Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


ДУМА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

РЕШЕНИЕ
от 1 ноября 2007 г. № 696

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА "СОДРУЖЕСТВО"

(в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)

В соответствии с Уставом муниципального образования - городского округа Великий Новгород, учитывая итоговый документ проведенных публичных слушаний от 20.09.2007, во исполнение решения Думы Великого Новгорода от 28.08.2006 № 344 "Об утверждении Концепции развития системы воспитания детей и молодежи в Великом Новгороде на период до 2010 года" Дума Великого Новгорода решила:

1. Утвердить прилагаемый Комплекс целевых программ по реализации Концепции развития системы воспитания детей и молодежи в Великом Новгороде на период до 2010 года "Содружество".

2. Установить сроки представления Администрацией Великого Новгорода в Думу Великого Новгорода информации о ходе реализации указанного Комплекса целевых программ ежегодно до 1 марта и отчета об исполнении указанного Комплекса целевых программ - I квартал 2011 года.
(в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
(см. текст в предыдущей редакции)

3. При формировании бюджета Великого Новгорода на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов предусмотреть денежные средства на реализацию указанного Комплекса целевых программ.

4. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород".

Мэр Великого Новгорода
Н.И.ГРАЖДАНКИН





Утвержден
решением
Думы Великого Новгорода
от 01.11.2007 № 696

КОМПЛЕКС
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ НА ПЕРИОД
ДО 2010 ГОДА "СОДРУЖЕСТВО"

(в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)

Настоящий Комплекс целевых программ разработан в целях реализации Концепции развития системы воспитания детей и молодежи в Великом Новгороде на период до 2010 года, утвержденной решением Думы Великого Новгорода от 28.08.2006 № 344, на основе целевых программ: "Развитие системы образования Новгородской области на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Администрации Новгородской области от 07.07.2006 № 317; "Развитие системы образования Великого Новгорода на 2007 - 2010 годы", утвержденной решением Думы Великого Новгорода от 25.01.2007 № 454; "Дети Новгородчины" на 2007 - 2010 годы, утвержденной постановлением Администрации Новгородской области от 23.11.2006 № 490; "Патриотическое воспитание населения Великого Новгорода" на 2007 - 2010 годы, утвержденной решением Думы Великого Новгорода от 23.11.2006 № 398; "Молодежная политика в Великом Новгороде" на 2007 - 2010 годы, утвержденной решением Думы Великого Новгорода от 23.11.2006 № 399; "Культура Великого Новгорода (2007 - 2010 годы)", утвержденной решением Думы Великого Новгорода от 23.11.2006 № 400; Плана социально-экономического развития Великого Новгорода на 2006 - I полугодие 2009 года, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 27.04.2006 № 303; Программы развития материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений в части обеспечения спортивным оборудованием и инвентарем на 2005 - 2007 годы, утвержденной решением Думы Великого Новгорода от 28.04.2005 № 126; Комплексной программы профилактики правонарушений в Великом Новгороде на 2006 - 2007 годы, утвержденной решением Думы Великого Новгорода от 03.03.2006 № 268.
Настоящий Комплекс целевых программ состоит из четырех целевых программ:
"Ступени" - воспитание в муниципальных учреждениях системы образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта";
"СМИ" - воспитание юных новгородцев средствами массовой информации";
"Новгородские дворы";
"Солнечный круг" - воспитание в семье".
Цель настоящего Комплекса целевых программ - развитие системы воспитания в Великом Новгороде, направленной на духовно-нравственное становление, гражданско-правовое самосознание детей и молодежи, формирование способностей к успешной социализации, обеспечение их прав и социальной защищенности на основе интеграции действий всех субъектов воспитательного процесса. Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
создание и реализация эффективных форм межведомственного взаимодействия и социального партнерства в организации деятельности по решению проблем воспитания детей и молодежи;
обеспечение системной информационной поддержки реализации целевых программ, входящих в настоящий Комплекс;
организация мониторинга эффективности и результативности системы воспитания детей и молодежи.
Ожидаемые результаты:
повышение эффективности системы воспитания детей и молодежи;
позитивная динамика духовно-нравственного становления, развитие гражданского правового самосознания, способность к успешной социализации детей и молодежи;
повышение уровня удовлетворенности детей и молодежи, их родителей степенью реализации прав на полноценное личностное развитие и социальную защищенность;
расширение эффективных форм межведомственного взаимодействия по решению проблем воспитания детей и молодежи;
создание системы стимулирования руководителей учреждений образования, культуры, молодежной политики, спорта на основе анализа информации о результативности воспитания, получаемой в результате ежегодного мониторинга.
Критерии эффективности реализации целевых программ:
1) позитивная динамика духовно-нравственного становления, развитие гражданского-правового самосознания, способность к успешной социализации детей и молодежи.
Показатели данного критерия:
рост уровня активности и инициативности;
позитивная динамика психофизической составляющей здоровья (комфортность самочувствия в первичном коллективе, в учреждении, уровень физической подготовленности);
снижение количества правонарушений;
снижение употребления детьми и молодежью психоактивных веществ;
снижение количества пропусков уроков без уважительной причины;
рост степени самостоятельности в организации деятельности;
сохранение сети клубов по месту жительства;
решение вопросов трудоустройства молодежи;
позитивное отношение к культурно-историческому наследию Великого Новгорода;
2) эффективность системы воспитания.
Показатели данного критерия:
соответствие нормативно-правовой базы потребностям системы;
рост компетентности кадров воспитания;
степень обеспеченности кадрами;
полнота использования воспитательных потенциалов социально-культурной среды;
высокий уровень удовлетворенности детей и молодежи, их родителей степенью реализации прав на полноценное личностное развитие и социальную защищенность;
3) эффективность межведомственного взаимодействия.
Показатели данного критерия:
количество удачно решенных проблем воспитания на основе взаимодействия различных структур и ведомств;
степень информированности субъектов о результативности воспитания;
4) система стимулирования.
Показатели данного критерия:
рост активности руководителей учреждений - субъектов воспитания в решении проблем воспитания;
рост рейтинга Великого Новгорода (по критериям реализации областной целевой программы "Развитие системы образования Новгородской области на 2006 - 2010 годы" в части воспитания).
Управление реализацией настоящего Комплекса целевых программ осуществляет Межведомственный совет по вопросам воспитания детей и молодежи Великого Новгорода.





ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СТУПЕНИ" - ВОСПИТАНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ,
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА"

I. Паспорт Программы

Наименование        "Ступени"   -   воспитание   в   муниципальных
Программы           учреждениях  системы  образования,   культуры,
                    молодежной  политики,  физической  культуры  и
                    спорта"

Заказчик Программы  Дума   Великого    Новгорода,    Администрация
                    Великого Новгорода

Разработчики        рабочая   группа   в   составе,   утвержденном
Программы           Межведомственным    советом    по     вопросам
                    воспитания детей и молодежи Великого Новгорода
                    (протокол № 1 от 24.11.2006)

Цель Программы      обеспечение   прав   детей   и   молодежи   на
                    духовно-нравственное   становление,   развитие
                    гражданского      правового      самосознания,
                    способности к успешной социализации через:
                       совершенствование  нормативно-правовой    и
                    регламентирующей  базы  на   уровне   Великого
                    Новгорода и образовательных учреждений;
                       повышение      компетентности        кадров
                    воспитания;
                       обогащение традиций воспитания;
                       привлечение    общественных       ресурсов,
                    осуществление       широкого       социального
                    партнерства;
                       использование воспитательных    потенциалов
                    социокультурного наследия Великого Новгорода;
                       организацию     мониторинга        качества
                    воспитания  детей   и   молодежи   в   Великом
                    Новгороде

Задачи Программы    разработка     и     принятие      необходимых
                    нормативно-правовых  актов,   регламентирующих
                    оптимальную     организацию     воспитательной
                    деятельности

                    обеспечение    стимулирования     деятельности
                    руководителей  образовательных  учреждений   и
                    педагогических  кадров  в  области   повышения
                    качества воспитания и  квалификации  кадров  в
                    системе образования Великого Новгорода

                    создание  эффективной системы оценки  качества
                    воспитания

                    обеспечение  трансляции   опыта   деятельности
                    результативных      воспитательных      систем
                    образовательных учреждений

                    организация межведомственного  взаимодействия,
                    реализация технологии социального  партнерства
                    в организации деятельности по воспитанию детей
                    и молодежи

                    расширение      использования       культурно-
                    исторического наследия  Великого  Новгорода  в
                    воспитании детей и молодежи

Субъекты,           комитет по образованию Администрации  Великого
ответственные       Новгорода,  учреждения  системы   образования,
за       реализацию культуры, молодежной политики и спорта
Программы

Источники и  объемы бюджет Великого Новгорода 2031900 руб., в  том
финансирования      числе:
Программы           (в   ред.  Решения  Думы  Великого   Новгорода
                    от 31.07.2009 № 439)
                    (см. текст в предыдущей редакции)

                    2007 год - 31000 руб.;

                    2008 год - 708000 руб.;

                    2009 год - 354900 руб.;
                    (в   ред.  Решения  Думы  Великого   Новгорода
                    от 31.07.2009 № 439)
                    (см. текст в предыдущей редакции)

                    2010 год - 938000 руб.

                    текущее  финансирование   учреждений   системы
                    образования, культуры, молодежной  политики  и
                    спорта

Сроки    реализации 2007 - 2010 годы
Программы

Ожидаемые           рост уровня активности и инициативности
результаты
реализации          позитивная      динамика       психофизической
Программы           составляющей     здоровья        (комфортность
                    самочувствия   в   первичном   коллективе,   в
                    учреждении)

                    позитивная    динамика    уровня    физической
                    подготовленности

                    снижение количества правонарушений

                    снижение  употребления  детьми   и   молодежью
                    психоактивных веществ

                    снижение  количества  пропусков   уроков   без
                    уважительной причины

                    рост степени самостоятельности  в  организации
                    деятельности

                    позитивное     отношение     к      культурно-
                    историческому наследию Великого Новгорода

                    достаточная нормативно-правовая база

                    рост компетентности кадров воспитания

                    повышение  уровня  удовлетворенности  детей  и
                    молодежи, их родителей  степенью    реализации
                    прав  на  полноценное  личностное  развитие  и
                    социальную защищенность

                    повышение  уровня   взаимодействия   различных
                    структур  и  ведомств  по  решению     проблем
                    воспитания

                    повышение уровня информированности субъектов о
                    результативности воспитания

                    рост  активности  руководителей  учреждений  -
                    субъектов  воспитания  в   решении     проблем
                    воспитания

Контроль            информация   о   ходе   реализации   Программы
за      исполнением представляется     Администрацией     Великого
Программы           Новгорода в Думу Великого Новгорода ежегодно в
                    рамках отчета об исполнении Концепции развития
                    системы воспитания детей и молодежи в  Великом
                    Новгороде на период до 2010 года

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Актуальность настоящей Программы заключается в необходимости интеграции усилий субъектов воспитания по созданию системы воспитания детей и молодежи в Великом Новгороде, обеспечивающей положительную динамику их развития.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты в воспитании детей и молодежи остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности, которые требуют решения на местном уровне.
Проблема детской, подростковой и молодежной преступности, профилактики употребления психоактивных веществ и девиантного поведения может быть решена лишь при активном межведомственном взаимодействии. За последние годы не снижается количество учащихся общеобразовательных учреждений, совершивших преступления, в отношении которых приняты меры суда: в 2003 году отмечено 45 случаев, в 2004 году - 55 случаев, в 2005 году - 51 случай, в 2006 году - 50 случаев. Склонность к употреблению алкоголя выявлена у 93 человек из 20322 учащихся. По данным исследований, единожды пробовали алкоголь 90 % учащихся в возрасте 13 лет. Почти 3 % опрошенных учащихся стали курить в возрасте 7 - 10 лет. Кроме того, наблюдается ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и подростков, рост школьных неврозов, внутренней тревожности и агрессивности в поведении. Средний уровень физической подготовленности учащихся школьного возраста в 2006 году составил 27,21, что ниже чем в семи районах Новгородской области. Комфортно чувствуют себя в образовательном учреждении 75 % учащихся выпускных классов.
Недостаточно благоприятные результаты связаны с характером организации деятельности и отношений в учреждениях, работающих с детьми и молодежью. Удовлетворены деятельностью школы 66 % учащихся выпускных классов и 75 % их родителей.
Необходима направленность на становление и развитие воспитательных систем в любом учреждении, работающем с детьми и молодежью. Наличие воспитательной системы в учреждении способствует более эффективному управлению воспитательным процессом, обеспечивает оптимальное пространство для развития детей и молодежи.
В системе воспитания Великого Новгорода сложились такие традиции патриотического и художественно-эстетического воспитания, как участие школьников в общегородских мероприятиях, посвященных государственным памятным датам, в мероприятиях, посвященных памяти выдающихся людей Новгородской земли: А.Аренского, Д.Балашова, С.Рахманинова, В.Бианки, празднике "День знаний", экологической акции "Чистый берег", благотворительной акции "Рождественский марафон", военно-спортивных играх "Зарница. Школа безопасности" и "Орленок", в туристско-краеведческом движении "Отечество", конкурсах "Краски Новгородчины", "Древо жизни", "Прекрасен мир поющий", фестивале хореографического искусства, фестивале "Собор ратных дружин в Великом Новгороде", спартакиадах, Президентском тестировании уровня физического развития, турнирах выходного дня и др.
Вместе с тем направленность на обновление требует создания новых городских традиций, акцента на более полное использование культурно-исторического потенциала Великого Новгорода, особенно в период подготовки к празднованию его 1150-летия.
Развитие и эффективное функционирование воспитательных систем в образовательных учреждениях связано с компетентностью кадров в сфере воспитания. В педагогической деятельности пока наблюдается крайне медленный переход от авторитарных к гуманистическим позициям, от культуры монолога к культуре диалога. Недостаточно реализуются воспитательные потенциалы урока. Организаторы деятельности с детьми и молодежью недостаточно владеют активными формами и технологиями деятельности. Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняют все педагоги, однако ключевая роль принадлежит классным руководителям. В системе школьного образования работает 1758 педагогов, в том числе 902 классных руководителя (51 процент от общего числа педагогических работников). Классный руководитель - непосредственный и основной организатор воспитательного процесса в детском коллективе, от качественной работы которого зависит реализация поставленных целей. Вместе с тем недостаточная системность как в повышении квалификации, так и в адресной мотивации классных руководителей влияет на эффективность их деятельности и, как следствие, на результат - изменения в ребенке.
Отсутствие достаточных финансовых средств на организацию деятельности детских органов самоуправления, развитие молодежных инициатив, издательскую деятельность, проведение массовых спортивных и досуговых мероприятий для детей и молодежи, смотров учреждений и конкурсов педагогического мастерства, направленных на выявление и трансляцию передовых воспитательных технологий или их развитие, реализацию инновационных проектов и внедрение новых информационных технологий, не позволяет в полной мере оказывать эффективную адресную поддержку "точек роста", снижает мотивацию к высокоэффективной педагогической деятельности. Отсутствие системы мониторинга качества воспитания не позволяет в полной мере использовать систему мотивации и стимулирования по результатам. Имеющаяся нормативная правовая база системы воспитания не в полной мере обеспечивает условия сокращения девиантного поведения детей и молодежи в вечернее время, регулирование организации деятельности классного руководителя.
Таким образом, в результате анализа состояния системы воспитания в Великом Новгороде выделяются следующие проблемы:
несовершенство пакета нормативно-правовой и организационно-методической документации, регламентирующей воспитательную деятельность;
необходимость повышения профессиональной компетентности кадров, задействованных в процессе воспитания детей и молодежи, создания социальных служб;
несовершенство воспитательных систем (несоответствие ценностных ориентиров, целей и содержания деятельности) в ряде образовательных учреждений как системы образования, так и системы спорта, культуры;
необходимость сохранения, возрождения и создания новых традиций воспитания.
Настоящая Программа содержит средства для решения проблем, нацеливает усилия администраций учреждений образования, молодежной политики, культуры и спорта, педагогов и общественности на обеспечение устойчивого развития системы воспитания в Великом Новгороде.
Главные идеи настоящей Программы:
интеграция субъектов воспитания с целью создания единой системы воспитания и разработки регламентирующей базы на уровне Великого Новгорода и образовательных учреждений;
повышение компетентности кадров воспитания, создание целостного воспитательного пространства, обеспечивающего самореализацию и самосовершенствование детей и молодежи.

III. Мероприятия по реализации Программы

--------------------------------+----------+-------------+---------------------------------+----------
    Наименование мероприятия    ¦   Срок   ¦ Исполнитель ¦      Объем финансирования       ¦Источник
                                ¦исполнения¦             ¦           (тыс. руб.)           ¦финанси-
                                ¦          ¦             +-------+-------+---------+-------+ рования
                                ¦          ¦             ¦2007 г.¦2008 г.¦2009 г.  ¦2010 г.¦
--------------------------------+----------+-------------+-------+-------+---------+-------+----------
                1               ¦    2     ¦      3      ¦   4   ¦   5   ¦    6    ¦   7   ¦    8
--------------------------------+----------+-------------+-------+-------+---------+-------+----------
    1. Совершенствование нормативной правовой, регламентирующей и организационно-методической базы

 1.1.     Издание      ежегодных  2007 -     КО, ККиМП,              4,0               4,5  средства
 сборников нормативных  правовых  2010 гг.      УФКиС                                       Программы
 актов  по  вопросам  воспитания
 детей и молодежи в  учреждениях
 системы образования, культуры и
 спорта, молодежной политики
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 1.2.          Совершенствование    -"-          КО
 критериальной            оценки
 деятельности МОУ по воспитанию,
 профилактической        работе,
 дополнительному  образованию  и
 физическому развитию

 1.3.  Разработка  критериальной  2007 -      ЦОМС, КО
 оценки деятельности  С(К)ОУ  по  2008 гг.
 воспитанию

 1.4.    Издание    методических
 рекомендаций:

    "Система        деятельности  2008 г.        КО                  5,0                       -"-
 классного руководителя"

    "Организатор деятельности  в  2010 г.        КО                                    5,0     -"-
 детском   коллективе:   система
 работы"

 1.5.    Издание    методических  2007 -      КО, ЦОМС               2,0               2,5  средства
 рекомендаций   по   современным  2010 гг.                                                  Программы
 формам  и  методам  организации
 воспитательной   работы   среди
 детей и молодежи
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 1.6.  Формирование  электронной    -"-      КО, ККиМП,
 базы  и  каталога  эффективного                УФКиС
 опыта по  актуальным  проблемам
 воспитательной     работы     и
 дополнительного     образования
 детей  на  сайтах  КО,   ККиМП,
 УФКиС

 1.7.  Создание  информационного  2009 г.     КО, ЦОМС
 банка     "Эффективный     опыт
 деятельности           классных
 руководителей     муниципальных
 общеобразовательных учреждений"

 1.8.   Издание   информационных
 бюллетеней     по     различным
 направлениям     воспитательной
 деятельности:

    "Об   организации   процесса  2007 -     КО, ККиМП,      1,0     2,0               2,0     -"-
 воспитания в  школе  в  учебном  2010 гг.      УФКС
 году"
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

    "О воспитательной  работе  в    -"-          -"-         1,0     2,0    2,0        2,0     -"-
 пришкольном     оздоровительном
 лагере"

 1.9.  Организация  методической    -"-         ЦОМС
 поддержки    и    сопровождения
 деятельности     детских      и
 молодежных         общественных
 организаций (объединений)

 1.10.  Оформление  подписки  на  2007 -       КО, МОУ       5,0    10,0              10,0  средства
 периодические издания "Классный  2010 гг.                                                  Программы
 руководитель",      "Справочник
 классного        руководителя",
 "Воспитание         школьника",
 "Внешкольник"
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 1.11. Подготовка  к  публикации  2007 г.,     КО, МОУ
 материалов из опыта работы  МОУ  2008 г.
 в     научно-методических     и
 информационных         изданиях
 "Творческий  мир   воспитания",
 "Внешкольник",      "Воспитание
 школьника",           "Классный
 руководитель", "Ментор"

 1.12. Разработка  и  реализация  2008 -      КО, ЦОМС              40,0   20,55730   70,0     -"-
 концепции      и      программы  2010 гг.
 экологического      воспитания,
 программы        экологического
 просвещения  "От   воспитанника
 детского  сада  до   выпускника
 школы"
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 1.13. Разработка и  утверждение  2007 -         КО
 порядка   организации   летнего  2010 гг.
 отдыха, оздоровления,  труда  и
 занятости детей и подростков

 1.14. Разработка и  утверждение  2007 г.    КО, ККиМП,
 циклограммы           городских                УФКиС
 мероприятий на период  до  2010
 года

 1.15.  Разработка   и   издание  2007 -      КО, ЦПМСС      1,0     4,0               6,0     -"-
 серии методических рекомендаций  2010 гг.
 "Организация   профилактической
 деятельности употребления ПАВ в
 школе"
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 1.16.  Разработка  положения  и  2008 -         КО                 30,0              40,0  средства
 проведение конкурса  готовности  2010 гг.                                                  Программы
 летних лагерей к сезону "Летний
 лагерь открывает двери"

 1.17.    Организация     работы  2007 -         -"-
 межведомственной  комиссии   по  2010 гг.
 обеспечению прав детей на отдых
 и       оздоровление        при
 Администрации          Великого
 Новгорода

 1.18. Разработка  и  реализация    -"-         МОУ,
 программ    развития     систем             учреждения
 воспитания в  МОУ,  учреждениях             молодежной
 культуры, молодежной политики и              политики,
 спорта                                       культуры
                                              и спорта

 1.19.  Разработка   моделей   и    -"-         ЦПМСС
 технологий
 психолого-педагогического     и
 медико-социального
 сопровождения         различных
 категорий учащихся:
     одаренные дети;
     дети   с   проблемами     в
 школьной      и      социальной
 адаптации;
     дети-сироты    и      дети,
 оставшиеся    без     попечения
 родителей;
   дети с проблемами в развитии;
   дети с девиантным поведением

 1.20.  Подготовка   предложений  2007 г.     КО, ЦОМС
 КОО в положение о  материальном
 стимулировании   педагогических
 кадров по определению  надбавок
 руководителям  МОУ  и  классным
 руководителям         выпускных
 классов, имеющим по показателям
 "удовлетворенность
 деятельностью     в     школе",
 "комфортность  самочувствия   в
 школе",  "активность  в  школе"
 достижения  выше   средних   по
 Новгородской     области     (в
 процентном соотношении)

 1.21.   Заключение    договоров  2007 -      МОУ, УДО
 между  МОУ  и   УДО   с   целью  2010 гг.
 упорядочения
 нормативно-правовых отношений

                           2. Повышение компетентности кадров воспитания

 2.1. Создание  межведомственной  2007 -      КО, МОУ,
 системы повышения  квалификации  2010 гг.  ККиМП, УФКиС
 руководителей  МОУ,  ДОУ,   УДО
 системы образования,  культуры,
 молодежной политики и спорта по
 проблемам воспитания

 2.2.   Разработка   заказа    и    -"-          КО
 обеспечение         регулярного
 прохождения  курсов   повышения
 квалификации,    переподготовки
 кадров

 2.3. Проведение городского  Дня    -"-          -"-         3,0     6,0              12,0  средства
 классного руководителя в рамках                                                            Программы
 августовских     педагогических
 совещаний
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 2.4. Проведение круглых  столов
 по  обмену  опытом,  подведению
 промежуточных итогов реализации
 настоящей Программы:

    "Использование                2008 г.        КО                  3,0                    средства
 воспитательного      потенциала                                                            Программы
 школы как системы"

    "Эффективные           формы  2009 г.        -"-                                           -"-
 взаимодействия        классного
 руководителя   с   родительским
 коллективом"
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

    "Совет    "дела"    -    как  2008 г.        -"-                 3,0                       -"-
 эффективная               форма
 самоуправления  в   детской   и
 молодежной среде"

    "Опыт   изучения    духовно-  2010 г.        -"-                        4,0                -"-
 нравственного       становления
 учащихся"

 2.5.                Обеспечение  2007 -      КО, ЦПМСС
 функционирования   методических  2010 гг.   ЦОМС, ИОМКР
 объединений   ЦОМС    (классных (ежеквар-
 руководителей,     заместителей  тально)
 директоров  по   воспитательной
 работе,        педагогов      -
 организаторов          детского
 коллектива,     педагогов     -
 организаторов      деятельности
 по      месту       жительства,
 руководителей школьных музеев)

 2.6. Реализация серии тренингов  2007 -     КО, ККиМП,              6,0              10,0     -"-
 "Интерактивные методы и  приемы  2010 гг.  УФКиС, ИОМКР,
 работы с  детьми  и  молодежью"                ЦОМС
 для   классных   руководителей,
 организаторов           детских
 коллективов          учреждений
 культуры, молодежной политики и
 спорта
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 2.7.    Проведение    городских
 конкурсов     профессионального
 мастерства           педагогов,
 организаторов  деятельности   с
 детьми    и     молодежью     в
 учреждениях культуры и  спорта,
 руководителей учреждений:

 "Сердце отдаю детям"             2009 г.    КО, ККиМП,                                     средства
                                             УФКиС, МОУ,                                    Программы
                                            ЦПМСС, ИОМКР
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 открытый   городской    конкурс  2008 г.     КО, ККиМП
 педагогического  мастерства   в
 сфере           художественного
 образования детей

 выставки работ педагогов           -"-        КО, МОУ              10,0                       -"-

 конкурс         образовательных  2010 г.        -"-                                  30,0     -"-
 программ        дополнительного
 образования детей

 фестиваль       педагогического  2008 г.     КО, МОУ,              70,0                       -"-
 творчества             классных            ЦПМСС, ИОМКР,
 руководителей "Самый классный -               ДД(ю)Т
 классный!"

 2.8.   Организация    повышения  2007 -      КО, МОУ,
 квалификации     педагогических  2010 гг.      ЦПМСС
 кадров    по     предупреждению
 девиантного     поведения     и
 употребления                ПАВ
 несовершеннолетними

 2.9. Изучение передового  опыта  2008 г.,  ЦОМС, КО, МОУ           20,0              30,0  средства
 работы  с   детскими   органами  2010 г.                                                   Программы
 самоуправления, организациями в
 других городах России

 2.10.                Проведение  2007 г.,     КО, ЦФР               2,0                       -"-
 семинара-практикума   "Обучение  2008 г.
 навыкам     саморегуляции     и
 психологической  разгрузки  для
 классных руководителей"

 2.11.    Организация     работы  2007 -    КО, ЦФР, МОУ
 методического центра  в  помощь  2010 гг.
 педагогам-организаторам

 2.12.  Создание   инновационных  2008 г.,     КО, МОУ
 площадок    в    МОУ:    модели  2010 г.
 воспитательной   системы   МОУ,
 модели     детских      органов
 соуправления  в   МОУ,   модель
 взаимодействия      МОУ       с
 учреждениями          культуры,
 молодежной политики, спорта

                     3. Развитие воспитательных систем образовательных учреждений

 3.1. Организация участия МОУ  и  2007 -     КО, ОУ, ГУ             20,0             40,0     -"-
 ГУ начального профессионального  2010 гг.   начального
 образования   "Профессиональный             профессио-
 лицей  № 28"   в   деятельности              нального
 Российского             научно-             образования
 педагогического        общества             "Профессио-
 "Воспитательные системы"                   нальный лицей
                                                № 28"
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 3.2. Организация  и  проведение
 городских     смотров-конкурсов
 МОУ:

    модели воспитательных систем  2008 г.      КО, МОУ              24,0                    средства
                                                                                            Программы

    модели органов  ученического  2009 г.        -"-                       17,734              -"-
 самоуправления
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

    лучший школьный музей         2008 г.        -"-                12,0                       -"-

    лучшая спортивная площадка    2010 г.        -"-                                  50,0     -"-

    "Неделя   спорта"    (оценка  2007 -         -"-                10,0   10,0       10,0     -"-
 уровня  физического  воспитания  2010 гг.
 учащихся)

    лучшая подготовка к  военной    -"-          -"-
 службе по призыву

 3.3.    Организация     опытно-    -"-          -"-        10,0    15,0             25,0     -"-
 экспериментальной   работы   по
 вариативным   моделям    систем
 воспитания      (в       рамках
 федеральной,   областной    или
 городской площадки)
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

        4. Организация муниципальной системы мониторинга качества воспитания детей и молодежи

 4.1.      Создание       службы  2007 г.     КО, ИОМКР
 мониторинга качества воспитания
 детей и молодежи

 4.2.  Разработка  технологии  и  2007 -    ЦПМСС, ИОМКР    10,0                      30,0     -"-
 диагностического инструментария  2010 гг.
 мониторинга качества воспитания

 4.3.   Проведение   мониторинга    -"-         ЦПМСС
 оценки качества воспитательного
 процесса в ОУ

 4.4.   Проведение   мониторинга  2007 -    ЦФР, МОУ, КО
 состояния      здоровья      по  2010 гг.
 показателям          физической  (2 раза
 подготовленности              и   в год)
 физического  развития  учащихся
 через  проведение  тестирования
 по   программе   "Президентские
 состязания"

 4.5.    Изучение    и    анализ  2007 -       КО, МОУ
 выполнения            классными  2010 гг.
 руководителями  требований   по
 усилению     роли     классного
 руководителя в  образовательном
 процессе

 4.6. Инспектирование и контроль    -"-          КО
 за   сохранением   доплат    за
 классное руководство и выплатой
 дополнительного  вознаграждения
 за классное руководство

 4.7.  Мониторинг  осуществления    -"-      КО, ЦПМСС,
 выплат за классное руководство                  МОУ

]]>
 (см. текст в предыдущей редакции)

 1.3.    Реализация    программы    -"-     ГУ "Кризисный           5,0     5,0      5,0     -"-
 "Лад", направленной на  решение            центр помощи
 конфликтных      внутрисемейных            женщинам", КО
 ситуаций

        2. Формирование единого информационного пространства по вопросам воспитания и семьи

 2.1.  Создание  и   организация   2007 -    ЦПМСС, МОУ,           15,0            15,0     -"-
 деятельности         городского   2010 гг. руководитель
 родительского совета                         аппарата
                                              Уполномо-
                                               ченного
                                              по правам
                                             человека в
                                            Новгородской
                                               области
                                            (по согласо-
                                               ванию),
                                            общественные
                                             организации
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 2.2.    Проведение    ежегодной   2008 -        -"-               25,0     2,0     25,0  средства
 городской конференции отцов  по   2010 гг.                                               Программы
 проблемам воспитания детей
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 2.3.    Проведение    ежегодной    -"-       ККиМП, КО,           30,0    30,0     30,0     -"-
 городской акции "Чужих детей не              КСВ, КОЗН
 бывает"

 2.4.    Проведение    городских    -"-          -"-               20,0    12,0     20,0     -"-
 конкурсов,            выставок,
 праздников,       соревнований,
 посвященных семье и с  участием
 семей различных категорий
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 2.5.  Организация  освещения  в    -"-          -"-
 СМИ мероприятий,  проводимых  в
 рамках настоящей Программы

 2.6. Подготовка пресс-релизов о   2008 -        -"-
 мероприятиях          настоящей   2010 гг.
 Программы, проводимых в Великом (ежеквар-
 Новгороде                        тально)

 2.7.   Разработка   и    выпуск   2007 -    ЦПМСС, КОЗН     15,0  15,0    15,0     15,0     -"-
 методических,   информационных,   2010 гг.
 научно-популярных    материалов
 для  специалистов,   родителей,
 детей по вопросам содействия  и
 медико-психолого-
 педагогического  и  социального
 сопровождения

 2.8. Разработка  и  выпуск  для   2007 -    ККиМП, КО,      15,0  15,0             15,0  средства
 учреждений         образования,   2010 гг.   КСВ, КОЗН                                   Программы
 здравоохранения,     социальной
 защиты, культуры  и  молодежной
 политики, физической культуры и
 спорта          информационного
 справочника  о   рынке   услуг,
 предоставляемых  муниципальными
 и государственными учреждениями
 Великого  Новгорода   семье   и
 детям  по  вопросам   семейного
 воспитания
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 2.9.   Разработка   и    выпуск   2009 -    ЦПМСС, КОЗН                            15,0     -"-
 методического          сборника   2010 гг.
 профилактических      программ,
 реализуемых в рамках  настоящей
 Программы       (в       помощь
 специалистам,   работающим    с
 детьми и семьями)
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 2.10.    Разработка     научно-    -"-          -"-                                15,0     -"-
 просветительских материалов для
 детей, подростков, родителей по
 тематике настоящей Программы
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 2.11.  Расширение  деятельности   2007 -    ЦПМСС, КОЗН     31,7  21,6    21,6     21,6     -"-
 городского телефона  "Доверие".   2010 гг.
 Создание        консультативной
 телефонизированной        сети,
 объединяющей      специалистов,
 работающих    с    детьми     и
 подростками (медики, психологи,
 социальные работники, педагоги)

                                         3. Родители и дети

 3.1.    Обеспечение     участия   2007 -        ММУ               57,5    29,0     57,5  средства
 психологов в проведении занятий   2010 гг. "Клинический                                  Программы
 для беременных и будущих  отцов            родильный дом
 в реализации  программы  "Школа              № 1", ММУ
 беременных"     по     вопросам            "Клинический
 антенатального воспитания                  родильный дом
                                            № 2", ЦПМСС,
                                              ГУ "Центр
                                            помощи семье
                                              и детям"
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 3.2.          Совершенствование    -"-      ЦПМСС, ММУ            33,0              3,0     -"-
 психолого-медико-                            "Детская
 педагогического   сопровождения             поликлиника
 детей раннего возраста, имеющих              № 1", ММУ
 отставание      в      развитии              "Детская
 (организация раннего  выявления             поликлиника
 детей с отставанием в развитии,              № 2", ММУ
 проведение           первичного              "Детская
 педагогического      скрининга,             поликлиника
 диагностики;        организация                № 3"
 консультативных   приемов    на
 базах    кабинетов    здорового
 ребенка  детских  поликлиник  и
 ЦПМСС; организация занятий  для
 детей и родителей на базе ЦПМСС
 (групповые             занятия,
 индивидуальные занятия,  группы
 временного  пребывания,  группы
 бебби-массажа);     организация
 совместных            врачебно-
 психологических конференций  по
 вопросам взаимодействия на базе
 детских поликлиник)
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 3.3. Обеспечение информационно-   2008 -    КМС, ЦПМСС,            5,0     5,0      5,0  средства
 методическими       материалами   2010 гг. руководитель                                  Программы
 выездных        консультативных              аппарата
 пунктов с участием специалистов              Уполномо-
 психологов,          социальных               ченного
 работников,  юристов  на   базе              по правам
 отделов-центров                             человека по
                                            Новгородской
                                             области (по
                                            согласованию)

 3.4.    Введение    на     базе   2007 -        -"-         10,0  10,0    10,0     10,0     -"-
 отделов-центров новой  традиции   2010 гг.
 -  ежегодного   конкурса   "Моя
 семья"

 3.5. Организация  и  проведение    -"-      ЦПМСС, МОУ,           40,0    40,0     40,0     -"-
 занятий  школы  для   родителей            ММУ "Детская
 детей и  подростков  "Навстречу             поликлиника
 друг другу"                                    № 2"

 3.6. Возобновление деятельности    -"-     ММУ "Детская           10,1             10,1     -"-
 школы отцов детей  первых  трех             поликлиника
 месяцев жизни "Это мой ребенок"                № 2"
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 3.7.  Отработка   и   внедрение   2008 -    ЦПМСС, МОУ             3,0              3,0     -"-
 модели программы "Школа  отцов"   2010 гг.
 для отцов детей и подростков на
 базе    МОУ     (информационное
 обеспечение)
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 3.8.  Разработка  и   внедрение    -"-       МОУ, НОО             15,0    15,0     15,0     -"-
 модели   взаимодействия    МОУ,             "Городской
 родителей   и    представителей            совет женщин"
 старшего  поколения   (бабушек,
 дедушек) "Школьная бабушка"  на
 базе МОУ

 3.9. Введение  новой  городской   2008 -    КМС, ЦПМСС,
 традиции  -   праздника   "День   2010 гг. руководитель
 отца"                                        аппарата
                                              Уполномо-
                                               ченного
                                              по правам
                                             человека по
                                            Новгородской
                                               области

              4. Профилактика социального сиротства и распространения употребления ПАВ

 4.1.    Реализация     программ   2007 -     ГУ "Центр       3,0   3,0     3,0      3,0  средства
 "Сегодня   дочки    -    завтра   2010 гг.  социальной                                   Программы
 матери",   "Любящая   мать    -            помощи семье
 здоровый  ребенок",   "Семейная            и детям", ГУ
 гостиная",  "Дети   разведенных             "Кризисный
 родителей",    программы     по            центр помощи
 улучшению     жизни     женщины             женщинам",
 (тиражирование   информационно-                 НОО
 методических материалов)                    "Городской
                                                совет
                                               женщин"

 4.2.    Организация    обучения    -"-          ГУ
 принимающих    родителей     по            "Новгородский
 программе "Приемная семья"                  социально-
                                             реабилита-
                                               ционный
                                              центр для
                                            несовершенно-
                                               летних
                                             "Подросток"

 4.3. Использование контрактного    -"-     Новгородский            5,0     5,0      5,0     -"-
 метода  в  работе  с  детьми  и              благотво-
 родителями по программе "МОСТ".              рительный
 Организация    и     проведение                фонд
 конференции по трансляции опыта            "Будущее без
 вовлечения     родителей      в            наркотиков",
 досуговую      детей      через              ЦВР "Алые
 проведение         родительских            паруса", МОУ
 собраний      и      заключение
 контрактов;       использования
 контрактного метода в работе  с
 детьми      и      подростками.
 Проведение обучающего  семинара
 с целью внедрения  контрактного
 метода в МОУ

 4.4. Организация  и  проведение   2007 -    МОУ, ЦПМСС,            40,0    40,0    40,0  средства
 семинаров-тренингов          по   2010 гг.     КОЗН                                      Программы
 подготовке  тренеров  из  числа
 педагогов,           социальных
 педагогов, психологов, тренеров
 по программе "Ближний круг"

 4.5.  Разработка  и   внедрение   2008 -    АНО "Грани"            10,0    10,0    10,0     -"-
 целевых программ по организации   2010 гг.
 работы с  детьми  из  социально
 неблагополучных  семей   (семьи
 бывших   осужденных   и    лиц,
 находящихся  в  местах  лишения
 свободы)

 Итого                                                       74,7  418,5   242,6   418,5     -"-
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)

 Всего                                                     1154,3                            -"-
 (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 31.07.2009 № 439)
 (см. текст в предыдущей редакции)
----------------------------------------------------------------------------------------------------





УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АНО "Грани" - автономная некоммерческая организация "Центр психологической реабилитации, социальной адаптации и правовой защиты "Грани"
АО - административный отдел Администрации Великого Новгорода
БЦ "Читай-город" - муниципальное учреждение культуры "Библиотечный центр для детей и юношества "Читай-город"
ГДК - муниципальное учреждение культуры "Новгородский городской дворец культуры"
ГМС - городской методический совет детских музыкальных, художественных школ и школ искусств
ГУ - государственное учреждение
ДД(ю) Т - муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова"
ДМШ - детская музыкальная школа
ДООЛ - детский образовательно-оздоровительный лагерь
ДОУ - дошкольное образовательное учреждение
Епархия - Новгородская Епархия Русской православной церкви
ИОМКР - муниципальное образовательное учреждение повышения квалификации специалистов "Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов"
КДН - отдел профилактической работы с несовершеннолетними Администрации Великого Новгорода
КЖКХ - комитет по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Администрации Великого Новгорода
ККиМП - комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода
КМС - комитет муниципальной службы Администрации Великого Новгорода
КО - комитет по образованию Администрации Великого Новгорода
КОЗН - комитет по охране здоровья населения Администрации Великого Новгорода
КОО - комитет образования Новгородской области
КСВ - комитет по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода
КТБОиЛ - комитет по торговле, бытовому обслуживанию и лицензированию Администрации Великого Новгорода
КЭ - комитет по экологии Администрации Великого Новгорода
КЮМ - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Клуб юных моряков"
ММУ - муниципальное медицинское учреждение
МОУ - муниципальное образовательное учреждение
МУ - муниципальное учреждение
МУДОД - муниципальное учреждение дополнительного образования детей
МУК "Городские библиотеки" - муниципальное учреждение культуры "Городские библиотеки"
НДХШ - муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Новгородская детская художественная школа"
НовГУ - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого"
НОО "Городской совет женщин" - Новгородская городская общественная организация "Городской совет женщин"
НРЦРО - государственное образовательное учреждение "Новгородский региональный центр развития образования"
ОДМ - отдел по делам молодежи комитета культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода
ОКН - отдел по культурному наследию Администрации Великого Новгорода
ОМ-1, ОМ-2 - отделения милиции УВД
отделы-центры - отделы-центры по работе с населением по месту жительства комитета муниципальной службы Администрации Великого Новгорода, отделы микрорайонов Кречевицы и Волховский Великого Новгорода
ОУ - общеобразовательное учреждение
ПАВ - психоактивные вещества
ПДН - подразделение по делам несовершеннолетних ОМ-1, ОМ-2
Пресс-центр - отдел - пресс-центр Администрации Великого Новгорода
ПУ - государственное учреждение начального профессионального образования
СДЮСШОР - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва"
С(К) ОУ - специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение
СМИ - средства массовой информации
Союз писателей - Новгородская некоммерческая организация "Новгородское региональное отделение общественной организации "Союз писателей России"
СУИМ - служба участковых инспекторов милиции УВД
Театр "Малый" - муниципальное учреждение культуры и искусства "Новгородский городской театр для детей и молодежи "Малый"
УВД - управление внутренних дел Великого Новгорода
УДО - учреждение дополнительного образования
УФКиС - управление по физической культуре и спорту Администрации Великого Новгорода
Фонд культуры - Новгородское отделение Российского фонда культуры
ЦВР "Алые паруса" - муниципальное учреждение "Центр внешкольной работы "Алые паруса"
ЦМИ "САМ" - муниципальное учреждение "Центр молодежных инициатив "САМ"
ЦМК - муниципальное учреждение культуры и искусства "Центр музыкальной культуры им. С.В.Рахманинова"
ЦОМС - Центр организационно-методического сопровождения процесса дополнительного образования и воспитания детей муниципального общеобразовательного учреждения "Гимназия № 3"
ЦПМСС - муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-медико-социальном сопровождении "Центр психолого-медико-социального сопровождения"
ЦФР - муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Центр физического развития"



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru