Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мурманская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2007 г. № 469-ПП/18

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕДНОСТИ
В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2007 - 2010 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства Мурманской области
от 11.08.2008 № 383-ПП, от 22.12.2008 № 631-ПП,
от 27.02.2009 № 100-ПП/5, от 25.05.2009 № 219-ПП,
от 10.08.2009 № 371-ПП)

В целях реализации социально-экономической политики по повышению уровня жизни населения и преодолению бедности в Мурманской области и в соответствии с постановлениями Правительства Мурманской области от 28.07.2005 № 296-ПП/9 "О порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области" и от 29.11.2006 № 459-ПП/13 "Об основных направлениях и плане мероприятий по преодолению бедности в Мурманской области на 2006 - 2008 годы", поручением Правительства Мурманской области о разработке региональной целевой программы по преодолению бедности в Мурманской области (протокол от 29.12.2006 № 13) Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Преодоление бедности в Мурманской области" на 2007 - 2010 годы.
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 22.12.2008 № 631-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В.Н.) предусмотреть при формировании областного бюджета на 2008 - 2010 годы средства на финансирование расходов на реализацию программных мероприятий.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Первый заместитель Губернатора
Мурманской области
А.В.МАКАРОВ





Утверждена
постановлением
Правительства Мурманской области
от 12 октября 2007 г. № 469-ПП/18


Изменение, внесенное в наименование Программы постановлением Правительства Мурманской области от 22.12.2008 № 631-ПП, вступило в силу с 1 января 2009 года.

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕДНОСТИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2007 - 2010 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства Мурманской области
от 22.12.2008 № 631-ПП, от 27.02.2009 № 100-ПП/5,
от 25.05.2009 № 219-ПП, от 10.08.2009 № 371-ПП)

ПАСПОРТ

+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Наименование программы¦"Преодоление бедности в Мурманской области" на    ¦
¦                      ¦2007 - 2010 годы (далее - Программа)              ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Дата принятия решения ¦постановление Правительства Мурманской области от ¦
¦о разработке Программы¦29.11.2006 № 459-ПП/13 "Об основных направлениях и¦
¦                      ¦плане мероприятий по преодолению бедности в       ¦
¦                      ¦Мурманской области на 2006 - 2008 годы"           ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Государственные       ¦Министерство экономического развития Мурманской   ¦
¦заказчики Программы   ¦области;                                          ¦
¦                      ¦Министерство социального развития Мурманской      ¦
¦                      ¦области;                                          ¦
¦                      ¦Министерство территориального развития,           ¦
¦                      ¦строительства и жилищно-коммунального хозяйства   ¦
¦                      ¦Мурманской области                                ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Государственный       ¦Министерство экономического развития Мурманской   ¦
¦заказчик - координатор¦области                                           ¦
¦Программы             ¦                                                  ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Основные разработчики ¦Министерство экономического развития Мурманской   ¦
¦Программы             ¦области;                                          ¦
¦                      ¦Министерство социального развития Мурманской      ¦
¦                      ¦области;                                          ¦
¦                      ¦Министерство территориального развития,           ¦
¦                      ¦строительства и жилищно-коммунального хозяйства   ¦
¦                      ¦Мурманской области;                               ¦
¦                      ¦Министерство здравоохранения Мурманской области;  ¦
¦                      ¦Министерство образования и науки Мурманской       ¦
¦                      ¦области;                                          ¦
¦                      ¦Комитет по культуре и искусству Мурманской        ¦
¦                      ¦области;                                          ¦
¦                      ¦Управление государственной службы занятости       ¦
¦                      ¦населения Мурманской области                      ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Цели Программы        ¦уменьшение вдвое уровня бедности (снижение с 18,7 ¦
¦                      ¦% в 2006 году до 10 % в 2010 году доли населения  ¦
¦                      ¦области с доходами ниже величины прожиточного     ¦
¦                      ¦минимума при одновременном повышении прожиточного ¦
¦                      ¦минимума не менее чем в 1,4 - 1,5 раза);          ¦
¦                      ¦преодоление в основном экономической бедности;    ¦
¦                      ¦повышение эффективности мер по обеспечению        ¦
¦                      ¦адресной социальной помощи малообеспеченным       ¦
¦                      ¦жителям области                                   ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Задачи Программы      ¦повышение уровня заработной платы работников      ¦
¦                      ¦бюджетной сферы, в том числе низкооплачиваемых, до¦
¦                      ¦величины, превышающей прожиточный минимум;        ¦
¦                      ¦создание условий для самостоятельного улучшения   ¦
¦                      ¦трудоспособным населением своего материального    ¦
¦                      ¦положения, включая развитие малого и              ¦
¦                      ¦микропредпринимательства для обеспечения          ¦
¦                      ¦самозанятости малообеспеченных слоев населения;   ¦
¦                      ¦повышение эффективности мер, обеспечивающих в     ¦
¦                      ¦организациях области выплату заработной платы выше¦
¦                      ¦величины прожиточного минимума;                   ¦
¦                      ¦сокращение дифференциации уровня доходов          ¦
¦                      ¦населения;                                        ¦
¦                      ¦увеличение размеров и усиление адресности         ¦
¦                      ¦государственной социальной помощи нуждающимся в   ¦
¦                      ¦зависимости от фактического уровня их доходов и   ¦
¦                      ¦социального благополучия;                         ¦
¦                      ¦развитие сети учреждений социального обслуживания ¦
¦                      ¦и внедрение новых социальных технологий и форм    ¦
¦                      ¦обслуживания населения                            ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Важнейшие целевые     ¦уменьшение численности населения с доходами ниже  ¦
¦индикаторы и          ¦величины прожиточного минимума, в % от общей      ¦
¦показатели            ¦численности населения, в том числе:               ¦
¦                      ¦2007 год - 16 %,                                  ¦
¦                      ¦2008 год - 13 %,                                  ¦
¦                      ¦2009 год - 11 %,                                  ¦
¦                      ¦2010 год - 10 %;                                  ¦
¦                      ¦рост среднедушевых среднемесячных денежных доходов¦
¦                      ¦населения (в номинальном выражении), в % к        ¦
¦                      ¦предыдущему году, в том числе:                    ¦
¦                      ¦2007 год - 120,4 %,                               ¦
¦                      ¦2008 год - 118,1 %,                               ¦
¦                      ¦2009 год - 116,2 %,                               ¦
¦                      ¦2010 год - 114,4 %;                               ¦
¦                      ¦ежегодное повышение заработной платы работников   ¦
¦                      ¦бюджетных организаций всех уровней (муниципальных,¦
¦                      ¦региональных, федеральных), в % к предыдущему     ¦
¦                      ¦году, в том числе:                                ¦
¦                      ¦2007 год - 123,0 %,                               ¦
¦                      ¦2008 год - 120,4 %,                               ¦
¦                      ¦2009 год - 118,4 %,                               ¦
¦                      ¦2010 год - 116,8 %;                               ¦
¦                      ¦увеличение объемов финансирования на              ¦
¦                      ¦предоставление государственной социальной помощи  ¦
¦                      ¦нуждающимся гражданам, в % к предыдущему году, в  ¦
¦                      ¦том числе:                                        ¦
¦                      ¦2008 год - 108,4 %,                               ¦
¦                      ¦2009 год - 107,4 %,                               ¦
¦                      ¦2010 год - 106,7 %;                               ¦
¦                      ¦соотношение количества трудоустроенных граждан к  ¦
¦                      ¦количеству получивших поддержку на организацию и  ¦
¦                      ¦развитие малого бизнеса из числа малообеспеченных ¦
¦                      ¦семей и незанятого населения (кроме               ¦
¦                      ¦зарегистрированных безработных), в том числе:     ¦
¦                      ¦2008 год - 50 %,                                  ¦
¦                      ¦2009 год - 55 %,                                  ¦
¦                      ¦2010 год - 60 %                                   ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Сроки реализации      ¦2007 - 2010 годы                                  ¦
¦Программы             ¦                                                  ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Объемы и источники    ¦- общие затраты на реализацию Программы за счет   ¦
¦финансирования        ¦средств областного бюджета составят 595,4 млн.    ¦
¦                      ¦рублей, в том числе:                              ¦
¦                      ¦в 2008 году - 159,7 млн. рублей,                  ¦
¦                      ¦в 2009 году - 184,4 млн. рублей,                  ¦
¦                      ¦в 2010 году - 251,3 млн. рублей,                  ¦
¦                      ¦из них без учета выплат государственной социальной¦
¦                      ¦помощи - 109,9 млн. рублей, в том числе:          ¦
¦                      ¦в 2008 году - 11,0 млн. рублей,                   ¦
¦                      ¦в 2009 году - 18,1 млн. рублей,                   ¦
¦                      ¦в 2010 году - 80,8 млн. рублей                    ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦позиция в ред. постановления Правительства Мурманской области            ¦
¦от 10.08.2009 № 371-ПП                                                   ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                        ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные    ¦повышение уровня и качества жизни населения       ¦
¦результаты реализации ¦области;                                          ¦
¦Программы и показатели¦обеспечение в организациях области роста доходов и¦
¦социально-            ¦заработной платы прежде всего низкооплачиваемых   ¦
¦экономической         ¦работников;                                       ¦
¦эффективности         ¦создание дополнительных инфраструктурных условий  ¦
¦                      ¦для обеспечения самозанятости и самостоятельного  ¦
¦                      ¦повышения трудоспособным малообеспеченным         ¦
¦                      ¦населением своего материального положения, в том  ¦
¦                      ¦числе посредством вовлечения в предпринимательскую¦
¦                      ¦деятельность;                                     ¦
¦                      ¦обеспечение условий, при которых все работники    ¦
¦                      ¦бюджетной сферы, работающие полный рабочий день,  ¦
¦                      ¦станут получать заработную плату, превышающую     ¦
¦                      ¦прожиточный минимум;                              ¦
¦                      ¦уменьшение численности населения, получающего     ¦
¦                      ¦государственную социальную помощь, при увеличении ¦
¦                      ¦ее размеров наиболее нуждающимся, социально       ¦
¦                      ¦незащищенным категориям граждан: многодетным      ¦
¦                      ¦семьям, одиноким пенсионерам, инвалидам;          ¦
¦                      ¦развитие сети учреждений социального обслуживания,¦
¦                      ¦внедрение новых социальных технологий и форм      ¦
¦                      ¦обслуживания наиболее уязвимых слоев населения;   ¦
¦                      ¦в основном преодоление экономической бедности:    ¦
¦                      ¦доля бедного населения в целом уменьшится в 2008  ¦
¦                      ¦году до 13 %, в 2010 году - до 10 % от общей      ¦
¦                      ¦численности населения                             ¦
+----------------------+--------------------------------------------------+

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
Программа

Бедность - социально-экономическое явление, при котором отдельные группы населения испытывают трудности с удовлетворением своих первоочередных потребностей.
Как показал анализ, ситуация с бедностью в Мурманской области мало чем отличается от ситуации в целом по России. Характерной ее особенностью является высокая доля бедных среди трудоспособных граждан, что определяется низким уровнем оплаты труда, прежде всего в бюджетной сфере. Повсеместно в зоне бедности остаются одинокие престарелые люди, многодетные и неполные семьи, инвалиды.
В Мурманской области отмечаются различные виды бедности населения, в том числе возрастная, территориальная, застойная и временная бедность. Экономическая бедность обусловлена низким уровнем заработной платы значительной части занятого населения и безработицей в ряде муниципальных образований. Ситуацию с бедностью искажает существование незаконных форм оплаты труда. Многие работодатели продолжают выплачивать работникам официальную зарплату ниже прожиточного минимума, дополняя ее различными выплатами "в конвертах", что существенно уменьшает доходы консолидированного бюджета и внебюджетных фондов.
На уровень жизни населения, как известно, негативно повлияло проведение в 90-е годы экономических реформ, сопровождавшихся либерализацией цен и высокими темпами инфляции. В Мурманской области реальные денежные доходы населения, заработная плата и пенсии в 1995 году по сравнению с 1990 годом упали более чем на 50 %.
Правительством Мурманской области, Мурманской областной Думой осуществляется комплекс мер по снижению уровня бедности. Эта проблема определена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в качестве одной из первоочередных общенациональных задач социально-экономического развития страны. В последние годы принят ряд региональных законов, направленных на повышение уровня оплаты труда работников государственных областных организаций (учреждений) культуры и искусства, образования и здравоохранения. Всего на социальную поддержку только этих категорий работников из областного бюджета в 2007 году выделено почти 20 млн. рублей.
На повышение эффективности социальной защиты и усиление государственной социальной помощи направлены нормативные правовые акты Мурманской области, представленные в приложении № 1.
В 2007 году в соответствии с установленными стандартами более 1,2 млрд. рублей направляются для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, что существенно облегчает положение значительной части населения области, более 137 млн. рублей предусмотрено на оказание государственной социальной помощи особо нуждающимся.
Постановлениями Правительства Мурманской области установлены единовременные пособия при рождении (усыновлении) третьего и последующих детей, при рождении (усыновлении) одновременно двух и более детей, единовременные пособия малоимущим семьям при поступлении ребенка в первый класс, единовременные пособия семейным парам, прожившим в зарегистрированном браке не менее 50 лет, 60 и более лет. В соответствии с постановлениями Губернатора Мурманской области оказывается материальная поддержка работникам организаций, финансируемых из областного бюджета, в 2007 году на эти цели будет израсходовано 4718 тыс. рублей.
Однако принимаемых мер для преодоления бедности и решения этой по-прежнему острой проблемы в сжатые сроки недостаточно. Ситуация с бедностью улучшается медленно, доля "бедных" жителей области в общей численности населения остается высокой и превышает среднероссийские показатели. В 2006 году 18,7 % жителей области имели доходы ниже прожиточного минимума, что на 2,7 процентного пункта больше, чем в среднем по России. По итогам первого полугодия 2007 года данный показатель хотя и снизился, но остается весьма высоким - 16,7 %. Реальные доходы населения превысили уровень 1995 года на 9,8 %, однако уровень 1990 года не достигнут. Высока степень социального расслоения населения: соотношение между уровнями доходов 10 % населения с самыми высокими и самыми низкими доходами в 2006 году составило 12,1 раза.
Несмотря на неоднократное в последние годы повышение заработной платы работников бюджетной сферы, оплата труда работников здравоохранения, образования, культуры по состоянию на июнь 2007 года отстает от оплаты труда в промышленности на 35,2, на 44,1 и 45,9 % соответственно. Размеры тарифных ставок и окладов в бюджетных организациях по-прежнему не достигают уровня, необходимого для нормального жизнеобеспечения многих работников. Как показал мониторинг бедности, во II квартале 2007 года среднемесячную заработную плату ниже величины прожиточного минимума от общего числа занятых получали: в образовании - от 5,1 % в ЗАТО г. Островной до 50 % в Терском районе; в здравоохранении - от 1,4 % в г. Полярные Зори до 35,6 % в г. Кандалакше; в сфере культуры - от 3 % в г. Оленегорске до 35,6 % в Ковдорском районе.
Из-за низкого уровня оплаты труда многие работники образования и здравоохранения вынуждены трудиться с повышенной нагрузкой, в полторы-две смены, нередко в ущерб качеству обслуживания населения. Особенно трудно приходится молодым специалистам, не успевшим заработать надбавки за стаж работы и высокий разряд ЕТС.
Наряду с межотраслевой дифференциацией среднемесячной заработной платы сохраняются существенные различия в оплате труда и в территориальном разрезе. Наиболее низкая заработная плата в Терском и Ловозерском районах - соответственно 66,2 и 68,7 % от среднеобластного уровня.
Среди лиц пожилого возраста широко распространена социальная бедность. Население области "стареет", почти каждый четвертый житель - пенсионер. Общая численность пенсионеров по состоянию на 1 июля 2007 года составила 243,8 тыс. человек. Размер назначенной пенсии в первом полугодии 2007 года по сравнению с 2006 годом увеличился на 13,9 % и составил 4214 рублей, однако покупательная способность ее остается низкой и составляет порядка 90 % от прожиточного минимума пенсионера. Более половины (52,8 %) пенсионеров получают пенсию в размере ниже величины прожиточного минимума для пенсионеров. Многие пенсионеры вынуждены продолжать трудиться.
Состояние и уровень бедности в области требуют осуществления дополнительных мероприятий, усиления комплексного подхода, что и обуславливает необходимость программно-целевого метода в решении этой задачи. Настоящая Программа разработана в дополнение к действующим мерам поддержки отдельных категорий населения области и в соответствии с Основными направлениями преодоления бедности в Мурманской области, одобренными постановлением Правительства Мурманской области от 29.11.2006 № 459-ПП/13 "Об основных направлениях и плане мероприятий по преодолению бедности в Мурманской области на 2006 - 2008 годы".
Должны быть обеспечены меры по увеличению доходов низкооплачиваемых категорий работников организаций всех форм собственности, повышению эффективности работы по выведению заработной платы "из тени" в частном бизнесе, созданию условий для самостоятельного выхода трудоспособного населения из бедности посредством вовлечения в предпринимательскую деятельность, увеличению размеров и повышению эффективности государственной социальной помощи.
Для преодоления экономической бедности необходимо обеспечить повышение уровня заработной платы каждого работника бюджетной сферы, работающего на одну ставку полный рабочий день, до величины, превышающей прожиточный минимум для трудоспособного населения. Решить эту задачу можно путем внедрения новых отраслевых систем оплаты труда, осуществления комплекса мер по реструктуризации и оптимизации действующей сети бюджетных учреждений, а также путем введения ежемесячных доплат низкооплачиваемым работникам с установлением соответствующего порядка их проведения. По данным муниципальных образований, для 28,3 тысяч человек, работающих в бюджетной сфере с 1 по 6 разряд ЕТС и получающих среднемесячную заработную плату меньше величины прожиточного минимума, необходимая сумма доплат колеблется от 1870 рублей для работника 1 разряда до 690 рублей для работника 6 разряда. В разрезе отраслей: от 1208 рублей в здравоохранении до 1770 рублей в учреждениях культуры и 2047 рублей в учреждениях физической культуры и спорта. Всего на эти цели в 2006 году потребовалось бы более 39,6 млн. рублей в месяц, или около 475 млн. рублей в год, что составляет порядка 6 % всего объема бюджетных расходов по заработной плате.
Для решения проблемы социальной бедности наряду с увеличением размеров пенсий и пособий необходимо значительно увеличить сумму средств, направляемых на оказание государственной социальной помощи нуждающимся. Эта проблема сохраняется и в 2008 - 2010 годах, так как планируемый рост пенсий и иных социальных выплат на федеральном и региональном уровнях не обеспечивает существенного повышения уровня жизни населения. Рост и уровень заработной платы ряда категорий работающих в частном и бюджетном секторах также не позволит иметь доходы и содержать все семьи без социальной помощи государства. Предлагается осуществить ежегодное увеличение размеров государственной социальной помощи с 137,2 млн. рублей в 2007 году до 170,5 млн. рублей в 2010 году.

2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации,
целевые индикаторы и показатели

Целями Программы являются:
- уменьшение вдвое уровня бедности (снижение с 18,7 % в 2006 году до 10 % в 2010 году доли населения области с доходами ниже величины прожиточного минимума при одновременном повышении прожиточного минимума не менее чем в 1,4 - 1,5 раза);
- преодоление в основном экономической бедности;
- повышение эффективности мер по обеспечению государственной социальной помощи малообеспеченным жителям области.
Для достижения этих целей должны быть решены следующие задачи:
- повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе низкооплачиваемых, до величины, превышающей прожиточный минимум;
- создание условий для самостоятельного улучшения трудоспособным населением своего материального положения, включая вовлечение незанятого и малообеспеченного населения в предпринимательскую деятельность;
- повышение эффективности мер, обеспечивающих в организациях области рост заработной платы и выплату ее для всех работающих в размерах, превышающих величину прожиточного минимума;
- увеличение размеров и усиление адресности государственной социальной помощи нуждающимся в зависимости от фактического уровня их доходов и социального благополучия;
- развитие сети учреждений социального обслуживания и внедрение новых социальных технологий и форм обслуживания малообеспеченных слоев населения.
Программа реализуется в период с 2007 по 2010 годы.
Для оценки эффективности реализуемых мероприятий и достижения целей Программы будут использованы следующие основные целевые индикаторы и показатели:

+---+-----------------------------------+-------+-----+-----+-----+------+
¦ № ¦ Основные индикаторы и показатели  ¦Уровень¦2008 ¦2009 ¦2010 ¦ 2010 ¦
¦п/п¦                                   ¦ 2007  ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год  ¦
¦   ¦                                   ¦ года  ¦     ¦     ¦     ¦(в % к¦
¦   ¦                                   ¦       ¦     ¦     ¦     ¦ 2007 ¦
¦   ¦                                   ¦       ¦     ¦     ¦     ¦году) ¦
+---+-----------------------------------+-------+-----+-----+-----+------+
¦ 1 ¦Уменьшение численности населения с ¦     16¦   13¦   11¦   10¦      ¦
¦   ¦доходами ниже величины прожиточного¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦   ¦минимума, в % от общей численности ¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦   ¦населения                          ¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---+-----------------------------------+-------+-----+-----+-----+------+
¦ 2 ¦Рост среднедушевых среднемесячных  ¦  120,4¦118,1¦116,2¦114,4¦ 156,9¦
¦   ¦денежных доходов населения (в      ¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦   ¦номинальном выражении), в % к      ¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦   ¦предыдущему году                   ¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---+-----------------------------------+-------+-----+-----+-----+------+
¦ 3 ¦Ежегодное повышение заработной     ¦  123,0¦120,4¦118,4¦116,8¦ 166,5¦
¦   ¦платы работников бюджетных         ¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦   ¦организаций всех уровней           ¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦   ¦(муниципальных, региональных,      ¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦   ¦федеральных), в % к предыдущему    ¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦   ¦году                               ¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---+-----------------------------------+-------+-----+-----+-----+------+
¦ 4 ¦Увеличение объемов финансирования  ¦  101,3¦108,4¦107,4¦106,7¦ 124,2¦
¦   ¦на предоставление государственной  ¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦   ¦социальной помощи нуждающимся      ¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦   ¦гражданам, в % к предыдущему году  ¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---+-----------------------------------+-------+-----+-----+-----+------+
¦ 5 ¦Соотношение количества             ¦       ¦   50¦   55¦   60¦      ¦
¦   ¦трудоустроенных граждан и граждан, ¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦   ¦получивших поддержку на организацию¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦   ¦и развитие малого бизнеса, из числа¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦   ¦малообеспеченных семей и незанятого¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦   ¦населения (кроме зарегистрированных¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
¦   ¦безработных), в %                  ¦       ¦     ¦     ¦     ¦      ¦
+---+-----------------------------------+-------+-----+-----+-----+------+

3. Перечень программных мероприятий

Программа содержит конкретные мероприятия, взаимосвязанные по срокам, ресурсам и исполнителям и направленные на реализацию задач и достижение целей преодоления бедности в области (приложение № 2).
Основные программные мероприятия включают два раздела:
- создание условий для преодоления экономической бедности;
- повышение эффективности социальной защиты и усиление государственной социальной помощи.
В первом разделе предусмотрены меры по увеличению заработной платы всех работающих в бюджетной сфере и частном секторе до уровня, превышающего величину прожиточного минимума; внедрению новых систем оплаты труда в бюджетной сфере; установлению ежемесячных доплат к заработной плате низкооплачиваемым работникам бюджетных организаций до величины прожиточного минимума; созданию условий для самостоятельного выхода трудоспособного населения из бедности на трудовой основе и другие.
Во втором разделе предусмотрены мероприятия по усилению адресности и увеличению размеров государственной социальной помощи остро нуждающимся жителям области; внедрению органами социальной защиты населения "Социальных паспортов" в малоимущих семьях; снижению максимально допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для малообеспеченных граждан; развитию новых форм социального обслуживания населения и сети учреждений социального обслуживания для лиц без определенного места жительства.

4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Объемы финансирования Программы на 2008 - 2010 годы определяются при рассмотрении проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей областного бюджета.
Общий объем прогнозируемых затрат на реализацию Программы за счет областного бюджета составит 595,4 млн. рублей, в том числе:
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 10.08.2009 № 371-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

+----------------------------+--------+--------+--------+-----------+
¦  Источник финансирования   ¦2008 год¦2009 год¦2010 год¦  Всего в  ¦
¦                            ¦        ¦        ¦        ¦2008 - 2010¦
¦                            ¦        ¦        ¦        ¦   годах   ¦
+----------------------------+--------+--------+--------+-----------+
¦Областной бюджет            ¦   159,7¦   184,4¦   251,3¦      595,4¦
+----------------------------+--------+--------+--------+-----------+
¦в том числе без учета выплат¦    11,0¦    18,1¦    80,8¦      109,9¦
¦государственной социальной  ¦        ¦        ¦        ¦           ¦
¦помощи                      ¦        ¦        ¦        ¦           ¦
+----------------------------+--------+--------+--------+-----------+

(таблица в ред. постановления Правительства Мурманской области от 10.08.2009 № 371-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)
Объемы и источники финансирования с распределением по годам, статьям затрат и исполнителям приведены в приложении № 2.
Кроме средств областного бюджета, планируется привлечение средств федерального бюджета, прежде всего посредством участия в конкурсах, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации по поддержке малого бизнеса в регионах.
В 2007 году на осуществление мероприятий по развитию малого бизнеса как средства решения проблем бедности на конкурсной основе из федерального бюджета получено 1,85 млн. рублей - столько же, сколько предусмотрено в областном бюджете.

5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом
ее выполнения

]]>
+------++--------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦ 2.10 ¦Оказание материальной помощи     ¦2008 - 2010¦  2312¦  2199¦  3073¦       7584¦Министерство             ¦
¦      ¦лицам без определенного места    ¦годы       ¦      ¦      ¦      ¦           ¦здравоохранения и        ¦
¦      ¦жительства и лицам,              ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦социального развития     ¦
¦      ¦освободившимся из мест лишения   ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦Мурманской области       ¦
¦      ¦свободы, в порядке, установленном¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ¦Правительством Мурманской области¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
+------+---------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦      ¦Всего по разделу 2               ¦           ¦156362¦180353¦244139¦     580854¦                         ¦
¦      ++--------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦      ¦¦в т.ч. без учета выплат         ¦           ¦  7602¦ 14039¦ 73667¦      95308¦                         ¦
¦      ¦¦государственной социальной      ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ¦¦помощи                          ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ¦+--------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦      ¦¦в т.ч. увеличение стоимости     ¦           ¦1031,7¦ 11440¦ 66634¦    79105,7¦                         ¦
¦      ¦¦основных средств (ст. 310)      ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ++--------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦      ¦Министерство здравоохранения и   ¦           ¦156032¦170353¦179139¦     505524¦                         ¦
¦      ¦социального развития Мурманской  ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ¦области                          ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ++--------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦      ¦¦в т.ч. без учета выплат         ¦           ¦  7272¦  4039¦  8667¦      19978¦                         ¦
¦      ¦¦государственной социальной      ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ¦¦помощи                          ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ¦+--------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦      ¦¦в т.ч. увеличение стоимости     ¦           ¦1031,7¦  1440¦  1634¦     4105,7¦                         ¦
¦      ¦¦основных средств (ст. 310)      ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ++--------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦      ¦Министерство строительства и     ¦           ¦   330¦ 10000¦ 65000¦      75330¦                         ¦
¦      ¦территориального развития        ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ¦Мурманской области               ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ++--------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦      ¦¦в т.ч. увеличение стоимости     ¦           ¦      ¦ 10000¦ 65000¦      75000¦                         ¦
¦      ¦¦основных средств (ст. 310)      ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
+------++--------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦позиция в ред. постановления Правительства Мурманской области от 10.08.2009 № 371-ПП                           ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                                                              ¦
+------+---------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦      ¦Итого                            ¦           ¦159702¦184453¦251269¦     595424¦                         ¦
¦      ++--------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦      ¦¦в т.ч. без учета выплат         ¦           ¦ 10942¦ 18139¦ 80797¦     109878¦                         ¦
¦      ¦¦государственной социальной      ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ¦¦помощи                          ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ¦+--------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦      ¦¦в т.ч. увеличение стоимости     ¦           ¦1031,7¦ 11440¦ 66634¦    79105,7¦                         ¦
¦      ¦¦основных средств (ст. 310)      ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ++--------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦      ¦Министерство здравоохранения и   ¦           ¦156032¦170353¦179139¦     505524¦                         ¦
¦      ¦социального развития Мурманской  ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ¦области                          ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ++--------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦      ¦¦в т.ч. без учета выплат         ¦           ¦  7272¦  4039¦  8667¦      19978¦                         ¦
¦      ¦¦государственной социальной      ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ¦¦помощи                          ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ¦+--------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦      ¦¦в т.ч. увеличение стоимости     ¦           ¦1031,7¦  1440¦  1634¦     4105,7¦                         ¦
¦      ¦¦основных средств (ст. 310)      ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ++--------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦      ¦Министерство строительства и     ¦           ¦   330¦ 10000¦ 65000¦      75330¦                         ¦
¦      ¦территориального развития        ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ¦Мурманской области               ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ++--------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦      ¦¦в т.ч. увеличение стоимости     ¦           ¦      ¦ 10000¦ 65000¦      75000¦                         ¦
¦      ¦¦основных средств (ст. 310)      ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
¦      ++--------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦      ¦Министерство экономического      ¦           ¦  3340¦  4100¦  7130¦      14570¦                         ¦
¦      ¦развития Мурманской области      ¦           ¦      ¦      ¦      ¦           ¦                         ¦
+------+---------------------------------+-----------+------+------+------+-----------+-------------------------+
¦позиция в ред. постановления Правительства Мурманской области от 10.08.2009 № 371-ПП                           ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)                                                                              ¦
+---------------------------------------------------------------------------------------------------------------+





Приложение № 3
к долгосрочной целевой программе


Методика вступила в силу с 1 января 2009 года (пункт 3 постановления Правительства Мурманской области от 22.12.2008 № 631-ПП).

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕДНОСТИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2007 - 2010 ГОДЫ

1. Назначение методики

Методика оценки планируемой эффективности долгосрочной целевой программы предназначена для оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Преодоление бедности в Мурманской области" на 2007 - 2010 годы (далее - Программа), определения планируемого вклада результатов Программы в социально-экономическое развитие Мурманской области, обоснования соответствия целей и задач Программы системе целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области.

2. Критерии, применяемые для оценки планируемой
эффективности Программы

Для оценки планируемой эффективности Программы применяются следующие критерии:
2.1. Соответствие Программы системе приоритетов социально-экономического развития Мурманской области.
2.2. Обоснование целей и задач Программы в соответствии с целями и задачами Стратегии социально-экономического развития Мурманской области, системой целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области.
2.3. Уровень проработки целевых показателей и индикаторов эффективности реализации Программы и соответствие их следующим функциональным критериям: отражение специфики проблем, решаемых Программой, динамичный характер и изменяемость показателей.
2.4. Уровень финансового обеспечения Программы и его структурные параметры.
Обязательным условием оценки планируемой эффективности Программы является успешное полное выполнение запланированных на период ее реализации программных мероприятий.

3. Критерии, применяемые для оценки эффективности
реализации Программы

Для оценки эффективности реализации Программы применяются следующие критерии:
3.1. Критерии экономической эффективности, которые включают оценку вклада Программы в экономическое развитие области.
3.2. Критерии бюджетной эффективности, которые учитывают сопоставление затрат областного бюджета на реализацию программных мероприятий с возникшими дополнительными доходами соответствующих бюджетов.
Поскольку Программа носит исключительно социальный характер и не предполагает прямого привлечения в областной бюджет денежных средств, бюджетная эффективность Программы может быть оценена лишь по объемам привлечения средств из внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы, а экономическая эффективность оценивается по степени влияния результатов Программы на достижение целей Программы социально-экономического развития Мурманской области в социальной сфере.
3.3. Критерии социальной эффективности Программы.
Социальная эффективность учитывает вклад реализации Программы в показатели социального развития, которые не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Социальный эффект в результате выполнения мероприятий Программы заключается:
- в преодолении в основном экономической бедности;
- в повышении эффективности мер по обеспечению государственной социальной помощи малообеспеченным жителям области;
- в создании дополнительных инфраструктурных условий для обеспечения самозанятости и самостоятельного повышения трудоспособным малообеспеченным населением своего материального положения, в том числе посредством вовлечения в предпринимательскую деятельность;
- в повышении эффективности мер, обеспечивающих в организациях области выплату заработной платы выше величины прожиточного минимума;
- в развитии сети учреждений социального обслуживания и внедрении новых социальных технологий и форм обслуживания населения.
Социальная эффективность Программы оценивается также по степени достижения целевых значений показателей в социальной сфере, установленных на каждый год реализации Программы.

+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦  Основные индикаторы и показатели   ¦2007 год¦2008 год¦2009 год¦2010 год¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Уменьшение численности населения с   ¦      16¦      13¦      11¦      10¦
¦доходами ниже величины прожиточного  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦минимума, в % от общей численности   ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦населения                            ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Рост среднедушевых среднемесячных    ¦   120,4¦   118,1¦   116,2¦   114,4¦
¦денежных доходов населения (в        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦номинальном выражении), в % к        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦предыдущему году                     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Ежегодное повышение заработной платы ¦   123,0¦   120,4¦   118,4¦   116,8¦
¦работников бюджетных организаций всех¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦уровней (муниципальных, региональных,¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦федеральных), в % к предыдущему году ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Увеличение объемов финансирования на ¦        ¦   108,4¦   107,4¦   106,7¦
¦предоставление государственной       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦социальной помощи нуждающимся        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦гражданам, в % к предыдущему году    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+
¦Соотношение количества               ¦        ¦      50¦      55¦      60¦
¦трудоустроенных граждан и граждан,   ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦получивших поддержку на организацию и¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦развитие малого бизнеса, из числа    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦малообеспеченных семей и незанятого  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦населения (кроме зарегистрированных  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦безработных), в %                    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+-------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

Оценка эффективности заключается в сравнении фактически достигнутых показателей за соответствующий период с утвержденными значениями целевых индикаторов.
Социальная эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых значений показателей по формуле:

                   1                 2           n
                  I                 I           I
                   ф                 ф           ф
         ((100 - ---) + 100) <*> + --- + ... + ---
                   1                 2           n
                  I                 I           I
                   п                 п           п
    E = --------------------------------------------- x 100 %,
                              n

--------------------------------
<*> Приведенный расчет используется для определения влияния показателя "Уменьшение численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения)" на общую эффективность, так как в качестве положительной динамики он имеет значение меньше планового.

где:
Е - эффективность реализации Программы (процентов);
     n
    I - фактическое  значение  индикатора,  достигнутое  в  ходе реализации
     ф  Программы;
     n
    I - плановое значение индикатора, утвержденное Программой;
     п
n - количество индикаторов Программы.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru