Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область

Документ не применяется.

Подробнее см. Справку
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2009 г. по делу № А76-27459/2008-21-805/242

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 23 марта 2009 года.
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи О.Б. Вяткина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.А. Кашлевой, рассмотрев в открытом судебном заседании, дело по иску Открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт", г. Челябинск, к Обществу с ограниченной ответственностью "Тепловые электрические сети и системы", г. Челябинск,
о рассмотрении разногласий по договору,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - К., имеющего доверенность от 01.12.2009,
представителя ответчика - Ж., имеющего доверенность от 30.12.2008

установил:

открытое акционерное общество "Челябэнергосбыт", ОГРН 1057423505732, ИНН 7451213318, юридический адрес: 454091, г. Челябинск, ул. Российская, 260/2 (далее - истец, ОАО "Челябэнергосбыт"), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Тепловые электрические сети и системы", ОГРН 1077450006600, ИНН 7450053485, юридический адрес: 454038, г. Челябинск, ул. Талалихина, 17 (далее - ответчик, ООО "ТЭСиС") о рассмотрении разногласий по договору об оказании услуг по передаче электроэнергии и компенсации потерь в сетях сетевой организации № 4200 от 01.01.2008 (т. 1 л.д. 4 - 7).
Иск заявлен на основании ст.ст. 426, 445, 446, 541 ГК РФ.
В обоснование заявленных требований истец указал, что при заключении договора об оказании услуг по передаче электроэнергии и компенсации потерь в сетях сетевой организации № 4200 от 01.01.2008 между сторонами остались неурегулированными пункты 3.1.6, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.4, 6.4 Приложения № 6 "Регламент определения объемов электроэнергии, поступившей в сеть исполнителя, сверхнормативных потерь электроэнергии в сетях исполнителя" к указанному договору. Просит указанные пункты приложения изложить в редакции истца.
Ответчик - ООО "ТЭСиС" представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал и указал, что положения Регламента не содержат существенных условий договора об оказании услуг по передаче электроэнергии и компенсации потерь в сетях сетевой организации № 4200 от 01.01.2008, в связи с чем, полагает, что указанный договор является заключенным. Ответчик не согласен с редакцией пунктов 3.2.1, 3.2.2 Регламента и просит изложить их в своей редакции, пункты 3.1.6, 3.2.4, 6.4 просит исключить из Регламента (т. 1 л.д. 94 - 103).
В судебном заседании истец уточнил исковые требования в порядке ст. 49 АПК РФ, которые судом приняты (т. 3 л.д. 68 - 75).
В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования и пояснил, что при заключении договора об оказании услуг по передаче электроэнергии и компенсации потерь в сетях сетевой организации № 4200 от 01.01.2008 между сторонами остались неурегулированными пункты 3.1.6, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.4, 6.4 Приложения № 6 "Регламент определения объемов электроэнергии, поступившей в сеть исполнителя, сверхнормативных потерь электроэнергии в сетях исполнителя" к указанному договору. Просит указанные пункты приложения изложить в редакции истца.
В судебном заседании ответчик исковые требования не признал и пояснил, что положения Регламента не содержат существенных условий договора об оказании услуг по передаче электроэнергии и компенсации потерь в сетях сетевой организации № 4200 от 01.01.2008, в связи с чем, полагает, что указанный договор является заключенным. Ответчик не согласен с редакцией пунктов 3.2.1, 3.2.2 Регламента и просит изложить их в своей редакции, пункты 3.1.6, 3.2.4, 6.4 просит исключить из Регламента.
Заслушав объяснения истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ответчиком в адрес истца был направлен проект договора об оказании услуг по передаче электроэнергии и компенсации потерь в сетях сетевой организации № 4200 от 01.01.2008.
20.02.2008 истцом был направлен ответчику протокол разногласий № 1 к указанному договору, в соответствии с которым истец не согласился с редакцией ряда пунктов договора (т. 1 л.д. 10 - 17).
Приложение № 6 к договору № 4200 от 01.01.2008, а именно Регламент определения объемов электроэнергии, поступившей в сеть исполнителя, и сверхнормативных потерь электроэнергии в сетях исполнителя также был подписан истцом с протоколом разногласий № 1 (т. 1 л.д. 20 - 24).
В ответ на данный протокол разногласий ответчик направил истцу протокол согласования разногласий № 1 (т. 1 л.д. 18), который также был подписан истцом с протоколом разногласий № 2, который был рассмотрен ответчиком и подписан (л.д. 19).
Протокол разногласий № 1 к приложению № 6 был подписан ответчиком с протоколом согласования разногласий № 1 (т. 1 л.д. 36 - 37), который в свою очередь был подписан истцом с протоколом разногласий № 2.
В дальнейшем протокол разногласий № 2 был подписан ответчиком с протоколом согласования разногласий № 2 (т. 1 л.д. 38 - 39), который истцом был подписан с протоколом разногласий № 3 (т. 1 л.д. 40 - 41), который в свою очередь ответчиком не был подписан (т. 1 л.д. 42 - 43).
Таким образом, между сторонами договора остались неурегулированными пункты 3.1.6, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.4, 6.4 Приложения № 6 к договору "Регламент определения объемов электроэнергии, поступившей в сеть исполнителя, сверхнормативных потерь электроэнергии в сетях исполнителя", в связи с чем, истец передал спор на рассмотрение Арбитражного суда Челябинской области.
В остальной части условия договора об оказании услуг по передаче электроэнергии и компенсации потерь в сетях сетевой организации № 4200 от 01.01.2008 между сторонами согласованы.
Возражений на рассмотрение разногласий по договору в суде ответчик не заявил, возникший между сторонами спор подлежит разрешению судом.
Согласно ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истец предлагает изложить пункт 3.1.6 Приложения в следующей редакции: при отсутствии коммерческого учета для определения объема электроэнергии, отпускаемой из сети Исполнителя для собственных нужд жилищных организаций, этот объем определяется по условиям договора электроснабжения (купли-продажи электроэнергии) с жилищными организациями.
Ответчик просит исключить указанный пункт, поскольку законодательством не предусмотрено специального порядка определения объемов электрической энергии, поставляемой истцом исполнителям коммунальных услуг.
Суд, полагает, что данный пункт Приложения подлежит исключению, так как данное условие договора действующим законодательством не предусмотрено. Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 и иным действующим законодательством не предусмотрено специального порядка определения объемов электрической энергии, поставляемой исполнителям коммунальных услуг, в том числе, жилищным организациям. Определение объемов электрической энергии отпущенной из сети исполнителя юридическим лицам, каким являются жилищные организации, установлено п. 3.1.1 Регламента.
Спорная редакция пункта 3.2.1 Регламента касается определения полезного отпуска электроэнергии гражданам-потребителям.
Истец полагает, что указанный пункт подлежит принятию в следующей редакции: "полезный отпуск электроэнергии гражданам-потребителям определяется следующим образом:
- при передаче электроэнергии в частные дома - по приборам учета, установленным у граждан-потребителей, а в случае их отсутствия - по нормативу, утвержденному постановлением ГК "ЕТО ЧО". Показания приборов учета при этом заносятся в "Ведомость снятия показаний приборов учета электроэнергии" (Приложение № 3 к настоящему Регламенту). Ведомость с подписями бытовых потребителей и подписью руководителя Исполнителя предоставляется Заказчику до последнего числа отчетного периода.
- при передаче электроэнергии в многоквартирные дома - по приборам учета, установленным на вводе в дом. Показания приборов учета при этом указываются в акте приема-передачи электроэнергии. Акт приема-передачи электроэнергии с подписями уполномоченного представителя жилищной организации (или уполномоченного представителя собственников жилья) и руководителя Исполнителя предоставляется Заказчику до 3 числа месяца, следующего за отчетным.
При отсутствии приборов учета на вводе в многоквартирный дом - по приборам учета, установленным у граждан-потребителей, а в случае их отсутствия - по нормативу, утвержденному постановлением ГК "ЕТО ЧО". Показания приборов учета при этом заносятся в "Ведомость снятия показаний приборов учета электроэнергии" (Приложение № 3 к настоящему Регламенту). Ведомость с подписями граждан-потребителей и подписью руководителя Исполнителя предоставляется заказчику до последнего числа отчетного периода. При не предоставлении Исполнителем надлежаще оформленных ведомостей снятия показаний приборов учета электроэнергии в полном объеме и (или) актов приема-передачи электроэнергии в полном объеме, полезный отпуск электроэнергии гражданам-потребителям определяется по среднемесячному потреблению электроэнергии, в соответствии с выставленными квитанциями-извещениями.
Заказчик направляет Исполнителю в электронном (в согласованном сторонами формате) виде информацию об электропотреблении граждан-потребителей (по квитанциям-извещениям) не позднее 6-го числа месяца, следующего за отчетным".
Ответчик с редакцией истца не согласен и предлагает изложить указанный пункт Приложения № 6 к договору в своей редакции, а именно: "определение полезного отпуска электроэнергии собственникам, владельцам или нанимателям имущества многоквартирных жилых домов и частного сектора осуществляется с помощью приборов учета, установленных в ТП исполнителя, с учетом корректировки на величину потерь на участке сети от ТП исполнителя до границы балансовой принадлежности (кабельные наконечники вводных линий в водном устройстве многоквартирного дома или контактные соединения на отпаянной опоре в домах частного сектора) и вычетом показаний приборов учета юридических лиц и ИП подключенных к сетям дома. Величина нормативных потерь определяется исполнителем в соответствии с Методическими указаниями по расчету нормативов потерь электроэнергии".
Оценив представленные суду доказательства, заслушав пояснения сторон, суд считает, что указанный пункт не может быть принят в редакции сторон по следующим основаниям.
Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 введены следующие понятия:
- граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок;
- сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям;
- точка присоединения к электрической сети - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
В соответствии с п.п. 88, 89, 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящими Правилами и жилищным законодательством Российской Федерации. При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
]]>
Ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации несет лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем.
Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Оплата предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Положения настоящего раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Из п. 19 указанных Правил следует, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
- электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту 3 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за электроснабжение в жилом помещении определяется по формуле приведенной в данном подпункте, то есть расчетным путем.
Таким образом, из смысла указанных правовых актов следует, что количество электрической энергии отпущенной гражданам должно определяться по показаниям приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, а в случае, отсутствия указанных приборов учета расчетным путем.
Способ определения количества электроэнергии при отсутствии приборов учета на вводе в многоквартирный дом, по приборам учета, установленным у граждан-потребителей, не может быть принят судом, поскольку не предусмотрен действующим законодательством в области электроэнергетики, а также в связи с тем, что граница балансовой принадлежности сетей между электросетевой организацией и потребителями определена на вводе в дом и при расчете полезного отпуска по показаниям индивидуальных приборов учета потребителей потери во внутридомовых сетях не учитываются.
Способ определения количества отпущенной электроэнергии предложенный ответчиком также не может быть принят судом по следующим основаниям.
Согласно п.п. 71, 117, 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, в целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) покупателем должен быть обеспечен учет электрической энергии в соответствии с разделом XII настоящих Правил. В случае если объем фактически потребленной электрической энергии и услуг по ее передаче определяется с использованием приборов учета, в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии) определяются:
а) технические данные используемых для этих целей приборов, в том числе измерительных трансформаторов (включая тип прибора, заводской номер, коэффициент трансформации, начальные показания), и места их расположения;
б) требования, предъявляемые к условиям эксплуатации и сохранности приборов учета;
в) порядок и периодичность передачи данных коммерческого учета потребителем;
г) срок восстановления работоспособности прибора учета в случае его временного выхода из эксплуатации или утраты;
д) условие об обязательности обеспечения периодического (не чаще 1 раза в месяц) доступа уполномоченных представителей гарантирующего поставщика и (или) сетевой организации, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя и которая является стороной в заключаемом договоре либо представляет интересы гарантирующего поставщика, к приборам учета для цели проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний.
Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.
Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Из содержания указанных правовых норм следует, что применение прибора учета в качестве расчетного согласовывается сторонами по договорам энергоснабжения и оказания услуг по передаче электрической энергии.
Между сторонами соглашения по применению приборов учета в качестве расчетных не достигнуто.
Кроме того, способ определения количества отпущенной электроэнергии, предложенный ответчиком, не предусмотрен действующим законодательством в области электроэнергетики.
С учетом изложенного, суд, считает, что пункт 3.2.1 приложения № 6 к договору № 4200 от 01.01.2008 об оказании услуг по передаче электроэнергии и компенсации потерь в сетях сетевой организации необходимо принять в следующей редакции: определение полезного отпуска электроэнергии гражданам-потребителям осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры и (или) в случае, отсутствия указанных приборов учета расчетным путем в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Пункты 3.2.1, 3.2.2 и 6.4 в редакции истца содержат положения о порядке сбора данных коммерческого учета ответчиком.
Пункт 3.2.2 изложен истцом в следующей редакции: "исполнитель производит ежемесячные контрольные снятия показаний приборов коммерческого учета электроэнергии у граждан-потребителей. При этом Исполнитель заносит их в "Ведомость снятия показаний приборов учета электроэнергии" (Приложение № 3 к настоящему Регламенту) и предоставляет Заказчику Ведомость с подписью руководителя исполнителя и подписями граждан-потребителей до последнего числа отчетного периода и в электронном виде по согласованной с Заказчиком технологии до последнего числа отчетного периода. Контрольные снятия показаний используются для корректировки объемов электроэнергии, начисленных к оплате в квитанциях-извещениях".
Ответчик с данной редакцией пункта Регламента не согласен и предлагает изложить его в следующей редакции: "в последний рабочий день расчетного месяца Исполнитель производит снятие показаний приборов учета, установленных в ТП Исполнителя и заносит их в ведомость снятия показаний приборов учета электроэнергии. Заказчик и его абоненты вправе присутствовать при снятии показаний и должны быть заранее уведомлены Исполнителем через средства массовой информации о предстоящем снятии показаний. В случае если Заказчик и его абоненты не воспользовались своим правом, показания приборов учета снимаются исполнителем в одностороннем порядке".
В пункте 6.4 истцом предложена Ведомость снятия показаний приборов учета электроэнергии бытовых потребителей, данный пункт ответчик предлагает исключить из Регламента.
В соответствии с п.п. 12, 139, 158, 159 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, в целях обеспечения надлежащего исполнения принятых субъектами розничных рынков обязательств сетевые организации осуществляют коммерческий учет электрической энергии и контролируют его осуществление иными субъектами розничных рынков в порядке, установленном настоящими Правилами.
Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Смежные сетевые организации, иные законные владельцы электрических сетей, потребители (обслуживающие их организации) и производители электрической энергии, чьи энергопринимающие устройства (энергетические установки) имеют непосредственное присоединение к электрическим сетям сетевой организации, представляют такой сетевой организации показания расчетных приборов учета, расположенных в границах балансовой принадлежности их электрических сетей (энергопринимающих устройств) с соблюдением формы и периодичности представления, определенных в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии. Форма представления показаний расчетных приборов учета должна соответствовать типам приборов учета, которыми в соответствии с настоящим разделом оборудуются точки поставки на розничном рынке.
Указанные смежные сетевые организации, иные законные владельцы электрических сетей, потребители и производители электрической энергии также должны обеспечивать беспрепятственный доступ представителей сетевой организации к приборам учета, расположенным в границах балансовой принадлежности их электрических сетей, для целей осуществления проверки состояния таких приборов учета и снятия проверочных (контрольных) показаний. Сетевая организация осуществляет контрольные проверки приборов учета не реже 1 раза в полгода, если договором оказания услуг по передаче электрической энергии не установлено иное.
Сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям).
Таким образом, суд полагает, что законодательством предусмотрен сбор сетевой организацией данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, с соблюдением формы и периодичности представления данных, определенных по соглашению сторон в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии.
Снятие сетевой организацией показаний приборов коммерческого учета электроэнергии у граждан-потребителей не предусмотрено законодательством, как и снятие показаний приборов учета за границей балансовой принадлежности своих электрических сетей. Форма и периодичность предоставления данных коммерческого учета электрической энергии законодательством не установлена и определяется по соглашению сторон.
Пункт 3.2.2 в редакции ответчика не может быть принят, поскольку предполагает снятие показаний приборов учета, установленных в ТП ответчика, то есть способом, который не может быть принят по причинам указанным выше.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым исключить п. 6.4 из Приложения № 6 к договору № 4200 от 01.01.2008, а п. 3.2.2 изложить в следующей редакции: исполнитель в расчетный период обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей и представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии заказчику.
Пункт 3.2.4 Приложения № 6 истец предлагает изложить в следующей редакции: "заказчик снимает контрольные показания приборов учета электроэнергии у граждан-потребителей в соответствии с планом работы с дебиторской задолженностью для корректировки средних расходов электроэнергии".
Ответчик предлагает данный пункт из Приложения исключить.
Суд полагает, что данный пункт подлежит исключению из Приложения № 6 к договору, поскольку регулирует отношения между истцом и гражданами-потребителями в рамках заключенных договоров энергоснабжения, которые отношения к рассматриваемому договору не имеют, законодательством, регулирующим порядок заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии данные положения в качестве обязательных не предусмотрены.
При подаче искового заявления истец платежным поручением № 29571 от 15.10.2008 уплатил государственную пошлину в размере 2000 руб. (т. 1 л.д. 9).
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на истца.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 171, 176 АПК РФ, арбитражный суд,

решил:

в удовлетворении исковых требований Открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт", г. Челябинск, отказать.
Пункты 3.1.6, 3.2.4, 6.4 приложения № 6 к договору № 4200 от 01.01.2008 об оказании услуг по передаче электроэнергии и компенсации потерь в сетях сетевой организации - исключить.
Пункт 3.2.1 приложения № 6 к договору № 4200 от 01.01.2008 об оказании услуг по передаче электроэнергии и компенсации потерь в сетях сетевой организации принять в следующей редакции: определение полезного отпуска электроэнергии гражданам-потребителям осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры и (или) в случае, отсутствия указанных приборов учета расчетным путем в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Пункт 3.2.2 приложения № 6 к договору № 4200 от 01.01.2008 об оказании услуг по передаче электроэнергии и компенсации потерь в сетях сетевой организации принять в следующей редакции: исполнитель в расчетный период обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей и представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии заказчику.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья
О.Б.ВЯТКИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru