Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тульская область


ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД ЯСНОГОРСК ЯСНОГОРСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2009 г. № 56

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В АДМИНИСТРАЦИИ МО ГОРОД
ЯСНОГОРСК ЯСНОГОРСКОГО РАЙОНА И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ
СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ, И ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ
В АДМИНИСТРАЦИИ МО ГОРОД ЯСНОГОРСК ЯСНОГОРСКОГО
РАЙОНА НА КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Законом Тульской области от 12.11.2008 № 1108-ЗТО "Об отдельных мерах по противодействию коррупции в Тульской области" постановляю:
1. Утвердить Методику проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов в администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (приложение 1).
2. Утвердить Положение об экспертизе муниципальных правовых актов и их проектов в администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района на коррупциогенность (приложение 2).
3. Опубликовать настоящее Постановление (Горожеева Л.Д.) в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
5. Установить, что Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Глава администрации
МО город Ясногорск
Ясногорского района
Х.В.МАВРОПУЛО





Приложение 1
к Постановлению главы администрации
МО город Ясногорск
Ясногорского района
от 18.06.2009 № 56

МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В АДМИНИСТРАЦИИ МО ГОРОД ЯСНОГОРСК ЯСНОГОРСКОГО РАЙОНА
И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ,
СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

I. Общие положения

1. Основной задачей применения настоящей Методики является обеспечение проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов в администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района и иных документов (далее - документы) в целях выявления в документах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза на коррупциогенность).
2. В настоящей Методике определяются правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы.

II. Основные правила проведения экспертизы
на коррупциогенность

3. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
4. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
5. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.
6. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.

III. Коррупционные факторы

7. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
8. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или Российской Федерации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
9. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
10. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).





Приложение 2
к Постановлению главы администрации
МО город Ясногорск
Ясногорского района
от 18.06.2009 № 56

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ
В АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД ЯСНОГОРСК ЯСНОГОРСКОГО РАЙОНА НА КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ

1. Общие положения

1.1. Положение об экспертизе муниципальных правовых актов и их проектов на коррупциогенность (далее - Положение) устанавливает основные принципы, сферы и порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.
1.2. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района, а также действующих нормативных правовых актов администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района, проектов решений Собрания депутатов муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района, выносимых главой администрации на рассмотрение Собрания депутатов муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района в порядке правотворческой инициативы.
1.3. В настоящем Положении применяются следующие понятия:
Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов и их проектов (далее - экспертиза) - деятельность, направленная на выявление в тексте муниципального правового акта (далее - МПА) или его проекта коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупционности и выработку рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных действий (коррупционных рисков).
Коррупциогенность МПА и их проектов - наличие в МПА одного или нескольких коррупциогенных факторов.
Коррупциогенный фактор - положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупционные действия (коррупционные риски) - действия или бездействие лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, должности в муниципальных учреждениях и предприятиях (далее - Исполнители), направленные на незаконное получение денежного вознаграждения, имущества, имущественных прав и иных имущественных благ с использованием должностных полномочий, а равно действия физических и юридических лиц, направленные на незаконное предоставление указанным должностным лицам или в их интересах иным лицам денежных средств, имущества, имущественных прав и иных имущественных благ.
Дискреционные полномочия органов местного самоуправления - совокупность прав и обязанностей органов местного самоуправления, их структурных подразделений и должностных лиц, предоставляющих органу или должностному лицу возможность по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого управленческого решения либо возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких предусмотренных МПА вариантов управленческих решений.
Административные процедуры - закрепленный в МПА порядок последовательного совершения юридически значимых действий ее участников, направленный на разрешение индивидуального юридического дела (реализацию субъективных прав, исполнение юридических обязанностей) или выполнение отдельной публичной функции (например, ведение реестра, регистрация, контрольная проверка).
1.4. Экспертиза проводится на основе следующих принципов:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов местного самоуправления;
2) обеспечение гласности и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления;
3) прозрачность процесса принятия управленческих решений;
4) объективность проведения антикоррупционной экспертизы.
1.5. В ходе экспертизы выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы:
а) связанные с реализацией полномочий органами местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
Содержание коррупциогенных факторов, а также процедура их выявления и устранения определяются методикой экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов на коррупциогенность, утверждаемой постановлением администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского район (далее - Методика).
1.6. Не являются предметом экспертизы следующие дефекты МПА:
1) юридические коллизии нормативных предписаний, содержащихся в одном правовом акте либо в различных правовых актах, в том числе несоответствие содержания нормативных предписаний положениям правового акта, имеющего большую юридическую силу;
2) издание МПА органом или должностным лицом с превышением своей компетенции;
3) нарушение установленной процедуры принятия, подписания, опубликования и вступления в законную силу МПА;
4) нарушение установленной формы МПА;
5) нарушение требований юридико-технического качества МПА.
Выявление названных дефектов МПА является предметом общей правовой экспертизы, и такие дефекты являются обстоятельствами, создающими условия для возможного возникновения коррупциогенных факторов.

2. Общие требования к экспертизе

2.1. Экспертиза проводится в отношении действующих МПА, а также в отношении проектов МПА:
1) определяющих порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом;
2) устанавливающих административные регламенты предоставления муниципальных услуг и выполнения отдельных муниципальных функций;
3) регулирующих порядок организации работы по размещению муниципального заказа;
4) устанавливающих порядок организации работы по рассмотрению обращений граждан в органы местного самоуправления.
2.2. Не проводится экспертиза отмененных или признанных утратившими силу МПА. В случае внесения изменений в МПА, которые ранее были предметом экспертизы, в отношении них может быть проведена повторная экспертиза.
2.3. Экспертиза проектов МПА проводится комиссией при администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района по противодействию коррупции (далее - комиссия) в соответствии с Методикой.
2.4. Экспертиза проектов МПА проводится по мере поступления проекта МПА на экспертизу.
2.5. Физические и юридические лица вправе обратиться в комиссию с ходатайством о проведении экспертизы действующего МПА.
Ходатайство рассматривается комиссией в 5-дневный срок. По результатам рассмотрения ходатайства об экспертизе МПА комиссией готовятся либо мотивированное заключение о невозможности или нецелесообразности проведения экспертизы заявленного МПА, либо решение о проведении экспертизы данного МПА.
Решение комиссии в течение 5 дней со дня рассмотрения ходатайства доводится до заявителя в письменной форме.

3. Порядок проведения экспертизы

3.1. Разработчик после прохождения правовой экспертизы и согласования со всеми заинтересованными лицами направляет проект МПА, подлежащего экспертизе, секретарю комиссии в бумажном и электронном виде с сопроводительным письмом на имя председателя комиссии.
3.2. В случае если проект МПА не соответствует пункту 2.1 настоящего Положения, экспертиза не проводится, МПА возвращается органу администрации (должностному лицу), направившему МПА на экспертизу.
3.3. Проект МПА, подлежащего экспертизе, в электроном виде рассылается секретарем комиссии всем членам комиссии для проведения предварительной экспертизы. Заседание комиссии проводится в срок до 5 дней со дня поступления проекта на экспертизу секретарю комиссии.
3.4. По результатам проведения экспертизы МПА или проекта МПА составляется мотивированное заключение о коррупциогенности или некоррупциогенности МПА (далее - заключение).
3.5. В заключении комиссии отражаются следующие сведения:
а) дата и место подготовки заключения, данные о проводящих экспертизу лицах;
б) реквизиты МПА, проходящего экспертизу;
в) перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков и соответствующих статей (пунктов, подпунктов) МПА, проекта МПА, в которых эти факторы выявлены;
г) оценка степени коррупциогенности каждого фактора в отдельности и проекта МПА в целом;
д) предложения о способах устранения или нейтрализации коррупциогенных факторов.
3.6. В случае если при проведении экспертизы в проекте МПА коррупциогенных факторов не выявлено, об этом указывается в заключении.
3.7. Заключение подписывается председателем комиссии и секретарем комиссии.
3.8. Заключение комиссии вместе с проектом МПА направляется органу администрации или должностному лицу, к компетенции которых относится подготовка соответствующих МПА в течение трех дней с момента утверждения заключения.
3.9. В случае установления коррупциогенности действующего МПА администрации данный МПА направляется главе администрации для организации работы по внесению в соответствующие МПА изменений, направленных на устранение коррупциогенности в МПА.
3.10. Копия заключения по результатам экспертизы, проведенной по ходатайству физических и юридических лиц, в обязательном порядке направляется физическому и юридическому лицу, направившему ходатайство о проведении экспертизы, в течение 3 дней со дня утверждения заключения.
3.11. Глава администрации в течение 30 дней со дня получения заключения о коррупциогенности подготовленного данным органом МПА или проекта МПА обязан представить в комиссию проект нового МПА, устранив выявленные коррупциогенные факторы, для проведения повторной экспертизы.
3.12. Проекты МПА в установленных в пункте 2.1 сферах деятельности органов местного самоуправления представляются разработчиком на утверждение главе администрации совместно с результатами экспертизы и информацией о принятых мерах по устранению выявленных коррупциогенных факторов.

4. Публикация и распространение результатов экспертизы

4.1. Проекты МПА и результаты экспертизы подлежат размещению на официальном сайте администрации муниципального образования Ясногорский район в течение трех дней с момента получения заключения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru