АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2009 года по делу № А43-5476/2009-42-135
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 20 мая 2009 года.
Арбитражный суд Нижегородской области
в составе судьи Кабанова Владимира Петровича,
при ведении протокола судебного заседания судьей В.П. Кабановым,
рассмотрев в судебном заседании жалобу
Муниципального учреждения "Городское управление благоустройства города Бор Борского района" (Нижегородская область, г. Бор, ул. Нахимова д. 33)
К Комитету охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области
Об изменении постановления № 1 от 3 марта 2009 года в части назначения административного наказания,
При участии в судебном заседании представителей сторон:
От Муниципального учреждения "Городское управление благоустройства города Бор Борского района" - представитель Е.П. Хлопкова (доверенность от 23 марта 2009 года № 2),
От Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - консультант А.В. Малышев (доверенность от 27 апреля 2009 года № 260)
установил:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Муниципальное учреждение "Городское управление благоустройства города Бор Борского района" (далее - МУ "Городское управление благоустройства города Бор") с заявлением об изменении постановления, вынесенного в отношении МУП "Благоустройство" Комитетом охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области № 1 от 3 марта 2009 года в части назначения административного наказания.
МУ "Городское управление благоустройства города Бор" просит уменьшить назначенное ему наказание, предусмотренное статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) до минимального размера штрафа, установленного названной статьей.
Судом установлено, что в настоящее время МУП "Благоустройство" прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме преобразования в МУ "Городское управление благоустройства города Бор".
Также, судом установлено, что в настоящее время на основании Закона
Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области" и Указа
Губернатора Нижегородской области от 30 декабря 2008 года № 62 "О реструктуризации органов исполнительной власти Нижегородской области" Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области преобразован в Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Согласно статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении, арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
На основании изложенного, в порядке статьи 48 АПК РФ, суд производит замену административного органа с Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, а заявителя по делу: с МУП "Благоустройство" на его правопреемника - МУ "Городское управление благоустройства города Бор".
Как следует из материалов дела, в период с 27 января по 20 февраля 2009 года Комитетом охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области проведена проверка соблюдения МУП "Благоустройство" природоохранного законодательства на эксплуатируемой предприятием Борской городской свалке бытовых отходов.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения МУП "Благоустройство" состоит на учете по плате за негативное воздействие на окружающую среду в МТУ Ростехнадзора по ПФО. Установлено, что предприятие ведет деятельность по приему и размещению на территории Борской свалки твердых бытовых отходов четвертого, пятого класса опасности от муниципального, ведомственного, частного фондов и предприятий различных форм собственности. В 2008 году на свалку поступило 181 тыс. ТБО в неуплотненном состоянии. У МУП "Благоустройство" имеется котельная на газовом топливе, зоны технического обслуживания транспорта, сварочные посты; аккумуляторный участок, являющиеся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Плата за третий и четвертый кварталы 2008 г. предприятием не вносилась, что является нарушением приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора от 8 июня 2006 года № 557, согласно которому оплата должна вноситься не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Усмотрев в действиях МУП "Благоустройство" признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ, должностным лицом Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области 20 февраля 2009 года составлен протокол об административном правонарушении № 4.
3 марта 2009 года Комитетом охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области вынесено постановление № 1, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, МУ "Городское управление благоустройства города Бор" обжаловало его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований МУ "Городское управление благоустройства города Бор" указывает, что при назначении административного наказания Комитетом охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области не был учтен характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение МУП "Благоустройство", а также не приняты во внимание обстоятельства смягчающие административную ответственность.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 7 мая 2009 года объявлен перерыв до 14 мая 2009 года до 16 часов 30 минут.
Предусмотренное диспозицией части 1 статьи 8.41 КоАП правонарушение состоит в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление Правительства № 632) и Постановлением Правительства от 12.06.03 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление Правительства № 344).
В пункте 1 Постановления Правительства № 632 указано, что утвержденный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов.
В Приложении № 1 к Постановлению Правительства № 344 определены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления и коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов Российской Федерации. Пунктом 9 Постановления Правительства № 632 предусмотрено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.06 № 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, под которым понимается квартал.
Из материалов дела следует и не отрицается заявителем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за третий и четвертый кварталы 2008 года МУП "Благоустройство" не вносилась. Из изложенного следует, что Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области правильно квалифицировал действия общества по статье 8.41 Кодекса.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждено надлежащее уведомление МУП "Благоустройство" о вынесении постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, и о рассмотрении указанного дела об административном правонарушении.
При составлении 20 февраля 2009 года протокола об административном правонарушении № 4 и вынесении постановления о наложении штрафа за административное правонарушение № 1 от 3 марта 2009 года присутствовал представитель МУП "Благоустройство" - и.о. директора И.А. Пурихов, который с фактом совершения выявленного нарушения согласился.
Вместе с тем, суд с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающих при назначении наказания юридическому лицу среди прочего учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, считает возможным изменить меру административной ответственности. При этом суд принимает во внимание, что МУ "Городское управление благоустройства города Бор" ранее к административной ответственности не привлекалось, относится к бюджетным учреждениям, имеет большую кредиторскую задолженность в размере 8 501 000 рублей.
В тексте оспариваемого постановления, а также в представленных материалах дела об административном правонарушении, Комитетом не указаны обстоятельства, отягчающие административную ответственность МУП "Благоустройство", и послужившие основанием для назначения наказания, выше низшего предела санкции установленной статьей 8.41 КоАП РФ.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 19 Постановления Пленума от 2 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ.
При этом суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
Административная ответственность по статье 8.41 КоАП РФ для юридических лиц устанавливается в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В связи с чем, суд находит возможным, удовлетворить заявление МУ "Городское управление благоустройства города Бор", уменьшив наказание, назначенное постановлением от 3 марта 2009 года № 1 до 50.000 рублей.
Вопрос о взыскании государственной пошлины Арбитражным судом Нижегородской области не рассматривается, поскольку в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 180 - 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Признать незаконным постановление Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области от 3 марта 2009 года № 1 о наложении штрафа на МУП "Благоустройство" (г. Бор, ул. Нахимова, д. 33) в части назначения административного наказания, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ в сумме 100 000 рублей.
2. Изменить постановление Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области от 3 марта 2009 года № 1, снизив размер административного штрафа до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
3. Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья
В.П.КАБАНОВ