Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


ДУМА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

РЕШЕНИЕ
от 5 сентября 2008 г. № 189

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
И ТУРИЗМА В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ" НА 2008 - 2010 ГОДЫ

Принято
Думой Великого Новгорода
28 августа 2008 года

(в ред. решений Думы Великого Новгорода
от 15.12.2008 № 245, от 30.03.2009 № 342,
от 07.05.2009 № 382, от 25.06.2009 № 417)

В соответствии с федеральными законами от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства и туризма в Российской Федерации", решением Думы Великого Новгорода от 01.11.2007 № 689 "Об утверждении порядка разработки и реализации муниципальных целевых программ в Великом Новгороде", в целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и туризма в Великом Новгороде Дума Великого Новгорода решила:
(в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 25.06.2009 № 417)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства и туризма в Великом Новгороде" на 2008 - 2010 годы.
(в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 25.06.2009 № 417)
(см. текст в предыдущей редакции)

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Новгород".

Мэр Великого Новгорода
Ю.И.БОБРЫШЕВ





Утверждена
решением
Думы Великого Новгорода
от 05.09.2008 № 189

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
И ТУРИЗМА В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ" НА 2008 - 2010 ГОДЫ

(в ред. решений Думы Великого Новгорода
от 15.12.2008 № 245, от 30.03.2009 № 342,
от 07.05.2009 № 382, от 25.06.2009 № 417)

Паспорт Программы

Наименование   Развитие малого и  среднего  предпринимательства и туризма  в
Программы      Великом Новгороде
               (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 25.06.2009 № 417)
               (см. текст в предыдущей редакции)

Правовая       Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О  развитии
основа         малого   и   среднего   предпринимательства   в   Российской
Программы      Федерации"

               Федеральный  закон  от  24 ноября  1996  года  №  132-ФЗ "Об
               основах туристской деятельности в Российской Федерации"
               (введено  Решением  Думы Великого  Новгорода  от  25.06.2009
               № 417)

Заказчик       Администрация Великого Новгорода
Программы

Разработчик    комитет экономики Администрации Великого Новгорода
Программы
               комитет  по  туризму   и  зарубежным  связям   Администрации
               Великого Новгорода
               (введено  Решением  Думы  Великого  Новгорода  от 25.06.2009
               № 417)

Основные       комитет экономики Администрации Великого Новгорода;
исполнители
               комитет   по  туризму  и  зарубежным  связям   Администрации
               Великого Новгорода;
               (введено  Решением  Думы  Великого  Новгорода  от 25.06.2009
               № 417)

               муниципальное автономное учреждение "Центр развития  туризма
               "Красная изба"
               (введено  Решением  Думы  Великого  Новгорода  от 25.06.2009
               № 417)

Программы      организации  инфраструктуры  поддержки   предпринимательства
               (по согласованию)

               структурные подразделения Администрации Великого Новгорода

Основная  цель обеспечение благоприятных  условий  для  развития  малого  и
Программы      среднего  предпринимательства  (далее  -  МСП)  и  туризма в
               Великом Новгороде, способствующих:
               (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 25.06.2009 № 417)
               (см. текст в предыдущей редакции)

               устойчивому росту уровня  социально-экономического  развития
               Великого Новгорода и благосостояния населения;

               формированию экономически активного среднего класса;

               ускорению развития малого и среднего  предпринимательства  в
               приоритетных для Великого Новгорода сферах деятельности;

               занятости и самозанятости населения;

               развитию инфраструктуры туристской деятельности
               (введено  Решением  Думы  Великого  Новгорода  от 25.06.2009
               № 417)

Основные       развитие  системы  финансовой  поддержки  субъектов  МСП   и
задачи         организаций, образующих инфраструктуру  поддержки  субъектов
Программы      МСП и туризма
               (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 25.06.2009 № 417)
               (см. текст в предыдущей редакции)

               наращивание потенциала  субъектов  инфраструктуры  поддержки
               предпринимательства  и  туризма,   расширение  ее   состава,
               обеспечение эффективного взаимодействия с субъектами МСП
               (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 25.06.2009 № 417)
               (см. текст в предыдущей редакции)

               преодоление административных барьеров на пути развития МСП

               совершенствование системы имущественной поддержки  субъектов
               МСП

               укрепление и развитие инфраструктуры туристской деятельности
               (введено  Решением  Думы  Великого  Новгорода  от 25.06.2009
               № 417)

               развитие  системы  подготовки,  переподготовки  и  повышения
               квалификации кадров для МСП

               совершенствование   системы   получения    субъектами    МСП
               методической, консультационной и информационной поддержки по
               широкому спектру вопросов ведения бизнеса  с  использованием
               информационно-коммуникационных технологий

               обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях,
               привлечение  широких  кругов  предпринимателей   к   решению
               вопросов    социально-экономического    развития    Великого
               Новгорода

               содействие  дальнейшему  укреплению   социального   статуса,
               повышению     имиджа     предпринимательства     посредством
               формирования положительного общественного мнения

               содействие в обеспечении конкурентоспособности МСП

Сроки          2008 - 2010 годы
реализации
Программы


    
    Решением  Думы Великого Новгорода от 07.05.2009 № 382 в данный документ
внесены   изменения,   в   соответствии  с  которыми  Перечень  программных
мероприятий  изложен  в  новой редакции и состоит из семи направлений, а не
восьми.

Перечень       Перечень   программных   мероприятий   состоит   из   девяти
программных    направлений:
мероприятий    (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 25.06.2009 № 417)
               (см. текст в предыдущей редакции)

               1. Финансовая поддержка субъектов МСП;

               2. Имущественная поддержка МСП;

               3.   Нормативно-правовое   и   организационное   обеспечение
               развития МСП;

               4. Развитие и поддержка инфраструктуры для сектора МСП;

               5. Информационная поддержка развития МСП;


    
    Решением  Думы Великого Новгорода от 07.05.2009 № 382 в данный документ
внесены   изменения,   в   соответствии  с  которыми  Перечень  программных
мероприятий  изложен  в  новой  редакции,  в  которой  раздел  6  "Создание
благоприятного общественного климата" отсутствует.

               6. Создание благоприятного общественного климата;


    
    Решением  Думы Великого Новгорода от 07.05.2009 № 382 в данный документ
внесены   изменения,   в   соответствии  с  которыми  Перечень  программных
мероприятий  изложен  в  новой  редакции,  в  которой  раздел "Формирование
кадрового  потенциала  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства"
имеет номер 6, а не 7.

               7. Формирование кадрового потенциала субъектов МСП;


    
    Решением  Думы Великого Новгорода от 07.05.2009 № 382 в данный документ
внесены   изменения,   в   соответствии  с  которыми  Перечень  программных
мероприятий  изложен  в  новой  редакции,  в  которой  раздел  "Создание  и
содействие  деятельности  координационных и совещательных органов в области
развития малого и среднего предпринимательства" имеет номер 7, а не 8.

               8. Создание  и  содействие  деятельности  координационных  и
               совещательных  органов  в  области развития  МСП организаций
               туристской индустрии
               (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 25.06.2009 № 417)
               (см. текст в предыдущей редакции)

               9. Поддержка инфраструктуры туристской деятельности
               (введено  Решением  Думы  Великого  Новгорода  от 25.06.2009
               № 417)

Объемы       и Средства бюджета Великого Новгорода в  размере  27,835  млн.
источники      рублей, в т.ч.:
финансирования   2008 год - 0,600 млн. рублей;
Программы        2009 год - 10,125 млн. рублей;
                 2010 год - 17,110 млн. рублей

Приоритеты     Приоритетными  видами  предпринимательской  деятельности для
Программы      осуществления  поддержки  в  рамках  реализации  мероприятий
               Программы являются:

                 производство;

                 инновационное предпринимательство;

                 туристическое предпринимательство;

                 семейное предпринимательство;

                 социально-ориентированное предпринимательство;

                 ремесленничество;

                 оказание коммунальных и бытовых услуг населению;

                 жилищное    и    промышленное    строительство,   оказание
                 ремонтно-строительных услуг
(в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 30.03.2009 № 342)
(см. текст в предыдущей редакции)

Механизм       механизм реализации  Программы  -  это  система  программных
реализации     мероприятий,    скоординированных    по    срокам,    объему
Программы      финансирования и ответственным исполнителям,  обеспечивающих
               достижение  намеченных  результатов.   Реализация  Программы
               осуществляется комитетом экономики, комитетом по  туризму  и
               зарубежным связям Администрации Великого Новгорода совместно
               с организациями, составляющими инфраструктуру поддержки МСП,
               организациями     туристской     индустрии,     структурными
               подразделениями    Администрации   Великого    Новгорода   в
               соответствии с перечнем  мероприятий  Программы.  Условия  и
               порядок оказания поддержки МСП  и  организациям,  образующим
               инфраструктуру поддержки МСП,  устанавливаются  нормативными
               правовыми    актами    Великого    Новгорода.    Привлечение
               организаций,  не  являющихся  структурными   подразделениями
               Администрации   Великого   Новгорода,   осуществляется    на
               договорной основе. Для  обеспечения  мониторинга  реализации
               Программы комитет экономики совместно с комитетом по туризму
               и   зарубежным  связям  Администрации   Великого   Новгорода
               ежегодно в установленном порядке подготавливает отчет о ходе
               ее   реализации.   Механизм   реализации   Программы   также
               предусматривает  ежегодный  отчет   перед   Думой   Великого
               Новгорода об исполнении Программы
               (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 25.06.2009 № 417)
               (см. текст в предыдущей редакции)

Ожидаемые      показатели социально-экономической эффективности:
конечные         увеличение количества субъектов малого предпринимательства
результаты  от (далее - МП) на 1000 жителей с 10 до 15 предприятий;
реализации       увеличение  инновационного  сегмента   МП   с   10  до  20
Программы      предприятий;
                 увеличение  МП  -  исполнителей  муниципального  заказа на
               30 %;
                 увеличение доли занятых в секторе МП в общей численности с
               19 % до 21 %;
                 увеличение среднемесячной заработной платы в  секторе МП с
               8400 рублей до 15000 рублей;
                 увеличение удельного  веса  инвестиций  в основной капитал
               субъектов МП в общем объеме инвестиций с 3,1 % до 6 %;
                 увеличение  удельного  веса  МП материального производства
               (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт)  в
               общей численности МП с 32 % до 35 %;
                 увеличение  доли  отгруженной   субъектами  МП  продукции,
               выполненных  работ,  оказанных  услуг  в  общем  объеме   по
               Великому Новгороду с 32 % до 48 %

               показатель  бюджетной  эффективности   -   увеличение   доли
               налоговых поступлений от субъектов МП в собственных  доходах
               бюджета Великого Новгорода с 15 % до 25 %

Система        общий  контроль  за   исполнением   Программы   осуществляет
организации    Администрация  Великого  Новгорода.  Мониторинг   выполнения
контроля    за Программы,   текущее   управление,   оперативный    контроль
исполнением    ее реализации обеспечивается комитетом экономики и комитетом
Программы      по   туризму  и  зарубежным  связям  Администрации  Великого
               Новгорода.
               (в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 25.06.2009 № 417)
               (см. текст в предыдущей редакции)

               Комитет экономики Администрации Великого Новгорода  ежегодно
               подготавливает отчеты об исполнении Программы.
               (введено  Решением  Думы  Великого  Новгорода  от 25.06.2009
               № 417)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Развитие МСП является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Областной закон Новгородской области № 245-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Новгородской области" принят 07.02.2008, а не 07.02.2007.

Настоящая Программа разработана на этапе перехода от государственной политики поддержки и развития МП к государственной политике развития МСП, на основе Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также областного закона от 07.02.2007 № 245-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Новгородской области".
Выделение среднего предпринимательства в отдельную категорию потребует изменения подходов в проведении статистических исследований, внесения изменений как в федеральные и региональные, так и муниципальные нормативные акты по развитию предпринимательства.
МСП рассматривается в настоящей Программе, с одной стороны, как специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой - как сфера самореализации и самообеспечения граждан в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации.
Малый и средний бизнес в связи с отсутствием серьезных финансовых резервов является наиболее не защищенным от внешних воздействий сектором экономики. В то же время он должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности. Достижение такой доступности требует системной государственной и муниципальной поддержки.
Исходя из социальной значимости МСП муниципальная политика в отношении данного сектора экономики должна быть направлена на решение следующих задач:
формирование благоприятных условий для обеспечения занятости и самозанятости населения на основе личной творческой и финансовой инициативы как средства повышения материального благосостояния и возможности самореализации граждан;
включение максимально широкого круга экономически активной части населения из различных социальных слоев общества в процесс социально-экономических реформ на основе приобретения практического опыта в бизнесе, развития правовой культуры и этики деловых отношений;
увеличение числа мелких и средних собственников недвижимого имущества среди представителей малого и среднего бизнеса за счет приватизации государственного и муниципального имущества;
насыщение отдельных неперспективных для крупного бизнеса сегментов рынка товарами и услугами. Поиск новых сегментов рынка, развитие инфраструктуры рынка товаров и услуг на основе потенциальной способности субъектов МСП гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры;
привлечение частных инвестиций и личных накоплений граждан в реальный сектор экономики;
стимулирование инициативы и творчества граждан в научно-технической сфере через систему развития малых и средних инновационных предприятий и венчурного финансирования, обеспечения сопровождения промышленного внедрения инновационных разработок малых и средних предприятий;
увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от малых и средних предприятий за счет роста деловой активности и обеспечения прозрачности бизнеса.
В практической деятельности органов власти Великого Новгорода по развитию МСП настоящая Программа подразумевает два основных направления: защита интересов МСП и создание общих благоприятных условий для его развития.
В настоящее время в Великом Новгороде сложились наиболее благоприятные за последние годы условия для улучшения работы по развитию МСП. В этом ключевое место занимает Администрация Великого Новгорода, идущая по пути формирования исполнительной власти предпринимательского типа, а также компетентный и заинтересованный в решении вопросов развития МСП состав Думы Великого Новгорода. Это открывает возможность формирования долгосрочной стратегии развития Великого Новгорода, а также МСП как одного из ключевых компонентов ускоренного и устойчивого социально-экономического развития территории в целом.
Система комплексной поддержки МСП должна включать следующие обязательные элементы:
необходимую нормативно-правовую базу, в том числе программу развития МСП;
развитую инфраструктуру поддержки МСП, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;
содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;
надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;
взаимодействие между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью;
благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.
Опыт реализации предыдущих программ поддержки и развития малого предпринимательства в Великом Новгороде и Новгородской области показывает, что остаточный принцип бюджетного финансирования развития сферы МСП пагубно сказывается как на самом развитии МСП, так и на авторитете власти.
Субъекты МСП или их работники - полноценные участники формирования тех или иных бюджетных доходов. Чем этих участников больше, чем они эффективнее ведут предпринимательскую деятельность, тем стабильнее и более предсказуема бюджетная ситуация. Это обстоятельство должно являться определяющим для власти в определении политики развития МСП в части бюджетной поддержки настоящей Программы. В конечном итоге необходимо перейти к нормативному финансированию развития сферы МСП. Только в этом случае достигается непрерывность, комплексность и целостность в достижении целей и решении задач, в реализации долгосрочной политики развития Великого Новгорода в целом и МСП в частности.
Создание комплексной системы развития МСП - задача долговременная. Для ее реализации необходимы не только воля властей и стабильное выделение финансовых ресурсов, но определенный уровень предпринимательского сообщества и общества в целом. Этот уровень характеризуется весом МСП в экономике Великого Новгорода, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще, к малому и среднему бизнесу в частности.
Администрация Великого Новгорода последовательно стремится к комплексным системам развития экономики Великого Новгорода и предпринимательства. Настоящая Программа - часть этих усилий. Программно-целевой подход, используемый в настоящей Программе, предполагает развитие сферы МСП на основе точно выбранных приоритетов, ориентированных на получение максимального эффекта при имеющихся ограниченных ресурсах. В этой связи приоритетные направления поддержки малого и среднего бизнеса определялись исходя из сложившейся социально-экономической ситуации на территории Великого Новгорода, бюджетных и внебюджетных финансовых возможностей, достигнутых результатов и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Великого Новгорода, определенных в Плане социально-экономического развития Великого Новгорода на 2006 - I полугодие 2009 года, утвержденном решением Думы Великого Новгорода от 27.04.2006 № 303.
Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в Великом Новгороде за 2006 год, можно оценить по показателям, представленным в нижеприведенной таблице.

Экономические показатели по малым предприятиям
Великого Новгорода за 2006 год

--------------------------------------------------------+------------------
                 Наименование показателя                ¦   Количество
--------------------------------------------------------+------------------
                            1                           ¦        2
--------------------------------------------------------+------------------
 1.    Количество    предприятий     малого     бизнеса,
 зарегистрированных  и  осуществляющих  деятельность   в
 Великом Новгороде                                             1420
 в т.ч. по видам деятельности:
   промышленность                                               205
   строительство                                                175
   торговля                                                     511
   сельское хозяйство                                             2
   прочие                                                       527

 2.    Количество    индивидуальных    предпринимателей,     6004 чел.
 зарегистрированных  и  осуществляющих  деятельность   в
 Великом Новгороде

 3. Среднесписочная численность работников,  занятых  на
 малых предприятиях                                         20063 чел.
 в т.ч. по видам деятельности:
   промышленность                                            4568 чел.
   строительство                                             3703 чел.
   торговля                                                  5067 чел.
   сельское хозяйство                                          23 чел.
   прочие                                                    6702 чел.

 4. Средняя  заработная  плата  работников,  занятых  на
 малых предприятиях                                        8,4 тыс. руб.
 в т.ч. по видам деятельности:
   промышленность                                          6,7 тыс. руб.
   строительство                                          10,3 тыс. руб.
   торговля                                                5,7 тыс. руб.
   сельское хозяйство                                      3,0 тыс. руб.
   прочие                                                  8,2 тыс. руб.

 5. Оборот малых предприятий                             19691,4 млн. руб.
 в т.ч. по видам деятельности:
   промышленность                                         2963,1 млн. руб.
   строительство                                          2710,0 млн. руб.
   торговля                                              11370,2 млн. руб.
   сельское хозяйство                                       24,7 млн. руб.
   прочие                                                 2623,4 млн. руб.

 6.  Отгружено  товаров  собственного   производства   в  8030,9 млн. руб.
 обороте малых предприятий
---------------------------------------------------------------------------

Приведенные общие данные, характеризующие развитие МСП в Великом Новгороде, свидетельствуют о необходимости наращивания усилий в его развитии. Настоящая Программа преследует, прежде всего, качественные изменения условий для развития бизнеса, поиск и внедрение новых форм и подходов в развитии МСП.
В Великом Новгороде существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:
недостаточные меры государственной и муниципальной финансовой поддержки;
нестабильность и декларативность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;
административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов. Фактическая незащищенность предпринимателя от многочисленных контролирующих организаций (органы внутренних дел, органы Федеральной налоговой службы, органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека, органы Федеральной противопожарной службы и др.);
нехватка квалифицированных кадров;
низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления);
недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;
недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и органов местного самоуправления по защите экономических прав предпринимателей;
недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;
сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких, как регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация и прочие;
дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.
Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малым и средним предприятиям является недостаточное внимание к развитию и поддержке организаций инфраструктуры, призванных обеспечивать минимизацию проблем развития новых и действующих бизнесов.
В то же время созданные ранее организации инфраструктуры поддержки МСП в сложных условиях пытаются самостоятельно оказать посильное влияние на судьбу МСП в различных направлениях. Однако существующих объектов инфраструктуры и их ресурсов поддержки недостаточно для полного и комплексного удовлетворения потребностей предпринимателей, в том числе в гарантийной поддержке по кредитам МСП при реализации проектов, информационном обеспечении, проведении маркетинговых исследований, в офисных и производственных помещениях. Остро недостает таких объектов, как бизнес-инкубаторы, промышленные и бизнес-парки и т.п.
Успешное развитие малого и среднего бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Здесь на первое место по востребованности мер поддержки для МСП выступает возможность получения гарантийного обеспечения по кредиту банка. Особенно остро нуждаются в этом начинающие предприниматели.
Основным источником финансирования текущей деятельности предприятий и средствами на развитие по-прежнему остаются личные сбережения предпринимателей. Привлечение заемных и кредитных ресурсов остается для предпринимателей достаточно проблематичным, в основном по причине отсутствия положительной кредитной истории и гарантийной поддержки.
Одним из основных инструментов анализа развития МСП с целью отслеживания тенденций и выявления проблем является мониторинг. В рамках настоящей Программы ежегодно проводится мониторинг как в разрезе отраслей, так и по общим вопросам и проблемам развития МСП. Выявленные по результатам мониторинга проблемы обсуждаются на круглых столах с целью определения оптимальных путей их решения.
Несмотря на достигнутые успехи в работе по поддержке малого бизнеса, большая часть предпринимателей информирована о программных мероприятиях поверхностно. Полученные в предыдущих периодах результаты мониторингов в большей степени свидетельствуют об отсутствии четкого понимания предпринимателями, в рамках каких проектов осуществлялись те или иные мероприятия. Соответственно, одной из задач Администрации Великого Новгорода при реализации настоящей Программы является более полное и масштабное информирование предпринимателей о реализуемых в ее рамках мероприятиях.
Необходимость разработки настоящей Программы и решения задач по развитию предпринимательства программно-целевым методом обусловлена рядом объективных факторов:
масштабностью, сложностью и многообразием проблем МСП и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей;
имеющимся положительным опытом реализации предыдущих муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в Великом Новгороде.

2. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы,
целевые показатели

Основной целью настоящей Программы является улучшение условий для развития МСП в Великом Новгороде, способствующих:
устойчивому росту уровня социально-экономического развития Великого Новгорода и благосостояния населения;
формированию экономически активного среднего класса;
ускорению развития МСП в приоритетных для Великого Новгорода сферах деятельности;
занятости и самозанятости населения.
Основными задачами настоящей Программы являются:
развитие системы финансовой поддержки субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Содействие повышению финансовой культуры предпринимательства;
наращивание потенциала субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, расширение ее состава, обеспечение эффективного взаимодействия с субъектами МСП;
преодоление административных барьеров на пути развития МСП;
совершенствование системы имущественной поддержки субъектов МСП;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для МСП. Содействие повышению уровня квалификации руководящего и кадрового состава МСП;
совершенствование системы получения МСП организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса с использованием информационно-коммуникационных технологий;
обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития Великого Новгорода;
содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению имиджа предпринимательства посредством формирования положительного общественного мнения;
содействие в обеспечении конкурентоспособности МСП.
Период реализации настоящей Программы - 2008 - 2010 годы.
Важнейшими целевыми показателями, отражающими характер развития МСП на территории Великого Новгорода, являются:
количество МСП на 1000 жителей;
доля занятых в сфере МСП в общей численности занятых на предприятиях Великого Новгорода;
доля налоговых поступлений от субъектов МСП в доходах бюджета Великого Новгорода;
уровень среднемесячной заработной платы в сфере МСП;
увеличение относительного объема собственных и привлеченных средств, вложенных МСП в экономику Великого Новгорода;
удельный вес инвестиций в основной капитал МСП в общем объеме инвестиций по Великому Новгороду;
удельный вес предприятий материального производства (обрабатывающие производства, строительство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство) в общей численности МСП;
доля отгруженной МП продукции, выполненных работ, оказанных услуг в общем объеме по Великому Новгороду.

3. Перечень программных мероприятий

Перечень программных мероприятий, призванных обеспечить решение поставленных выше задач через механизмы реализации настоящей Программы, представлен в приложении 1.

Решением Думы Великого Новгорода от 07.05.2009 № 382 в данный документ внесены изменения, в соответствии с которыми Перечень программных мероприятий изложен в новой редакции, в которой система программных мероприятий предусматривает семь разделов, а не восемь.

Система программных мероприятий предусматривает девять разделов:
(в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 25.06.2009 № 417)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

2. Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства;

3. Нормативно-правовое и организационное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;

4. Развитие и поддержка инфраструктуры для сектора малого и среднего предпринимательства;

5. Информационная поддержка развития малого и среднего предпринимательства;


Решением Думы Великого Новгорода от 07.05.2009 № 382 в данный документ внесены изменения, в соответствии с которыми Перечень программных мероприятий изложен в новой редакции, в которой раздел 6 "Создание благоприятного общественного климата" отсутствует.

6. Создание благоприятного общественного климата;


Решением Думы Великого Новгорода от 07.05.2009 № 382 в данный документ внесены изменения, в соответствии с которыми Перечень программных мероприятий изложен в новой редакции, в которой раздел "Формирование кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства" имеет номер 6, а не 7.

7. Формирование кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства;


Решением Думы Великого Новгорода от 07.05.2009 № 382 в данный документ внесены изменения, в соответствии с которыми Перечень программных мероприятий изложен в новой редакции, в которой раздел "Создание и содействие деятельности координационных и совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства" имеет номер 7, а не 8.

8. Создание и содействие деятельности координационных и совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, организаций туристской индустрии.
(в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 25.06.2009 № 417)
(см. текст в предыдущей редакции)

9. Поддержка инфраструктуры туристской деятельности.
(пп. 9 введен Решением Думы Великого Новгорода от 25.06.2009 № 417)

4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Настоящая Программа включает в себя 34 программных мероприятия: 22 мероприятия не предусматривают бюджетного финансирования, 12 - обеспечиваются за счет средств бюджета Великого Новгорода. В целом на реализацию настоящей Программы требуется финансирование в размере 27,835 млн. рублей.
Структура распределения средств по годам в разрезе разделов Перечня программных мероприятий настоящей Программы представлена в нижеприведенной таблице.

Ресурсное обеспечение Программы

(в ред. Решения Думы Великого Новгорода от 07.05.2009 № 382)
(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------------------+------------------------------
            Наименование раздела            ¦    Ресурсное обеспечение
                                            ¦         (млн. руб.)
                                            +------+-----------------------
                                            ¦Всего ¦в том числе по годам
                                            ¦      +------+-------+--------
                                            ¦      ¦ 2008 ¦ 2009  ¦ 2010
--------------------------------------------+------+------+-------+--------
 1. Финансовая  поддержка  субъектов  малого
 предпринимательства     на     приоритетных
 направлениях    развития,    указанных    в

]]>
 размещение на портале

   создание и изготовление  пакета                                                  400
 информационных    и     имиджевых
 изданий    и    материалов    для
 продвижения  туристского  ресурса
 Великого Новгорода

   организация         презентации                                                  463
 турпотенциала Великого Новгорода

 Всего                                                                 27,835  0,600 10,125  17,110
----------------------------------------------------------------------------------------------------



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru