Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


ДУМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - "ГОРОД ТУЛУН"

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2008 г. № 21-ДГО

О ПЕРСПЕКТИВАХ И ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА

Заслушав информацию специалиста отдела образования и молодежной политики Комитета социальной политики администрации городского округа Л.В.Слободенюк о перспективах и проблемах реализации программы предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях города, руководствуясь ст.ст. 6, 22, 43 Устава муниципального образования - "город Тулун", Дума городского округа решила:

1. Информацию специалиста отдела образования и молодежной политики Комитета социальной политики администрации городского округа Л.В.Слободенюк о перспективах и проблемах реализации программы предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях города принять к сведению.

2. Начальнику юридического отдела аппарата Думы городского округа О.А.Кондрашовой опубликовать информацию о перспективах и проблемах реализации программы предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях города в газете "Тулунский вестник".

3. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за собой.

Председатель
Думы городского округа
Ю.В.КАРИХ



О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТА,
СВЯЗАННОГО С ВВЕДЕНИЕМ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЗА 2006 - 2008 ГОДЫ

Введение на старшей ступени общеобразовательной школы системы специализированной подготовки - профильного обучения - предусматривается Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. и является одним из ее крупнейших направлений.
Экспериментальная отработка введения системы профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях города Тулуна осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 9 июня 2003 г. № 334 "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) образования", Рекомендаций об организации предпрофильной подготовки учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003 - 2004 учебный год (письмо Минобразования России от 20.08.2003 № 03-51-157ин/13-03), приказа Департамента общего и профессионального образования Иркутской области № 1164 от 28.06.2004 "О подходах к реализации Концепции профильного обучения", от 20.09.2004 № 2442 "Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках областного эксперимента по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения".
Система профильного обучения ориентирована на создание условий для максимально полного удовлетворения индивидуальных склонностей, способностей, профессиональных намерений учащихся, обеспечение общедоступности и современного качества образования.
С 1998 года была начата работа по подготовке образовательных учреждений к переходу на профильное обучение. Данный эксперимент является социальным заказом муниципалитета и отдела образования, закреплен нормативными документами. С 1998 учебного года по 2006 в муниципальной системе города Тулуна функционировало 2 экспериментальные площадки областного уровня: МОУ "Гимназия" - по теме "Оценка учебных достижений учащихся", МОУ "СОШ № 1" - "Организация предпрофильной подготовки и мультипрофильного обучения".
2006 - 2007 гг. - переходный период по внедрению профильного обучения и предпрофильной подготовки на старшей ступени обучения. До введения предпрофильной подготовки в ОУ велась разъяснительная работа с участниками образовательного процесса о целях и задачах профильного образования, соотнесены потребности социума и возможности образовательных учреждений. И в 2007 - 2008 уч. году 6 школ: МОУ СОШ № 4, 6, 7, 19, 20, 25 - включились в эксперимент по апробации экспериментального учебного базисного плана по введению профильного обучения и предпрофильной подготовки. МОУ СОШ № 7, 20 - организация предпрофильной подготовки; МОУ СОШ № 4, 19 - организация предпрофильной подготовки в рамках сетевого взаимодействия; в МОУ СОШ № 6, 25 организована предпрофильная подготовка и профильное обучение. МОУ "СОШ № 2" находится на стадии организации ППиПО в новом учебном году. Наиболее структурированным профильное обучение в ОУ стало с принятием нового федерального базисного плана 2007 года.
Базовые учебные планы двух учреждений: МОУ СОШ № 6, 25 - прошли экспертизу на областном экспертном совете.
В соответствии с планом-графиком введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в течение года были решены следующие моменты:

+----------------------+-------------------------+-----------------------+
¦   Пропедевтический   ¦      Основной этап      ¦   Завершающий этап    ¦
¦  (подготовительный)  ¦                         ¦                       ¦
¦         этап         ¦                         ¦                       ¦
+----------------------+-------------------------+-----------------------+
¦                        На муниципальном уровне                         ¦
+----------------------+-------------------------+-----------------------+
¦Создана               ¦Осуществлялось           ¦Подведен анализ по     ¦
¦нормативно-правовая   ¦методическое             ¦итогам года            ¦
¦база по введению      ¦сопровождение            ¦эксперимента           ¦
¦предпрофильного       ¦эксперимента и           ¦(для вновь вступивших в¦
¦обучения              ¦отслеживание             ¦эксперимент и          ¦
¦                      ¦промежуточных            ¦продолжающих)          ¦
¦Подготовлен           ¦результатов через        ¦                       ¦
¦информационно -       ¦тематические совещания,  ¦Подготовлена информация¦
¦статистический банк   ¦семинары, работу         ¦о результатах          ¦
¦реализации ППиПО в    ¦проблемных групп, через  ¦эксперимента,          ¦
¦ОУ города             ¦аналитическую            ¦выработаны рекомендации¦
¦                      ¦деятельность:            ¦по устранению          ¦
¦Проведена             ¦полугодовая, годовая,    ¦выявленных проблем и   ¦
¦информационно -       ¦промежуточная            ¦оказана практическая   ¦
¦разъяснительная       ¦отчетность               ¦помощь                 ¦
¦работа педагогических ¦                         ¦                       ¦
¦и руководящих кадров: ¦Проведено городское      ¦Проведен               ¦
¦                      ¦мероприятие, направленное¦социологический опрос  ¦
¦семинары директоров   ¦на реализацию            ¦учащихся о             ¦
¦общеобразовательных   ¦эксперимента: конкурс    ¦востребованности       ¦
¦учреждений,           ¦"Лучший элективный курс" ¦профильного образования¦
¦заместителей          ¦                         ¦                       ¦
¦директоров по УВР,    ¦Осуществлялось изучение  ¦Расширена сеть         ¦
¦заседания МО,         ¦состояния дел в ОУ в ходе¦экспериментальных      ¦
¦индивидуальные        ¦эксперимента через       ¦площадок               ¦
¦консультации          ¦тематические проверки,   ¦                       ¦
¦                      ¦аналитическую отчетность ¦Составлен реестр       ¦
¦Для координирования   ¦                         ¦элективных курсов,     ¦
¦ППиПО в ОУ города     ¦Представление результатов¦образовательных        ¦
¦создан Координационный¦ППиПО на сайте отдела    ¦программ,              ¦
¦совет по введению     ¦образования              ¦апробированных в городе¦
¦ППиПО, куда входили   ¦                         ¦по ОУ                  ¦
¦координаторы ОУ и     ¦                         ¦                       ¦
¦зам. директора с      ¦                         ¦Составлена модель      ¦
¦исполнением           ¦                         ¦сопровождения          ¦
¦обязанностей          ¦                         ¦ППиПО на муниципальном ¦
¦координаторов         ¦                         ¦уровне, профильно -    ¦
¦                      ¦                         ¦образовательная карта  ¦
¦Проведена экспертиза  ¦                         ¦                       ¦
¦учебных планов как на ¦                         ¦Имеется статистическая ¦
¦уровне города, так и  ¦                         ¦отчетность по          ¦
¦на уровне области (МОУ¦                         ¦реализации ППиПО       ¦
¦СОШ № 6, 25)          ¦                         ¦                       ¦
¦                      ¦                         ¦                       ¦
¦Создан банк элективных¦                         ¦                       ¦
¦курсов, разработанных ¦                         ¦                       ¦
¦педагогами города и   ¦                         ¦                       ¦
¦области               ¦                         ¦                       ¦
¦                      ¦                         ¦                       ¦
¦Утверждены программы  ¦                         ¦                       ¦
¦элективных курсов для ¦                         ¦                       ¦
¦ППиПО на городском    ¦                         ¦                       ¦
¦экспертном совете     ¦                         ¦                       ¦
+----------------------+-------------------------+-----------------------+
¦                На уровне общеобразовательных учреждений                ¦
+----------------------+-------------------------+-----------------------+
¦Изучение и анализ     ¦Разработка учебных планов¦Подведение итогов      ¦
¦образовательных       ¦на уровне                ¦эксперимента на уровне ¦
¦потребностей социума и¦общеобразовательных      ¦образовательных        ¦
¦учащихся, соотнесение ¦учреждений               ¦учреждений и города.   ¦
¦потребностей с        ¦                         ¦Выявление проблем      ¦
¦возможностями ОУ.     ¦Разработка алгоритма     ¦                       ¦
¦Привлечение ресурсов  ¦основных направлений     ¦Принятие мер по        ¦
¦социальных партнеров к¦деятельности и функций   ¦устранению проблем     ¦
¦организации           ¦участников               ¦                       ¦
¦предпрофильного       ¦образовательного процесса¦                       ¦
¦обучения              ¦                         ¦                       ¦
¦                      ¦Разработка, утверждение  ¦                       ¦
¦                      ¦модульных образовательных¦                       ¦
¦                      ¦программ, элективных     ¦                       ¦
¦                      ¦курсов и их реализация;  ¦                       ¦
¦                      ¦пакета методических и    ¦                       ¦
¦                      ¦дидактических            ¦                       ¦
¦                      ¦рекомендаций             ¦                       ¦
¦                      ¦                         ¦                       ¦
¦                      ¦Промежуточное            ¦                       ¦
¦                      ¦отслеживание результатов ¦                       ¦
¦                      ¦                         ¦                       ¦
¦                      ¦Разработка портфолио     ¦                       ¦
+----------------------+-------------------------+-----------------------+

             +------------------------------------------------+
             ¦        Муниципальная модель организации        ¦
             ¦предпрофильной подготовки и профильного обучения¦
             +------------------------------------------------+
                 +---------------------------------------+
                 ¦Координационный совет по предпрофильной¦
                 ¦   подготовке и профильному обучению   ¦
                 +---------------------------------------+
+--------------+  +----------+  +------------------+  +--------------+
¦              ¦  ¦          ¦  ¦   Обучение по    ¦  ¦    Сетевое   ¦
¦Внутришкольная¦  ¦Профильная¦  ¦ индивидуальным   ¦  ¦взаимодействие¦
¦   модель     ¦  ¦  школа   ¦  ¦ учебным планам   ¦  ¦              ¦
¦              ¦  ¦          ¦  ¦(мультипрофильное)¦  ¦              ¦
+--------------+  +----------+  +------------------+  +--------------+
       /\              /\              /\                 /\
+------+-------+  +----+-----+  +------+------+  +--------+-----+  +-------------------+
¦МОУ "СОШ № 6" ¦  ¦МОУ       ¦  ¦МОУ "СОШ № 1"¦  ¦МОУ "СОШ № 1" ¦  ¦Тулунский аграрный ¦
¦МОУ "СОШ № 20"¦  ¦"Гимназия"¦  +-------------+  ¦МОУ "СОШ № 4" ¦  ¦  техникум ПУ-4;   ¦
¦МОУ "СОШ № 25"¦  +----------+                   ¦МОУ "СОШ № 7" ¦<-+    Медучилище;    ¦
+--------------+                                 ¦МОУ "СОШ № 19"¦  ¦  Железнодорожный  ¦
                                                 ¦МОУ "Гимназия"¦  ¦     техникум      ¦
                                                 +--------------+  ¦ (г. Нижнеудинск); ¦
                                                                   ¦     Томский       ¦
                                                                   ¦ университет связи ¦
                                                                   ¦и радиоэлектроники ¦
                                                                   +-------------------+

Экспериментом охвачено 113 (32%) педагогов, 562 школьника (46,6%). По сравнению с прошлым годом эти цифры увеличились, т.к. в текущем году все учреждения (кроме школы № 2: школа планирует переход в 2008 - 2009 учебном году) работают над профилизацией процесса обучения.
Любой эксперимент сопровождается регламентирующими его документами.
В течение года специалистом отдела образования были изучены нормативные и организационно-педагогические условия профилизации школ, вступивших в эксперимент первый год (МОУ СОШ № 4, 6, 7, 20, 25). Проверка показала, что состояние нормативной и методической обеспеченности эксперимента находится на достаточном уровне, соблюдена преемственность объединенных усилий через управленческую, организационную, оценочную деятельность.
Нормативно-правовая база эксперимента в ОУ опирается на:
- нормативно-правовые документы (приказы, распоряжения, положения, локальные акты, договоры о сотрудничестве), регламентирующие деятельность ОУ по введению профильного обучения и предпрофильной подготовки;
- экспериментальные учебные планы по разным профилям обучения (лингвистический, историко-филологический, естественнонаучный, физико-математический, универсальный);
- содержание профильного образования школьников, УМК;
- созданный в МОУО и ОУ банк программ элективных курсов по профильному обучению и предпрофильной подготовке школьников.
Особое внимание необходимо уделить разработке должностных инструкций всех участников образовательного процесса.
Ни один управляемый процесс не может обходиться без контроля, тем более процесс инновационной деятельности. Ни планирование, ни создание организационной структуры, ни мотивация не дадут эффекта, если будут оторваны от контроля.
Показателями качества реализации функции внутришкольного контроля можно считать полноту выполнения им его основных функций. В ОУ предусмотрена система внутришкольного эксперимента по отслеживанию результативности внедряемого эксперимента: посещение занятий (в рамках ШМО, взаимопосещения, администрация), собеседования, отчеты, анализы работ, статистические данные. Все отражается в листах оценки эффективности элективных курсов (МОУ "СОШ № 7"), тетрадях контроля (МОУ "СОШ № 20"), листах контроля и наблюдения за ходом элективных курсов (МОУ "СОШ № 6"). Контроль в ОУ выполняет корректирующую, констатирующую, информационную, мотивационную, развивающую, обучающую функции.
Элективные курсы - основной компонент предпрофильного и профильного обучения, обеспечивающий вариативность содержания.

]]>
В рамках введения профильного обучения предполагается формирование нового содержания образования, обеспечение его вариативности. Данные изменения достигаются за счет разработки элективных курсов.
Из диаграммы (рисунок не приводится) видно, что произошло увеличение количества элективных курсов за счет включения в эксперимент 6 ОУ. Больше половины элективных курсов в 2006 - 2007 учебном году составляли курсы, направленные на усиление предмета (58,2%). В 2007 - 2008 учебном году процент введенных элективных курсов предметной направленности снизился, но это большая часть от всех ЭК, и это позволяет учащимся реализовать свой интерес к конкретным учебным предметам, уточнить способность и готовность осваивать материал на повышенном уровне, подготовиться к экзаменам, наиболее вероятным для будущего профиля. Вырос процент ориентационных (надпредметных) и межпредметных элективных курсов. Они, как правило, и решают задачи профильной и профессиональной ориентации. Остаются незарегистрированными 15 элективных курсов (МОУ "СОШ № 20", "Гимназия"), поэтому к началу 2008 - 2009 учебного года координаторам нужно подать заявки для экспертизы данных элективных курсов на городском экспертном совете.
В течение года посещено 480 занятий ЭК в рамках ШМО, взаимопосещений, посещений администрацией.
Уровень проведения элективных курсов (по данным ОУ) хороший.
Мониторинг хода и качества эксперимента включает в себя:
Отчетность координатора:
- аналитические справки, экспертиза программ ЭК, методическая карта учителя (МОУ "СОШ № 25");
- анализ предпочтений учащихся, статистические данные, справки о качестве преподавания ЭК (МОУ "СОШ № 20"):
- справки диагностической работы с предприятиями - социальными партнерами (МОУ "СОШ № 4").
Отчетность авторов и ведущих курсы:
- сформированы папки по анализу ЭК каждым педагогом (МОУ "СОШ № 20");
- анализ-отчет по реализации ЭК (МОУ СОШ № 6, 7);
- мониторинг участия учащихся в элективных курсах (МОУ СОШ № 4, 25);
- зачетные листы, зачетные книжки (МОУ "СОШ № 25");
- конкурсное мероприятие "Лучшее занятие ЭК" (МОУ "СОШ № 4");
- входная, промежуточная и конечная диагностики.
В каждом образовательном учреждении проведены опросы на востребованность профиля, на удовлетворение запросов родителей, учащихся; составлены карты, сводные таблицы и диаграммы. Наиболее отслеживаемыми критериями в ОУ являются:
- рейтинг элективных курсов;
- % охвата элективными курсами;
- % выбора дальнейшего профильного обучения и профессионального образования (на выходе из ОУ);
- вовлеченность в эксперимент всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров;
- удовлетворенность всех участников образовательного процесса;
- мотивационно-ценностный компонент готовности к профильному образованию;
- уровень самооценки.
Анализ данных координаторов ОУ по показателям эксперимента, критериям оценки результатов показал, что "измерить" эффективность проводимого эксперимента очень сложно, т.к. четкого критериального аппарата показателей эксперимента не существует (во многом сказывается информированность нормативно-правовой базы на федеральном уровне). Здесь необходимо консолидированное взаимодействие всех участников образовательного процесса как на региональном, муниципальном и школьном уровнях.
Важными и требующими решения стоят вопросы:
- участия классных руководителей в проводимом эксперименте по ППиПО;
- совершенствования оценки учебных достижений школьника;
- оценки состояния здоровья;
- оценки состояния социальных последствий для школьника: а) адаптивность; б) мотивация; в) активность;
- разнообразия форм и видов элективных курсов при сетевом взаимодействии, (образовательное учреждение, обладающее достаточными мощностями, может организовывать и проводить на своей базе элективные курсы в режиме online. Все желающие 9-классники вне зависимости от их места проживания могут включиться в этот процесс).
Повышение ориентированности учащегося в ситуации выбора профиля обучения позитивно влияет на решения о выборе направления последующего обучения и создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом. Профориентационная работа отражается в обязательном элективном курсе "Мой выбор", "Профессиональное самоопределение" (МОУ "СОШ № 1"), профориентационных встречах с представителями профессий, оформлении стендов (МОУ СОШ № 6, 20. 25).
В содержание психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения входит:
- диагностический блок, который включает в себя систему мероприятий, выявляющих склонности, направленность и мотивацию учащихся к освоению того или иного вида деятельности;
- блок работы с учащимися, который включает в себя:
- организацию групповой и индивидуальной рефлексии по итогам освоения курсов по выбору и выполнение заданий по работе с информацией;
- индивидуальные консультации, основанные на результатах диагностики и мониторинга, которые проводятся по желанию учащегося;
- групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д. или на устранение проблем, возникающих у учащихся из-за отсутствия подготовки по этим и другим способам деятельности.
Следует заметить, что все средства психологической и педагогической диагностики применяются для того, чтобы предоставить учащемуся и его родителям качественный, профессиональный анализ его деятельности в рамках предпрофильной подготовки, который может быть использован как вспомогательный материал при обосновании выбора формы продолжения образования и/или профиля обучения.
Существуют проблемы по психолого-педагогическому сопровождению, которые требуют оперативного решения:
- целевая переподготовка педагогов-психологов по вопросам профилизации;
- констатирующая подача результатов деятельности;
- бессистемное проведение различных методик, диагностик, тренингов;
- если сегодня ставится задача создания условий для обеспечения индивидуальной траектории развития каждого ребенка, то без диагностики уровня его развития (физического, психического, интеллектуального, социального) и работы по коррекции отставаний в развитии не обойтись (если, конечно, мы беремся за решение этой задачи, а не только констатируем ее важность). А это значит, что нужна широкая сеть диагностических и консультационных пунктов, коррекционных групп, обеспечения преемственности в их работе и работе учителя, выработке единых рекомендаций для семьи, школы.
Муниципальная модель управления представляет управление на всех уровнях образовательной системы.

                 +-------------------------------------+
                 ¦ Организационная структура управления¦
                 ¦профилизацией на муниципальном уровне¦
                 +-------------------------------------+

 +---------------+                                  +-------------+
 ¦Координационный¦                                  ¦             ¦
 ¦  совет по     ¦                                  ¦    Отдел    ¦
 ¦предпрофильной ¦                                  ¦образования и¦
 ¦ подготовке и  ¦                                  ¦ молодежной  ¦
 ¦ профильному   ¦<-------------------------------->¦  политики   ¦
 ¦   обучению    ¦                                  ¦             ¦
 +------+--------+                                  +-----+-------+
       \/                                      +----------+
 +---------------+                            \/             +---------------+
 ¦   Проблемная  ¦                       +----------+      +-+--------------+¦
 ¦    группа     ¦                       ¦Городской ¦    +-+---------------+¦¦
 ¦"Предпрофильная¦                       ¦экспертный¦    ¦   Регистрация   ¦¦¦
 ¦ подготовка  и ¦                       ¦  совет   ¦    ¦экспериментальных¦¦¦
 ¦  профильное   ¦                       +----------+    ¦     площадок    ¦++
 ¦   обучение"   ¦                 +-------------------+ ¦ I и II уровней  ++
 +-------+-------+                ++------------------+¦ +-----------------+
         ¦                     +--+------------------+¦¦
         ¦                     ¦Экспертиза  программ ¦++    +--------------+
         ¦                     ¦профильных предметов ¦¦   +-+-------------+¦
        \/                     ¦и электронных  курсов++ +-+--------------+¦¦
+--------------------+         +---------------------+  ¦    Оценка      ¦¦¦
¦Временные творческие¦                                  ¦ промежуточных  ¦¦¦
¦    группы в ОУ     ¦                                  ¦   результатов  ¦¦¦
+--------------------+                                  ¦ эксперимента по¦++
   +------------+    +-------------+   +-----------+    ¦      ППиПО     ++
 +-+-----------+¦  +-+------------+¦  ++----------+¦    +----------------+
++------------+¦¦ ++-------------+¦¦ ++----------+¦¦
¦Нормативно - ¦¦¦ ¦НПК, семинары,¦¦¦ ¦Конкурсные ¦¦¦
¦правовое     ¦++ ¦круглые столы,¦++ ¦мероприятия¦++
¦обеспечение  ++  ¦ конференции  ++  ¦           ++
+-------------+   +--------------+   +-----------+

Межведомственное взаимодействие ИПКРО, МЦОК и ПП (межотраслевой центр оценки качества)
На уровне управления образования контролируется:
- объем допустимой нагрузки учащихся по учебному плану;
- квалификационный уровень педагогов, обеспечивающих предпрофильную подготовку и профильное обучение;
- процент поступления по профилю;
- оптимальность введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в ОУ.
Ежегодно создается банк данных элективных курсов по предпрофильной подготовке, собирается информация о состоянии предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Для урегулирования вопросов введения предпрофильной подготовки и профильного обучения создан Координационный совет, на котором рассматривались следующие вопросы:
- анализ организации предпрофильной подготовки и профильного обучения за 1 полугодие 2007 - 2008 учебного года;
- роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении;
- учебно-исследовательская деятельность школьников в предпрофильном и профильном образовании;
- теоретико-методологические подходы к организации ППиПО. Управление профильным обучением;
- публичный отчет МОУ "СОШ № 1" по реализации предпрофильной подготовки.
В течение учебного года мероприятия по предпрофильной и профильной подготовке организуются по четырем направлениям: информационному, аналитическому, организационно-методическому и консультационному.
В рамках информационной деятельности:
- формируется банк педагогической информации;
- проходят семинары по ознакомлению с опытом работы учреждений по организации и контролю за предпрофильной и профильной подготовкой;
- в ОУ организуется ознакомление родителей с организацией и ходом предпрофильной подготовки и профильного обучения; систематически организуются и проводятся опросы старшеклассников на предмет предпрофильной подготовки и профильного обучения.
В рамках аналитической деятельности:
- проводится экспертиза учебных планов, авторских программ, элективных курсов, изучение программного обеспечения предпрофильной подготовки и профильного обучения, анализ состояния предпрофильной подготовки и профильного обучения, составление отчетности.
С целью создания условий для выявления творческих разработок и проектов авторских коллективов и педагогов и более эффективного их использования в образовательной системе города Концепцией предпрофильной подготовки и профильного обучения был организован и проведен конкурс "Лучший элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения" по номинациям:
1. "Элективный курс, соответствующий стандартам регионального (национально-регионального) компонента содержания общего образования и учебным предметам регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области".
2. "Лучший элективный курс для профессионального самоопределения школьника".
3. "Лучший элективный курс для развития надпредметных компетенций".
4. "Лучший элективный курс для дополнительного образования учащихся".
В конкурсе принимали участие педагоги общеобразовательных учреждений независимо от стажа педагогической деятельности, вида образовательного учреждения: МОУ СОШ № 1, 2, 4, 6, 7, 19, 20, 25, ЦЦО "Кристалл". На конкурс представлены как ранее изданные работы, так и новые издательские проекты. Всего был представлен 31 элективный курс по номинациям:
- "Лучший элективный курс для развития надпредметных компетенций" - 13 элективных курсов (среди них 5 вновь написанных);
- "Элективный курс, соответствующий стандартам регионального (национально-регионального) компонента" - 9 элективных курсов (7 вновь написанных);
- "Лучший элективный курс для дополнительного образования учащихся" - 1;
- "Лучший элективный курс для профессионального самоопределения школьника" - 7 элективных курсов (5 вновь написанных).
На основании решения жюри конкурса "Лучший элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения":
1. Признаны победившими и рекомендованы к включению в учебный план общеобразовательных учреждений города, участвующих в эксперименте по предпрофильной подготовке и профильному обучению, следующие элективные курсы:
В номинации "Лучший элективный курс для развития надпредметных компетенций":
- "Как научиться запоминать" (Корсак Н.С., учитель МОУ "СОШ № 20");
- "Кушать надо с удовольствием" (Мамонова В.Н., учитель МОУ "СОШ № 1");
- "Занимательная ономастика" (Литвинцева Н.А., учитель МОУ "СОШ № 4").
В номинации "Лучший элективный курс, соответствующий стандартам регионального (национально-регионального) компонента":
- "Шкатулка исторических секретов" (Козлова Н.Н., учитель МОУ "СОШ № 1");
- "История провинциального города" (Служенко Т.М., учитель МОУ "СОШ № 20");
- "Тулун - мой город" (Лаптева О.В., учитель МОУ "СОШ № 2").
В номинации "Лучший элективный курс для социализации и профессионального самоопределения школьника":
- "Открой свое дело" (Рубцов Н.М., вице-мэр, председатель комитета социальной политики администрации городского округа);
- "Этот удивительный мир дизайна" (Курьянович М.К., учитель МОУ "СОШ № 4");
- "Самопознание, саморазвитие, самовоспитание" (Кохановская М.А., учитель МОУ "СОШ № 19").
2. Рекомендованы к использованию в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих предпрофильную подготовку и профильное обучение, следующие элективные курсы:
- "Химия и кулинария" (Кузьмина Т.А., учитель МОУ "СОШ № 19");
- "Сам себе режиссер" (Кизилова М.В., учитель МОУ "СОШ № 20");
- "В здоровом теле - здоровый дух" (Евляев Ю.М., учитель МОУ "СОШ № 20");
- "Процентные расчеты на каждый день" (Карпина Ю.В., учитель МОУ "СОШ № 19");
- "Химия и экология" (Герасимович М.И., учитель МОУ "СОШ № 19").
3. Утверждены на городском экспертном совете и рекомендованы для адаптирования следующие элективные курсы:
- "Деловой немецкий" (Тюкавкина И.В., учитель МОУ "СОШ № 1");
- "Задачка" (Садовская О.Н., учитель МОУ "СОШ № 4");
- "Когда дети становятся взрослыми" (Клевнова С.И., учитель МОУ "СОШ № 4");
- "Ты скажись, добрый молодец, чей ты родом-племени?" (Ламина М.Д., Юсупова Е.В., учителя МОУ "СОШ № 2");
- "История моей семьи" (Шепнякова И.В., учитель МОУ "СОШ № 2");
- "Тулун в годы войны" (Томшина Л.П., учитель МОУ "СОШ № 25");
- "Искусство приготовления пиши" (Ходацкая О.А., учитель МОУ "СОШ № 4").
В образовательных учреждениях проведен опрос "Определение степени сформированности образовательного запроса учащихся 9 классов общеобразовательных школ города", который показал, что выпускники 9 классов в целом осознают отличие профильного обучения от непрофильного, точно указывают цель и задачи элективных курсов; 54,8% учащихся определились с выбором профиля и своей профессиональной пригодности; учащиеся осведомлены об образовательных учреждениях города и Иркутской области, и 100% учащихся определись с дальнейшим продолжением учебы (70% - в общеобразовательные учреждения, 23% - в учреждения НПО, СПО).
В течение 1 полугодия были изучены предпочтения учащихся по выбору элективных курсов, проведен анализ мотивационного поля на основе самооценки. Анализ результатов свидетельствует о том, что 91% учащихся учится в профильных классах по собственному желанию с учетом интересов, возможностей, потребностей. 79% учащихся осознают, что элективные курсы необходимы для продолжения образования и пригодятся при выборе профиля. 65% респондентов устраивают посещаемые элективные курсы.
Проблемы у учащихся возникают с расписанием, малым предложением набора элективных курсов в конкретном ОУ. Необходимо увеличение числа элективных курсов за счет использования курсов, разработанных педагогами города Тулуна и Иркутской области.
Социально-экономические и социокультурные изменения, происходящие в нашей стране, требуют существенных нововведений в педагогическую теорию и практику. Современная система образования должна не только давать знания, но и формировать у обучающихся потребность в непрерывном самостоятельном овладении новыми знаниями, создавать возможности для практического закрепления приобретенных умений и навыков. В свете новой образовательной парадигмы деятельность педагога должна способствовать определению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей ребенка. В этой связи возрастают требования к его общей и профессиональной культуре.
Курсовая подготовка по предпрофильной подготовке и профильному обучению пройдена 62 педагогами. Преобладают формы краткосрочных курсов - 43 педагогов.
Анализ профессиональной деятельности педагогов позволяет констатировать, что педагогами освоена методика организации занятий элективных курсов, осуществляется самообразование в русле реализации задач введения предпрофильной подготовки и профильного обучения, ими разрабатываются программы и элективные курсы в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения. Педагоги готовы к оказанию учащимся помощи в профильном и профессиональном самоопределении в процессе обучения, осуществлению педагогической поддержки учащихся при разработке ими индивидуальных учебных планов, подготовке учащихся старшей профильной школы к участию в профильных олимпиадах, рейтинговых состязаниях, к сдаче экзаменов в формате ЕГЭ, к поступлению в вуз и т.д.
Изучение профессиональных затруднений педагогов позволило сделать вывод о том, что введение профильного обучения в старшей школе зависит во многом от готовности учителя к качественным изменениям в своей профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность педагога профильной школы предполагает наличие теоретической, практической и мотивационной готовности педагогов к осуществлению профильного обучения.
Поэтому вопросы переподготовки кадров актуальны, необходима планомерная подготовка педагогов к реализации компетентностного подхода в преподавании предметов на профильном и базовом уровнях.
Анализ показал, что в муниципальной системе образования города Тулуна накоплен положительный опыт по созданию моделей профильной подготовки учащихся в рамках одного образовательного учреждения, в рамках сети образовательных учреждений, отрабатываются новые модели содержания образования, новые организационно-правовые формы, проектируются новые модели управления.
Перспективные направления:
- эксперимент продолжить, обеспечить возможность построения и реализации учащимися индивидуальных образовательных программ (траекторий);
- провести доработку и апробацию содержания предпрофильной подготовки и профильных и элективных курсов, в том числе: формирование требований к отбору содержания элективных курсов и формам их реализации, анализ программ и подготовка рекомендаций по их корректировке, текущая корректировка программ, формирование требований к материально-технической базе, необходимой для реализации тех или иных профильных и элективных курсов;
- определить систему мониторинга профильного обучения, предпрофильной подготовки и их результативности в образовательных учреждениях и на муниципальном уровне;
- своевременно проводить анализ востребованности отдельных учебных предметов и оценку эффективности разработанных элективных курсов для решения задач профильного обучения;
- регламентировать должностные инструкции всех участников образовательного процесса;
- активизировать участие классных руководителей в проводимом эксперименте по ППиПО;
- необходима планомерная подготовка педагогов к реализации компетентностного подхода в преподавании предметов на профильном и базовом уровнях;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием;
- совершенствовать работу по оказанию учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения при выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru