Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2008 г. № А82-1675/2008-29

Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 8 мая 2008 года.
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Мухиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Мухиной Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
МУП "Ярославская городская электросеть" города Ярославля
к Ярославскому управлению Федеральной антимонопольной службы России,
третье лицо на стороне
ответчика ООО "АРС"
об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа,
при участии:
от заявителя - Белозерова Ю.В., доверенность от 23.04.2008,
Лебедев В.А., доверенность от 23.04.2008,
Погожев С.П., доверенность от 28.04.2008,
Иеромонахов Д.В., доверенность от 28.04.2008,
от ответчика - Гаев М.В., доверенность от 19.10.2007,
от третьего лица - Каплан С.И., директор,
Москаленко Т.Г., доверенность от 08.04.2008,

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Ярославская городская электросеть" города Ярославля обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/45-07 от 22 января 2008 г., которым МУП "Яргорэлектросеть" признано нарушившим абзац 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", и предписания управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/45-07 от 6 февраля 2008 г. о прекращении нарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "АРС", чье заявление послужило поводом для возбуждения ответчиком дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов.
Третье лицо поддерживает позицию ответчика, просит отказать в удовлетворении требований заявителя.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон и третьего лица, суд установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 22 января 2008 г. принято решение по делу № 03-03/45-07 о признании МУП "Ярославская городская электросеть" нарушившим абзац 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Признаки антимонопольного правонарушения усмотрены ответчиком в действиях (бездействии) ОАО "Ярэнерго", занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей, заключающихся в необоснованном отказе в выдаче технических условий ООО "АРС" на реконструкцию магазина и незаконное понуждение к заключению договора присоединения путем выдачи предписаний и предупреждений о прекращении энергоснабжения.
Указанное решение послужило основанием для выдачи МУП "Яргорэлектросеть" предписания о прекращении нарушения, которым заявителю предписано в установленном порядке рассмотреть заявку ООО "АРС" о выдаче технических условий на реконструкцию магазина и выдать технические условия.
Заявитель, оспаривая акты антимонопольного органа, указывает на следующие обстоятельства: МУП "Яргорэлектросеть" проведены замеры мощности, потребляемой ООО "АРС", результаты замеров оформлены актами осмотра электроустановок потребителя. Проведенные замеры показали превышение расчетной мощности, потребляемой ООО "АРС", по сравнению с установленной мощностью по договору энергоснабжения № 12955 от 10.09.1999. Заявитель полагает, что увеличение потребляемой мощности необходимо оформлять в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, на основании которых сетевая организация имеет право требовать от потребителя заключения договора о технологическом присоединении, и применять ограничение режима потребления на основании пункта 151 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530.
Кроме того, заявитель указывает, что антимонопольным органом усмотрено нарушение антимонопольного законодательства в действиях МУП в сфере оказания услуг по технологическому присоединению, однако Федеральным законом "О естественных монополиях" № 147 от 07.08.1995 данные услуги не отнесены к сфере естественных монополий, в связи с чем заявитель считает необоснованным вывод ответчика о доминирующем положении МУП как субъекта антимонопольного правонарушения.
Ответчик настаивает на законности вынесенных актов, полагает, что в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для заключения договора технологического присоединения, установленные пунктом 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
Третье лицо поддерживает позицию ответчика, указывает на ущемление своих интересов незаконными действиями МУП "Яргорэлектросеть", в результате которых Общество не имеет возможности приступить к реконструкции помещения магазина (все другие согласования и технические условия получены).
Оценивая доводы сторон, третьего лица и представленные доказательства, суд исходит из следующих установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела.
31 августа 2007 г. ООО "АРС" обратилось в МУП "Яргорэлектросеть" с заявлением о выдаче технических условий на электроснабжение магазина "АРС", расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Чкалова, д. 72, в связи с реконструкцией магазина без увеличения мощности.
27.09.2007 должностным лицом МУП на заявлении Общества наложена виза "выдача технических условий может быть возможна после выполнения предписания № 3059 от 25.06.2007".
25.06.2007 МУП "Яргорэлектросеть" проведен осмотр электроустановки потребителя (ООО "АРС"), о чем составлен акт № 3059. В ходе осмотра установлено превышение договорной мощности, в связи с чем потребителю предписано: подать заявку в договорной отдел для заключения договора на технологическое присоединение, обратиться в договорной отдел для увеличения договорной мощности, а также провести иные мероприятия (предписание состоит из 14 пунктов). В случае невыполнения предписания в срок до 05.07.2007 электроснабжение будет прекращено без дополнительного предупреждения с 06.07.2007.
Аналогичные осмотры с вынесением аналогичных предписаний были проведены МУП "Яргорэлектросеть" в отношении ООО "АРС" 04.05.2007 и 22.10.2007. В ходе осмотров МУП зафиксирована расчетная мощность электроустановок потребителя - 32,1 кВт и фактическая мощность на момент проверки (67,5 кВт, 45,57 кВт, 59,6 кВт). Присоединенная мощность не определялась в связи с отсутствием у ООО "АРС" трансформаторов.
17.10.2007 МУП "Яргорэлектросеть" в адрес ООО "АРС" направлено письмо, в котором, ссылаясь на результаты осмотров, МУП указывает на отсутствие оснований для подготовки истребованных технических условий без увеличения мощности, в связи с чем предлагает потребителю обратиться в МУП "Яргорэлектросеть" г. Ярославля для заключения договора технологического присоединения с оплатой присоединения к сетям МУП на основании приказа департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 25 апреля 2006 г. № 12 в размере 6000 руб. за 1 кВт с учетом категории надежности электроснабжения и с оплатой присоединения к сетям ОАО "Ярэнерго" в размере 12000 руб. за 1 кВт в соответствии с приказом департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области № 23 от 20 апреля 2007 г.
Между тем, договор на пользование электрической энергией заключен между ТОО "АРС" (магазин "Гастроном" по адресу: г. Ярославль, ул. Чкалова, 72) и Ярославской городской электросетью 20 апреля 1993 г., в рамках которого энергоснабжающая организация обязана бесперебойно отпускать электроэнергию потребителю в соответствии с установленными ему планами электропотребления в пределах установленной (или разрешенной к использованию) мощности, равной 53,5 кВт.
10 сентября 1999 г. между МП "Ярославская городская электросеть" и ООО "АРС" заключен договор № 12955 об отпуске и потреблении электроэнергии, согласно которому энергоснабжающая организация обязана отпускать электроэнергию абоненту в соответствии с установленными ему планами электропотребления в пределах установленной или разрешенной к использованию мощности, указанной в приложении. Приложением к договору установленная мощность определена в размере 53,5 кВт. Акт на границы эксплуатационной ответственности сторон составлен 19 августа 1999 г.
1 июня 2006 года между МУП "Яргорэлектросеть" (Исполнитель) и МУП "Ярославский городской энергосбыт" (Заказчик) заключен Договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
Пунктом 2.5 договора установлено, что величина максимальной мощности энергопринимающего устройства Потребителя, присоединенного к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения электрической сети, в отношении которой было осуществлено технологическое присоединение в установленном законодательством РФ порядке, указана в приложении № 2 к настоящему договору по каждой точке присоединения; величина мощности, в пределах которой Исполнитель принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в точках присоединения, фиксируется в приложении № 2 к договору; в случае если данная величина мощности не определена, Исполнитель принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в пределах величины максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, присоединенной в установленном порядке.
Приложение № 2 к договору сторонами не подписано, в материалы дела не представлено, величина мощности, в пределах которой МУП "Яргорэлектросеть" приняло на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителю (ООО "АРС") не определена.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, сторонами и третьим лицом подтверждается, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "АРС" к сетям МУП "Яргорэлектросеть" состоялось 19.08.1999 с установленной мощностью в размере 53,5 кВт.
В судебном заседании представители третьего лица пояснили, что на момент рассмотрения дела проект реконструкции магазина не подготовлен в связи с отсутствием технических условий электроснабжающей организации. Предстоящая реконструкция заключается в выносе стены здания на 1,5 метра с целью увеличения витрины, не затрагивает объекты сетевого хозяйства.
Исследовав представленные сторонами и третьим лицом доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Статьей 48 Градостроительного кодекса РФ установлена обязанность организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение 14 дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков предоставить технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информацию о плате за подключение. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ № 83 от 13.02.2006 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, действие которых распространяется на отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения (пункт 1 Правил).
Пунктом 9 Правил установлено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановлением Правительства РФ № 83 от 13.02.2006 утверждены также Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с пунктом 5 которых подключение объекта капитального строительства к электрическим сетям и сетям газоснабжения после заключения договора о подключении осуществляется в порядке, установленном соответственно правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) заказчиков к электрическим сетям в РФ и правилами пользования газом и предоставления услуг газоснабжения в РФ.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям утверждены Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004. В силу пункта 2 Правил действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В судебном заседании установлено, заявителем, ответчиком и третьим лицом подтверждается, что в рассматриваемом случае речь идет о реконструкции здания без реконструкции энергопринимающих устройств, без изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, без изменения схемы внешнего электроснабжения, в связи с чем отсутствуют основания для заключения договора технологического присоединения.
Таким образом, суд полагает, что заявка ООО "АРС" о выдаче технических условий на реконструкцию магазина должна быть рассмотрена МУП "Яргорэлектросеть" в течение 14 дней с момента обращения в рамках и на условиях заключенных ранее и действующих соглашений.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что отказ МУП "Яргорэлектросеть" в выдаче технических условий ООО "АРС" на реконструкцию магазина и понуждение к заключению договора присоединения путем выдачи предписаний и предупреждений о прекращении электроснабжения не соответствует действующему законодательству и ущемляет интересы ООО "АРС", то есть нарушает установленный Федеральным законом антимонопольный запрет.
Судом не принимается довод заявителя о недоказанности доминирующего положения МУП "Яргорэлектросеть" на рынке услуг по технологическому присоединению в силу следующих обстоятельств.
МУП "Яргорэлектросеть" является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц, в связи с чем на основании статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии. Частью 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Таким образом, доминирующее положение МУП "Яргорэлектросеть" на рынке услуг по передаче электрической энергии города Ярославля в пределах территории, охваченной присоединенной сетью, суд считает очевидным и доказанным. Статьей 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. В этом понимании услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче электрической энергии.
Представляется необоснованной ссылка заявителя на пункт 151 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006 г., в обоснование требования МУП "Яргорэлектросеть" о заключении договора технологического присоединения. Данным пунктом установлено право субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе сетевых организаций, проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии. Данное право реализовано МУП "Яргорэлектросеть" в полной мере путем многочисленных осмотров электроустановок ООО "АРС". Кроме того, пунктом 151 Правил установлено, что при выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - бездоговорное потребление электрической энергии), сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии.
В ходе судебного разбирательства установлено наличие договора энергоснабжения ООО "АРС", а также факт присоединения электроустановок ООО "АРС" в 1999 г. к электрическим сетям МП "Яргорэлектросеть" в соответствии с действовавшим в тот период законодательством (доказательств обратного суду не представлено). Таким образом, бездоговорное потребление энергии ООО "АРС" не подтверждается материалами дела.
Несоблюдение потребителем предусмотренного договором режима потребления электрической энергии в части превышения заявленной мощности (два и более раза в течение календарного года и более чем на 10 процентов) в соответствии с пунктом 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказаниях этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004, влечет лишь применение расчета по фактически использованной мощности и не более того.
На основании изложенного суд считает оспариваемые решение и предписание антимонопольного управления законными и обоснованными, требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок.

Судья
Е.В.МУХИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru