Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 ноября 2008 г. по делу № А23-2971/08А-18-193

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 28 ноября 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Т." (далее - ООО "Т.", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Центральной акцизной таможне о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче паспортов транспортных средств (далее - ПТС) на автомобили, оформленные по грузовой таможенной декларации № 10009180/281207/0000941.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, мотивируя тем, что грузовая таможенная декларация № 10009180/281207/0000941 была принята таможенным органом 28.12.2007, поэтому применяться в таможенном деле должны запреты и ограничения, действующие на 28.12.2007, так как в соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Российской Федерации в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное. Исходя из норм статьи 1 Таможенного кодекса РФ Правительство Российской Федерации в рамках своей компетенции установило правила, запреты и ограничения реализации права на перемещение некоторых видов товаров (транспортных средств) и эти правила (в том числе выдача ПТС таможенными органами), а также запреты и ограничения (на выпуск в обращение автомобильной техники, имеющей выбросы, не соответствующие нормативам) входят в таможенное дело. Положение о паспортах транспортных средств, которое регламентирует действия таможенных органов при выдаче ПТС, введено приказом Федеральной таможенной службы от 24.08.2006 № 659. Согласно п. 1 статьи 5 Таможенного кодекса РФ федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела. Таким образом, выдача ПТС относится к области таможенного дела.
Представитель ответчика в судебном заседании не признал требования заявителя, считая невыдачу ПТС законной и обоснованной.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела ООО "Т." является юридическим лицом и зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером.
ООО "Т." 28.12.207 в Калужский акцизный пост Центральной акцизной таможни была подана грузовая таможенная декларация на три грузовых автомобиля Вольво FH12, декларация была зарегистрирована за № 10009180/281207/0000941 с указанием сведений, что ввозимый товар является вкладом в уставной капитал с режимом для выпуска ввезенного товара с условным начислением ввозной таможенной пошлины.
Таможенный досмотр транспортных средств по просьбе ООО "Т." (письмо от 29.12.2007) был осуществлен 10.01.2008.
30.01.2008 Калужский акцизный пост Центральной акцизной таможни принял решение об отказе в выпуске транспортных средств по указанной декларации в заявленном режиме, которое было отменено таможенным органом во исполнение решения Арбитражного суда Калужской области от 07.04.2008 по делу № А23-348/08А-9-31, а транспортные средства были выпущены 15.08.2008.
На указанные транспортные средства таможенным органом не были выданы ПТС, поскольку транспортные средства соответствуют экологическому классу 2, тогда как с 01.01.2008 на территории Российской Федерации разрешен выпуск в обращение автомобильной техники экологического класса 3.
Считая бездействие по невыдаче ПТС на транспортные средства незаконным, ООО "Т." обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд.
Паспорта транспортных средств введены постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 и согласно п. 1 данного Постановления наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении. В соответствии с п. 2 данного Постановления ПТС выдаются таможенными органами Российской Федерации на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации.
Совместным приказом МВД России, Минпромэнерго РФ и Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 № 496/192/134 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 57 Положения паспорта выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.
Пунктом 59 указанного Положения установлено, что оформление таможенными органами паспортов производится при условии представления транспортных средств или шасси в таможенные органы.
В соответствии с п. 2 ст. 60 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с указанным кодексом для применения к товарам таможенных процедур.
В соответствии с п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со статьей 149 кодекса не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 359 кодекса.
Согласно ст. 359 Таможенного кодекса Российской Федерации при таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда настоящим Кодексом установлены более короткие сроки.
Таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров, если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них. Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что таможенный досмотр транспортных средств по просьбе ООО "Т." (письмо от 29.12.2007) был осуществлен 10.01.2008, паспорта транспортных средств на ввозимые грузовые автомобили могли быть выданы таможенным органом только после 10.01.2008 (предъявление товара к таможенному досмотру).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609 утвержден специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" пункт 14 которого предусматривает введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации. С 01.01.2008 она должна соответствовать экологическому классу 3.
Ввезенные по грузовой таможенной декларации № 10009180/281207/0000941 грузовые автомобили Вольво FH12 соответствуют экологическому классу 2, что не оспаривается сторонами.
Согласно пункту 70 Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента паспорта не выдаются.
Доводы ООО "Т." о том, что Правительством РФ установленные ограничения, правила и запреты на перемещение некоторых видов товаров (транспортных средств) и эти правила (в том числе выдача ПТС таможенными органами), а также запреты и ограничения (на выпуск в обращение автомобильной техники, имеющей выбросы, не соответствующих нормативам) входят в таможенное дело, а в соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Российской Федерации в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, действующие на день принятия таможенной декларации, судом во внимание не принимаются по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Таможенного кодекса Российской Федерации в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. Данные ограничения и запреты установлены статьей 20 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", к ним относятся лицензирование, исключительное право на экспорт, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры (при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров).
Требования о соответствии экологическому классу транспортного средства не относится к мерам таможенно-тарифного регулирования, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также не относится к запретам и ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, поскольку требования установлены ко всей автомобильной технике, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, а не только ввозимой на территорию Российской Федерации.
Таким образом, к правоотношениям по выдаче ПТС не может быть применена норма статьи 7 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Также судом не принимается во внимание довод заявителя о том, что исходя из норм статьи 1 Таможенного кодекса РФ Правительство Российской Федерации в рамках своей компетенции установило правила, запреты и ограничения реализации права на перемещение некоторых видов товаров (транспортных средств) и эти правила (в том числе выдача ПТС таможенными органами), а также запреты и ограничения (на выпуск в обращение автомобильной техники, имеющей выбросы, не соответствующих нормативам) входят в таможенное дело по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 1 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Статьей 11 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.
Данной статьей также определено понятие ввоза товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, которым является фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.
Калужским акцизным таможенным постом осуществлен выпуск транспортных средств, предъявленных к таможенному оформлению по ГТД № 10009180/281207/0000941, без запретов и ограничений. Выдача ПТС является обязательным условием для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что требования заявителя не основаны на действующем законодательстве, в связи с чем не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167, 169, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Арбитражного суда
Калужской области



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru