследований сопровождались лабораторными исследованиями и инструментальными замерами. Превышения фактической вместимости над проектной в летних оздоровительных учреждениях в 2008 году не отмечалось.
Продолжительность смен в загородных оздоровительных лагерях общего типа составила 21 день, в санаторно-оздоровительных лагерях - 26 дней, в лагерях с дневным пребыванием детей - 18 дней. Перерыв между сменами 2 - 3 дня.
Режим дня во всех типах ЛОУ области соответствовал гигиеническим нормативам.
Питание детей организовано в соответствии с согласованными меню. Нормы питания по основному набору продуктов выполнялись в большинстве оздоровительных учреждений. В рационы питания включали продукты, обогащенные витаминами, микроэлементами и бифидобактериями, витаминизированные напитки "Золотой шар". Проводилась "C"-витаминизация готовых блюд аскорбиновой кислотой, осуществлялась выдача поливитаминов непосредственно детям. Использовалась йодированная соль.
Стоимость набора продуктов питания в лагерях дневного пребывания при 2 - 3-разовом питании составила 40 - 60 рублей, в загородных лагерях при 5 - 6-разовом - 110 - 130 рублей, в санаторных сменах, детских санаториях при 5 - 6-разовом - 135 - 160 рублей, в профильных при 4-разовом - 80 - 105 рублей.
Основными нарушениями, выявленными в ходе проведения мероприятий по надзору за соблюдением требований санитарного законодательства, в ЛОУ явились:
1. Нарушения в организации питания детей:
- невыполнение норм питания (города: Оренбург, Гай, Новотроицк, Медногорск; районы: Соль-Илецкий, Саракташский, Шарлыкский, Матвеевский, Гайский);
- отсутствие в меню обогащенных продуктов (Пономаревский, Абдулинский, Акбулакский районы);
- отсутствие "C"-витаминизации готовых блюд (г. Оренбург, Акбулакский, Северный районы);
- прием продуктов питания без сопроводительных документов (Тюльганский, Гайский, Пономаревский, Ташлинский районы);
- несоблюдение условий и сроков хранения пищевых продуктов (г. Оренбург, г. Медногорск, Сакмарский, Акбулакский, Соль-Илецкий, Октябрьский, Тюльганский, Бугурусланский районы);
- использование продуктов с истекшим сроком годности (Гайский район);
- несоблюдение правил отбора и хранения суточной пробы (г. Оренбург, г. Гай, Бугурусланский, Соль-Илецкий, Ясненский, Александровский, Переволоцкий, Северный районы);
- отсутствие ведения документации по питанию (г. Оренбург, Новосергиевский, Гайский, Соль-Илецкий, Александровский, Переволоцкий, Ташлинский, Сакмарский, Беляевский, Октябрьский, Пономаревский, Ясненский районы);
- несоблюдение правил мытья посуды (г. Оренбург, г. Орск, Гайский, Северный, Ясненский, Акбулакский, Шарлыкский, Пономаревский, Ясненский районы);
- использование столовой посуды с трещинами, сколами, отбитыми краями (Бугурусланский, Северный районы);
- нарушение температурного режима в холодильниках (Бугурусланский, Ясненский районы);
- доставка продуктов неспециализированным транспортом (Акбулакский район);
- отсутствие лабораторного производственного контроля за организацией питания (г. Медногорск).
2. Неудовлетворительное содержание территории и помещений ЛОУ.
3. Допуск к работе лиц без медицинского осмотра, несоблюдение сроков прохождения медосмотра.
4. Нарушения режима дня.
5. Нарушения организации лечебно-профилактической работы.
Отмечено несвоевременное информирование Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области об аварийной ситуации (выход из строя холодильного оборудования на пищеблоке ЛОУ с дневным пребыванием базе МОУ Курмансайская ООШ Домбаровского района).
За нарушения санитарного законодательства в ЛОУ в 2008 специалистами Управления Роспотребнадзора году наложено 170 штрафов на сумму 259600 (2007 г. - 134200) рублей.
В суд передано 1 дело для принятия решения о приостановке деятельности учреждения, по которому было принято положительное решение.
При осуществлении госсанэпиднадзора за перевозкой детей нарушений санитарных норм и правил не выявлено.
Определялся тип питания в пути следования, согласование ассортимента набора пищевых продуктов ("сухие пайки"), проведение инструктажа медицинских работников, сопровождающих детские организованные коллективы, и родителей отъезжающих детей по вопросам организации питания и питьевого режима детей в пути следования.
За летний период 2008 года согласован выезд 69 групп с общей численностью 2823 детей, из них воздушным транспортом - 7 групп (960 детей); автомобильным транспортом - 1 группа (11 детей), железнодорожным транспортом - 61 группа (1852 ребенка).
Все группы следовали с медицинским сопровождением, случаев заболеваний в пути следования не зарегистрировано.
В целях обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей и подростков в 2009 - 2010 годах на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 482)
ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Рекомендовать главам муниципальных образований городов и районов области:
1.1. Заслушать организации, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения, о ходе их подготовки к летней оздоровительной кампании и отдыху детей в каникулярное время, оказав им содействие в проведении ремонтно-восстановительных работ, в первую очередь на водопроводных и канализационных сооружениях и сетях.
1.2. Предусмотреть:
выделение своевременно необходимых средств на проведение противоклещевых обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в районах размещения детских оздоровительных учреждений в целях профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом.
1.3. Не допустить сокращения учреждений для оздоровления детей и уменьшения числа детей, охваченных отдыхом.

2. Рекомендовать администрациям организаций, на балансе которых находятся детские оздоровительные учреждения, а также руководителям этих учреждений:
2.1. Провести необходимую подготовку детских оздоровительных учреждений к приему детей, обеспечив соблюдение санитарных норм и правил, обратив при этом особое внимание на организацию питания, водоснабжения и канализования.
2.2. Не допускать открытия детских оздоровительных учреждений без положительных санитарно-эпидемиологических заключений, выданных Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области и его территориальными отделами в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
2.3. Принять действенные меры по подготовке и подбору квалифицированного медицинского персонала и работников пищеблоков, имеющих опыт работы в детских оздоровительных учреждениях.
2.4. Не позднее, чем за 2 недели до открытия, обеспечить мероприятия по очистке территорий лагерей от мусора, валежника, сухостоя, в том числе и санитарной зоны в радиусе 300 метров (от границы лагеря); организовать проведение дератизационных, дезинсекционных обработок территории учреждения и создание защитных полос (50 метров) на прилегающей к лагерю местности, организация обработок "троп", ведущих к реке, соседнему лагерю, площадкам, полянкам, где проводятся игры и занятия детей.
2.5. Обеспечить прохождение медицинских осмотров и гигиенического обучения, в том числе о мерах личной и коллективной безопасности по природно-очаговым инфекциям, персонала, выезжающего в оздоровительные учреждения.
2.6. При организации питания в детских оздоровительных учреждениях учитывать состояние здоровья детей, вводить в рацион питания детей пищевые продукты, обогащенные витаминами, микро- и макронутриентами.

3. Рекомендовать организациям, осуществляющим организацию отдыха детей за пределами области, обеспечить:
3.1. При заключении договора о реализации платных услуг руководствоваться требованиями Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами в сфере туризма и защиты прав потребителей.
3.2. Обязательное медицинское сопровождение организованных групп детей.
3.3. Направление за 3 суток до отправки организованных детских коллективов информации в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области и в Южно-Уральский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту по Оренбургскому отделению об их численности, виде транспорта, используемого для перевозки детей, подтверждения обязательного медицинского сопровождения организованных групп детей.
3.4. Оказание медицинской помощи детям в пути следования и доотправку их до места назначения в случае вынужденной госпитализации.
3.5. Организацию полноценного горячего питания организованных групп детей в вагонах-ресторанах пассажирских поездов, ресторанах пассажирских судов водного транспорта при нахождении в пути свыше 1 суток.
3.6. Организацию питания организованных групп детей наборами пищевых продуктов ("сухими пайками") при перевозке детей на всех видах транспорта с согласованием их ассортимента с Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области и его территориальными отделами в установленном порядке.
3.7. Перевозки детей автомобильным транспортом к местам отдыха и обратно осуществлять при нахождении в пути не более 4 часов и в случаях, когда невозможно организовать доставку детей другим видом транспорта.

4. Рекомендовать начальнику Орского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" Щурину Б.В.:
4.1. Организовать обеспечение формирования пассажирских составов, осуществляющих перевозку организованных детских групп к местам отдыха и обратно, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов", особенно обращая внимание на заправку вагонов доброкачественной питьевой водой, исправную работу систем вентиляции и кондиционирования воздуха, охладителей питьевой воды, наличие дезинфицирующих средств.
4.2. Продолжить практику продажи билетов для организованных детских контингентов только при наличии официального подтверждения организаторами поездки медицинского сопровождения.
4.3. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по оптимизации сил и средств пассажирского комплекса, обеспечивающих подготовку пассажирских составов (вагонов-ресторанов) в рейс и содержание их в пути следования в соответствии с санитарным законодательством.
4.4. Организовать доступное горячее питание для организованных групп детей в вагонах-ресторанах пассажирских поездов при нахождении в пути свыше 1 суток.

5. Рекомендовать руководителям учреждений здравоохранения Оренбургской области:
5.1. Обеспечить:
5.1.1. Медицинский контроль за проведением летней оздоровительной кампании, а также отдыхом детей в период каникул, организацией полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей, и в первую очередь в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, создание полноценных условий для отдыха и оздоровления детей, находящихся в особо трудных социальных условиях.
5.1.2. Своевременное и качественное проведение медицинских осмотров сотрудников, направляемых на работу в детские оздоровительные учреждения.
5.1.3. Выдачу справок об отсутствии контакта с инфекционными больными по месту жительства амбулаторно-поликлиническими учреждениями за 3 дня до отъезда.
5.1.4. Выделение специалистов для медицинского сопровождения детских организованных групп во время оздоровительных кампаний, а также резервных мест в лечебных учреждениях на случай экстренной госпитализации больных детей.
5.2. Принять действенные меры по подбору квалифицированного медицинского персонала, имеющего опыт работы с детьми в оздоровительных учреждениях, проводить инструктажи медицинских работников, сопровождающих детские организованные коллективы, и родителей отъезжающих детей по организации питания и питьевого режима детей в пути следования.
5.3. Обязать медицинских работников детских оздоровительных учреждений:
5.3.1. Осуществлять действенный контроль за работой пищеблоков, организацией питания, соблюдением температурного режима в помещениях, физическим воспитанием и закаливанием детей, соблюдением физиологических норм нагрузки при проведении спортивных соревнований и трудовой деятельности.
5.3.2. Проводить работу по гигиеническому воспитанию детей, популяризации навыков здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения.

6. Заместителю руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Т.М. Макаровой, начальникам территориальных отделов:
6.1. Обеспечить:
6.1.1. Открытие детских оздоровительных учреждений при наличии санитарно-эпидемиологических заключений, выданных в порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
6.1.2. Согласование ассортимента продуктов, входящих в наборы питания (сухие пайки) в случаях организации питания детей вне вагонов-ресторанов пассажирских поездов, не допуская включения в них скоропортящихся продуктов.
6.2. Довести текст настоящего Постановления до сведения всех организаций, принимающих участие в организации отдыха и оздоровления детей в период каникул, и обеспечить строгий контроль за реализацией настоящего Постановления.

7. Заместителю руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Т.М. Макаровой, заместителю руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области А.Г. Яковлеву, начальникам территориальных отделов:
7.1. Обеспечить действенный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за работой детских оздоровительных учреждений, обратив особое внимание на готовность пищеблоков и состояние источников питьевого водоснабжения, канализационных сетей, гигиеническую подготовку и аттестацию персонала.

8. Главному врачу Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области" Верещагину Н.Н.:
8.1. Не допускать взимание платы при проведении лабораторно-инструментального контроля при приемке детских оздоровительных учреждений, при оформлении и выдаче санитарно-эпидемиологических заключений, при проведении профилактических медицинских осмотров и гигиенического обучения персонала, направляемого для работы в оздоровительные учреждения, а также медицинских осмотров детей и подростков при оформлении временной занятости на каникулярный период и направлении их в детские оздоровительные учреждения.

9. Рекомендовать заместителю начальника Южно-Уральского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту по Оренбургскому отделению Шпенькову Н.В.:
9.1. Обеспечить:
9.1.1. Действенный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за работой детских оздоровительных учреждений, обратив особое внимание на готовность пищеблоков и состояние источников питьевого водоснабжения, канализационных сетей, гигиеническую подготовку и аттестацию персонала.
9.2. Обеспечить контроль:
9.2.1. За санитарно-эпидемиологическим состоянием пассажирских составов, осуществляющих перевозку организованных детских групп, при их подготовке в рейс и противоэпидемическим режимом в пути следования, особенно обращая внимание на заправку вагонов доброкачественной питьевой водой, исправную работу систем вентиляции и кондиционирования воздуха, охладителей питьевой воды, наличие дезинфицирующих средств.
9.2.2. За качеством и безопасностью пищевых продуктов, входящих в наборы питания (сухие пайки) в случаях организации питания детей вне вагонов-ресторанов пассажирских поездов.
9.2.3. За санитарно-эпидемиологическим состоянием вагонов-ресторанов поездов, обеспечивающих питание организованных групп детей, соблюдением в них санитарно-гигиенического режима, качеством и безопасностью продуктов питания и питьевой воды, с обязательным согласованием меню при получении предварительных заявок на перевозку детей.

10. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Т.М. Макарову.

Главный государственный
санитарный врач
по Оренбургской области
Н.Е.ВЯЛЬЦИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru