Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 января 2009 г. по делу № 33-253

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Матухно Л.В.
судей Хохловой Е.Ю., Хуснутдиновой И.И.
с участием прокурора, представителя УФМС России по Хабаровскому краю Фролова В.В., действовавшего на основании доверенности от 21.10.2008 года,
рассмотрела в судебном заседании от 23 января 2009 года дело по иску Ф. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю, Межрайонному отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе в органах внутренних дел в прежней должности, взыскании денежного довольствия со дня увольнения по день восстановления на службе по кассационной жалобе Ф. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22 сентября 2008 года.
Заслушав доклад судьи Матухно Л.В., судебная коллегия

установила:

приказами Министра внутренних дел Российской Федерации № 681 л/с от 21.06.2007 г., начальника Управления Федеральной миграционной службы по Хабаровскому краю № 125 л/с от 25.06.2007 г. подполковник внутренней службы начальник паспортно-визового отделениям по обслуживанию Центрального округа межрайонного отдела УФМС России по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре Ф., прикомандированная к Федеральной миграционной службе (УФМС России по Хабаровскому краю), уволена из органов внутренних дел Российской Федерации по п. "б" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по достижении предельного возраста) и освобождена от занимаемой должности 29.06.2007 года.
Ф. обратилась в суд с иском к УФМС Росси по Хабаровскому краю, его структурному подразделению - МРО УФМС России по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре о признании увольнения незаконным, восстановлении на службе в органах внутренних дел в прежней должности, взыскании денежного довольствия со дня увольнения по день восстановления на службе. В обоснование иска указала, что увольнение считает незаконным, поскольку оно произведено по инициативе работодателя без мотивации увольнения, с нарушением требований Инструкции "О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации". Увольнением нарушены ее социальные гарантии на получение пенсии по максимальной выслуге лет, ограничено право на добровольный выход на пенсию.
Определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 августа 2007 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22 сентября 2008 года в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Ф. просит решение суда отменить, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В письменных возражениях относительно кассационной жалобы представитель УФМС России по Хабаровскому краю с доводами жалобы не согласен, просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого решения суда.
В силу п. "б" ст. 19 Закона РФ "О милиции", п. "б" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудники милиции могут быть уволены со службы по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел.
Пунктом "а" статьи 59 Положения предельный возраст, до достижения которого могут состоять на службе в органах внутренних дел подполковники милиции, подполковники внутренней службы, установлен 45 лет.
Увольнение по данному основанию может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего органа внутренних дел.
Сотрудники органов внутренних дел, достигшие предельного возраста, установленного ст. 59 Положения для службы в органах внутренних дел, подлежат увольнению, за исключением случаев, предусмотренных законом и настоящим Положением.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, соблюдение возрастного критерия при увольнении по достижении предельного возраста службы является одним из условий прохождения службы сотрудником органа внутренних дел. Допустимость установления достижения предельного возраста в качестве квалификационного требования была подтверждена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.1995 года.
Достижение сотрудником органа внутренних дел предельного возраста не влечет обязательного увольнения со службы, поскольку части третья и четвертая статьи 59 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, конкретизируя статью 19 Закона РСФСР "О милиции", закрепляют, что в интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальником, которому предоставлено право назначения на должности этих сотрудников.
Данная норма не является нормой-льготой для сотрудника и не означает, что именно он решает вопрос о продолжении службы, в свою очередь начальник не обязан применять ее, - ему предоставлено право с учетом названных обстоятельств оставлять сотрудника на службе сверх установленного срока либо принять решение о его увольнении в связи с достижением предельного возраста. При этом последнее не связывается с другими условиями, в частности с выслугой срока службы, дающего право на пенсию.
Законодательное ограничение права сотрудника органа внутренних дел на службу сверх установленного предельного возраста не противоречит пункту 2 статьи 1 Конвенции МОТ № 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения и предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией (определение от 22.05.1997 г. № 61-О; определение от 08.07.1999 г. № 124-О).
В соответствии с п. "а" ст. 60 Положения увольнение сотрудников органов внутренних дел, состоящих на должностях старшего и высшего начальствующего состава до подполковника милиции, подполковника внутренней службы включительно, производится заместителем министра внутренних дел Российской Федерации, руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено министром внутренних дел Российской Федерации;
Сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее, чем за два месяца до увольнения.
Согласно п. 17.10 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, решения об оставлении сотрудников на службе сверх установленного для них предельного возраста принимаются начальниками, имеющими право назначения этих сотрудников на должность, путем утверждения персональных списков, которые составляются кадровыми подразделениями ежегодно к 1 марта.
Из материалов дела следует, что 17.08.2006 г. подполковнику внутренней службы сотруднику органов внутренних дел начальнику паспортно-визового отделения по обслуживанию Центрального округа межрайонного отдела УФМС России по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре Ф. исполнилось 45 лет.
18.12.2006 г. Ф. обратилась с рапортом к начальнику МРО УФМС России по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре о продлении срока службы до 01.03.2008 года.
Начальник МРО УФМС России по Хабаровскому краю ходатайствовал перед начальником УФМС России по Хабаровскому краю о продлении Ф. срока службы сверх установленного предельного возраста с меньшим объемом работы, в связи с недостаточным контролем за вверенным подразделением, наличием действующего дисциплинарного взыскания и четырех служебных проверок в 2006 году по фактам допущенных нарушений закона.
В список сотрудников УФМС России по Хабаровскому краю, оставляемых на службе сверх установленного предельного возраста впервые, от 28.02.2007 года Ф. включена не была.
10.01.2007 г. Ф. ознакомлена под расписку о предстоящем увольнении в связи с достижением предельного возраста.
04.04.2007 г. Ф. ознакомлена с представлением об увольнении по п. "б" ч. 1 ст. 58 Положения.
16.04.2007 г. Ф. начальником УФМС России по Хабаровскому краю предложена должность старшего инспектора МРО УФМС России по Хабаровскому краю по г. Комсомольску-на-Амуре, от перевода на которую Ф. отказалась.
Приказами министра внутренних дел РФ от 21.06.2007 г., начальника УФМС России по Хабаровскому краю от 25.06.2007 г. Ф. уволена из органов внутренних дел и освобождена от занимаемой должности 29.06.2007 г. по п. "б" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел.
Как видно из материалов дела, Ф. неоднократно нарушались требования закона при исполнении служебных обязанностей, вследствие чего, у работодателя имелись основания признать оставление Ф. на службе в органах внутренних дел сверх установленного предельного возраста в должности начальника паспортно-визового отделения по обслуживанию Центрального округа межрайонного отдела УФМС России по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре не соответствующим интересам службы.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что увольнение Ф. произведено с соблюдением требований Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Инструкции о порядке применения указанного Положения.
Предложение начальника УФМС России по Хабаровскому краю Ф. от 16.04.2007 года о переводе на должность старшего инспектора этого же отдела с меньшим объемом работы, с учетом имевшихся недостатков в работе по занимаемой начальствующей должности, не нарушает установленный порядок увольнения из органов внутренних дел по достижении предельного возраста с занимаемой должности.
Доводы жалобы о том, что увольнение является незаконным, поскольку произведено по инициативе работодателя без мотивации увольнения, являются несостоятельными.
Действующее законодательство о милиции не содержит условий обоснования причин, подтверждающих невозможность дальнейшего прохождения службы, применительно к такому основанию увольнения, как выслуга срока службы.
Другие доводы жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального и процессуального права и переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.
На основании ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22 сентября 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ф. - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.В.МАТУХНО

Судьи
Е.Ю.ХОХЛОВА
И.И.ХУСНУТДИНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru