АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2009 г. по делу № А11-11693/2008
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании суда 07.04.2009 объявлялся перерыв до 11 час. 20 мин. 14.04.2009.
Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2009.
В полном объеме решение изготовлено 21.04.2009.
Арбитражный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Е.А. Фиохиной,
судей Т.К. Кузьминой, Т.М. Мокрецовой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.А. Фиохиной,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению колхоза имени Кирова о признании недействительным решения
Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 27.08.2008 № 43/693,
заинтересованные лица:
Совет народных депутатов Киржачского района Владимирской области,
администрация Киржачского района Владимирской области;
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Киржачского района;
администрация муниципального образования сельское поселение Филипповское;
общество с ограниченной ответственностью "Конструктор",
участвовали до перерыва:
от заявителя - Иванов О.М., председатель, протокол общего собрания членов колхоза от 10.11.2006 № 04;
от Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области - Леухина Т.Ю., доверенность от 17.03.09 № 23-1.1-03г.;
от администрации Киржачского района Владимирской области - Леухина Т.Ю., доверенность от 11.01.2009 № 11-01-34;
от комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Владимирской области - Леухина Т.Ю., доверенность от 02.02.2009 № КУМИ-98-01-20;
от администрации муниципального образования сельское поселение Филипповское - не явились;
от общества с ограниченной ответственностью "Конструктор" - не явились;
участвовали после перерыва:
от заявителя - не явились,
от Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области - Леухина Т.Ю., доверенность от 17.03.09 № 23-1.1-03г.;
от администрации Киржачского района Владимирской области - Леухина Т.Ю., доверенность от 11.01.2009 № 11-01-34;
от комитета по управлению муниципальным имуществом Владимирской области - Леухина Т.Ю., доверенность от 02.02.2009 № КУМИ-98-01-20;
от администрации муниципального образования сельское поселение Филипповское - не явились;
от общества с ограниченной ответственностью "Конструктор" - не явились,
установил:
колхоз имени Кирова (далее - заявитель, колхоз) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения
Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области (далее - Совет народных депутатов) от 27.08.2008 № 43/693 "Об отмене решения Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 31.03.2006 № 6/65 "Об утверждении схемы планировки территории села Филипповское и деревни Аленино муниципального образования сельское поселение Филипповское".
В дальнейшем заявитель просил признать решение
Совета народных депутатов недействующим как несоответствующее пункту 4 статьи 7, статьям 47, 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") (уточненное заявление от 24.02.2009, протокол судебного заседания от 02.03.2009).
Заявитель пояснил, что данное решение
не вступило в законную силу, поскольку не было опубликовано в средствах массовой информации; в самом решении не указаны обстоятельства, послужившие основанием для отмены решения Совета народных депутатов от 31.03.2006 № 6/65. По мнению заявителя, отмененным решением фактически были одобрены основные направления развития агропромышленного комплекса Киржачского района, в связи с чем колхоз счел возможным руководствоваться этим решением для проведения комплекса землеустроительных, геологических, топографических работ с целью расширения производства сельскохозяйственной продукции, понеся при этом финансовые затраты. Заявитель считает, что отмена решения Совета народных депутатов от 31.03.2006 № 6/65 нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Совет народных депутатов и администрация Киржачского района не согласились с требованиями заявителя, ссылаясь на соответствие оспариваемого акта действующему законодательству.
Как пояснили представители, решение Совета народных депутатов от 31.03.2006 № 6/65, отмененное оспариваемым решением
, не соответствовало требованиям законодательства, а именно: решение не было опубликовано в средствах массовой информации, схема планировки территории села Филипповское и деревни Аленино, утвержденная этим решением, Градостроительным кодексом Российской Федерации не отнесена к документам территориального планирования поселений. Учитывая данное обстоятельство, как указал Совет народных депутатов, утверждение схемы планировки либо отмена решения об утверждении не могли повлечь нарушение прав и интересов заявителя.
Кроме того, Совет народных депутатов и администрация Киржачского района указали на необоснованность довода заявителя об отсутствии факта вступления в законную силу оспариваемого решения
в связи с его опубликованием в газете "Красное знамя" от 27.02.2009 № 14 (12 583).
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Киржачского района поддержал позицию Совета народных депутатов и администрации Киржачского района.
Администрация сельского поселения Филипповское и общество с ограниченной ответственностью "Конструктор" отзыв на заявление не представили, в заседании суда не участвовали.
Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы и возражения участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующее.
Советом народных депутатов 31.03.2006 было принято решение № 6/65 об утверждении схемы планировки территории села Филипповское и деревни Аленино муниципального образования сельское поселение Филипповское.
В последующем Совет народных депутатов принял решение
от 27.08.2008 № 43/693 об отмене данного решения.
Колхоз имени Кирова обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, посчитав, что названное решение
не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы.
В силу статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным органом правовой акт.
Решением
от 27.08.2008 № 43/693 Совет народных депутатов отменил решение от 31.03.2006 № 6/65, посчитав, что оно принято с нарушением норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Исходя из названной нормы документом территориального планирования в отношении поселений, к которым относится сельское поселение Филипповское, может быть только генеральный план поселения, особый порядок подготовки и утверждения которого установлен в статьях 23 - 25 указанного Кодекса. В данном случае постановлением Совета народных депутатов от 31.03.2006 № 6/65 была утверждена схема планировки территорий поселений, не отнесенная к документам территориального планирования муниципальных образований. Кроме того, указанная схема не разрабатывалась и не согласовывалась в установленном законодательством порядке.
При этом решение Совета народных депутатов от 31.03.2006 № 6/65 об утверждении схемы планировки не было опубликовано в средствах массовой информации.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Таким образом, не был соблюден порядок вступления в законную силу решения Совета народных депутатов от 31.03.2006 № 6/65.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что Совет народных депутатов правомерно в рамках предоставленных ему полномочий своим решением
от 27.08.2008 № 43/693 отменил не соответствующее закону решение от 31.03.2006 № 6/65.
Довод заявителя о том, что в оспариваемом решении
Совет народных депутатов не указал, каким нормативным правовым актам не соответствует отмененное решение, отклоняется, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о его недействительности.
Из содержания части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт. В ходе производства по делу Совет народных депутатов доказал обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения и указал его правовое основание.
Довод заявителя о невступлении в законную силу оспариваемого им решения
суд признает необоснованным.
Как следует из материалов дела, данное решение
было опубликовано в газете "Красное знамя" от 27.02.2009 № 14 (12 583).
Согласно статье 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования этих актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
В силу статьи 42
Устава муниципального образования Киржачский район Владимирской области, принятого решением Киржачского районного Совета народных депутатов Владимирской области от 02.08.2005 № 55/695, решение Совета народных депутатов подписывается председателем Совета и в течение 5 дней со дня принятия направляется главе Киржачского района для подписания и обнародования.
Оспариваемое решение
в установленный срок было направлено главе Киржачского района для подписания.
Тем самым, опубликование рассматриваемого решения в газете "Красное знамя" 24.02.2009 не противоречит вышеназванной статье
Устава.
Следовательно, оспариваемое решение
, опубликованное в районной газете, вступило в законную силу.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что решение
Совета народных депутатов от 27.08.2008 № 43/693 соответствует действующему законодательству, принято в пределах предоставленных Совету народных депутатов полномочий и не нарушает права и законные интересы заявителя. Заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Признать решение
Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 27.08.2008 № 43/693 "Об отмене решения Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 31.03.2006 № 6/65 "Об утверждении схемы планировки территории села Филипповское и деревни Аленино муниципального образования сельское поселение Филипповское" соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Отказать в удовлетворении заявленного требования.
3. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Е.А.ФИОХИНА
Судьи
Т.К.КУЗЬМИНА
Т.М.МОКРЕЦОВА