Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2009 г. по делу № А43-5611/2009-16-138

Резолютивная часть решения объявлена 08 мая 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 15 мая 2009 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича
при ведении протокола судебного заседания судьей Мукабеновым И.Ю.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: индивидуальный предприниматель Уткин В.Г., паспорт <...>;
от администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области: Руина Л.А., доверенность № 01/2227 от 30.10.2008;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области: Руина Л.А., доверенность № 15/1265 от 17.04.2009;
от ООО "Агрофирма "Толмачево": Горбик Г.Н., доверенность от 15.11.2008;
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
индивидуального предпринимателя Уткина Валерия Германовича, д. Красноселово Кстовского района Нижегородской области, (далее - предприниматель, заявитель) о признании незаконными действий администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (далее - администрация) и Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области (далее - комитет, КУМИ), выразившихся в нарушении порядка предоставления гражданам земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, а также об обязании КУМИ Кстовского муниципального района Нижегородской области заключить с заявителем договор аренды двух земельных участков площадью 21558,0 кв. м и 92412,0 кв. м, находящихся по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, 0,2 км юго-восточнее д. Конновка.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Толмачево", д. Прокошево Кстовского района Нижегородской области (далее - общество).
Впоследствии заявитель в порядке пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил суд:
- признать бездействие администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в нарушении порядка предоставления земельных участков в части невынесения решения о предоставлении земельных участков и незаключения договора аренды земельных участков, незаконным;
- обязать администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области принять решение о предоставлении в аренду заявителю двух земельных участков площадью 21558,0 кв. м и 92412,0 кв. м, находящихся по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, 0,2 км юго-восточнее д. Конновка;
- обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области заключить с заявителем договор аренды двух земельных участков площадью 21558,0 кв. м и 92412,0 кв. м, находящихся по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, 0,2 км юго-восточнее д. Конновка, сроком на 20 лет для выращивания картофеля.
Данные уточнения судом приняты. Требования заявителя рассматриваются судом в уточненном виде.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в уточненном виде.
Представитель администрации и КУМИ в ходе судебного заседания и в отзыве на заявление отклонил требования заявителя, пояснив, что истребуемые предпринимателем земельные участки подлежат передаче в аренду на основании результатов торгов. Кроме того, как полагает представитель администрации и комитета, указанные земельные участки не могут быть предоставлены в аренду на срок до 20 лет, поскольку относятся к категории земель населенных пунктов и предназначены для развития населенного пункта Конновка.
Представитель ООО "Агрофирма "Толмачево" в судебном заседании и в отзыве на заявление просил суд отказать в удовлетворении требований заявителя относительно заключения договоров аренды земельных участков без проведения аукциона. Как указано обществом, в случае заключения договора аренды без проведения аукциона будут нарушены его права, поскольку ООО "Агрофирма "Толмачево" обращалось в администрацию с заявлением о передаче ему в аренду земельного участка, расположенного 0,2 км юго-восточнее д. Конновка Кстовского района Нижегородской области, для сельскохозяйственного использования.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей участников процесса, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 20.02.2007 предприниматель обратился в администрацию Кстовского муниципального района с заявлением о предоставлении ему на праве аренды земельного участка площадью 9 га, расположенного в районе д. Конновка Кстовского района Нижегородской области, для выращивания картофеля.
После проведения землеустроительных работ и согласования проекта территориального землеустройства, в связи с возвратом КУМИ указанного проекта предпринимателю как несоответствующего действующему законодательству, заявитель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании незаконным бездействия КУМИ Кстовского муниципального района, выразившегося в непредставлении согласованного проекта границ земельного участка для утверждения в администрацию Кстовского района.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 16.06.2008 по делу № А43-5958/2008-9-47 требования заявителя удовлетворил, обязав КУМИ в пятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу передать проект границ земельного участка для утверждения в администрацию.
16.01.2009 администрацией Кстовского муниципального района было издано распоряжение № 41-р об утверждении проекта территориального землеустройства на земельный участок, расположенный по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, 0,2 км юго-восточнее д. Конновка, общей площадью 113970 кв. м, в том числе участок № 1 площадью 21558 кв. м и участок № 2 площадью 92412 кв. м, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, относящийся к категории земель "земли населенных пунктов" (л.д. 24).
Между тем, на основании указанного распоряжения администрации обществом с ограниченной ответственностью "Земля" в отношении спорного земельного участка для уточнения местоположения участков выполнен комплекс работ по установлению и согласованию местоположения границ данных земельных участков со смежными землепользователями, и 02.02.2009 изготовлено землеустроительное дело (л.д. 25 - 30), материалы которого значительно расходятся с содержанием согласованного проекта территориального землеустройства (л.д. 31 - 36), в связи с чем предприниматель 11.02.2009 обратился в ООО "Земля" и администрацию с заявлениями о выдаче оригинала землеустроительного дела, проекта территориального землеустройства, а также всех документов, необходимых для постановки земельного участка на кадастровый учет (л.д. 37, 38).
Изготовленные Кстовским межрайонным филиалом ФГУ "Земельная кадастровая палата" кадастровые паспорта № 5226/303/09-2400, 5226/303/09-2401 испрашиваемых земельных участков (л.д. 49, 50) 24.02.2009 были представлены заявителем в КУМИ Кстовского муниципального района для принятия решения о предоставлении в аренду предпринимателю двух земельных участков площадью 21558,0 кв. м и 92412,0 кв. м, что подтверждается заявлением ИП Уткина В.Г. от 24.02.2009 (л.д. 48).
Письмом № 15/685 от 04.03.2009 (л.д. 40) КУМИ администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области сообщило заявителю о возможности предоставления ему испрашиваемых земельных участков лишь при условии, что в течение месяца с момента опубликования в СМИ сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельных участков в аренду для сельскохозяйственного использования, не поступили иные заявления, и при подаче двух и более заявлений такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Нарушение порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, и непринятие администрацией и КУМИ Кстовского муниципального района мер по предоставлению предпринимателю в аренду спорного земельного участка, явились основанием для обращения заявителя в суд с рассматриваемыми требованиями.
В обоснование заявленных требований предприниматель поясняет, что вопрос использования земельных участков был предварительно согласован с администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области, поскольку затраты на землеустроительные работы были отнесены администрацией на заявителя. Кроме того, администрация включила предпринимателя в реестр льготного кредитования для получения целевых кредитов на приобретение семян картофеля, ГСМ, запчастей и автомобиля ГАЗель в целях освоения данных участков. Как указано заявителем, действия (бездействие) администрации и КУМИ являются незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности право заявителя на занятие основным видом предпринимательской деятельности в виде выращивания картофеля, являющейся единственным источником дохода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие не соответствуют закону.
Согласно пункту 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренного названным кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 Кодекса.
На основании правоположений пунктов 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц могут быть признаны недействительными (незаконными) при совокупности двух условий: 1. если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и 2. нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 22, 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в установленном порядке представляет собой процесс, включающий в себя, в частности, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка с соблюдением требований земельного законодательства; заключение соответствующего договора (в данном случае, договора аренды), а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, государственную регистрацию договора о предоставлении земельного участка.
Из анализа норм статей 30, 30.1, 30.2, 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что законодателем установлен различный порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от целей их использования, в связи с чем процедура предоставления земельных участков в аренду для строительства, предусмотренная статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, и процедура предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, предусмотренная статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, различны.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела усматривается и представителями участников процесса не оспаривается, что вышеуказанные требования законодательства были выполнены заявителем в полном объеме, в частности предпринимателем представлен в КУМИ Кстовского муниципального района ситуационный план размещения земельного участка; 15.10.2007 заявителем заключен договор № 63 с ООО "Земля" на выполнение проектно-изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель (л.д. 12), произведены затраты на землеустройство спорного земельного участка; оформлен и согласован с КУМИ проект территориального землеустройства; 24.02.2009 предпринимателем в комитет представлены кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков. Кроме того, как следует из содержания ходатайства администрации Прокошевского сельсовета Кстовского района Нижегородской области № 31/293 от 11.10.2007 о выделении ИП Уткину В.Г. земельного участка, данный земельный участок был очищен предпринимателем от деревьев и кустарников, и приведен в отличное состояние.
При рассмотрении дела № А43-5958/2008-9-47 по заявлению индивидуального предпринимателя Уткина В.Г. о признании незаконным бездействия КУМИ Кстовского муниципального района, выразившегося в непредставлении согласованного проекта границ земельного участка для утверждения в администрацию Кстовского района, Арбитражный суд Нижегородской области в решении от 16.06.2008, вступившем в законную силу, дал оценку действиям (бездействию) КУМИ как органа, наделенного властными и распорядительными функциями в отношении муниципального имущества, и проводящего единую государственную политику в области имущественных и земельных отношений на территории района, указав, что в отношении предпринимателя допущено грубое нарушение его прав на получение в аренду земельного участка и занятие предпринимательской деятельностью в виде выращивания картофеля. При этом разработанный ООО "Земля" по заданию заявителя проект территориального землеустройства соответствует требованиям землеустроительного законодательства, испрашиваемый земельный участок в достаточной степени индивидуализирован, проект дает полную информацию о формируемом земельном участке.
В силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43-5958/2008-9-47, имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
Между тем, органом местного самоуправления в предусмотренные пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации сроки решение о предоставлении земельных участков заявителю принято не было, при этом отсутствие законных оснований для отказа в предоставлении данных участков предпринимателю подтверждается решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.06.2008 по делу А43-5958/2008-9-47.
Исходя из вышеизложенного, бездействие администрации и КУМИ, выраженное в непринятии в установленный срок решения по заявлению предпринимателя о предоставлении ему в аренду двух земельных участков площадью 21558,0 кв. м и 92412,0 кв. м и незаключении с предпринимателем договора аренды указанных земельных участков, является противоречащим нормам пунктов 5 и 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В то же время суд считает необходимым отметить, что определение срока, на который подлежит заключению договор аренды спорного земельного участка, не входит в компетенцию арбитражного суда. Такой срок должен быть установлен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации при заключении договора его сторонами.
При таких условиях заявленные предпринимателем требования признаются судом правомерными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение заявленных требований относятся на администрацию. С целью возмещения соответствующих расходов заявителя с администрации подлежит взысканию в пользу предпринимателя 100 рублей государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявленные требования индивидуального предпринимателя Уткина Валерия Германовича, д. Красноселово Кстовского района Нижегородской области, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в нарушении порядка предоставления земельных участков в части невынесения решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю Уткину Валерию Германовичу в аренду земельных участков и незаключения договора аренды земельных участков, незаконным.
Обязать администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области принять решение о предоставлении в аренду индивидуальному предпринимателю Уткину Валерию Германовичу двух земельных участков площадью 21558,0 кв. м и 92412,0 кв. м, находящихся по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, 0,2 км юго-восточнее д. Конновка.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области заключить с индивидуальным предпринимателем Уткиным Валерием Германовичем договор аренды двух земельных участков площадью 21558,0 кв. м и 92412,0 кв. м, находящихся по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, 0,2 км юго-восточнее д. Конновка.
Взыскать с администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, г. Кстово Нижегородской области, в пользу индивидуального предпринимателя Уткина Валерия Германовича, д. Красноселово Кстовского района Нижегородской области, 100 рублей государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления настоящего решения в законную силу.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Порядок обжалования решения установлен Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья
И.Ю.МУКАБЕНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru