Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2009 г. по делу № А47-6111/2007

(Извлечение)

установил:

индивидуальный предприниматель П.Н.А. (г. Орск Оренбургской области) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области о признании недействительным Решения налогового органа № 17-32/27587 от 18.06.2007 года, считая, что оно вынесено с нарушением норм действующего законодательства и нарушает ее права и законные интересы.
Права и обязанности представителю заявителя разъяснены.
Отводов судье и секретарю судебного заседания, ходатайств не заявлено.
Спор разрешен в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик в отзыве, представленном в дело, в письменных и устных пояснениях, данных в ходе судебного разбирательства, возражает в отношении удовлетворения заявленных требований, считая, что оспариваемое решение вынесено с соблюдением норм действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Заслушав доводы представителя заявителя, исследовав представленные сторонами спора в дело документы, Суд установил следующее.
По результатам проведения выездной налоговой проверки был составлен Акт № 17-32/81 от 18.05.2007 года, на основании которого было вынесено оспариваемое заявителем решение о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения. В частности, Инспекция, ссылаясь на непредставление заявителем в ходе проведения выездной налоговой проверки первичных документов, подтверждающих осуществление ею хозяйственных операций, отказала во включении в налогооблагаемую базу следующих расходов: за 2003 г. (НДФЛ, ЕСН) - расходы по заработной плате в сумме 27000 рублей, расходы на приобретение кондитерских изделий, в сумме 368220 рублей, прочие расходы (авансовые отчеты), в сумме 10864 рублей 13 копеек; за 2004 г. (НДФЛ, ЕСН) - расходы за транспортные услуги в сумме 28000 рублей, суммы страховых взносов в размере 1740 рублей; за 2005 г. (НДФЛ, ЕСН) - транспортные услуги в сумме 188097 рублей; за 2004 и 2005 годы (НДС) - транспортные услуги за 2004 год в сумме 5040 рублей, транспортные услуги за 2005 год в сумме 33857 рублей, всего на сумму 667243 рублей.
Индивидуальный предприниматель П.Н.А., не согласившись с вынесенным налоговым органом Решением, обратилась в суд с заявлением о признании Решения недействительным, в связи с его незаконностью и необоснованностью. В ходе судебного разбирательства, 05.06.2008 года, заявителем в дело были представлены уточнения заявленных требований, основанных на том, что в соответствии с п. 1 ст. 221 Налогового кодекса РФ, при исчислении налоговой базы, предприниматель имеет право на получение профессиональных вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, а налоговым органом, при проверке не были рассмотрены документы, подтверждающие произведенные расходы за 2003 год по торгово-закупочной деятельности, в связи с чем, профессиональный налоговый вычет произведен налоговым органом в размере 20 % общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.
Кроме того, заявителем в дело были представлены первичные документы, якобы, восстановленные после их утери налоговым органом при проверке в 2004 г., подтверждающие расходы по торгово-закупочной деятельности в 2003 г. на сумму 368220 рублей (без НДС), а именно: договор № Т-152 от 01.12.2003 г., квитанция к приходно-кассовому ордеру № 1527 от 15.12.2003 г., счет-фактура № 1081 от 15.12.2003 г., товарная накладная № 021/730 от 15.12.2003 г., иные расходы на сумму 3703,09 рублей. Итого на общую сумму 371923,09 рублей.
Между тем, ответчик, ссылаясь на то, что индивидуальный предприниматель П.Н.А. в проверенном периоде приобретала товар для последующей его перепродажи у ООО "Кондитерские изделия" и ООО "Квазар", стоимость которых впоследствии она отнесла на расходы при исчислении налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и единого социального налога (ЕСН), при том, что согласно информации, полученной из федеральной базы данных, эти организации отсутствуют в реестре налогоплательщиков (то есть, на момент совершения сделки не обладали правоспособностью, а сделки с несуществующей организацией ничтожны), указал на безосновательность требований заявителя, в связи с чем, просит суд отказать в их удовлетворении.
Суд считает, что заявленные индивидуальным предпринимателем П.Н.А. требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно, по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (п. 2 ст. 83 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 84 Налогового кодекса РФ установлено, что каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика.
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством финансов Российской Федерации.
На основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок государственной регистрации юридических лиц регламентирован Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ). Регистрация юридических лиц находится в компетенции налоговых органов (ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ), при этом указанным Федеральным законом закреплен принцип единства государственного реестра, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, единства и сопоставимости сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 4).
Пунктом первым статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ установлено, что в ЕГРЮЛ, в числе прочих, содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке (п.п. "а"); организационно-правовая форма (п.п. "б"); адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (п.п. "в"); подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица (п.п. "е"); способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации) (п.п. "и"); идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе (п.п. "о").
Порядок, сроки государственной регистрации юридических лиц, представления документов при государственной регистрации закреплены в ст.ст. 8, 9, 12, 13 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Вышеизложенное свидетельствует о тождестве данных - как содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, так и в цифровом коде идентификационного номера налогоплательщика.
Идентификационный номер налогоплательщика, таким образом, является уникальным цифровым кодом, содержащим необходимую закодированную информацию, позволяющую определить конкретного налогоплательщика и налоговый орган, произведший государственную регистрацию налогоплательщика и постановку его на налоговый учет.
Учитывая изложенное, суд считает законным и обоснованным оспариваемое решение налогового органа в части невключения в 2003 году расходов при исчислении налоговой базы по НДФЛ в сумме 441864 рублей, так как материалами дела подтвержден факт снятия ООО "Кондитерские изделия" с учета в 2002 году, то есть, на момент совершения сделки в 2003 году ООО "Кондитерские изделия" не обладало правоспособностью, и, следовательно, сделки, заключенные с несуществующей организацией не могут быть приняты в целях налогообложения. Включение в расходы сумм по сделке с несуществующей организацией безосновательно, так как представленные первичные документы содержат недостоверную информацию и, следовательно, не подтверждают фактического осуществления хозяйственных операций (выполнения работ, оказания услуг).
Представленная в дело квитанция к приходно-кассовому ордеру № 3047 от 15.09.2003 г. за услуги связи и чек на сумму 500 рублей налоговым органом обоснованно не приняты, поскольку в графе "основание" отсутствует ссылка на договор, что не позволяет идентифицировать оплату по конкретному договору, сам договор на предоставление услуг телефонной связи также не представлен, следовательно, не подтверждена экономическая обоснованность произведенных затрат.
Представленные заявителем квитанции к приходному кассовому ордеру № 1387 от 25.04.2003 г. и № 1197 от 14.04.2003 г. и кассовые чеки на общую сумму 4000 руб. также обоснованно не приняты Инспекцией, поскольку не подтвержден факт того, что эти затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Также расходы на "заказ на публикацию рекламы и объявлений коммерческого характера" от 28.05.2003 года на сумму 3450 рублей налоговым органом обоснованно не приняты, поскольку, во-первых, отсутствуют документы, подтверждающие оплату данного заказа, а во-вторых, в графе "заказчик" вверху бланка заказа указана фамилия - Г.Л.А., внизу бланка заказа указана фамилия - П.Н.А. Договор с ЗАО "Издательский дом "Орский вестник" на публикацию рекламы и объявлений также не представлен. Что касается представленных товарных и кассовых чеков на сумму 1110,04 рублей за клей обойный "Момент", бланочную продукцию и конверты, то они также не приняты правомерно, поскольку не доказано их приобретение для использования в предпринимательской деятельности.
Соответственно, за 2004 год представленный счет-фактура, № 77/1 от 20.09.2004 г. от ООО "Квазар", а также квитанция к приходно-кассовому ордеру и договор перевозки груза на сумму 28000 рублей налоговым органом обоснованно не приняты, поскольку согласно информации, полученной Инспекцией из федеральной базы, ООО "Квазар" с ИНН 7723279103 не существует. Включение в расходы сумм по сделке с несуществующей организацией безосновательно, учитывая, что представленные первичные документы содержат недостоверную информацию и, следовательно, не подтверждают фактического осуществления хозяйственных операций (выполнения работ, оказания услуг).
Кроме того, согласно представленному счету-фактуре, покупателем является П.Н.А. и указан адрес: Оренбургская область, с. Кваркено, тогда как П.Н.А. имеет адрес: г. Орск, пер. Театральный, а товарно-транспортные накладные заявителем не представлены.
Между тем, в пунктах 1, 4 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, к оправдательным документам, которыми могут быть подтверждены налоговые расходы, относятся первичные учетные документы, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
В соответствии со ст.ст. 785, 791 Гражданского кодекса РФ, при перевозке груза должна составляться товарно-транспортная накладная.
Пунктом 47 раздела 3 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 г. № 12 (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено обязательное составление товарно-транспортной накладной как основного перевозочного документа и как документа, по которому производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. Пунктом 72 Устава автомобильного транспорта РСФСР установлена обязанность грузополучателя удостоверить подписью и печатью получение груза в трех экземплярах товарно-транспортной накладной, один из которых остается у него. Пунктом 47 Устава автомобильного транспорта РСФСР предусмотрено также несение ответственности грузополучателя за недостоверность и неполноту сведений, указанных им в товарно-транспортной накладной.
Оприходование товара грузополучателем при перевозке его автотранспортом по товарно-транспортной накладной предусмотрено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001 г. № 119н "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (пункты 44, 47, 49). Форма товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 г. № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
Таким образом, оприходование товара в случае его перевозки автотранспортом должно производиться обществом на основании товарно-транспортных накладных. Из смысла вышеперечисленных нормативных актов следует, что товарно-транспортная накладная подтверждает как факт получения груза от грузоотправителя, так и факт получения груза автомобильным транспортом от определенного поставщика, грузоотправителя, то есть полностью отражает конкретные факты хозяйственной деятельности. Следовательно, действующим законодательством предусмотрено обязательное составление товарно-транспортных накладных как основного перевозочного документа, по которому производится списание груза грузоотправителем и его оприходование грузополучателем.
Учитывая, что заявителем в дело не представлены товарно-транспортные накладные, подтверждающие факт перевозки груза, следует признать, что затраты по перевозке груза необоснованно включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц.
Аналогично по 2005 году - представленные документы от ООО "Кондитерские изделия" налоговым органом обоснованно не приняты в качестве документов, подтверждающих произведенные расходы, поскольку согласно информации, полученной из федеральной базы данных, указанная организация снята с учета в 2002 г. (то есть на момент совершения сделки в 2005 году ООО "Кондитерские изделия" не обладала правоспособностью), а сделки, заключенные с несуществующей организацией не могут быть приняты в целях налогообложения. Включение заявителем в расходы сумм по сделке с несуществующей организацией необоснованно, так как представленные первичные документы содержат недостоверную информацию и, следовательно, не подтверждают фактического осуществления хозяйственных операций (выполнения работ, оказания услуг). Заявителем, кроме того, не представлены товарно-транспортные накладные, подтверждающие факт доставки груза от поставщика.
Что касается отказа заявителю в возмещении налога на добавленную стоимость за 2004 год, то представленный в дело счет-фактура № 77/1 от 20.09.2004 г. от ООО "Квазар", налоговым органом не принят, поскольку согласно информации, полученной из федеральной базы, ООО "Квазар" с ИНН 7723279103 не существует.
Кроме того, согласно представленному счету-фактуре, покупателем является П.Н.А. и указан адрес: Оренбургская область, с. Кваркено, тогда как П.Н.А. имеет адрес: г. Орск, пер. Театральный. Между тем, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ, не могут являться основанием для принятия сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.
Учитывая, что счета-фактуры составлены с нарушением требований ст. 169 Налогового кодекса РФ, то в силу прямого указания закона, они не могут являться основанием для принятия сумм НДС к вычету или возмещению.
Кроме того, заявителем не представлены товарно-транспортные накладные, подтверждающие принятие на учет товаров, следовательно, налоговые вычеты применены ею безосновательно.
При таких обстоятельствах, суд считает, что представленные по 2005 году счета-фактуры от ООО "Кондитерские изделия" не могут являться основанием для принятия сумм НДС к вычету, поскольку составлены от имени несуществующей организации, учитывая, что на момент совершения сделки в 2005 г. ООО "Кондитерские изделия" не обладало правоспособностью, сделки заключенные с несуществующей организацией не могут быть приняты в целях налогообложения. Принимая во внимание, что документы, представляемые налогоплательщиком в обоснование получения налоговой выгоды, должны содержать достоверную и полную информацию, позволяющую установить все фактические условия и обстоятельства приобретения товара, хозяйственные взаимоотношения с поставщиком, формальное соблюдение требований к оформлению документов не может является достаточным основанием для принятия расходов, факт несения которых не подтвержден. Также, заявитель не представил в дело товарно-транспортные накладные, подтверждающие принятие на учет приобретенного товара.
Учитывая изложенное, суд считает, что индивидуальным предпринимателем необоснованно применены налоговые вычеты по НДС за 2005 год.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, что, по мнению суда, заявителем не сделано.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем П.Н.А. (г. Орск Оренбургской области) требований о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской № 17-32/27587 от 18.06.2007 года, отказать.
Обеспечительные меры отменить с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г. Екатеринбург) не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья
А.Ю.КАРЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru