Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2009 г. по делу № А29-4207/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 2 июля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 7 июля 2009 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе:
судьи:
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ИВИС"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми
об отмене постановления от 15 мая 2009 года № 45
при участии в заседании:
от заявителя: З.,
от административного органа: не явился,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ИВИС" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об отмене постановления Инспекции Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми от 15 мая 2009 года № 45 о привлечении организации к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, но отзыв суду представлен. Административный орган возражает против заявленных требований. Доводы ответчика изложены в отзыве на заявление от 8 июня 2009 года № 05-12/12411дсп.
Заслушав представителя Общества, суд установил следующее.
7 мая 2009 года должностные лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми (далее - Межрайонная инспекция) провели проверку соблюдения требований Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в магазине "Продукты", принадлежащем Обществу с ограниченной ответственностью "ИВИС" (сокращенно - ООО "ИВИС", Общество) и расположенном по адресу: город Ухта, поселок Седью, улица Центральная, дом 6.
В момент проверки в магазине "Продукты" осуществлялась реализация алкогольной продукции в ассортименте в розницу, тогда как на отдельные виды алкогольной продукции отсутствовали необходимые документы, подтверждающие легальность ее оборота.
Так, был установлен факт непредъявления проверяющим лицам сопроводительных документов на следующие виды алкогольной продукции:
- водка "Беленькая Люкс", крепость 40%, дата розлива - 26 декабря 2008 года, емкость 0,5 литра, в количестве 15 бутылок - не предъявлены товарно-транспортная накладная и раздел "Б" справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной;
- водка мягкая "Лебединый рай", крепость 40%, дата розлива - 18 февраля 2009 года, емкость 0,7 литра, в количестве 11 бутылок - не предъявлены товарно-транспортная накладная и раздел "Б" справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной. Кроме того, проверяющими обнаружено, что в наглядной и доступной форме не доведены до сведения покупателей Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55 (с изменениями и дополнениями).
По результатам проведенной проверки были составлены: Акт проверки от 7 мая 2009 года и Протокол осмотра помещений и документов от 7 мая 2009 года.
На основании перечисленных материалов должностным лицом Межрайонной инспекции был составлен протокол об административном правонарушении от 8 мая 2009 года № 57, а 15 мая 2009 года вынесено постановление о привлечении ООО "ИВИС" к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно - КоАП РФ) в размере 30 000 рублей.
ООО "ИВИС" обжаловало постановление от 15 мая 2009 года в арбитражный суд, ссылаясь на то, что должностные лица Общества не вправе составлять протоколы об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, проверка проведена с нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Исследовав материалы дела, Арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.
Согласно статьям 16 и 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается оборот (в том числе розничная купля-продажа) алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность такой продукции, и без сертификатов соответствия.
Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, при продаже товаров продавец обязан доводить до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: а) сертификат или декларация о соответствии; б) копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; в) товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
В силу положений пункта 138 Правил продажи отдельных видов товаров перечисленные выше требования относятся также и к розничной продаже алкогольной продукции.
Исходя из норм пунктов 11, 12, 138 и 139 Правил продажи отдельных видов товаров, документы на алкогольную продукцию, в том числе сертификаты соответствия, товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним справки, подтверждающие легальность оборота продукции и законность ее прохождения от организации-производителя до потребителя, должны находиться непосредственно в торговой точке и быть готовыми к предъявлению по первому требованию как покупателя, так и представителей контролирующего органа.
В случае непредъявления в момент проверки документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции (которые фактически имелись), и представления их продавцом ко времени рассмотрения дела об административном правонарушении его действия квалифицируются по части 3 статьи 14.16 КоАП.
Как следует из представленных суду материалов, в момент проведения проверки 7 мая 2009 года проверяющим не были предоставлены документы, подтверждающие легальность оборота следующих видов алкогольной продукции: водки "Беленькая Люкс", крепость 40%, дата розлива - 26 декабря 2008 года, емкость 0,5 литра, в количестве 15 бутылок; водки мягкой "Лебединый рай", крепость 40%, дата розлива - 18 февраля 2009 года, емкость 0,7 литра, в количестве 11 бутылок. Кроме того, проверяющими обнаружено, что в наглядной и доступной форме не доведены до сведения покупателей Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55 (с изменениями и дополнениями).
При этом суд отмечает, что перечисленные выше товарно-транспортные накладные, раздел "Б" справок, прилагаемых к товарно-транспортной накладной не были предоставлены проверяющим в течение более трех часов: согласно протоколу осмотра помещений от 7 мая 2009 года осмотр был начат в 12 час. 50 мин. и закончен в 16 час. 50 мин. 7 мая 2009 года.
Таким образом, факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Доводы представителей ООО "ИВИС" о том, что должностные лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по не вправе составлять протоколы об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, проверка проведена с нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным, арбитражный суд не может признать убедительными.
Полномочия должностных лиц ответчика по составлению протоколов по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ и по рассмотрению дел по этой норме подтверждаются пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора, контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный ответчиком факт правонарушения свидетельствует о том, что Общество имело возможность (при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств) не нарушать требования законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, однако оно не приняло всех зависящих от него мер для его соблюдения.
С учетом изложенного Межрайонная инспекция сделала правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Учитывая объем алкогольной продукции, на которую отсутствовали необходимые документы, не усмотрел в данном случае суд также оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 20 ноября 2008 года № 60) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Кроме того, в пункте 18.1. названного выше постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10 разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях...
Ненадлежащее исполнение юридическим лицом своих публично-правовых обязанностей, установленных в данном случае нормами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", может привести к угрозе здоровью и жизни людей, поэтому игнорирование требований названного Федерального закона свидетельствует о существенной угрозе охраняемым интересам, ввиду чего арбитражный суд не может признать вменяемое Обществу административное правонарушение малозначительным.
В рассматриваемой ситуации административный орган применил к ООО "ИВИС" минимальный размер ответственности, установленной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ (30 000 рублей).
На основании вышеизложенного постановление от 15 мая 2009 года № 45 вынесено ответчиком правомерно, в связи с чем требования Общества не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 210 - 211 АПК РФ, суд

решил:

1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью "ИВИС" оставить без удовлетворения.
2. Настоящее решение может быть обжаловано во Второй апелляционный арбитражный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru