КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"СУХИНИЧСКИЙ РАЙОН"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2009 г. № 710
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ КАССОВЫХ
РАЗРЫВОВ И ИСТОЧНИКОВ ПОКРЫТИЯ ВРЕМЕННЫХ КАССОВЫХ РАЗРЫВОВ
В соответствии с Программой
реформирования муниципальных финансов МР "Сухиничский район" на 2009-2010 годы, утвержденной решением районной Думы МР "Сухиничский район" от 20.02.2009 № 11,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Порядок
планирования временных кассовых разрывов и источников покрытия временных кассовых разрывов (приложение).
2. Настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заведующую отделом финансов администрации МР "Сухиничский район" Н.Е.Коробову.
Глава администрации
муниципального района
"Сухиничский район"
А.Д.Ковалев
Приложение
к Постановлению
администрации
муниципального района
"Сухиничский район"
от 18 мая 2009 г. № 710
ПОРЯДОК
ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ КАССОВЫХ РАЗРЫВОВ И ИСТОЧНИКОВ
ПОКРЫТИЯ ВРЕМЕННЫХ КАССОВЫХ РАЗРЫВОВ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает правила планирования временных кассовых разрывов и источников покрытия временных кассовых разрывов.
1.2. Под временным кассовым разрывом бюджета понимается краткосрочное, в пределах нескольких месяцев одного финансового года, превышение расходных обязательств бюджета над доходами бюджета, которое в последующие месяцы года компенсируется соответствующим превышением доходов бюджета над его расходами. Причиной возникновения кассовых разрывов является разница в сезонности поступления доходов и осуществления расходов бюджета в пределах финансового года.
1.3. Данный Порядок используется для прогнозирования и финансирования кассовых разрывов внутри бюджетного года продолжительностью от одной недели до трех месяцев.
Основными факторами, объясняющими возникновение кассовых разрывов, являются:
- наличие внутригодовой неравномерности поступления доходов и проведение расходов бюджета по месяцам (кварталам);
- форс-мажорные обстоятельства, требующие срочных разовых расходов (например, природные бедствия и чрезвычайные ситуации);
- крупные разовые выплаты из бюджета, связанные с погашением и (или) обслуживанием муниципального долга.
2. Порядок планирования временных кассовых разрывов
2.1. Планирование кассовых разрывов при составлении бюджета на очередной финансовый год осуществляется в три этапа:
- на первом этапе на основании месячных отчетов об исполнении бюджета за базовый период (3 года) составляется "типовой" профиль помесячной динамики доходов и осуществляется расчет ожидаемого профиля доходов в условиях будущего года, т.е. скорректированного с учетом очевидных изменений (например, изменения объема трансферта из бюджета вышестоящего уровня, изменения в налоговом законодательстве);
- на втором этапе на основании месячных отчетов об исполнении бюджета по расходам (за вычетом расходов по обслуживанию муниципального долга и погашения основной суммы долга) за базовый период (3 года) осуществляется расчет ожидаемого профиля расходов в условиях будущего года, то есть скорректированного с учетом очевидных изменений в сети бюджетных учреждений и расходных обязательствах;
- на третьем этапе на полученный профиль доходов и расходов накладывается график платежей по обслуживанию и погашению муниципального долга и выделяются наиболее вероятные точки, в которых при исполнении бюджета может произойти кассовый разрыв, т.е. поступивший нарастающим итогом с начала года объем доходов (с учетом переходящих остатков) становится меньше общего объема расходов.
2.2. Прогноз доходов основывается на динамике поступления доходов в базовый период (три года) исходя из различий в поступлении во времени отдельных видов доходов:
- налоговых доходов;
- неналоговых доходов;
- безвозмездных перечислений.
2.3. Прогноз расходов основывается на определении динамики расходов бюджета с учетом определенных лимитов бюджетных обязательств на планируемый год исходя из различий в сроках проведения обязательных бюджетных платежей. При этом учитываются:
- текущие расходы (за исключением расходов на обслуживание муниципального долга);
- капитальные расходы;
- расходы, связанные с предоставлением бюджетных кредитов.
2.4. Определение наиболее вероятных месяцев планируемого бюджетного года, когда при исполнении бюджета может произойти временный кассовый разрыв, т.е. когда накопленный с начала года объем доходов (с учетом переходящих остатков) становится меньше накопленного с начала года объема расходов (с учетом расходов на обслуживание и погашение уже принятых долговых обязательств), проводится по формуле:
m - месяц кассового разрыва, если
m i m i
SUM D - SUM P < 0,
i=1 i=1
отсутствие кассового разрыва, если
m i m i
SUM D - SUM P >= 0,
i=1 i=1
1 <= m <= 12,
i
где D - прогноз месячных поступлений доходов бюджета в целом в i-м
месяце в планируемом году;
i
P - значение лимита бюджетных обязательств в i-м месяце в планируемом
году;
m - месяц, в котором ожидается возникновение кассового разрыва.
3. Финансирование временных кассовых разрывов
3.1. После определения наиболее вероятных месяцев возникновения временных кассовых разрывов в очередном финансовом году разрабатываются меры по их недопущению или определяется порядок их финансирования с использованием следующих инструментов:
- корректировки поквартальной росписи расходов по отдельным статьям бюджета на год;
- поддержания достаточного уровня остатков на бюджетных счетах (формирование оборотной кассовой наличности);
- оптимизации графика новых заимствований;
- использования кредитных линий.
3.2. Корректировка поквартальной росписи расходов по отдельным статьям бюджета производится в случае, когда прогноз указывает на возникновение кассового разрыва в одном из месяцев, а не в нескольких месяцах подряд. В этом случае для предотвращения возникновения кассового разрыва орган, исполняющий бюджет, может принять меры по корректировке графика финансирования расходов по месяцам в целях обеспечения профиля расходов, исключающего (снижающего вероятность) кассового разрыва.
Проведение корректировки внутригодового графика осуществления расходов по отдельным статьям бюджета, не связанных с осуществлением регулярных платежей либо имеющих жесткую сезонную привязку, а также наличие графика осуществления бюджетом закупок, оплаты услуг и бюджетных инвестиций позволяют не допустить возникновения кассовых разрывов при осуществлении регулярных и сезонных расходов бюджета.
3.3. Формирование оборотной кассовой наличности бюджета, т.е. минимального обязательного остатка средств на конец года, используемой в очередном финансовом году в качестве дополнительного источника финансирования текущих расходов при временных кассовых разрывах бюджета, помимо инструмента оптимизации расходов и доходов в течение года, является дополнительным способом снижения риска возникновения кассового разрыва.
Формирование оборотной кассовой наличности бюджета непосредственно связано с корректировкой расходов по отдельным статьям бюджета на год, поскольку накопление остатков на бюджетных счетах возможно в случае перераспределения расходов внутри года таким образом, чтобы доходы бюджета не превышали текущие расходы.
В случае невозможности предусмотреть в проекте бюджета необходимый объем оборотной кассовой наличности в проекте постановления (решения) о бюджете устанавливается источник и предельный объем привлекаемых кредитных ресурсов, необходимых для покрытия временных кассовых разрывов.
3.4. Проведение оптимизации графика новых заимствований применяется при отсутствии в необходимых объемах оборотной кассовой наличности бюджета, поскольку перераспределение новых заимствований позволяет обеспечить оптимальное финансирование расходов и не допустить возникновения кассового разрыва.
Оптимизацию графика новых заимствований следует проводить с учетом согласования внутри года сроков осуществления новых займов и поступления других средств в бюджет. Осуществление новых займов необходимо производить в упреждающем режиме только в тех случаях, когда нет иных способов для ликвидации кассового разрыва.
3.5. Использование внутригодовых кредитных линий по финансированию кассовых разрывов заключается в том, что в начале года орган, исполняющий бюджет, заключает договор с банком об открытии кредитной линии, действующей до конца года, в размере, обеспечивающем покрытие возможных кассовых разрывов.
При открытии кредитной линии непосредственное заимствование средств происходит только в случае возникновения кассового разрыва в размере, обеспечивающем его покрытие (в пределах величины кредитной линии).
Собственно наличие открытой кредитной линии не увеличивает совокупного объема задолженности, т.к. в объем задолженности муниципального образования включаются только предоставленные кредиты.