Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 7 мая 2009 г. по делу № 3-70-2009

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в лице председательствующего судьи Васильевой О.А. при секретаре Жужговой Л.Л. с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Денисовой М.В., поддержавшей заявленное требование, представителя Законодательного Собрания Пермского края Новицкого Д.И., представителя губернатора Пермского края Кузнецовой Т.Ю., возражавших против удовлетворения заявления, рассмотрел 7 мая 2009 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующей статьи 3 Закона Пермского края "О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" от 30.12.2008 № 383-ПК,

установил:

Законодательным Собранием Пермского края 18.12.2008 принят Закон Пермского края "О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" от 30.12.2008. Закон подписан губернатором Пермского края 30.02.2008 за № 383-ПК и опубликован в газете "Российская газета", № 3 от 15.01.2008.
Данным Законом внесены изменения в пункт 1 статьи 23 Закона Пермской области от 30.08.2001 № 1685-296 "О налогообложении в Пермской области" (слова "не позднее 15 января" заменены словами "не позднее 1 февраля") и в Закон Коми-Пермяцкого автономного округа от 28.10.2003 № 135 "О введении в действие транспортного налога на территории Коми-Пермяцкого автономного округа" (слова "не позднее 15 января" заменены словами "не позднее 1 февраля").
В соответствии со ст. 3 указанного Закона он вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования, но не позднее 1 января 2009 года.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующей статьи 3 краевого Закона № 383-ПК, полагая, что данная норма противоречит пункту 1 статьи 5, пункту 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ, так как региональным законодателем не соблюдены общеправовые требования при определении порядка вступления в силу оспариваемого Закона.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор краевой прокуратуры Денисова М.В. заявленное требование поддержала.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края Новицкий Д.И. возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что в силу пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Оспариваемым Законом перенесен срок уплаты транспортного налога с 15 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, на более поздний срок - 1 февраля. Использованная в оспариваемой статье 3 формулировка в части слов "но не позднее 1 января 2009 года" предполагает, что в случае обнародования Закона после окончания налогового периода (1 января 2009 года) его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, тем самым Закону придана обратная сила.
Представитель губернатора Пермского края Кузнецова Т.Ю. просила отказать в удовлетворении заявления, поддержав доводы представителя краевого Законодательного Собрания.
Заслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, а в силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
На основании пункта 4 статьи 1 Налогового кодекса РФ законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 6 Налогового кодекса РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт противоречит общим началам и буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ регламентирован порядок вступления в силу актов законодательства о налогах, предусматривающий вступление таких актов в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а в отношении актов законодательства о налогах и сборах, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вступление их в силу со дня их официального опубликования, если соответствующие акты законодательства о налогах прямо предусматривают это.
Исходя из абзаца 4 пункта 1 и пунктов 3, 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, отменяющие налоги и(или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение.
Законом Пермского края "О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" от 30.12.2008 № 383-ПК внесены изменения в пункт 1 статьи 23 Закона Пермской области от 30.08.2001 № 1685-296 "О налогообложении в Пермской области" и в Закон Коми-Пермяцкого автономного округа от 28.10.2003 № 135 "О введении в действие транспортного налога на территории Коми-Пермяцкого автономного округа" в части срока уплаты транспортного налога. Ранее установленный срок уплаты этого налога - не позднее 15 января, следующего за истекшим налоговым периодом, был изменен на иной - не позднее 1 февраля, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 3 оспариваемого Закона предусмотрен порядок его вступления в силу, в соответствии с которым Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования, но не позднее 1 января 2009 года.
При рассмотрении дела судом установлено, что данный Закон был официально опубликован 15 января 2009 года.
Статья 3 настоящего Закона противоречит установленному пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ порядку вступления в силу актов законодательства о налогах, не предусматривающему вступление таких актов в силу до их официального опубликования, а также на следующий день после дня их официального опубликования.
Доводы представителя Законодательного Собрания края о том, что используемая в статье 3 Закона формулировка "но не позднее 1 января 2009 года" фактически предусматривает придание закону обратной силы, что региональный законодатель был вправе установить, поскольку этим законом улучшается положение налогоплательщиков, основаны на неправильном толковании пунктов 1, 3 и 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ.
В пунктах 3 и 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ регламентировано действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, предусматривающее возможность придания им в определенных случаях обратной силы, если соответствующими актами законодательства о налогах и сборах это прямо предусмотрено. Между тем, Законом Пермского края от 30.12.2008 № 383-ПК прямо не предусмотрено, что он имеет обратную силу и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Оспариваемая заместителем краевого прокурора норма регламентирует лишь вступление закона в силу. Вступление закона в силу и придание ему обратной силы являются различными понятиями, характеризующими действие нормативного правового акта во времени.
Поскольку в оспариваемом Законе региональный законодатель не предусмотрел нормы, распространяющей действие Закона на прошлое время, данный Закон обратной силы не имеет, а кроме того, и в случае, если соответствующее правовое регулирование региональным законодателем было бы установлено, придание закону обратной силы не изменяет порядок вступления оспариваемого акта в силу.
Таким образом, законодателем Пермского края не соблюдены общеправовые требования при определении порядка вступления в силу оспариваемого Закона. Положения статьи 3 краевого Закона № 383-ПК противоречат общим началам и буквальному смыслу положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что влечет нарушение принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.
Таким образом, оспариваемая статья 3 Закона № 383-ПК подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198, 199, 253 ч. 2 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующей со дня вступления решения в законную силу статью 3 Закона Пермского края "О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" от 30.12.2008 № 383-ПК.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете "Российская газета".
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 8 мая 2009 года.

Судья п.п.
О.А.ВАСИЛЬЕВА

Судья краевого суда
О.А.ВАСИЛЬЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru