Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 августа 2009 г. по делу № А67-5394/09

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 28.08.2009.
Полный текст решения изготовлен 28.08.2009.
Прокурор Кировского района г. Томска (далее - административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Тортила" (далее - ООО "Тортила", ответчик) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
ООО "Тортила", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, 25.08.2009 представило в материалы дела ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с болезнью директора и отсутствием в штате организации других лиц, обладающих полномочиями представлять интересы общества в арбитражном суде, до выздоровления директора.
Ходатайство ООО "Тортила" оставлено арбитражным судом без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно представленному вместе с ходатайством листку нетрудоспособности Михайловой Л.Н. установлен амбулаторный режим, что не препятствовало директору общества лично присутствовать в судебном заседании. Кроме того, освобождение от работы дано с 25.08.2009 по 27.08.2009; доказательств того, что Михайлова Л.Н. продолжала болеть и 28.08.2009 - в день рассмотрения дела - ООО "Тортила" в материалы дела не представлено. Более того, указание в листке нетрудоспособности места работы Михайловой Л.Н. - ОАО "Томский электроламповый завод" - не позволяет сделать однозначный вывод, что представленный листок нетрудоспособности имеет отношение именно к директору ООО "Тортила".
Кроме того, арбитражным судом учитывается следующее. Ранее ООО "Тортила" уже заявляло ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с болезнью директора общества, которое определением арбитражного суда от 30.07.2009 было удовлетворено, предварительное судебное заседание и судебное заседание по делу отложены на 28.08.2009.
При этом арбитражный суд в определении указал, что поскольку привлекаемое к административной ответственности ООО "Тортила" является юридическим лицом, то в случае невозможности явки в арбитражный суд лично директора общества последнее имеет возможность обеспечить представление своих интересов в суде с помощью иных представителей, в том числе, не состоящих в штате общества (адвоката), полномочия которых на ведение дела в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом. ООО "Тортила" было предложено обеспечить явку своего представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями.
Несмотря на это, ООО "Тортила" вновь ходатайствует об отложении рассмотрения дела со ссылкой на болезнь директора общества, не приняв мер для обеспечения представления своих интересов в арбитражном суде иным представителем.
В соответствии с ч. 2 ст. 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами влечет для лиц, участвующих в деле, неблагоприятные последствия.
По мнению арбитражного суда, ООО "Тортила", дважды заявляя ходатайства об отложении рассмотрения дела со ссылкой на болезнь директора, не принимая мер для обеспечения представления своих интересов в арбитражном суде иным представителем, злоупотребляет процессуальными правами и необоснованно затягивает рассмотрение дела. При этом каких-либо возражений по существу предъявленных требований ООО "Тортила" в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, а также то, что срок рассмотрения дела истекает 31.08.2009, срок привлечения ООО "Тортила" к административной ответственности истекает 01.09.2009, арбитражный суд отказывает в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении рассмотрения дела и в соответствии с положениями ч.ч. 1, 3 ст. 156, ч. 3 ст. 205 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ООО "Тортила" по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении, в частности пояснил, что ООО "Тортила" осуществляло реализацию лекарственных средств для животных при отсутствии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Заслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
ООО "Тортила" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы г. Томску 22.10.2007 за основным государственным регистрационным номером 1077017033972.
01.07.2009 старшим помощником прокурора Кировского района г. Томска совместно с ведущим специалистом-экспертом отдела государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Томской области проведена проверка соблюдения лицензионного законодательства ООО "Тортила" при осуществлении деятельности в магазине "Тортила", расположенном по адресу: г. Томск, ул. Красноармейская, 89а, в ходе которой установлено, что ООО "Тортила" осуществляло розничную продажу лекарственных средств для животных, а именно: празицид-суспензия сладкая (16 упаковок); барс капли инсектоакарицидные (1 упаковка); барс капли глазные (5 упаковок); анандин капли ушные (6 упаковок); дирофен-суспензия (8 упаковок); дана актопаразитоцид (5 упаковок); барс капли ушные (2 упаковки); декта лечение сар-коптоидозов (4 упаковки); декта - 2 глазные капли (1 упаковка); вединол противовоспалительная мазь (4 упаковки); вединол-плюс акарицидная мазь (2 упаковки); фитоэлита мазь антисептическая (2 упаковки); анандин мазь для лечения кожных поражений (1 упаковка); вермидин таблетки антигельминтные (14 таблеток); мазь "Ян" (3 упаковки); мазь камфорная 10% (2 упаковки); мазь серная простая (1 упаковка); мазь серно-дегтярная (4 упаковки); мазь ихтиоловая 10% (2 упаковки); мазь "Пихтоин" (2 упаковки); ирбис капли инсектоакарицидные (1 упаковка); прази-тел (1 упаковка); пурон капли инсектоакарицидные (3 упаковки); ошейник против блох и клещей (6 упаковок); ошейник противопаразитный "Деликс" (4 упаковки); капли инсектоакарицидные "Чистотел" (4 упаковки); антипар (7 упаковок); дипрован (3 упаковки), при отсутствии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Факт осуществления ООО "Тортила" деятельности по реализации лекарственных препаратов для животных подтверждается актом проверки соблюдения лицензионного законодательства от 01.07.2009, кассовым чеком от 01.07.2009 на сумму 80 руб. 90 коп. и товарным чеком, выданными при розничной продаже "Энтонозан супер", "Празител плюс" и "Барс капли инсектоакарицидные".
08.07.2009 по результатам рассмотрения материалов проверки прокурором Кировского района г. Томска вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "Тортила" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) (л.д. 6 - 8).
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Томской области для решения вопроса о привлечении ООО "Тортила" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Заслушав представителя административного органа, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие проведение государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности; объективная сторона заключается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии); субъектами указанного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.
В соответствии со ст.ст. 2, 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу подп. 47 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию. Аналогичная норма установлена также п. 1 ст. 34 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах".
Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность - это деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств; лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
В соответствии с пунктом 6 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для лечения животных, должна осуществляться в аптеке, ветеринарной аптеке либо ветеринаром.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, пунктом 2 которого предусмотрено, что лицензирование фармацевтической деятельности в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Согласно п.п. "б" п. 1 приказа Россельхознадзора от 18.02.2008 № 24 "О лицензировании фармацевтической деятельности" лицензирование розничной торговли лекарственными средствами, предназначенными для животных, осуществляют территориальные управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 № 301, ветеринарные препараты отнесены к коду 93 0000 4 "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения".
Таким образом, деятельность по розничной продаже лекарственных средств для животных должна производиться при наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела; согласно части 2 указанной статьи эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными видами доказательств.
Из представленных в материалы дела доказательств - постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.07.2009, акта проведения проверки соблюдения лицензионного законодательства от 01.07.2009, кассового и товарного чека от 01.07.2009, объяснений директора ООО "Тортила" Михайловой Л.Н. - следует, что ООО "Тортила" осуществляло реализацию лекарственных средств для животных в магазине по адресу ул. Красноармейская, 89а, при отсутствии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Согласно информации Управления Россельхознадзора по Томской области от 04.08.2009 № 01-14-1673 лицензия на право осуществления фармацевтической деятельности (розничной торговли лекарственными средствами, предназначенными для животных) ООО "Тортила" не выдавалась.
Доказательств, свидетельствующих об осуществлении фармацевтической деятельности с соблюдением требований Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, устанавливающих обязательность наличия лицензии при осуществлении розничной продажи лекарственных средств для животных, ООО "Тортила" в материалы дела не представлено.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
ООО "Тортила" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, исключающих вину в совершении правонарушения, свидетельствующих об отсутствии возможности для соблюдения установленных правил и норм в сфере осуществления фармацевтической деятельности, из материалов дела не усматривается. Ссылка директора ООО "Тортила" в объяснении, данном прокурору Кировского района при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, на то, что она не знала о необходимости лицензии, не свидетельствует об отсутствии вины ООО "Тортила" в совершении вменяемого правонарушения, поскольку, приступая к деятельности, подлежащей лицензированию, ответчик обязан был изучить законодательство и принять меры к получению лицензии.
На основании изложенного, наличие события и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в действиях ООО "Тортила" подтверждается материалами дела. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ; указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ.
В связи с изложенным постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.07.2009 в отношении ООО "Тортила" вынесено прокурором Кировского района г. Томска в пределах предоставленных законом полномочий; его содержание соответствует требованиям, предусмотренным ст. 28.2 КоАП РФ: постановление содержит сведения о дате и месте его составления; о лице, его составившем; о лице, совершившем правонарушение; о времени, месте совершения и событии правонарушения; о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное правонарушение. В постановлении имеется отметка о разъяснении законному представителю ООО "Тортила" прав, предусмотренных КоАП РФ.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по отдельным видам правонарушений - по истечении одного года) со дня совершения, а при длящемся правонарушении - со дня обнаружения административного правонарушения. В соответствии с п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки. Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ).
С учетом характера и обстоятельств совершения правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без лицензии), указанное правонарушение является длящимся, поскольку оно выражается в длительном непрекращающемся нарушении требований закона. Исходя из материалов дела, вменяемое ООО "Тортила" правонарушение было выявлено 01.07.2009, следовательно, на момент рассмотрения арбитражным судом заявления о привлечении ООО "Тортила" к административной ответственности двухмесячный срок давности, исчисленный со дня обнаружения длящегося правонарушения, не истек.
В связи с изложенным арбитражный суд считает, что имеются основания для привлечения ООО "Тортила" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, и назначения административного наказания.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание характеризуется как мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Являясь средством принудительного воздействия, административное наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.
Учитывая признание ответчиком совершенного правонарушения (л.д. 6, 14), отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, арбитражный суд считает возможным назначить ООО "Тортила" наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении юридического лица, т.е. в размере 40 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь общество с ограниченной ответственностью "Тортила" (ИНН 7017195128), зарегистрированное в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы г. Томску 22.10.2007 за основным государственным регистрационным номером 1077017033972, расположенное по адресу: г. Томск, ул. Юргинская, дом 9, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа: УФК по Томской области (прокуратура Томской области); КБК 415 1 16 90010 01 0000 140, ИНН 7021018851; КПП 702101001; код ОКАТО 69401000000; счет № 40101810900000010007, Банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области, БИК 046902001.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня принятия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru