Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 6 июля 2009 г. № 749н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 9 ИЮНЯ 2009 Г. № 287/01 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СОСТАВА
ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ЗАПАСОВ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ПОЛЬЗОВАНИЕ
УЧАСТКАХ НЕДР, СОДЕРЖАЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, УЧАСТКАХ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ,
А ТАКЖЕ УЧАСТКАХ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ,
НЕ СВЯЗАННЫХ С ДОБЫЧЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза Приказа Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 9 июня 2009 г. № 287/01 "Об утверждении состава экспертной комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом образована экспертная комиссия по рассмотрению материалов, принятых на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; утвержден Регламент проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются отношения в сфере природопользования, возникающие в процессе недропользования на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (в редакции от 30.12.2008 № 309-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 09.02.2009 № 4-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 14.03.2009 № 32-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69 "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставленных в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение" (в редакции от 22.04.2009 № 351);
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 № 1693 "Об утверждении Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области" (в редакции от 05.06.2009 № 616).
В соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О недрах" законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 19 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставленных в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69, установлено, что проведение государственной экспертизы в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется экспертным органом, уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный экспертный орган).
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят Глава Администрации Волгоградской области, территориальные и отраслевые структурные подразделения Администрации Волгоградской области.
Приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" определено, что Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Пунктом 1.1 Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 № 1693 (далее - Положение), установлено, что Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности, охраны и использования природных ресурсов, в том числе геологического изучения, использования и охраны недр и водных объектов, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы.
Согласно абзацу 18 пункта 3.4 Положения председатель Комитета издает приказы и распоряжения по Комитету.
Таким образом, Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области как орган исполнительной власти вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем издания нормативного правового акта в форме приказа.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с частью 2 пункта 6 Регламента проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (далее - Регламент), утвержденного рассматриваемым Приказом, в случае необходимости по рекомендации Экспертной комиссии Комитет запрашивает дополнительную информацию, уточняющую материалы, представленные на государственную экспертизу. При этом срок проведения государственной экспертизы может быть продлен не более чем на 30 дней с момента регистрации поступивших дополнительных материалов.
Вместе с тем согласно пункту 21 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставленных в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69, срок проведения государственной экспертизы в части участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участков недр местного значения, а также участков недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема материалов, но не должен превышать 30 дней.
В случае необходимости уполномоченный экспертный орган вправе запросить дополнительную информацию, уточняющую материалы, представленные заявителем. При этом срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в увеличении субъектом Российской Федерации установленного федеральным законодательством срока для проведения государственной экспертизы.
2. Пунктом 14 Регламента установлен перечень выводов, которые должны содержаться в экспертном заключении.
Однако указанный перечень не соответствует перечню выводов, которые должны быть отражены в экспертном заключении, установленному пунктом 24 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставленных в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в ограничении субъектом Российской Федерации установленного федеральным законодательством перечня выводов, которые должны содержаться в экспертном заключении, в части исключения из него вывода о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.
Кроме того, в тексте анализируемого Приказа выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с пунктом 8 Регламента в случае возникновения необходимости рассмотрения документов и материалов, не учтенных в п. п. 7.1 - 7.4, при проведении государственной экспертизы они предоставляются недропользователем по дополнительному запросу Комитета.
Вместе с тем пунктами 7.1 - 7.4 Регламента определен перечень действующих нормативно-методических документов, содержащих требования, которым должны соответствовать материалы, представляемые на государственную экспертизу, но не перечень документов, которые должны быть представлены на экспертизу.
В связи с чем положения пункта 8 Регламента в изложенном виде некорректны.
2. Ввиду наличия в пункте 2 Регламента положения, определяющего Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды уполномоченным экспертным органом, в целях усовершенствования текста Приказа в пункте 18 Регламента необходимо слова "руководителем уполномоченного органа" заменить словами "председателем Комитета".
Также в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено положение, носящее коррупциогенный характер.

В официальном тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла пункта 7 Регламента, имеется в виду "...действующим нормативно-методическим документам в части экспертизы запасов...".

Так, согласно пункту 7.4 Регламента материалы, представляемые на государственную экспертизу, по составу и оформлению должны соответствовать действующим нормативно-методическим в части экспертизы запасов, в том числе прочим инструктивным и методическим документам в сфере государственной экспертизы, утвержденным в установленном порядке.
Наличие указанного неконкретизированного дополнительного требования может повлечь необоснованное ограничение прав недропользователей при представлении документов на государственную экспертизу.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в газете "Волгоградская правда" от 17 июня 2009 г. № 107.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Приказ Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 9 июня 2009 г. № 287/01 "Об утверждении состава экспертной комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемый нормативный правовой акт в соответствие с федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Временно исполняющий
обязанности руководителя
Управления Минюста России
по Волгоградской области
советник юстиции 2-го класса
С.С.ЛУЦЕВИЧ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru