Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2006 г. по делу № А47-4925/2006АК-29

ПО ДЕЛУ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Резолютивная часть решения объявлена 22.05.2006 г.
Решение изготовлено в полном объеме 23.05.2005 г.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Ц.Е., при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Русьимпорт-Оренбург" к административной ответственности по ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Ц.М. - ведущий специалист (доверенность от 29.12.2005 г., постоянная); В. - заместитель начальника отдела защиты прав потребителей (доверенность от 27.03.2006 г., постоянная);
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Б. - генеральный директор (решение № 2 от 24.04.2006 г. участника общества); С. - представитель (доверенность от 15.05.2006 г., постоянная).
При рассмотрении дела Арбитражный суд

установил:

сотрудниками Территориального управления Роспотребнадзора по Оренбургской области 11.04.2006 г., на основании распоряжения № 492-р от 05.04.2006 г., была проведена проверка оптового склада алкогольной продукции, находящегося по адресу: г. Оренбург, ул. Одесская, 96, принадлежащего ООО "ТД "Русьимпорт-Оренбург".
В результате проверки был установлен факт оборота алкогольной продукции не соответствующей требованиям ГОСТ 13741-91 по массовой концентрации сахара, а именно его отсутствие в коньяке грузинском "Тетрани" 3 звездочки.
По результатам проверки составлены: акт проверки (обследования) от 11.04.2006 г., протокол от 11.04.2006 г. осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, протокол от 11.04.2006 г. об изъятии документов, определение от 11.04.2006 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протокол о, 11.04.2006 г. взятия проб и образцов товаров для проведения экспертизы, определение от 11.04.2006 г. о назначении экспертизы.
В результате экспертизы составлен протокол № 495 от 18.04.2006 г. лабораторного исследования водки с дополнением.
27 апреля 2006 г. в отношении ООО "ТД "Русьимпорт-Оренбург" составлен протокол № 0000247 об административном правонарушении.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, с привлечением к административной ответственности по ст. 6.14 КоАП РФ не согласен, так как отсутствует распоряжение о проведении проверки ООО "ТД "Русьимпорт-Оренбург", при проведении проверки допущены существенные процессуальные нарушения, а именно понятые являются работниками общества и исполняли свои обязанности фактически не участвуя в проверки, акт проверки составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, экспертиза проведена с нарушением ст. 26.4 КоАП РФ. Кроме того, среди обязательных критериев сертификации коньяков, согласно Номенклатуре продукции и услуг (работ) в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, отсутствует критерий массовая концентрация сахаров.
Изучив материалы дела, заслушав заявителя и лицо, привлекаемое к административной ответственности, суд считает, что требования Территориального управления Роспотребнадзора по Оренбургской области о привлечении ООО "ТД "Русьимпорт-Оренбург" к административной ответственности по ст. 6.14 КоАП РФ не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 6.14 КоАП РФ производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов; на юридических лиц - от одной тысячи до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. "О государственном регулировании производства, оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" указано, что качество ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции должно быть не ниже качества алкогольной продукции, предусмотренного государственными стандартами, техническими условиями в области производства и оборота алкогольной продукции.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании" сертификат соответствия представляет собой документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
В соответствие с ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Согласно Номенклатуры продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30 июля 2002 г. № 64) сертификация коньяков производится на соответствие п.п. 5.1.5, 5.1.7, 5.3.1 и 5.4 ГОСТ Р 51618-2000 (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27 июня 2000 г. № 166-ст с 01.01.2002 с правом досрочного применения. С вводом в действие ГОСТ Р 51618-2000 на территории Российской Федерации отменяется действие ГОСТ 13741-91 (ИУС № 9, 2000 год)).
Согласно п. 1 ГОСТ Р 51618-2000 "Коньяки Российские. Общие технические условия" требования безопасности продукта (5.1.5, 5.1.7), упаковки (5.3.1), маркировки (5.4) являются обязательными.
ООО "ТД "Русьимпорт-Оренбург" в материалы дела представлен сертификат соответствия № РОСС GE.ПР44. В 12064 срок действия с 08.08.2005 г. по 08.08.2006 г., который подтверждает соответствие грузинского коньяка "Тетрани" 3 звездочки требованиям нормативных документов, в том числе требования безопасности продукта (5.1.5, 5.1.7), упаковки (5.3.1), маркировки (5.4) ГОСТ Р 51618-2000. Материалы административного дела не содержат доказательств несоответствия грузинского коньяка "Тетрани" 3 звездочки обязательным требованиям соответствующим целям защиты жизни или здоровья граждан, а именно п. 5.1.5 и п. 5.1.7 ГОСТ Р 51618-2000.
Из вышеизложенного, следует вывод, что состав административного правонарушения ст. 6.14 КоАП РФ предусматривает ответственность только за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующие обязательным требованиям государственных стандартов (техническим регламентам) соответствующим целям защиты жизни или здоровья граждан (ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 г.). Оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции не соответствующих требованиям стандартов, принимаемых в добровольном порядке, не может образовывать состав административного правонарушения и соответственно влечь ответственность.
Кроме того, наличие в обороте у юридического лица импортной алкогольной продукции (при отсутствии явных признаков несоответствия требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам), выпущенной в установленном порядке в оборот на территории Российской Федерации, и соответственно прошедшей сертификацию, исключает вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 КоАП РФ, по нижеследующим основаниям.
В силу ст. 21 Федерального закона № 29-ФЗ от 02.01.2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" запрещается ввоз на территорию Российской Федерации пищевых продуктов, материалов и изделий, не прошедших государственной регистрации в порядке, установленном в статье 10 настоящего Федерального закона, а также пищевых продуктов, материалов и изделий, не имеющих документов, удостоверяющих соответствие качества и безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных документов. В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и пунктах таможенного оформления пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фитосанитарный контроль, в соответствии со своей компетенцией проводят досмотр таких пищевых продуктов, материалов и изделий, проверку их товарно-сопроводительных документов и принимают решение о возможности оформления ввоза таких пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию Российской Федерации. В случае, если пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, вызывают у должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фитосанитарный контроль, обоснованные сомнения в безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий, указанные лица принимают решение о временном приостановлении оформления ввоза на территорию Российской Федерации таких пищевых продуктов, материалов и изделий. В случае, если пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, признаются опасными, должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фитосанитарный контроль, запрещают ввоз таких пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию Российской Федерации и делают отметку в их товарно-сопроводительных документах о том, что такие пищевые продукты, материалы и изделия опасны для здоровья человека и не подлежат реализации.
Как следует из материалов дела в обороте у ООО "ТД "Русьимпорт-Оренбург" находился грузинский коньяк "Тетрани" 3 звездочки, на который имелась справка к ГТД № 10118010/140905/0005206, подтверждающая легальность его оборота на территории Российской Федерации, а также сертификат соответствия № РОСС GE.ПР44.В12064, подтверждающий его соответствие требованиям нормативных документов, то есть у общества не могло возникнуть сомнений в соответствии алкогольной продукции установленным требованиям, учитывая положения ст. 21 Федерального закона № 29-ФЗ от 02.01.2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов", без проведения экспертизы алкогольной продукции, которую общество не обязано производить в силу действующего законодательства.
Также, административным органом при возбуждении и производстве по делу об административном правонарушении допущен ряд следующих процессуальных нарушений.
В нарушение ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении было возбуждено должностным лицом административного органа без наличия поводов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, и без достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Так, должностным лицом при проверке: не были непосредственно обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; отсутствовали материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; отсутствовали сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Не выявив при проверке административного правонарушения по ст. 6.14 КоАП РФ должностным лицом административного органа тем не менее, в нарушение ст. 28.7 КоАП РФ, было вынесено определение от 11.04.2006 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В нарушение ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ, во взаимосвязи со ст. 25.4 КоАП РФ, законный представитель юридического лица не был ознакомлен с определением от 11.04.2006 г. о назначении экспертизы, тем самым административный орган лишил его права заявлять отвод эксперту, просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта. Заведующий складом З. в силу ст. 25.4 КоАП РФ не является законным представителем юридического лица, а также представителем по доверенности в государственных органах. Учитывая изложенное, а также, то, что экспертиза проводилась на соответствие недействующему ГОСТ 13741-91, суд не принимает протокол № 495 от 18.04.2006 г. исследования проб пищевых продуктов в качестве доказательства по делу.
Также во всех документах, составленных при производстве по административному делу, указаны юридические лица с разными наименованиями: ООО "Русьимпорт", ООО "ТД Русьимпорт" и ООО "ТД Русьимпорт-Оренбург", которые согласно справке к ГТД № 10118010/140905/0005206, являются разными юридическими лицами.
Исходя из всего вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административным органом не доказано событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 КоАП РФ, а также вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения и состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 23.1, 24.5, 29.7, 29.10, 29.11, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167 - 170, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований, заявленных Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Русьимпорт-Оренбург" к административной ответственности по ст. 6.14 КоАП РФ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Судья
Е.Г.ЦЫПКИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru