Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2009 г. по делу № А29-909/2009

(извлечение)

27 февраля 2009 г.
(дата оглашения резолютивной части решения)
27 февраля 2009 г.
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя З.
к Сыктывкарскому межрайонному отделу Управления Россельхознадзора по Республике Коми
о признании незаконным и отмене постановления от 28 ноября 2008 г. № 0362614 (ВН)/219
при участии:
от заявителя: К.
от административного органа: Г., М.

установил:

Предприниматель З. обратился в Сыктывкарский городской суд с заявлением к Сыктывкарскому межрайонному отделу Управления Россельхознадзора по Республике Коми о признании незаконным и отмене постановления № 0362614 (ВН)/219 от 28.11.2008.
Определением Сыктывкарского городского суда от 21.01.2008 жалоба З. направлена на рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 27.02.2009 до 12 часов 30 минут.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Сыктывкарский межрайонный отдел Управления Россельхознадзора по Республике Коми в отзыве заявленные требования не признал.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Управлением 06.11.2008 было проведено плановое мероприятие по контролю (надзору) предпринимателя в принадлежащем ему магазине № 786, расположенном по адресу: г. Сыктывкар, улица Чкалова, дом 50, на наличие ветеринарно-сопроводительных документов, в ходе которой были выявлены нарушения статей 3, 5 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", пункта 1.1 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 № 422, а именно: факт того, что 24.10.2008 была получена со склада "Ассорти" и реализована через индивидуального предпринимателя З., Р. подконтрольная госветнадзору продукция (желудки цыплят бройлеров, цыплята бройлеры, рыба минтай) без ветеринарно-сопроводительных документов.
По результатам проверки составлен протокол от 19.11.2008 № 0362614-ВН, на основании которого вынесено постановление от 28.11.2008 № 0362614 (ВН)/219 о привлечении предпринимателя З. к административной ответственности, предусмотренной статьей 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, З. обжаловал его в судебном порядке.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 10.8 КоАП Российской Федерации нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по разным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
В силу статьи 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 № 29-ФЗ (далее - Закон № 29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют удостоверений качества и безопасности.
В соответствии со статьями 5, 20 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ именно на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по соблюдению требований нормативных документов при реализации пищевых продуктов, по предоставлению информации, касающейся качества и безопасности пищевых продуктов, а, следовательно, по предоставлению документов, подтверждающих качество таких пищевых продуктов.
В соответствии с п. 1.2, 1.3 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 № 422 при перевозке грузов в пределах района (города) в подтверждение безопасности и качества продукции животноводства лица, занимающиеся реализацией такой продукции, обязаны иметь ветеринарно-сопроводительные документы, в частности при реализации мяса и мясных продуктов, мяса птицы, яиц и продуктов их переработки ветеринарную справку формы № 4.
Согласно Приказу Службы Республики Коми по ветеринарному надзору от 27.02.2008 г. № 01-02/28 "О порядке оформления ветеринарных сопроводительных документов" с 1 марта 2008 года перевозка пищевых продуктов животного происхождения с оптовых предприятий на предприятия общественного питания и объекты розничной торговли в пределах района (города), допускается без сопровождения ветеринарными сопроводительными документами на каждую партию груза, при наличии информации об осмотре поступившей партии, номере и дате выдачи ветеринарного сопроводительного документа, по которому поступил груз.
При этом на каждую отгружаемую партию продукции в удостоверение качества или товаро-транспортную накладную должен быть проставлен штамп государственной ветеринарной службы с информацией об осмотре поступившего груза, номере и дате выдачи ветеринарного свидетельства на поступившую партию. Штамп должен быть заверен ветеринарным специалистом учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии с указанием фамилии, и.о. специалиста, подписи, даты.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при проведении управлением проверки соблюдения ветеринарного законодательства заявитель не представил ветеринарно-сопроводительные документы, подтверждающие безопасность и качество продукции животного происхождения, отгруженной им на основании товарного чека КН РО25167 от 24.10.2008 в адрес покупателя, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом не принимается довод предпринимателя о том, что вся отгруженная продукция прошла осмотр ветеринарным специалистом и проверку ветеринарных сопроводительных документов.
Судом отклоняется как необоснованный довод предпринимателя о том, что поскольку в оспариваемом постановлении неправильно указаны сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности (отчество) заявителя и, кроме того, содержатся противоречивые сведения относительно лица, в чьей адрес был поставлен товар, постановление подлежит отмене.
Факт отгрузки подконтрольной продукции в адрес покупателя предпринимателем не оспаривается, подтверждается материалами административного дела, поэтому неточное указание сведений о лице, которому был отпущен товар, не свидетельствует об отсутствии факта совершения административного правонарушения.
Кроме того, как протокол, так и постановление содержат сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности, такие как год, место рождения, данные паспорта. Поэтому неправильное указание отчества лица, привлекаемого к административной ответственности, не свидетельствует об отсутствии сведений о лице.
В соответствии со статьей 23.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.6 - 10.8 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, его заместители;
2) главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации, их заместители;
3) главные государственные ветеринарные инспектора городов, районов, их заместители, являющиеся начальниками (директорами) районных, городских станций по борьбе с болезнями животных, начальниками (директорами) районных, городских ветеринарных лабораторий;
4) главные государственные ветеринарные инспектора зональных управлений государственного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте;
5) государственные ветеринарные инспектора территорий, обслуживаемых возглавляемыми ими ветеринарными лечебницами, ветеринарными пунктами.
Согласно пункту 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 № 706, органами государственного ветеринарного надзора являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим отнесенные к ее ведению функции, в том числе функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии (пункт 1).
Приказом Россельхознадзора от 24.01.2005 № 4 "О создании территориальных органов Россельхознадзора" (далее - Приказ № 4) сформированы территориальные органы - управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, призванные осуществлять функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
В соответствии с пунктом 3 Перечня территориальных органов - управлений Службы по субъектам Российской Федерации (Приложение 1 к Приказу № 4) создан территориальный орган службы по Республике Коми - Управление.
Пунктом 6.5 названного приказа закреплено право должностных лиц управления, являющихся государственными инспекторами по контролю и надзору в закрепленной сфере деятельности, рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством, дела об административных правонарушениях в закрепленной сфере деятельности и применять меры административного наказания или направлять в судебные органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в правонарушении.
Аналогичные полномочия содержит Положение об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми, утвержденное приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 09.04.2008 № 114, с учетом изменений, внесенных Приказом от 30.09.2008 № 294.
Исходя из смысла и содержания указанных нормативных правовых актов, следует вывод том, что руководители территориальных органов Россельхознадзора одновременно являются главными государственными ветеринарными инспекторами субъектов Российской Федерации, соответственно, заместители руководителей территориальных органов Управлений являются заместителями главных государственных ветеринарных инспекторов субъектов Российской Федерации.
Оспариваемое постановление от 17.12.2008 № 0362887 (ВН)/215 вынесено начальником Сыктывкарского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по Республике Коми, который не является начальником Управления, следовательно, не является тем должностным лицом, которому предоставлены полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.6, 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление от 28.11.2008, вынесенное начальником Сыктывкарского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по Республике Коми № 0362614 (ВН)/219 о наложении на З. административного штрафа в размере 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в 10-дневный срок со дня принятия.

Судья



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru