Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ
от 13 марта 2009 г. № 7-5-51-2009

НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.02.2009 № 135-пП
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОГРАММУ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА
СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2009 ГОДУ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.01.2009 № 1-пП
(С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ)"

В Правительство
Пензенской области

Прокуратурой Пензенской области проведена проверка Постановления Правительства Пензенской области от 20.02.2009 № 135-пП "О внесении изменений в программу Пензенской области "Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2009 году", утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области от 12.01.2009 № 1-пП (с последующими изменениями)".
Названным Постановлением внесены изменения в Программу Пензенской области "Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2009 году".
В ходе проверки установлено, что содержание данного Постановления не в полной мере отвечает требованиям федерального законодательства.
Так, разделом 4 утвержденной Программы (Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее исполнения) предусмотрено, что обучение высвобождаемых работников проводится на базе образовательных учреждений по итогам конкурсного отбора и по договорам, в том числе выигравшим гранты в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", а также на учебной базе предприятий и организаций.
Данный абзац не соответствует принципу определенности правового регулирования.
Исходя из содержания данного абзаца, обучение возможно либо на базе образовательных учреждений, либо на учебной базе предприятий и организаций.
Однако, оказание образовательных услуг на базе предприятия и организации возможно только при наличии соответствующего разрешения (лицензии) образовательных услуг на указанный вид деятельности.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796, лицензированию на право осуществления образовательной деятельности подлежат предприятия (организации), имеющие образовательные подразделения.
Согласно п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796, не подлежит лицензированию: образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации; индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.
С учетом изложенного абзац 4 раздела 4 региональной программы необходимо изложить с учетом требований федерального законодательства.
Кроме того, поскольку отбор образовательных учреждений, на базе которых планируется обучение высвобождаемых работников, будет производиться на конкурсной основе, то определение перечня организаций (учреждений профессионального образования, учебных центров), на базе которых будет проходить опережающее профессиональное обучение и указанных в приложении № 1 к Программе (ссылка в абз. 14 пункта 3.1 раздела 3 Программы), не соответствует федеральному законодательству.
Согласно части 1 ст. 3 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Исходя из содержания данной статьи, отбор предприятий и организаций, которые будут осуществлять обучение высвобождаемых работников, должен осуществляться в рамках Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005. При этом определение заранее перечня организаций, в которых будет реализовываться указанное мероприятие по обучению, без проведения конкурса противоречит требованиям указанного Закона.
К данным правоотношениям применяются и нормы гражданского законодательства, которые основываются на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст. 1 ч. 1 ГК РФ).
Кроме того, применяя нормы гражданского законодательства по аналогии (ст. 6 ГК РФ), необходимо отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 447 ГК РФ выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
При этом согласно ч. 1 ст. 448 ГК РФ в открытом конкурсе может участвовать любое лицо.
Статьей 15 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006 федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, пунктом 2 запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
При таких обстоятельствах приложение № 1 к Программе в части определения учреждений профессионального образования, учебных центров, на базе которых будет проходить опережающее профессиональное обучение, необходимо привести в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Также в пункте 3.2 региональной Программы предусмотрено, что перечень организаций, в которых будут реализовываться мероприятия по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки, приведены в приложении № 2 к Программе.
В то же время, указание предприятий, которые организуют общественные работы, без ссылки на их участие в Программе по согласованию либо в рамках взаимодействия с органами государственной власти противоречит требованиям пункта 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым физические лица и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Поскольку Постановлением Правительства РФ № 1089 установлены требования к региональной программе в части указания размера средств, необходимых для реализации мероприятий Программы, с обоснованием и расчетом по каждому мероприятию, то до определения предприятий, организующих общественные работы (в случае необходимости) в соответствии с требованиями Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005, необходимо предусмотреть механизм корректировки предприятий, участвующих в реализации Программы.
Кроме того, при реализации Программы могут возникнуть ситуации, при которых предприятие - участник Программы решит больше не участвовать в Программе или не пройдет конкурсный отбор, либо предприятие, не включенное в приложения к Программе, изъявит желание участвовать в реализации Программы.
Абзацем 13 раздела 4 региональной программы предусмотрено, что размер финансовой помощи равен сумме годового пособия по безработице, причитающегося конкретному гражданину.
Указанная норма создает ситуацию, при которой безработным финансовая помощь будет оказываться в зависимости от размера получаемого лицом пособия по безработице.
При этом безработные, у которых ранее заработная плата была значительной, будут получать помощь в большем размере, чем те безработные, у которых ранее заработная плата была меньше.
Вместе с тем, право на осуществление предпринимательской деятельности не зависит от размера получаемого лицом пособия по безработице.
Установление финансовой помощи в зависимости от конкретного размера получаемого пособия по безработице нарушает принцип социальной справедливости, закрепленный в статьях 2, 7 Конституции Российской Федерации, и создает неравный доступ к средствам бюджета, предназначенным для оказания содействия в развитии малого предпринимательства.
Также необходимо отметить, что Программой не определен механизм финансирования мероприятий Программы, в том числе порядок отбора организаций, оказывающих услуги в рамках Программы, что не отвечает критерию определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

предлагаю:

1. Рассмотреть настоящий протест и внести изменения в Постановление Правительства Пензенской области от 20.02.2009 № 135-пП "О внесении изменений в программу Пензенской области "Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2009 году", утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области от 12.01.2009 № 1-пП (с последующими изменениями)", приведя его в соответствие с федеральным законодательством.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
3. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.

Прокурор Пензенской области
государственный советник
юстиции 2 класса
В.Д.КОШЛЕВСКИЙ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru