Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 3 марта 2009 г. № 7-5-44-2009

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Начальнику УВД по
Пензенской области
генерал-майору милиции
Касимкину А.Ю.

Прокуратурой области в рамках исполнения задания Генеральной прокуратуры РФ № 73/2-80д-2009 от 22.12.2008 "О проведении проверки исполнения бюджетного законодательства" проведена проверка соблюдения в 2008 году законодательства о закупках для государственных нужд в Управлении внутренних дел по Пензенской области.
В результате проведенной проверки установлено, что УВД по Пензенской области неправомерно осуществляет размещение заказов для государственных нужд в интересах государственных учреждений.
Так, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления на размещение заказов, бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
ГОУ "Учебный центр при УВД по Пензенской области", отряд милиции особого назначения, ГУ "Управление связи, специальной техники и автоматизации тыла УВД по Пензенской области", ГУ Автохозяйство при УВД по Пензенской области, а также отделы внутренних дел по районам области, согласно положениям о них, утвержденным приказами УВД по Пензенской области от 06.02.2007 № 235, от 05.02.2007 № 225, от 19.09.2007 № 1293, от 30.01.2007 № 182 и др., являются отдельными юридическими лицами и в гражданских правовых отношениях участвуют в форме государственных учреждений.
На момент проверки какие-либо документы, подтверждающие передачу полномочий по размещению заказов, не представлены.
Таким образом, данные юридические лица являются самостоятельными государственными заказчиками и соответственно обязаны самостоятельно проводить процедуру размещения заказов для своих нужд.
Подобное нарушение требований бюджетного законодательства, Закона о размещении заказов допущено, например, при проведении запроса котировок на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту ИВС ОВД по Сосновоборскому району УВД по Пензенской области, когда размещение заказа осуществлено УВД по Пензенской области, а государственный контракт заключен ОВД по Сосновоборскому району и др.
По результатам проведенной проверки выявлены многочисленные нарушения процедур размещения заказов, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Так, при проведении аукциона А99 "Оказание транспортных услуг по перевозке личного состава УВД по Пензенской области" (извещение размещено на официальном сайте 20.12.2007) в аукционной документации в нарушение требований Закона о размещении заказов установлена возможность увеличения цены государственного контракта.
Пунктом 20 Информационной карты аукционной документации и пункт 2.3 проекта государственного контракта предусмотрено, что заказчик по согласованию с исполнителем в ходе исполнения государственного контракта вправе изменить не более чем на 10% предусмотренное контрактом количество услуг при изменении потребности в услугах соответственно, на оказание которых заключен контракт.
Часть 6 статьи 9 Закона о размещении заказов предусматривает, что в случае если это предусмотрено документацией об аукционе, конкурсной документацией, а также в случае если заказ размещается у единственного поставщика в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, заказчик по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт.
Кроме того, пунктом 21.1 Информационной карты аукционной документации и пунктом 2.4 проекта государственного контракта установлено, что заказчик при заключении государственного контракта по согласованию с исполнителем вправе увеличить количество поставляемых, оказываемых услуг на сумму, не превышающую разницу между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота).
Вместе с тем, пунктом 6.5 статьи 9 Закона о размещении заказов установлено, что при заключении государственного или муниципального контракта заказчик по согласованию с участником, с которым в соответствии с указанным Законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если такое право заказчика предусмотрено документацией об аукционе.
В рассматриваемом случае предметом аукциона являлись услуги и государственный контракт заключался на оказание транспортных услуг. Следовательно, заказчик не имел правовых оснований для установления в аукционной документации, в том числе и в проекте государственного контракта, возможности для увеличения цены государственного контракта при выявлении дополнительной потребности в услугах, а также увеличения количества поставляемых услуг при заключении государственного контракта.
Аналогичные нарушения допущены в аукционной документации при проведении открытого аукциона № 61А "Выполнение работ по монтажу охранно-пожарной сигнализации на объектах УВД по Пензенской области в г. Пензе за счет средств федерального бюджета" (извещение размещено на официальном сайте 03.07.2008), открытого аукциона "Выполнение подрядных работ по строительству и реконструкции фрагментов интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы УВД по Пензенской области на уровне ГОРОВД II очереди" (извещение размещено на официальном сайте 01.08.2008), открытого аукциона № 5А "Оказание транспортных услуг по перевозке личного состава УВД по Пензенской области в 2009 году" (извещение размещено на официальном сайте 26.12.2008).
Нарушения выявлены при проведении запроса котировок на поставку канцелярских товаров и офисной бумаги для нужд УВД по Пензенской области (извещение размещено на официальном сайте от 27.03.2008).
Так, пунктом 3 Извещения о проведении запроса котировок предусмотрено, что заказчик выделил два лота при проведении запроса котировок, а именно лот № 1 - поставка канцелярских товаров для нужд УВД по Пензенской области; лот № 2 - поставка офисной бумаги для нужд УВД по Пензенской области.
Вместе с тем, часть 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов устанавливает, что при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Запрос котировок в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона о размещении заказов является способом размещения заказа без проведения торгов.
Главой 4 Закона о размещении заказов, регламентирующей порядок проведения запроса котировок, не предусмотрено право заказчика на выделение лотов.
Кроме этого, принцип свободы участников договорных отношений в осуществление своих гражданских прав закреплен в статье 1 Гражданского кодекса РФ. При этом абз. 2 части 2 той же статьи установлено, что гражданские права могут быть ограничены на основании Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 1 Закона о размещении заказов указанный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сере размещения заказов.
Из приведенных норм законодательства следует, что свобода волеизъявления участников правоотношений в сфере размещения государственных и муниципальных заказов (в том числе и УВД по Пензенской области, когда данный орган власти выступает в качестве государственного заказчика) законодательно ограничена специальными нормами права, изложенными в Федеральном законе о размещении заказов. Содержащиеся в нем правила и нормы являются императивными (то есть запрещают совершать действия, прямо не предусмотренные названным Законом), если в тексте самих норм не указано иное.
Таким образом, выделив лоты в проведение запроса котировок, заказчик совершил действия, не предусмотренные Законом о размещении заказов, тем самым нарушил единый порядок размещения государственного заказа, установленный статьей 1 Закона о размещении заказов.
Аналогичное нарушение допущено при проведении запроса котировок на поставку офисной мебели для нужд УВД по Пензенской области (извещение размещено на официальном сайте 18.07.2008), на поставку канцелярских товаров и офисной бумаги для нужд УВД по Пензенской области (извещение размещено на официальном сайте 15.07.2008), на выполнение работ по ремонту систем водоснабжения, отопления, подготовке к отопительному сезону объектов УВД по Пензенской области (извещение размещено на официальном сайте 15.07.2008).
При проведении запроса котировок на поставку лицензионных программных продуктов для нужд УВД по Пензенской области (извещение размещено на официальном сайте 21.03.2008) допущено нарушение сроков размещения протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок на официальном сайте. Так, протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок № 28-кк подписан 03.04.2008.
Часть 4 ст. 47 Закона о размещении заказов устанавливает, что протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, и в день его подписания размещается на официальном сайте.
Как установлено проверкой, в соответствии с данными портала www.zakupki.gov.ru протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок размещен на официальном сайте лишь 04.04.2008.
Аналогичные нарушения допущены при размещении протоколов рассмотрения и оценки котировочных заявок № 65-кк-1, 65-кк-3 и 65-кк-4 от 30.07.2008, № 67-кк-1 и 67-кк-2 от 31.07.2008.
При проведении запроса котировок на поставку офисной мебели для нужд УВД по Пензенской области нарушены сроки размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Так, в соответствии с данными портала www.zakupki.gov.ru извещение о проведении запроса котировок было размещено на официальном сайте 18.07.2008. В соответствии с пунктом 6 извещения о проведении запроса котировок начальная (максимальная) цена государственного контракта составляла 500000 рублей.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 45 Закона о размещении заказов заказчик обязан разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок.
Пунктом 16 извещения о проведении запроса котировок был определен срок окончания представления котировочных заявок - 29.07.2008. Учитывая, что 19, 20, 26, 27 июля 2008 года являлись нерабочими днями (суббота, воскресенье), извещение о проведении запроса котировок было размещено на официальном сайте за 6 рабочих дней до дня окончания подачи котировочных заявок, чем нарушено требование части 1 статьи 45 Закона о размещении заказов.
Аналогичное нарушение допущено при размещении на официальном сайте извещения о запросе котировок на поставку канцелярских товаров и офисной бумаги для нужд УВД по Пензенской области (извещение размещено на официальном сайте 15.07.2008), на приобретение полнорационных кормов для кормления служебных собак центра кинологической службы при УВД по Пензенской области (извещение размещено на официальном сайте 21.10.2008), на выполнение работ по подготовке систем отопления к отопительному сезону (ремонт теплотрассы) объекта УВД по Пензенской области в 2008 году (извещение на официальном сайте от 30.09.2008), на поставку бумаги офисной для нужд УВД по Пензенской области (извещение на официальном сайте 18.11.2008), на поставку профессионального планшетного сканера для документов формата A3 для нужд УВД по Пензенской области (извещение на официальном сайте 09.12.2008), на поставку и монтаж оборудования кондиционирования для УВД по Пензенской области (извещение на официальном сайте от 15.11.2008).
Проверкой установлено, что при проведении открытого аукциона "Выполнение работ по строительству и реконструкции фрагментов интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы УВД по Пензенской области на уровне ГОРОВД II очереди" (извещение на официальном сайте размещено 01.08.2008) от участников размещения заказа потребовались дополнительные сведения, не предусмотренные Законом о размещении заказов.
Так, пунктом 18 Информационной карты аукционной документации установлено, что участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе, которая должна содержать предложения о функциональных и качественных характеристиках по форме приложения 1.4.4. Указанная форма устанавливала, что участник размещения заказа должен заполнить таблицу, в которой он, в числе прочих сведений, обязан указать сведения о технических характеристиках, предлагаемых к выполнению работ, а также о безопасности предлагаемых к выполнению работ.
Часть 3 статьи 35 Закона о размещении заказов устанавливает запрет на истребование от участника размещения заказа иного, не предусмотренного частью 2 названной статьи.
Пункт 2 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов устанавливает, что участник размещения заказа должен в составе заявки указать только сведения о качестве работ (сведения о характеристиках он предоставляет, если предметом аукциона являлась поставка товара).
Таким образом, заказчик, установив в аукционной документации требования о предоставлении участником размещения заказа сведений о технических характеристиках предлагаемых к выполнению работ, а также сведения о безопасности предлагаемых к выполнению работ, нарушил требования ч. 3 ст. 35 Закона о размещении заказов.
Аналогичное нарушение допущено при проведении аукциона № 5А "Оказание транспортных услуг по перевозке личного состава УВД по Пензенской области в 2009 году" (извещение на официальном сайте размещено 26.12.2008).
Кроме того, по результатам проверки выявлены нарушения п. 7 ст. 35 Федерального закона о размещении заказов в части регистрации конвертов с заявками, а не поступивших заявок, как это установлено законом. Подобные факты имели место при проведении аукциона № 61А "Оказание транспортных услуг по перевозке личного состава УВД по Пензенской области" (извещение размещено на официальном сайте 20.12.2007), открытого аукциона № 61А на размещение государственных заказов "Выполнение работ по монтажу охранно-пожарной сигнализации на объектах УВД по Пензенской области в г. Пензе" (извещение размещено на официальном сайте 03.07.2008), "Выполнение подрядных работ по строительству и реконструкции фрагментов интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы УВД по Пензенской области на уровне ГОРОВД II очереди" (извещение размещено на официальном сайте 01.08.2008) и др.
Указанные выше нарушения стали возможны из-за ненадлежащего осуществления сотрудниками Управления внутренних дел по Пензенской области своих должностных обязанностей, а также отсутствия должного контроля за их деятельностью со стороны руководства Управления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

требую:

рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры области и принять конкретные меры к устранению отмеченных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
Решить вопрос о привлечении виновных в допущенных нарушениях федерального законодательства должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению с сообщением о результатах его рассмотрения в письменном виде в прокуратуру области в месячный срок.

Прокурор области
государственный советник
юстиции 2 класса
В.Д.КОШЛЕВСКИЙ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru