Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калмыкия


ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ И
КОЛЛЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА
В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ № 2
от 27 июля 2007 года

ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ
В I ПОЛУГОДИИ 2007 ГОДА, ЗАДАЧАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА
ОТПРАВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ И МЕРАХ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ И
РЕСУРСНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия и коллегия Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Калмыкия, обсудив итоги деятельности судов республики в I полугодии 2007 года, отмечают, что ими выполнен определенный объем работы по отправлению правосудия.
За истекшее полугодие судами республики всего рассмотрено 22 026 судебных дел, в том числе 2 246 уголовных, 11 224 гражданских, 5 763 административных и 2 793 иных дел, что на 12,9% больше, чем в I полугодии 2006 года (19 170).
Из них Верховным Судом республики, включая в кассационном и надзорном порядке, рассмотрено 1 641 дело, районными судами - 7 740 дел и мировыми судьями - 12 645 дел. При этом мировыми судьями разрешено 57,4% от общего количества оконченных судебных дел.
Указанные данные свидетельствуют об увеличении нагрузки на судей. За анализируемый период времени нагрузка на одного судью суда районного звена составила 21,9 судебных дел в месяц, на мирового судью - 135,1 дел, в I полугодии 2006 года данный показатель составлял соответственно 19,8 и 117,4 судебных дел.
Несмотря на увеличение нагрузки, судьи республики в основном справились с возложенными на них задачами, обеспечив качественное и оперативное рассмотрение дел на высоком профессиональном уровне. Качество рассмотрения уголовных дел составило 91,3%, гражданских - 98,6%, административных - 99,3%.
Подавляющее большинство дел окончено своевременно, по сравнению с I полугодием прошлого года доля судебных дел, рассмотренных с нарушением сроков, по гражданским и уголовным делам уменьшилась и составила 0,4% (в I полугодии 2006 года - 1,3% и 1,4%), по делам об административных правонарушениях увеличилась - 0,6% (0,5%). Наряду с объективными обстоятельствами причинами волокиты являются упущения в работе самих судов, неудовлетворительная организация судебных процессов, низкая исполнительская дисциплина. Между тем соблюдение установленных законом процессуальных сроков рассмотрения судебных дел является неотъемлемой составляющей частью профессиональной этики судьи.
Остаток нерассмотренных дел на конец отчетного периода составил 543 дела (в I полугодии 2006 года - 469). По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился остаток уголовных дел - 195 (в прошлом году -134), остаток нерассмотренных гражданских дел практически остался на прежнем уровне - 348 (335 дел).
За анализируемый период времени судами вышестоящих инстанций в апелляционном, кассационном и надзорном порядке отменено и изменено 182 судебных постановления по уголовным, 211 постановлений по гражданским делам и 37 постановлений по делам об административных правонарушениях.
Большинство судебных ошибок районных судов, как и в предыдущие годы, устраняется в кассационном порядке, что, несомненно, способствовало разрешению судебных дел в разумные сроки, как того требуют нормы международного права и национальное законодательство и своевременному восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций: 77% по уголовным и 87% по гражданским делам.
Верховным Судом республики с целью повышения качества работы и совершенствования деятельности судов проделана большая работа по оказанию помощи судьям, были использованы все формы и методы учебы судей и оказания им практической помощи. Однако приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что результативность такой работы остается еще низкой.
Изучение судебной практики свидетельствует о том, что основаниями к отмене или изменению судебных постановлений явились: нарушение или неправильное применение норм права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в постановлении суда, фактическим обстоятельствам дела; а причинами - ненадлежащая подготовка дел к судебному разбирательству, поверхностное исследование фактических обстоятельств, слабый контроль за деятельностью судей и работников аппарата со стороны председателей судов, отсутствие анализа допущенных судебных ошибок.
Вследствие проявления судьями невнимательности, небрежности и несоблюдения требований процессуального закона при оформлении дел в вышестоящую инстанцию в I полугодии 2007 года с кассационного рассмотрения снято 24 уголовных и 16 гражданских дел. В подавляющем большинстве снятие дел с кассационного рассмотрения обусловлено несоблюдением судами первой инстанции положений процессуального закона, регулирующих принятие кассационных жалоб к разбирательству, некачественным оформлением дел, принятием жалоб и представлений после истечения срока обжалования.
В истекшем полугодии по результатам рассмотрения всех категорий дел вынесено 197 частных определений (что на 11,7% больше, чем в I полугодии 2006 года - 174), из них 144 (111) - по уголовным и 53 по гражданским делам (63). Анализ содержания частных определений свидетельствует о том, что их качество не всегда отвечает требованиям закона. Нередко определения, как и ответы на них, носят формальный характер и сводятся по существу к межведомственной переписке. Ни один суд не использовал такую форму реагирования как представление, между тем основания для этого имелись, поскольку статистические данные показывают значительное количество рассмотренных судами дел, вытекающих из нарушений трудовых, пенсионных, жилищных и других прав граждан.
За анализируемый период в средствах массовой информации освещалась деятельность судебной системы республики, о чем свидетельствуют более сотни публикаций в республиканских печатных изданиях, теле- и радиопередач.
Вместе с тем в информационной политике судов имеются недостатки.
Председатели судов практически не инициируют аналитические публикации в местной печати, посвященным актуальным и спорным вопросам законодательства, не информируют общественность о сути принимаемых судебных решений.
В настоящее время все суды республики имеют интернет-сайты. Однако сайты большинства судов не обновляются, а сайт Юстинского районного суда не наполнен даже первоначальной информацией.
Во исполнение государственной программы по эксплуатации Государственной автоматизированной системы РФ "Правосудие" Верховный Суд и Управление Судебного департамента РК приступили к эксплуатации ГАС Правосудие .
Согласно плану-графику поэтапного ввода ГАС "Правосудие" в эксплуатацию на 2007 год в судах республики запланировано внедрение основных базовых подсистем, выполнение комплекса работ по поставке программно-технических средств, монтажу локально-вычислительных систем, проведение курсов обучения пользователей и системных администраторов судов по вопросам эксплуатации ГАС Правосудие.
В целях реализации Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" для организации работы государственных гражданских служащих судов республики Верховным Судом и Управлением судебного департамента РК образованы аттестационная комиссия для аттестации государственных гражданских служащих Управления и судов республики, конкурсные комиссии для проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Управлении, судах и Верховном Суде республики, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов государственных гражданских служащих аппаратов судов и УСД в РК.
Управлением Судебного департамента РК проведен значительный объем работы по материально-техническому обеспечению деятельности судов. За I полугодие 2007 года на обеспечение деятельности аппарата, судов районного звена и мировых судей освоено более 35 млн. рублей. За счет выделенных средств завершен капитальный ремонт двух районных судов, продолжается ремонт двух других райсудов, строится новое здание Приютненского районного суда.
В целях обеспечения надлежащих условий для осуществления правосудия Управлением постоянно ведется работа по улучшению материально-технической базы районных (городского) судов республики: приобретены две автомашины, комплекты компьютерной техники и офисной мебели, копировальные аппараты, факсы и сканеры.
За анализируемый период времени Службой по вопросам мировой юстиции РК проделана определенная работа по созданию условий для осуществления мировыми судьями правосудия.
В настоящий момент 18 из 19 судебных участков расположены в самостоятельных зданиях и помещениях, из которых больше половины размещаются в арендуемых помещениях. Однако не все предоставленные помещения отвечают утвержденным типовым нормам, предъявляемым к помещениям участков мировых судей и их материально-техническому обеспечению.
Из запланированной общей сметы расходов мировой юстиции в 7 млн. 665 тыс. рублей фактически исполнено 5 млн. 214 рублей, что составляет 68% лимитов бюджетных обязательств. Общая кредиторская задолженность мировой юстиции по состоянию на 01 июля 2007 года составляет 1 млн. 559 тыс. 681 рублей, из них 472 тыс. 327 рублей по итогам работы за 6 месяцев 2007 года.

В целях дальнейшего повышения уровня судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, улучшения качества отправления правосудия, Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия и коллегия Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Республике Калмыкия решили:

1. Обратить внимание судей районных и городского судов, мировых судей республики на необходимость:
соблюдения требований процессуального законодательства о порядке, сроках подготовки и назначения судебных заседаний;
принятия мер к максимальному сокращению сроков составления судебных актов, не допуская снижения их качества;
соблюдения культуры поведения в процессе;
соблюдения установленных законом гарантий равенства прав участников судебного процесса;
улучшения качества составления судебных документов, которые должны быть точными, понятными, мотивированными, убедительными и объективными по содержанию, не допускающими неясностей при исполнении;
соблюдения установленных законом процессуальных сроков рассмотрения судебных дел, жалоб и заявлений;
используя предоставленные судье полномочия, реагировать на каждый факт нарушения закона, ущемления прав и законных интересов участников процесса, которые были установлены в ходе судебного разбирательства, и добиваться их устранения.

2. Председателям районных и городского судов, мировым судьям:
четко организовывать работу аппаратов судов, следить за движением дел в судах, за выдачей гражданам предусмотренных законом справок и копий судебных документов, за своевременным рассмотрением и правильным разрешением жалоб и заявлений;
исключить случаи волокиты, грубости и невнимательного отношения к гражданам;
обеспечить равномерное распределение служебной нагрузки среди судей и работников аппарата суда;
путем регулярных анализов влиять на повышение качества и оперативность отправления правосудия и совершенствование судьями своего профессионального мастерства;
инициировать с помощью пресс-службы подготовку публикаций, посвященным актуальным и спорным вопросам законодательства, информировать общественность о сути принимаемых судебных решений;
пополнять интернет-сайты информацией, расширять банк судебных решений, оперативно и регулярно обновлять новостную рубрику;
изучить с судьями Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 мая 2007 года № 27 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности" и неукоснительно руководствоваться Кодексом судейской этики и положениями, содержащимися в указанном постановлении.

3. Председателям судебных коллегий по уголовным и гражданским делам Олюшеву В.Э. и Коченковой Л.Д.:
в целях усиления защиты прав и интересов лиц, участвующих в деле, обеспечить тщательную проверку дел в кассационном порядке, соответствие судебных постановлений процессуальному законодательству, соблюдение сроков их изготовления и вручения участникам судебного разбирательства, своевременное исполнение приговоров, решений и определений;
систематически анализировать причины отмены и изменения кассационных определений;
не оставлять без надлежащего реагирования факты нарушения нижестоящими судами норм материального и процессуального законодательства, Кодекса судейской этики, на которые реагировать путем вынесения частных определений (постановлений) и информационных писем;
регулярно обобщать и изучать судебные практику и статистику, по результатам
которых принимать меры, направленные на повышение качества отправления правосудия нижестоящими судами и соблюдение ими сроков рассмотрения судебных дел, своевременное и полное устранение судебных ошибок.

4. Первому заместителю Басангову И.В., заместителям Председателя Верховного Суда РК Мучаеву М.Н. и Петренко В.Л.:
принять меры по надлежащему обеспечению деятельности судебных коллегий по отправлению правосудия и организации работы аппарата суда;
заслушивать судей нижестоящих судов республики, допускающих ошибки при рассмотрении дел, на совещаниях судебных коллегий с приглашением председателей соответствующих судов;
совместно с Управлением Судебного департамента в республике:
а) анализировать и изучать судебную практику судей, впервые назначенных на эту должность, оказывать им всемерную помощь и поддержку;
б) обеспечить регулярные (не менее двух раз в квартал) выезды судей-кураторов непосредственно в суды для оказания судьям практической помощи по вопросам организации и обеспечения правосудия.

5. Управлению Судебного департамента в Республике Калмыкия:
завершить намеченные программы информатизации судов, реконструкции и ремонта зданий и сооружений судов, повышения квалификации сотрудников аппаратов судов;
принять меры по обеспечению судей и работников аппаратов жильем;
продолжить работу по внедрению ГАС "Правосудие".

6. Службе по вопросам мировой юстиции Республики Калмыкия:
обеспечить надлежащее организационное обеспечение мировых судей республики;
осуществлять взаимодействие с органами судейского сообщества, Верховного Суда республики и Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в республике;
усилить работу с главами районных муниципальных образований для разрешения
вопроса о выделении на безвозмездной основе зданий и помещений для размещения судебных участков.

7. Пресс-службам Верховного Суда и Управления Судебного департамента в РК:
в целях информационного обеспечения деятельности судов республики и повышения доверия населения регулярно освещать в печати, на радио и телевидении деятельность судов и органов судейского сообщества, привлекать к активному сотрудничеству журналистов, прошедших аккредитацию;
продолжать работу над информационным пополнением Интернет-сайта, расширять банк судебных решений в соответствии со сроками, оперативно и регулярно обновлять новостную рубрику, проводить мониторинг решений судов на предмет потенциального интереса к ним со стороны прессы;

8. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Первого заместителя Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Басангова И.В. и заместителя начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в РК Тагиева Д.Ю.

Председатель
Верховного Суда
Республики Калмыкия
Е.ДАКИНОВ

Начальник Управления
Судебного департамента
при Верховном Суде РФ
в Республике Калмыкия
В.ОЗАЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru