Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Башкортостан республика


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. СТЕРЛИТАМАК
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2007 г. № 126

О ПРОГРАММЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ Г. СТЕРЛИТАМАКА
НА 2007 - 2010 ГОДЫ

В целях создания условий для формирования нравственной устойчивости, социальной активности, самостоятельности и экономической самодостаточности молодого поколения Стерлитамака, как стратегического ресурса социально-экономического развития и формирования гражданского общества, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Указом Президента Республики Башкортостан от 26 сентября 2006 г. № УП-415 "О Концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи "Молодежь - стратегический ресурс Республики Башкортостан" на 2006 - 2015 годы", Президентской программой "Формирование гражданина нового Башкортостана" постановляю:
1. Утвердить Программу духовно-нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи города Стерлитамака на 2007 - 2010 годы.
2. Рекомендовать организациям и учреждениям, отделам Администрации городского округа город Стерлитамак РБ принять меры по выполнению в установленные сроки мероприятий.
3. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на заместителя главы Администрации Г.Л.Хаиткулова.

Первый заместитель главы
Администрации
Н.С.КИРИЛЛОВ





Утверждена
Постановлением главы
Администрации городского округа
город Стерлитамак
Республики Башкортостан
от 2 февраля 2007 г. № 126

ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ,
ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ ГОРОДА СТЕРЛИТАМАКА
НА 2007 - 2010 ГГ.

Стерлитамак 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт Программы
Введение
1. Цель и задачи Программы
2. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
2.1. Развитие духовно-нравственного и патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
2.2. Развитие духовно-нравственного и патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях
2.3. Развитие духовно-нравственного и патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования
2.4. Развитие духовно-нравственного и патриотического воспитания в учреждениях профессионального образования
2.5. Развитие детского и молодежного движения
3. Ожидаемые результаты реализации Программы
4. Организация выполнения Программы и контроль
Список сокращений, использованных в Программе

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы     "Программа        духовно-нравственного        и
                           патриотического   воспитания детей, подростков и
                           молодежи города Стерлитамака на 2007 - 2010 гг."

Дата принятия решения  о   Ноябрь 2006 года
разработке Программы

Основание для разработки   Закон Российской Федерации "Об образовании";
программы                  Закон Республики Башкортостан "Об образовании";
                           Закон Республики Башкортостан "О государственной
                           молодежной политике в Республике Башкортостан";
                           Концепция модернизации  российского  образования
                           на период до 2010 года;
                           Государственная    программа     "Патриотическое
                           воспитание граждан Российской Федерации на  2006
                           - 2015 годы",    утвержденная     Постановлением
                           Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422;
                           Указ   Президента  Республики Башкортостан от 26
                           сентября  2006 г. № УП-415 "О Концепции развития
                           духовно-нравственной   культуры   и  гражданской
                           активности   детей,   подростков   и    молодежи
                           "Молодежь -  стратегический   ресурс  Республики
                           Башкортостан" на 2006 - 2015 годы;
                           Программа   развития   образования  в Республике
                           Башкортостан на 2004 - 2008 гг.;
                           Президентская программа "Формирование гражданина
                           нового Башкортостана";
                           Программа    "Духовно-нравственное    воспитание
                           подрастающего поколения Республики Башкортостан"

Заказчик                   Администрация     городского   округа      город
                           Стерлитамак Республики Башкортостан

Основной     разработчик   Муниципальное   учреждение   "Отдел  образования
Программы                  Администрации   городского   округа        город
                           Стерлитамак   Республики      Башкортостан"    и
                           Муниципальное   учреждение  "Отдел по молодежной
                           политике   Администрации городского округа город
                           Стерлитамак Республики Башкортостан"

Исполнители Программы      Муниципальные  учреждения:  "Отдел образования",
                           "Отдел    культуры",    "Отдел  по    молодежной
                           политике",  "Отдел здравоохранения", "Комитет по
                           физической   культуре,   спорту    и   туризму",
                           "Управление   внутренних    дел",     учреждения
                           профессионального    образования,   ГС    РОСТО,
                           общественные объединения

Источники финансирования   Сметы исполнителей на соответствующие финансовые
Программы                  годы, внебюджетные средства

Сроки         реализации   2007 - 2010 гг.
Программы

Ожидаемые     результаты   Формирование у молодого поколения гражданской  и
реализации Программы       политической    культуры,   духовной  зрелости и
                           нравственной    устойчивости,   патриотизма    и
                           толерантности.    Воспитание    самодостаточной,
                           социально-мобильной    личности,   способной   и
                           стремящейся к самореализации.

ВВЕДЕНИЕ

За многовековую историю развития человечества его нравственные приоритеты систематически изменялись соответственно условиям социума. Однако вопрос о значимости нравственного и патриотического воспитания содержит в себе много нерешенных вопросов, обусловленных взаимодействием социальных факторов. Необходимость развития нравственных постулатов личности, как ее значимой характеристики актуализируется в условиях негативной переоценки общечеловеческих ценностей, влекущих за собой проблемы наркомании, преступности, расовой и национальной нетерпимости. К сожалению, нравственные и патриотические постулаты: истина, красота, добро, любовь к Родине - становятся часто не нормой, а скорее исключением.
Причинами тому послужили ослабление внимания государства и общества к вопросам воспитания подрастающего поколения, социальное расслоение общества, разрушение сложившихся нравственно-этических норм, традиций, семейного уклада, негативное влияние средств массовой информации, пропагандирующих асоциальные явления, коммерциализация культурных центров, инфраструктуры детского досуга, театров, музеев, спортивных комплексов, и многое другое.
К сожалению, на данный момент проблема распространения асоциальных явлений среди несовершеннолетних стала актуальной и для города Стерлитамака. Несмотря на высокий уровень воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях города, тем не менее, прогрессирует динамика преступности, наркомании, алкоголизма и других асоциальных явлений среди подростков. Осознание подобной ситуации заставляет акцентировать внимание на нравственном воспитании молодежи.
Как свидетельствуют теоретические исследования, и педагогическая практика проблема нравственного воспитания незамедлительно выявляет и проблему воспитания патриотических чувств, становления гражданского самосознания личности, инициирующих формирование основных принципов социального общежития. Патриотическое воспитание молодежи должно дать импульс духовному становлению и единению общества, укреплению российского государства.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как приоритетная составляющая часть образования неотделимо от общего процесса обучения и развития человека. Достижение эффективности педагогического воздействия на личность в образовательном процессе необходимо рассматривать как важнейшую задачу формирования общей культуры молодежи, становление ее гражданского сознания и социальной активности, уважения к традициям многонациональной России и Башкортостана.
В основу Программы заложена идея о нарастающей динамике качественных показателей человеческого капитала, его духовно-нравственного, гражданского, трудового, социального потенциала с выходом на новый стандарт жизни, соответствующий критериям современного развития общества.
Нельзя не отметить закономерность: насколько будет гуманным образовательный процесс, настолько будет создана среда эмоционального благополучия, способствующая становлению нравственных постулатов и поведенческих императивов, раскрытию личностного потенциала человека. Закономерно, что государственная образовательная политика акцентирует внимание на значимости поиска перспективного содержания воспитания личности, его формах и методах.
Развитие нравственных приоритетов личности молодого гражданина предполагает расширение образовательного пространства и выстраивания линии взаимодействия с другими социально-культурными институтами: просветительскими центрами, органами охраны и правопорядка, здравоохранения, средствами массовой информации. Для обеспечения эффективности и результативности воспитательного процесса необходимо использование научного подхода решению проблемы. Совершенствование технологии становления нравственных приоритетов личности будут способствовать разработке, апробации и внедрению перспективного содержания, форм и методов воспитания молодежи.
В этой связи формирование нравственного и патриотического сознания необходимо рассматривать как приоритетную задачу, направленную на формирование у детей, подростков и молодежи ценностных мировоззренческих основ: правовой культуры как условия становления свободной и социально-значимой личности; общей культуры как выражение творчества и интеллекта человека; культуры поведения как нормы сосуществования в обществе в целом и с каждым его членом в частности; экологической культуры как одного из элементов духовности человека, осознающего гармонию отношения природы и общества как нравственную ценность человечества.
Необходимо отметить, что человек на стадии своего взросления проходит три этапа социализации, обучаясь в дошкольном, общеобразовательном и профессиональном учебном учреждении. Исходя из этого, Программа предусматривает обновление содержания и структуры системы образования, актуализацию молодежной политики, дальнейшее совершенствование деятельности всех ее структурных компонентов. В основу Программы заложены проектно-целевой подход, предусматривающий разработку и реализацию приоритетных проектов и решение стратегических задач в области гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания и социальной самоорганизации молодежи.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель - создание условий для реализации программы воспитания образовательными учреждениями, создание условий для формирования нравственной устойчивости, социальной активности, самостоятельности и экономической самодостаточности молодого поколения Стерлитамака, как стратегического ресурса социально-экономического развития и формирования гражданского общества.
Задачи Программы:
- создать научно-методическую и материально-техническую базы, способствующие использованию научного подхода к проблеме и повышению профессиональной компетентности педагогов;
- системно развивать инфраструктуру и укреплять материально-техническую базу;
- координировать взаимодействие всех участников воспитательного процесса: учащихся, педагогов, специалистов по работе с молодежью, родителей через совершенствование содержания и механизмов нравственного воспитания как неделимой сути образовательного процесса;
- максимально вовлечь детей, подростков и молодежи Стерлитамака в молодежные движения и объединения;
- способствовать повышению уровня компетентности семьи в вопросах нравственного и патриотического воспитании детей через расширенную сеть социально-педагогических центров помощи семье;
- формировать уважительное отношение молодежи к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, обеспечить знание основ Конституций Российской Федерации и Республики Башкортостан, воспитывать чувство гордости к символам государственной власти;
- расширять связи образовательных учреждений с различными социально-культурными институтами в целях эффективного использования национально-регионального компонента в системе воспитания в целях формирования культуры межнационального общения и терпимости вероисповедания;
- реализовать широкое информационное просвещение населения в вопросах духовно-нравственного, гражданского и патриотического развития.

2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА

2.1. Развитие духовно-нравственного воспитания
в дошкольных образовательных учреждениях

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности человека, когда закладывается базис гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка уважения и понимания других людей, формируется первые представления о коррелятах добра и зла. Предназначение дошкольного образования состоит не столько в накоплении определенной суммы знаний, сколько в развитии способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ императивов поведения.
Дошкольное образование для ребенка - первый этап его социализации, когда формируется коммуникативная культура человека, способность к толерантности, усвоение нравственных императивов поведения в коллективе. Учитывая тот факт, что детство - динамичный период развития человека, необходимо формировать его нравственное сознание как внутреннюю мотивацию к активной, умственной и духовной деятельности, способствующей дальнейшей социальной адаптации в обществе. В целом это обуславливает профилактику многих асоциальных явлений среди молодежи, ставших, к сожалению, характерными для современного общества.
В качестве основной цели в системе дошкольного образования выдвигается формирование основ нравственного сознания личности дошкольника через выявление и развитие его личностного потенциала. Реализация выделенных оснований развития воспитания в системе дошкольного образования требует решить следующие важные задачи:
- развитие творческих способностей ребенка как основы его будущей активной жизненной позицией и потребности творчества, способной к самосовершенствованию и взаимодействию с другими людьми;
- формирование культуры ребенка через осмысление значимости общечеловеческих ценностей, приобщение к национальным традициям, воспитания чувства любви к Родине;
- систематизирование педагогических форм и методов сохранения нравственного здоровья дошкольников через создание благоприятного психологического микроклимата для каждого ребенка;
- способствование осознанию родительской общественностью ответственности за реализацию концепции семейного воспитания перед обществом и ребенком.

Основные направления деятельности в дошкольных
образовательных учреждениях

+--------+------------------------------------+-----------+---------------+
¦   №    ¦             Мероприятия            ¦   Сроки   ¦  Исполнители  ¦
+--------+------------------------------------+-----------+---------------+
¦1       ¦Работа с педагогическими кадрами:   ¦           ¦               ¦
¦        ¦                                    ¦           ¦               ¦
¦1.1. <*>¦Систематизация       дидактического,¦2007 - 2010¦ОО, УПО        ¦
¦        ¦методического    материалов       по¦в   течение¦               ¦
¦        ¦проблемам нравственного воспитания. ¦года       ¦               ¦
¦1.2.    ¦Работа  Педагогических  советов   по¦2007 - 2010¦ОО             ¦
¦        ¦проблеме      становления      основ¦один раз  в¦               ¦
¦        ¦нравственности ребенка и  приобщения¦год        ¦               ¦
¦        ¦к национальной  культуре,   развития¦           ¦               ¦
¦        ¦коммуникативности   и  толерантности¦           ¦               ¦
¦        ¦личности          в         условиях¦           ¦               ¦
¦        ¦многонационального Башкортостана.   ¦           ¦               ¦
¦1.3.    ¦Участие     в    научно-практических¦2007 - 2009¦ОО,       отдел¦
¦        ¦конференциях  различных уровней   по¦по плану   ¦культуры, УПО  ¦
¦        ¦проблемам  становления  нравственных¦           ¦               ¦
¦        ¦постулатов личности".               ¦           ¦               ¦
¦1.4.    ¦Оказание  профессиональной поддержки¦2007 - 2010¦ОО, УПО        ¦
¦        ¦молодым специалистам.               ¦в   течение¦               ¦
¦        ¦                                    ¦года       ¦               ¦
¦1.5. <*>¦Разработка   методического   пособия¦2007 - 2008¦ОО, УПО        ¦
¦        ¦"Город, в котором мы живем"         ¦           ¦               ¦
+--------+------------------------------------+-----------+---------------+
¦2       ¦Реализация     цели    нравственного¦           ¦               ¦
¦        ¦воспитания в системе образования:   ¦           ¦               ¦
¦        ¦                                    ¦           ¦               ¦
¦2.1.    ¦Проведение       цикла      занятий,¦2007 - 2010¦ОО,       отдел¦
¦        ¦способствующих развитию  мотивации у¦в   течение¦культуры       ¦
¦        ¦детей самостоятельной познавательной¦года       ¦               ¦
¦        ¦деятельности,   формированию   основ¦           ¦               ¦
¦        ¦общей и национальной культуры.      ¦           ¦               ¦
¦2.2.    ¦Использование   разнообразных   форм¦2007 - 2010¦ОО,       отдел¦
¦        ¦работы   с   детьми    по   проблеме¦по плану   ¦культуры       ¦
¦        ¦становления  нравственных постулатов¦           ¦               ¦
¦        ¦личности:     тематических     дней,¦           ¦               ¦
¦        ¦экскурсий,     целевых        акций,¦           ¦               ¦
¦        ¦праздников, творческих выставок.    ¦           ¦               ¦
¦2.3.    ¦Развитие   творческих   способностей¦2007 - 2010¦ОО, ОМП,  отдел¦
¦        ¦ребенка через проведение фестивалей,¦по плану   ¦культуры       ¦
¦        ¦конкурсов, соревнований.            ¦           ¦               ¦
¦2.4.    ¦Проведение        спортивно-массовых¦2007 - 2010¦ОО,            ¦
¦        ¦соревнований.                       ¦один раз  в¦Спорткомитет   ¦
¦        ¦                                    ¦год        ¦               ¦
¦2.5.    ¦Разработка и реализация тематических¦2007 - 2010¦ОО,       отдел¦
¦        ¦бесед,  способствующих  формированию¦в   течение¦здравоохранения¦
¦        ¦ценностного   отношения  к    своему¦года       ¦               ¦
¦        ¦здоровью.                           ¦           ¦               ¦
¦2.6.    ¦Подготовительный этап и празднование¦2007 - 2010¦ОО,       отдел¦
¦        ¦450-летия              добровольного¦           ¦культуры       ¦
¦        ¦присоединения Башкирии к России.    ¦           ¦               ¦
¦2.7. <*>¦Оснащение   групп   играми, теле-  и¦2007 - 2010¦ОО             ¦
¦        ¦видео-   материалами, способствующих¦в   течение¦               ¦
¦        ¦становлению    социально    значимых¦года       ¦               ¦
¦        ¦качеств личности ребенка.           ¦           ¦               ¦
¦2.8. <*>¦Оформление  холлов    и    коридоров¦2007 - 2010¦ОО             ¦
¦        ¦детских    садов,     обеспечивающих¦в   течение¦               ¦
¦        ¦атмосферу   эмоционального  комфорта¦           ¦               ¦
¦        ¦ребенка                             ¦года       ¦               ¦
+--------+------------------------------------+-----------+---------------+
¦3.      ¦Работа с семьей:                    ¦           ¦               ¦
¦        ¦                                    ¦           ¦               ¦
¦3.1.    ¦Привлечение  родителей  к совместной¦2007 - 2010¦ОО             ¦
¦        ¦педагогической     деятельности    в¦один раз  в¦               ¦
¦        ¦формировании основ нравственности.  ¦квартал    ¦               ¦
¦3.2.    ¦Педагогическое просвещение родителей¦2007 - 2010¦ОО, УПО,  отдел¦
¦        ¦по  развитию   основ  нравственности¦в   течение¦культуры       ¦
¦        ¦ребенка  как   залога  будущей   его¦года       ¦               ¦
¦        ¦успешности.                         ¦           ¦               ¦
¦3.3.    ¦Создание и  апробирование совместных¦2007 - 2010¦ОО,       отдел¦
¦        ¦проектов  с   родителями:  "Семейные¦в   течение¦культуры       ¦
¦        ¦реликвии", "Хоровод дружбы",  "Город¦года       ¦               ¦
¦        ¦в котором мы живем".                ¦           ¦               ¦
¦3.4.    ¦Оказание   консультативной   помощи,¦2007 - 2010¦ОО             ¦
¦        ¦проведение дней открытых дверей.    ¦ежегодно   ¦               ¦
¦3.5.    ¦Работа "Телефона доверия".          ¦2007 - 2010¦ОО,  ОМП, отдел¦
¦        ¦                                    ¦ежемесячно ¦культуры, отдел¦
¦        ¦                                    ¦           ¦здравоохранения¦
¦3.6. <*>¦Благоустройство     и     озеленение¦2007 - 2010¦ОО             ¦
¦        ¦территории ДОУ                      ¦в   течение¦               ¦
¦        ¦                                    ¦года       ¦               ¦
+--------+------------------------------------+-----------+---------------+
¦4.      ¦Связь     с    социально-культурными¦           ¦               ¦
¦        ¦институтами:                        ¦           ¦               ¦
¦        ¦                                    ¦           ¦               ¦
¦4.1.    ¦а)    взаимодействие    со   школой:¦2007 - 2010¦ОО, УПО        ¦
¦        ¦организация  совместных  семинаров и¦по плану   ¦               ¦
¦        ¦практикумов  по  проблеме интеграции¦           ¦               ¦
¦        ¦деятельности специалистов   ДОУ    и¦           ¦               ¦
¦        ¦школы по  проблеме     эффективности¦           ¦               ¦
¦        ¦нравственного развития личности;    ¦           ¦               ¦
¦4.2.    ¦Проведение дня  открытых  дверей для¦2007 - 2010¦ОО, ОМП        ¦
¦        ¦родителей будущих первоклассников;  ¦ежегодно   ¦               ¦
¦        ¦б) связь с  педагогическими учебными¦2007 - 2010¦               ¦
¦        ¦заведениями (СГПА, СИФК, СПК):      ¦ежегодно   ¦               ¦
¦4.3.    ¦прохождение  педагогической практики¦2007 - 2010¦ОО, УПО        ¦
¦        ¦студентами на базе ДОУ города;      ¦по плану   ¦               ¦
¦4.4.    ¦Оказание    консультативной   помощи¦2007 - 2010¦ОО, УПО        ¦
¦        ¦педагогическим кадрам ДОУ;          ¦постоянно  ¦               ¦
¦4.5.    ¦в) совместная работа  с шефствующими¦2007 - 2010¦ОО             ¦
¦        ¦предприятиями:      по      развитию¦ежегодно   ¦               ¦
¦        ¦материально-технической базы ДОУ;   ¦           ¦               ¦
¦4.6.    ¦г)  освещение в  СМИ  работы  ДОУ по¦2007 - 2010¦ОО, СМИ,  отдел¦
¦        ¦проблемам      духовно-нравственного¦один раз  в¦культуры       ¦
¦        ¦воспитания личности ребенка         ¦квартал    ¦               ¦
+--------+------------------------------------+-----------+---------------+

Примечание: знаком <*> обозначены пункты, требующие финансового обеспечения.

2.2.Основные подходы к духовно-нравственному воспитанию
в общеобразовательных учреждениях

Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования. Городская программа духовно-нравственного и патриотического воспитания рассчитана на становление гражданского сознания, воспитание патриотических чувств у молодых людей, развитие социально-значимых характеристик личности, способных обеспечить участие молодежи в решении задач консолидации общества, поддержания общественной и экономической стабильности.
Реализация программы духовно-нравственного и патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях предполагает формирование качественно нового представления о статусе воспитания, подчеркивая значимость системы воспитания конкретно в каждой школе с определенным контингентом учителей, родителей и учащихся. Данная программа предполагает разнообразие систем воспитания в школах, учитывающих лучшие педагогические достижения науки и практики, национально-региональные особенности, обеспечивающих оптимизацию содержания, форм и методов воспитания, способствующих эффективности становления механизмов нравственного сознания.
В качестве основной цели воспитания в системе общеобразовательных учреждений становится прогностическая модель выпускника как творческой личности с высоким уровнем сформированности культуры, активной гражданской позицией и установившимися нравственными приоритетами. Исходя из поставленной цели для общеобразовательных учреждений определились следующие задачи:
- оптимизировать педагогические условия, способствуя дальнейшему личностному развитию и социализации детей и подростков через формирование общей культуры как постижения общечеловеческих ценностей;
- развивать представления детей о значимости нравственных законов и норм для сосуществования людей в обществе;
- совершенствовать систему воспитательной работы в сфере формирования гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности и коммуникативности, готовности к адаптации на рынке труда;
- способствовать созданию условий для участия семей в воспитательном процессе через развитие родительских общественных объединений и привлечение родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением;
- разработать перспективные социально-педагогические модели воспитания основ нравственности и патриотизма подрастающего поколения.

Основные направления работы в общеобразовательных учреждениях

+--------+--------------------------------------+-----------+-------------+
¦   №    ¦             Мероприятие              ¦   Сроки   ¦ Исполнители ¦
+--------+--------------------------------------+-----------+-------------+
¦1.      ¦Работа с педагогическими кадрами:     ¦           ¦             ¦
¦        ¦                                      ¦           ¦             ¦
¦1.1.    ¦Систематизация             позитивного¦2007 - 2010¦ОО, УПО      ¦
¦        ¦педагогического   опыта   в    области¦ежегодно   ¦             ¦
¦        ¦нравственного воспитания.             ¦           ¦             ¦
¦1.2.    ¦Работа Педагогических советов школы по¦2007 - 2010¦ОО           ¦
¦        ¦повышению    уровня     компетентности¦один  раз в¦             ¦
¦        ¦учителя   по   проблеме    взаимосвязи¦квартал    ¦             ¦
¦        ¦творчества и нравственности в процессе¦           ¦             ¦
¦        ¦социализации личности.                ¦           ¦             ¦
¦1.3. <*>¦Проведение   конференций,   семинаров,¦2007 - 2010¦ОО, ОМП, УПО ¦
¦        ¦прохождение      курсов      повышения¦в   течение¦             ¦
¦        ¦квалификации по проблеме  формирования¦года       ¦             ¦
¦        ¦нравственного   сознания   современных¦           ¦             ¦
¦        ¦школьников.                           ¦           ¦             ¦
¦1.4. <*>¦Публикация    методических    пособий,¦2007 - 2010¦ОО, УПО      ¦
¦        ¦сборников научных статей по  проблемам¦ежегодно   ¦             ¦
¦        ¦формирования   культуры   молодежи   и¦           ¦             ¦
¦        ¦школьников                            ¦           ¦             ¦
+--------+--------------------------------------+-----------+-------------+
¦2.      ¦Реализация     цели      нравственного¦           ¦             ¦
¦        ¦воспитания в системе образования:     ¦           ¦             ¦
¦        ¦                                      ¦           ¦             ¦
¦2.1.    ¦Разработка   и   внедрение    программ¦2007 - 2008¦ОО           ¦
¦        ¦элективных   курсов,    способствующих¦в   течение¦             ¦
¦        ¦духовно-нравственному       воспитанию¦года       ¦             ¦
¦        ¦учащихся.                             ¦           ¦             ¦
¦2.2.    ¦Развитие практики детских,  молодежных¦2007 - 2010¦ОО, ОМП      ¦
¦        ¦движений  как  накопления  позитивного¦постоянно  ¦             ¦
¦        ¦социального опыта и развития  значимых¦           ¦             ¦
¦        ¦характеристик личности.               ¦           ¦             ¦
¦2.3.    ¦Совершенствование  взаимосвязи  систем¦2007 - 2010¦ОО           ¦
¦        ¦основного      и       дополнительного¦постоянно  ¦             ¦
¦        ¦образования,           обеспечивающего¦           ¦             ¦
¦        ¦эффективность раскрытия  нравственного¦           ¦             ¦
¦        ¦потенциала школьников.                ¦           ¦             ¦
¦2.4. <*>¦Развитие системы школьных  музеев  как¦2007 - 2010¦ОО,     отдел¦
¦        ¦эффективной     формы      становления¦           ¦культуры     ¦
¦        ¦гражданского      самосознания       и¦           ¦             ¦
¦        ¦патриотического воспитания.           ¦           ¦             ¦
¦2.5.    ¦Открытие на сайте ОО  веб-страницы  по¦2007 - 2009¦ОО, УПО      ¦
¦        ¦проблемам   становления   нравственных¦           ¦             ¦
¦        ¦приоритетов молодежи.                 ¦           ¦             ¦
¦2.6. <*>¦Продолжение  работы  экспериментальной¦2007 - 2010¦ОО           ¦
¦        ¦площадки "Поликультурное воспитание  в¦в   течение¦             ¦
¦        ¦многонациональной школе" на  базе  МОУ¦года       ¦             ¦
¦        ¦СОШ № 14.                             ¦           ¦             ¦
¦2.7.    ¦Популяризация военно-прикладных  видов¦2007 - 2010¦ОО,      ОМП,¦
¦        ¦спорта, вовлечение учащихся в  занятия¦постоянно  ¦Спорткомитет,¦
¦        ¦спортом.                              ¦           ¦ГС     РОСТО,¦
¦        ¦                                      ¦           ¦общественные ¦
¦        ¦                                      ¦           ¦организации  ¦
¦2.8.    ¦Проведение  мероприятий,  направленных¦2007 - 2010¦ОО,      ОМП,¦
¦        ¦на     гражданско-нравственное       и¦постоянно  ¦Спорткомитет,¦
¦        ¦патриотическое воспитание учащихся.   ¦           ¦отдел        ¦
¦        ¦                                      ¦           ¦культуры,    ¦
¦        ¦                                      ¦           ¦ГС     РОСТО,¦
¦        ¦                                      ¦           ¦общественные ¦
¦        ¦                                      ¦           ¦организации и¦
¦        ¦                                      ¦           ¦объединения  ¦
¦2.9.    ¦Выпуск школьной газеты "Патриот"      ¦2007 - 2010¦ОО,  ОМП,  ГС¦
¦        ¦                                      ¦ежеквар-   ¦РОСТО        ¦
¦        ¦                                      ¦тально     ¦             ¦
+--------+--------------------------------------+-----------+-------------+
¦3.      ¦Взаимодействие с социально-культурными¦           ¦             ¦
¦        ¦институтами:                          ¦           ¦             ¦
¦        ¦                                      ¦           ¦             ¦
¦3.1.    ¦Сотрудничество с учреждениями НПО, СПО¦2007 - 2010¦ОО, УПО      ¦
¦        ¦и ВПО по проблеме поиска  и  внедрения¦в   течение¦             ¦
¦        ¦современных воспитательных технологий,¦года       ¦             ¦
¦        ¦способствующих приобщению школьников к¦           ¦             ¦
¦        ¦общечеловеческим ценностям и повышению¦           ¦             ¦
¦        ¦культурного уровня.                   ¦           ¦             ¦
¦3.2.    ¦Совместная  работа   с   компьютерными¦2007 - 2010¦ОО,     отдел¦
¦        ¦центрами   по   созданию   ученических¦в   течение¦культуры     ¦
¦        ¦проектов  как   средства   творческого¦года       ¦             ¦
¦        ¦выражения личности.                   ¦           ¦             ¦
¦3.3. <*>¦Участие в конкурсах  исследовательских¦2007 - 2010¦ОО,     отдел¦

]]>
Спорткомитет - спорткомитет по физической культуре, спорту и туризму
ТУТиСЗН - территориальное управление труда и социальной защиты населения
УДО - учреждения дошкольного образования
УПО - учреждения профессионального образования
УВД - управление внутренних дел.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru