ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2009 г. № 480
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
"ПОД ЗАЩИТОЙ СЕМЬИ" И "РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ"
Во исполнение решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 4 июня 2009 года № 6), а также в целях привлечения дополнительных средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по социальной поддержке семьи и детей Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу
"Под защитой семьи".
2. Утвердить прилагаемую региональную программу
"Равные возможности"
3. Министерству социальной политики Нижегородской области обеспечить на территории Нижегородской области реализацию мероприятий в рамках региональных программ, указанных в пунктах 1
и 2
настоящего постановления, совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Г.А. Суворова.
Губернатор области
В.П.ШАНЦЕВ
Утверждена
постановлением
Правительства области
от 10.07.2009 № 480
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ПОД ЗАЩИТОЙ СЕМЬИ"
(далее - Программа)
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
+--------------------+---------------------------------------------------------------+
¦1.1. Наименование¦региональная программа "Под защитой семьи" ¦
¦Программы ¦ ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------------+
¦1.2. Основание для¦протокол заседания Правления Фонда поддержки детей, находящихся¦
¦разработки Программы¦в трудной жизненной ситуации, от 4 июня 2009 года № 6 ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------------+
¦1.3. Государственный¦министерство социальной политики Нижегородской области ¦
¦заказчик Программы ¦ ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------------+
¦1.4. Основные¦министерство социальной политики Нижегородской области ¦
¦разработчики ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------------+
¦1.5. Цель Программы ¦цель Программы - создание условий для обеспечения прав детей на¦
¦ ¦воспитание и заботу в семье путем развития института замещающей¦
¦ ¦семьи в Нижегородской области и формирования эффективной¦
¦ ¦системы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей,¦
¦ ¦оставшихся без попечения родителей ¦
¦ ¦Основные целевые направления Программы: ¦
¦ ¦1. Управление межведомственной системой семейного устройства¦
¦ ¦детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ¦
¦ ¦2. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей,¦
¦ ¦оставшихся без попечения родителей, создание служб¦
¦ ¦сопровождения семьи и ребенка. ¦
¦ ¦3. Развитие психолого-педагогической и правовой грамотности¦
¦ ¦замещающих родителей, профилактика возвратов детей из¦
¦ ¦замещающих семей в учреждения. ¦
¦ ¦4. Развитие системы социальной адаптации и социализации детей¦
¦ ¦из замещающих семей. ¦
¦ ¦5. Укрепление института замещающей семьи, привлечение¦
¦ ¦общественности к решению проблем сиротства. ¦
¦ ¦6. Пропаганда семейного устройства детей-сирот и детей,¦
¦ ¦оставшихся без попечения родителей. ¦
¦ ¦Кадровое обеспечение системы семейного устройства детей-сирот и¦
¦ ¦детей, оставшихся без попечения родителей ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------------+
¦1.6. Задачи¦1. Создание эффективных механизмов межведомственного управления¦
¦Программы ¦системой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся¦
¦ ¦без попечения родителей. ¦
¦ ¦2. Реализация стратегии сокращения численности детей-сирот и¦
¦ ¦детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях за¦
¦ ¦счет стимулирования развития семейных форм их устройства,¦
¦ ¦создания служб сопровождения семьи и повышения¦
¦ ¦психолого-педагогических компетенций принимающих родителей. ¦
¦ ¦3. Модернизация регионального банка данных о детях-сиротах и¦
¦ ¦детях, оставшихся без попечения родителей. ¦
¦ ¦4. Развитие форм и методов работы по адаптации детей в новой¦
¦ ¦семье и к семейному образу жизни, технологий по¦
¦ ¦совершенствованию социальных семейных навыков детей-сирот и¦
¦ ¦детей, оставшихся без попечения родителей. ¦
¦ ¦5. Формирование позитивного имиджа института замещающей семьи,¦
¦ ¦привлечение общественности к решению задач семейного устройства¦
¦ ¦детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,¦
¦ ¦содействие объединению принимающих родителей в различные¦
¦ ¦общественные формирования. ¦
¦ ¦6. Создание системы методического обеспечения деятельности по¦
¦ ¦развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей,¦
¦ ¦оставшихся без попечения родителей. ¦
¦ ¦7. Создание межведомственной системы повышения профессиональных¦
¦ ¦компетенций ¦
¦ ¦специалистов, занимающихся семейным устройством детей-сирот и¦
¦ ¦детей, оставшихся без попечения родителей ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------------+
¦1.7. Сроки и этапы¦Программа будет реализована в течение 2,5 лет (2009 - 2011¦
¦реализации Программы¦годы) в 3 основных этапа: ¦
¦ ¦подготовительный - 2009 год, ¦
¦ ¦внедрение системы - 2010 год, ¦
¦ ¦оптимизация и развитие системы - 2011 год ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------------+
¦1.8. Основные¦Основные исполнители: ¦
¦исполнители ¦- министерство социальной политики Нижегородской области; ¦
¦Программы ¦- министерство образования Нижегородской области; ¦
¦ ¦- министерство здравоохранения Нижегородской области; ¦
¦ ¦- управление государственной службы занятости населения; ¦
¦ ¦- управление по взаимодействию со средствами массовой¦
¦ ¦информации (пресс-служба) Губернатора и Правительства¦
¦ ¦Нижегородской области; ¦
¦ ¦- Региональная общественная организация "Нижегородский Совет¦
¦ ¦женщин" (по согласованию) ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------------+
¦1.9. Объем и источники финансирования Программы ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------------+
¦ Источники ¦ Объем финансирования по годам (в тыс. рублей) ¦
¦ финансирования ¦ ¦
¦ Программы ¦ ¦
+--------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
¦ ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ Всего ¦
+--------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
¦Средства бюджета¦Часть средств¦Часть средств¦Часть средств¦Часть средств¦
¦Нижегородской ¦текущего ¦текущего ¦текущего ¦текущего ¦
¦области ¦финансирования ¦финансирования ¦финансирования ¦финансирования ¦
¦ ¦государственных¦государственных¦государственных¦государственных¦
¦ ¦учреждений ¦учреждений ¦учреждений ¦учреждений ¦
¦ ¦социального ¦социального ¦социального ¦социального ¦
¦ ¦обслуживания ¦обслуживания ¦обслуживания ¦обслуживания ¦
¦ ¦семьи и детей в¦семьи и детей в¦семьи и детей в¦семьи и детей в¦
¦ ¦объеме ¦объеме ¦объеме ¦объеме ¦
¦ ¦ 28 470,0 ¦ 70 922,4 ¦ 92 138,3 ¦ 191 530,7 ¦
+--------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
¦Средства, ¦ 5 950,0 ¦ 10 000,0 ¦ 10 000,0 ¦ 25 950,0 ¦
¦запрашиваемые в виде¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гранта Фонда¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поддержки детей,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦находящихся в¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦трудной жизненной¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ситуации (в случае¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦их поступления) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
¦ВСЕГО: ¦ 34 420,0 ¦ 80 922,4 ¦ 102 138,3 ¦ 217 480,7 ¦
+--------------------+---------------+---------------+---------------+---------------+
¦1.10. Система¦Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство¦
¦организации контроля¦Нижегородской области ¦
¦за исполнением¦Управление Программой осуществляется рабочей группой по¦
¦Программы ¦реализации мер социальной поддержки семей с детьми-инвалидами¦
¦ ¦координационного совета по реализации государственной семейной¦
¦ ¦политики в Нижегородской области, созданного в соответствии с¦
¦ ¦распоряжением
Правительства Нижегородской области от 13 марта¦
¦ ¦2007 года № 236-р ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------------+
¦1.11. Индикаторы¦Целевая группа, на которую направлена деятельность по Программе¦
¦достижения цели¦(количественные и качественные показатели): ¦
¦(целей) Программы ¦- граждане, способные и желающие принять детей-сирот и детей,¦
¦ ¦оставшихся ¦
¦ ¦без попечения родителей, на воспитание, включая временно¦
¦ ¦безработных граждан; ¦
¦ ¦- замещающие семьи - семьи, принявшие детей-сирот и детей,¦
¦ ¦оставшихся без попечения родителей, на воспитание; ¦
¦ ¦- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,¦
¦ ¦находящиеся на полном государственном попечении; ¦
¦ ¦специалисты учреждений и организаций, занимающиеся вопросами¦
¦ ¦семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без¦
¦ ¦попечения родителей (5000 человек) ¦
+--------------------+---------------------------------------------------------------+
2. ТЕКСТ ПРОГРАММЫ
2.1. Содержание проблемы
В настоящее время в Нижегородской области (далее - область, регион) проживает 602031 детей. За последнее десятилетие в регионе был реализован широкий комплекс мер, направленных на защиту детей в период происходящих экономических трансформаций. Улучшение ряда показателей в различных сферах заботы о ребенке явилось результатом последовательной работы и совместных усилий органов государственной власти и управления различного уровня, органов местного самоуправления муниципальных образований и городских округов, общественных организаций.
В настоящее время в регионе реализуются 19 областных целевых программ, направленных на укрепление системы социальной защиты семьи и детей, предупреждение семейного неблагополучия, в том числе: "Нижегородская семья"
на 2009 - 2010 годы, утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2009 года № 296, "Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних Нижегородской области на 2009 - 2010 годы", утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 22 мая 2009 года № 320, "Дети-сироты"
на 2006 - 2010 годы, утверждена Законом Нижегородской области от 9 сентября 2005 года № 126-З.
Поддержка функционирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит дополнительно в рамках реализации областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области", утвержденной Правительством Нижегородской области, ежегодно реализуются меры по реконструкции и капитальному ремонту учреждений для детей-сирот и учреждений социального обслуживания семьи и детей.
В то же время проблема сиротства в Нижегородской области по-прежнему остается актуальной. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к числу наиболее уязвимых категорий детей. Эти группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции с обществом.
В Нижегородской области в органах опеки и попечительства состоят на учете 16 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,7% от общей численности детского населения региона. За последние годы показатель численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается стабильным и не сокращается.
Законодательством Нижегородской области предусмотрены различные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: разработаны нормативно-правовые акты в сфере защиты прав детей, профилактики социального сиротства, семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения их жильем.
В государственных учреждениях области сегодня находятся 3483 ребенка, что составляет 22% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в системе образования в настоящее время функционирует 56 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а в 2008 году были закрыты 4 интернатных учреждения. В системе здравоохранения функционируют 6 домов ребенка, 2 из них были открыты после реконструкции в 2007 году. В системе социальной защиты действуют 42 социальных приюта и социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, а также 3 дома-интерната для глубоко умственно-отсталых детей и 2 профессиональных училища для инвалидов.
+--------------------------------------------------------+
¦ Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без ¦
¦попечения родителей, находящихся в учреждениях различной¦
¦ ведомственной принадлежности (человек) по годам ¦
+--------------+-------------+-------------+-------------+
¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦
+--------------+-------------+-------------+-------------+
¦ 4 654 ¦ 4 459 ¦ 4 198 ¦ 3 483 ¦
+--------------+-------------+-------------+-------------+
В то же время осуществление прав ребенка на воспитание в семье - одна из главных задач общества и государства. Семейное жизнеустройство - важнейший путь решения проблемы сиротства, определенный Правительством Нижегородской области на сегодняшнем этапе как приоритетное направление. Сегодня бывшая традиционной для России модель интернатного воспитания детей-сирот признана неадекватной потребностям развития ребенка: дети часто отстают в развитии, имеют серьезные эмоциональные нарушения, проблемы социализации в обществе.
В Нижегородской области в последние годы осуществляется последовательная работа по семейному жизнеустройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, развиваются новые формы жизнеустройства (приемная семья, патронат). Всего на семейных формах воспитания сегодня в Нижегородской области находятся 9193 детей (что составляет 59% от общего числа детей, имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
В следующей таблице приведена численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи в течение последних 3-х лет.
+--------------------------+-----------------------------------------+
¦Формы семейного устройства¦Число детей-сирот и детей, оставшихся без¦
¦ ¦ попечения родителей, переданных на ¦
¦ ¦ воспитание в семьи (по годам) ¦
¦ +-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦
+--------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Усыновление ¦ 360 ¦ 397 ¦ 371 ¦
+--------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Опека и попечительство ¦ 1 720 ¦ 1 663 ¦ 1 370 ¦
+--------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Приемная семья ¦ 47 ¦ 448 ¦ 1 179 ¦
+--------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Патронатная семья ¦ 8 ¦ 39 ¦ 56 ¦
+--------------------------+-------------+-------------+-------------+
¦Всего: ¦ 2 135 ¦ 2 547 ¦ 2 976 ¦
+--------------------------+-------------+-------------+-------------+
С целью формирования института замещающей семьи в регионе были разработаны и приняты: Закон
Нижегородской области от 30 декабря 2005 года № 224-З "О материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приемных семей на территории Нижегородской области", постановление
Правительства Нижегородской области от 21 июня 2006 года № 201 "О Порядке предоставления материального обеспечения и мер социальной поддержки приемным семьям на территории Нижегородской области". Кроме того, был принят Закон
Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 173-З "О патронатном воспитании" и постановление
Правительства Нижегородской области от 12 апреля 2005 года № 92 "О порядке организации патронатного воспитания в Нижегородской области".
Ежегодно Правительством Нижегородской области индексируются размеры денежных средств, выплачиваемых на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных, опекунских и патронатных семьях, на территории Нижегородской области.
+-----------------------+------------------------------------------+
¦ Категории детей-сирот ¦ Размеры денежных выплат на содержание ¦
¦ ¦ детей-сирот в замещающих семьях ¦
¦ ¦ (по годам, в рублях) ¦
¦ +----------+---------+----------+----------+
¦ ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦
+-----------------------+----------+---------+----------+----------+
¦Дети от 0 до 3-х лет ¦ 2 170 ¦ 4 000 ¦ 4 368 ¦ 4 805 ¦
+-----------------------+----------+---------+----------+----------+
¦Дети от 3-х до 6-ти лет¦ 2 670 ¦ 4 400 ¦ 4 804 ¦ 5 285 ¦
+-----------------------+----------+---------+----------+----------+
¦Дети школьного возраста¦ 3 460 ¦ 5 000 ¦ 5 460 ¦ 6 006 ¦
+-----------------------+----------+---------+----------+----------+
В то же время в течение 2008 года вновь выявлено 2289 детей, оставшихся без попечения родителей. Из общего числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 24% было направлено на воспитание в учреждения различной ведомственной принадлежности.
+-------------------------------------------+-----------------------------+
¦ Показатель ¦ Годы ¦
¦ +---------+---------+---------+
¦ ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦
+-------------------------------------------+---------+---------+---------+
¦Количество выявленных в течение года¦ 2 459 ¦ 2 476 ¦ 2 289 ¦
¦детей-сирот и детей, оставшихся без¦ ¦ ¦ ¦
¦попечения родителей ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+---------+---------+
¦Количество детей-сирот, переданных на¦ 2 135 ¦ 2 547 ¦ 2 976 ¦
¦воспитание в семьи, в течение года ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+---------+---------+---------+
Сопоставление данных по числу выявленных в течение последних двух лет в Нижегородской области детей, оставшихся без попечения родителей, и устроенных в семьи на альтернативные формы воспитания показывает, что появилась некоторая тенденция к развитию процесса деинституализации детей-сирот. Однако, следует отметить, что пока еще значительный контингент детей-сирот остается в учреждениях
В частности, в 2008 году было передано на воспитание в семьи из всех учреждений 747 детей, что составляет 17% от общего числа детей, находящихся в учреждениях различной ведомственной принадлежности:
из домов ребенка - 172 детей, что составляет 57% от общей численности детей-сирот, находящихся в домах ребенка;
из учреждений социального обслуживания семьи и детей - 250 детей, что составляет 30% от общей численности воспитанников;
из детских домов и школ-интернатов - 325 детей, что составляет 12% от общей численности детей-сирот, находящихся в интернатных учреждениях системы образования.
Анализ развития семейных форм устройства детей-сирот в Нижегородской области показывает, что наиболее распространенной в настоящее время является опека (попечительство), затем приемная семья, а наименее развит институт усыновления и патронатной семьи.
Таким образом, несмотря на предпринимаемые в последние годы органами исполнительной власти Нижегородской области меры, число детей, переданных на семейное воспитание, растет медленно, а процент детей, находящихся в интернатных учреждениях региона (22%), остается достаточно высоким.
К числу основных причин, препятствующих интенсивному развитию в регионе семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно отнести:
- низкую эффективность межведомственного взаимодействия и координации деятельности различных структур, уполномоченных заниматься вопросами семейного жизнеустройства детей-сирот, а также отсутствие единой межведомственной системы сопровождения замещающих семей;
- отсутствие комплексной и целенаправленной работы по формированию благоприятного общественного мнения об институте замещающей семьи, повышению престижа работы замещающих родителей, а также привлечению общества (в том числе некоммерческого сектора) для решения проблем преодоления социального сиротства;
- недостаточную информированность населения о проблемах детей-сирот и приоритетах их семейного воспитания, о формах, возможностях и процедурах их семейного устройства, о системе материального стимулирования замещающих родителей.
Часть проблем этого блока могут быть разрешены путем формирования единой комплексной рекламно-информационной кампании в средствах массовой информации по формированию позитивного имиджа замещающей семьи, пропаганде семейных ценностей, освещению вопросов семейного устройства детей-сирот и т.п. С другой стороны, необходимо создание единого информационного поля в работе всех ведомств, служб и специалистов, внедрение критериев эффективности работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот, а также усиление мотивирующего характера системы материального и морального стимулирования граждан, построенной на учете личностных и демографических характеристик ребенка.
Значительной проблемой, снижающей результативность работы по семейному устройству детей-сирот, являются случаи отказов замещающих родителей от взятых на воспитание детей и их повторный возврат в интернатные учреждения. Более того, при незначительном изменении численности детей, ежегодно передаваемых на воспитание в семьи, количество возвратов детей имеет тенденцию к росту и в 2008 году составило 8%.
]]>¦ ¦ ¦реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+-------------------+---------------+----------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦6.6. ¦Проведение конкурса¦Выявление лучших¦МСП ¦ 2011 ¦Областной ¦ 450,0¦ ¦ ¦ 450,0 ¦
¦ ¦среди социальных¦практик и¦Ресурсный центр¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦служб системы работы¦технологий работы.¦Учреждения ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦с семьями,¦Стимулирование ¦социального ¦ ¦ПС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воспитывающими ¦развития социальных¦обслуживания ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦детей-инвалидов, на¦служб ¦НКО ¦ ¦Грант Фонда ¦ 250,0¦ ¦ ¦ 250,0 ¦
¦ ¦лучшую организацию¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы и внедрение¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инновационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+-------------------+---------------+----------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦6.7. ¦Проведение ¦Привлечение новых¦МСП ¦ 2009 - ¦Областной ¦ 1 110,0¦ 200,0¦ 340,0¦ 570,0 ¦
¦ ¦региональных ¦агентов, в том¦Ресурсный центр¦ 2011 ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦конкурсов социально¦числе и из¦НКО ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦значимых проектов по¦негосударственного ¦ ¦ ¦ПС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работе с семьями,¦сектора, на рынок¦ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦воспитывающими ¦социальных услуг¦ ¦ ¦Грант Фонда ¦ 1 000,0¦ ¦ 1 000,0¦ ¦
¦ ¦детей-инвалидов, для¦для замещающих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦включения их в¦семей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+-------------------+---------------+----------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦6.8. ¦Разработка и издание¦Обеспечение ¦МСП ¦ 2010 - ¦Областной ¦ 1 000,0¦ ¦ 1 000,0¦ ¦
¦ ¦информационного ¦доступности ¦Ресурсный центр¦ 2011 ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сборника лучших¦информации для¦ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦практик в системе¦заинтересованных ¦ ¦ ¦ПС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальной работы с¦специалистов, ¦ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦семьями, ¦общественности ¦ ¦ ¦Грант Фонда ¦ 100,0¦ ¦ ¦ 100,0 ¦
¦ ¦воспитывающими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детей-инвалидов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+-------------------+---------------+----------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦6.9. ¦Развитие проектов¦Привлечение ¦МСП ¦ 2010 - ¦Областной ¦ 500,0¦ ¦ 200,0¦ 300,0 ¦
¦ ¦волонтерского ¦населения области к¦НКО ¦ 2011 ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦движения, в том¦участию в решении¦ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦числе семейного¦проблем ¦ ¦ ¦ПС ¦ 300,0¦ ¦ 100,0¦ 200,0 ¦
¦ ¦добровольчества ¦детей-инвалидов ¦ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Грант Фонда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+-------------------+---------------+----------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦6.10.¦Организация и¦Развитие ¦МСП ¦ 2009 - ¦Областной ¦ 170,0¦ 20,0¦ 50,0¦ 100,0 ¦
¦ ¦проведение "круглых¦социального ¦НКО ¦ 2011 ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦столов", конференций¦партнерства и¦ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦с участием¦координации ¦ ¦ ¦ПС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общественности по¦деятельности ¦ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦проблематике ¦социальных служб,¦ ¦ ¦Грант Фонда ¦ 170,0¦ 50,0¦ 60,0¦ 60,0 ¦
¦ ¦Программы ¦входящих в систему¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦работы с семьями с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦детьми-инвалидами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+-------------------+---------------+----------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦6.11.¦Проведение ¦Повышение ¦МСП ¦ 2009 - ¦Областной ¦ 1 500,0¦ 300,0¦ 500,0¦ 700,0 ¦
¦ ¦мониторингов оценки¦результативности ¦ ¦ 2011 ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промежуточных и¦реализации ¦ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦итоговых результатов¦Программы ¦ ¦ ¦ПС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Программы ¦ ¦ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Грант Фонда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+-------------------+---------------+----------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ВСЕГО по разделу 6: ¦ 27 190,0¦ 3 130,0¦11 390,0¦ 12 670,0 ¦
+-------------------------------------------------------------------------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦в том числе ¦Областной ¦ 25 290,0¦ 3 000,0¦10 230,0¦ 12 060,0 ¦
¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦ПС ¦ 300,0¦ ¦ 100,0¦ 200,0 ¦
+-------------------------------------------------------------------------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦Грант Фонда ¦ 1 600,0¦ 130,0¦ 1 060,0¦ 410,0 ¦
+-------------------------------------------------------------------------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ 7. ФОРМИРОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ, ¦
¦ ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ИДЕЙ СОДЕЙСТВИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ¦
+-----+--------------------+-------------------+---------------+----------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦7.1. ¦Разработка, ¦Исследование уровня¦МСП ¦ 2009 - ¦Областной ¦ 1 000,0¦ 100,0¦ 300,0¦ 600,0 ¦
¦ ¦организация ¦социальной ¦Ресурсный центр¦ 2011 ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социологических ¦изолированности ¦ВУЗ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦исследований об¦детей-инвалидов, их¦ ¦ ¦ПС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отношении различных¦социализации и¦ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦групп общественности¦развития, а также¦ ¦ ¦Грант Фонда ¦ 120,0¦ 60,0¦ ¦ 60,0 ¦
¦ ¦региона к проблемам¦исследование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детей-инвалидов и¦отношения (в том¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦потенциалу их¦числе его¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальной ¦изменения) здоровых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦включенности ¦сверстников и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦социального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦окружения к¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦детям-инвалидам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+-------------------+---------------+----------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦7.2. ¦Создание ¦Пропаганда ¦МСП ¦ 2009 - ¦Областной ¦ 1 500,0¦ 500,0¦ 500,0¦ 500,0 ¦
¦ ¦телевизионной ¦необходимости ¦Пресс-служба ¦ 2011 ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы ¦социальной ¦Областное ТВ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦"Территория равных¦интеграции ¦ ¦ ¦ПС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможностей", ¦детей-инвалидов в¦ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦направленной на¦общество. ¦ ¦ ¦Грант Фонда ¦ 740,0¦ 240,0¦ 250,0¦ 250,0 ¦
¦ ¦освещение и решение¦Увеличение числа¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблем социальной¦граждан, позитивно¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исключенности ¦оценивающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детей-инвалидов, ¦возможность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦демонстрацию ¦принятия обществом¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦успешного опыта¦ребенка-инвалида. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интеграции и¦Выход телепрограммы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социализации ¦в эфир - 1 раз в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детей-инвалидов ¦месяц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+-------------------+---------------+----------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦7.3. ¦Подготовка ¦Формирование ¦МСП ¦ 2009 - ¦Областной ¦ 750,0¦ 200,0¦ 250,0¦ 300,0 ¦
¦ ¦тематических ¦позитивного ¦Пресс-служба ¦ 2011 ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦видеосюжетов и¦общественного ¦Областное ТВ и¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦репортажей для¦мнения в отношении¦радио ¦ ¦ПС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программ ¦детей-инвалидов и¦НКО ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦нижегородских теле-¦возможности ¦ ¦ ¦Грант Фонда ¦ 340,0¦ 100,0¦ 120,0¦ 120,0 ¦
¦ ¦и радиоканалов по¦оказания им¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦освещению ¦различных видов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблематики ¦помощи, в том числе¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Программы ¦благотворительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+-------------------+---------------+----------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦7.4. ¦Реализация стратегии¦Формирование у¦МСП ¦ 2009 - ¦Областной ¦ 100,0¦ 100,0¦ ¦ ¦
¦ ¦социальной рекламы¦населения ¦Пресс-служба ¦ 2011 ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦равных возможностей¦толерантного ¦ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦для каждой семьи,¦отношения к семьям¦ ¦ ¦ПС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения проблем¦с ¦ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦социализации и¦ребенком-инвалидом.¦ ¦ ¦Грант Фонда ¦ 170,0¦ ¦ 70,0¦ 100,0 ¦
¦ ¦интеграции ¦Пропаганда равных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детей-инвалидов ¦возможностей и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦социальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦включенности семей¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦с детьми-инвалидами¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+-------------------+---------------+----------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦7.5. ¦Организация ¦Стимулирование ¦МСП ¦ 2010 - ¦Областной ¦ 500,0¦ ¦ 250,0¦ 250,0 ¦
¦ ¦конкурсов среди¦участия СМИ в¦ ¦ 2011 ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦журналистов ¦пропаганде равных¦ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦государственных и¦возможностей для¦ ¦ ¦ПС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦негосударственных ¦каждой семьи ¦ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦организаций на¦ ¦ ¦ ¦Грант Фонда ¦ 100,0¦ ¦ 100,0¦ ¦
¦ ¦лучшее освещение¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦темы о социализации¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и интеграции семей с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детьми-инвалидами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+-------------------+---------------+----------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦7.6. ¦Разработка и издание¦Обеспечение ¦МСП ¦ 2009 - ¦Областной ¦ 450,0¦ 100,0¦ 150,0¦ 200,0 ¦
¦ ¦информационных и¦профессионального ¦Ресурсный центр¦ 2011 ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методических ¦подхода к вопросам¦Учреждения ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦материалов по¦социальной ¦социального ¦ ¦ПС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формированию ¦интеграции ¦обслуживания ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦толерантного ¦детей-инвалидов. ¦НКО ¦ ¦Грант Фонда ¦ 140,0¦ ¦ 70,0¦ 70,0 ¦
¦ ¦отношения к¦Изменение отношения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детям-инвалидам. ¦здоровых детей и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Организация и¦молодежи, их¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведение "Уроков¦родителей к¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦доброты" ¦детям-инвалидам и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦их проблемам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+-------------------+---------------+----------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦7.7. ¦Организация ¦Подготовка ¦МСП ¦ 2009 - ¦Областной ¦ 2 300,0¦ 1 000,0¦ 1300,0¦ ¦
¦ ¦информационного ¦тематических ¦Областное ТВ ¦ 2011 ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦освещения ¦программ о ходе¦Областные ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦результатов ¦реализации ¦издательства ¦ ¦ПС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализации ¦Программы, ¦ ¦ +--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦Программы, в том¦государственной ¦ ¦ ¦Грант Фонда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦числе проведение¦семейной политики в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пресс-конференций и¦Нижегородской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иных ¦области. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пресс-мероприятий на¦Распространение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦областном ¦компетентной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦телевидении и радио,¦информации для¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦а также на сайте¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Правительства ¦Нижегородской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Нижегородской ¦области. Выход в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области ¦эфир телепрограммы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦не реже 1 раза в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦полугодие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+--------------------+-------------------+---------------+----------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ВСЕГО по разделу 7: ¦ 8 210,0¦ 2 400,0¦ 3 360,0¦ 2 450,0 ¦
+-------------------------------------------------------------------------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦в том числе ¦Областной ¦ 6 600,0¦ 2 000,0¦ 2 750,0¦ 1 850,0 ¦
¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦ПС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦Грант Фонда ¦ 1 610,0¦ 400,0¦ 610,0¦ 600,0 ¦
+-------------------------------------------------------------------------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ВСЕГО по Программе: ¦271 772,0¦58 094,0¦88 945,0¦124 733,0 ¦
+-------------------------------------------------------------------------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦в том числе ¦Областной ¦240 505,0¦47 627,0¦78 555,0¦114 323,0 ¦
¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦ПС ¦ 1 267,0¦ 467,0¦ 390,0¦ 410,0 ¦
+-------------------------------------------------------------------------+--------------+---------+--------+--------+----------+
¦ ¦Грант Фонда ¦ 30 000,0¦10 000,0¦10 000,0¦ 10 000,0 ¦
+-------------------------------------------------------------------------+--------------+---------+--------+--------+----------+
--------------------------------
<*> Используемые сокращения
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦МСП ¦- министерство социальной политики Нижегородской¦
¦ ¦области ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦ДК ¦- департамент культуры Нижегородской области ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦ДРС ¦- департамент по развитию спорта Нижегородской области ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦МЗ ¦- министерство здравоохранения Нижегородской области ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦МО ¦- министерство образования Нижегородской области ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦УСО ¦- управление по связям с общественностью аппарата¦
¦ ¦Губернатора и Правительства Нижегородской области ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Пресс-служба ¦- управление по взаимодействию со средствами массовой¦
¦ ¦информации (пресс-служба) Губернатора и Правительства¦
¦ ¦Нижегородской области ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦ГУ ЦЗН ¦- государственные учреждения центры занятости населения¦
¦ ¦Нижегородской области ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦ДОБ ¦- Нижегородское государственное учреждение "Детская¦
¦ ¦областная библиотека" ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦НРООПДиМ "Верас" ¦- Нижегородская региональная общественная организация¦
¦ ¦поддержки детей и молодежи "Верас" ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦РООИ "НДЛ" ¦- региональная общественная организация "Нижегородская¦
¦ ¦диабетическая лига" ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦НРООРДИЗ ¦- Нижегородская региональная общественная организация¦
¦"Перспектива" ¦родителей детей-инвалидов по зрению "Перспектива" ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦НРО "РДФ" ¦- Нижегородское региональное отделение "Российский¦
¦ ¦детский фонд" ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦НРООИ "Инватур" ¦- Нижегородская региональная общественная организация¦
¦ ¦инвалидов "Инватур" ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦СССиР ¦- служба сопровождения семьи и ребенка ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦ГУ СОСиД ¦- государственные учреждения социального обслуживания¦
¦ ¦семьи и детей Нижегородской области ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦ГУ СОН ¦- государственные учреждения социального обслуживания¦
¦ ¦населения Нижегородской области ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦Ресурсный центр ¦- ресурсный методический центр - подразделение¦
¦ ¦государственного учреждения "Социально-реабилитационный¦
¦ ¦центр для несовершеннолетних "Дом" Сормовского района¦
¦ ¦г. Нижнего Новгорода" ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦ГУ ОЦСПСД "Юный¦- государственное учреждение "Областной центр¦
¦нижегородец" ¦социальной помощи семье и детям "Юный нижегородец" ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦НКО ¦- некоммерческие организации ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦ОБ ¦- областной бюджет (тек. ОБ - текущее финансирование из¦
¦ ¦областного бюджета) ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+
¦ПС ¦- привлеченные средства ¦
+-----------------+-------------------------------------------------------+