АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2008 г. № А82-1675/2008-29
Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 8 мая 2008 года.
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Мухиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Мухиной Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
МУП "Ярославская городская электросеть" города Ярославля
к Ярославскому управлению Федеральной антимонопольной службы России,
третье лицо на стороне
ответчика ООО "АРС"
об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа,
при участии:
от заявителя - Белозерова Ю.В., доверенность от 23.04.2008,
Лебедев В.А., доверенность от 23.04.2008,
Погожев С.П., доверенность от 28.04.2008,
Иеромонахов Д.В., доверенность от 28.04.2008,
от ответчика - Гаев М.В., доверенность от 19.10.2007,
от третьего лица - Каплан С.И., директор,
Москаленко Т.Г., доверенность от 08.04.2008,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Ярославская городская электросеть" города Ярославля обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/45-07 от 22 января 2008 г., которым МУП "Яргорэлектросеть" признано нарушившим абзац 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", и предписания управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/45-07 от 6 февраля 2008 г. о прекращении нарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "АРС", чье заявление послужило поводом для возбуждения ответчиком дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов.
Третье лицо поддерживает позицию ответчика, просит отказать в удовлетворении требований заявителя.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон и третьего лица, суд установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 22 января 2008 г. принято решение по делу № 03-03/45-07 о признании МУП "Ярославская городская электросеть" нарушившим абзац 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Признаки антимонопольного правонарушения усмотрены ответчиком в действиях (бездействии) ОАО "Ярэнерго", занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей, заключающихся в необоснованном отказе в выдаче технических условий ООО "АРС" на реконструкцию магазина и незаконное понуждение к заключению договора присоединения путем выдачи предписаний и предупреждений о прекращении энергоснабжения.
Указанное решение послужило основанием для выдачи МУП "Яргорэлектросеть" предписания о прекращении нарушения, которым заявителю предписано в установленном порядке рассмотреть заявку ООО "АРС" о выдаче технических условий на реконструкцию магазина и выдать технические условия.
Заявитель, оспаривая акты антимонопольного органа, указывает на следующие обстоятельства: МУП "Яргорэлектросеть" проведены замеры мощности, потребляемой ООО "АРС", результаты замеров оформлены актами осмотра электроустановок потребителя. Проведенные замеры показали превышение расчетной мощности, потребляемой ООО "АРС", по сравнению с установленной мощностью по договору энергоснабжения № 12955 от 10.09.1999. Заявитель полагает, что увеличение потребляемой мощности необходимо оформлять в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, на основании которых сетевая организация имеет право требовать от потребителя заключения договора о технологическом присоединении, и применять ограничение режима потребления на основании пункта 151 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530.
Кроме того, заявитель указывает, что антимонопольным органом усмотрено нарушение антимонопольного законодательства в действиях МУП в сфере оказания услуг по технологическому присоединению, однако Федеральным законом "О естественных монополиях" № 147 от 07.08.1995 данные услуги не отнесены к сфере естественных монополий, в связи с чем заявитель считает необоснованным вывод ответчика о доминирующем положении МУП как субъекта антимонопольного правонарушения.
Ответчик настаивает на законности вынесенных актов, полагает, что в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для заключения договора технологического присоединения, установленные пунктом 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
Третье лицо поддерживает позицию ответчика, указывает на ущемление своих интересов незаконными действиями МУП "Яргорэлектросеть", в результате которых Общество не имеет возможности приступить к реконструкции помещения магазина (все другие согласования и технические условия получены).
Оценивая доводы сторон, третьего лица и представленные доказательства, суд исходит из следующих установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела.
31 августа 2007 г. ООО "АРС" обратилось в МУП "Яргорэлектросеть" с заявлением о выдаче технических условий на электроснабжение магазина "АРС", расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Чкалова, д. 72, в связи с реконструкцией магазина без увеличения мощности.
27.09.2007 должностным лицом МУП на заявлении Общества наложена виза "выдача технических условий может быть возможна после выполнения предписания № 3059 от 25.06.2007".
25.06.2007 МУП "Яргорэлектросеть" проведен осмотр электроустановки потребителя (ООО "АРС"), о чем составлен акт № 3059. В ходе осмотра установлено превышение договорной мощности, в связи с чем потребителю предписано: подать заявку в договорной отдел для заключения договора на технологическое присоединение, обратиться в договорной отдел для увеличения договорной мощности, а также провести иные мероприятия (предписание состоит из 14 пунктов). В случае невыполнения предписания в срок до 05.07.2007 электроснабжение будет прекращено без дополнительного предупреждения с 06.07.2007.
Аналогичные осмотры с вынесением аналогичных предписаний были проведены МУП "Яргорэлектросеть" в отношении ООО "АРС" 04.05.2007 и 22.10.2007. В ходе осмотров МУП зафиксирована расчетная мощность электроустановок потребителя - 32,1 кВт и фактическая мощность на момент проверки (67,5 кВт, 45,57 кВт, 59,6 кВт). Присоединенная мощность не определялась в связи с отсутствием у ООО "АРС" трансформаторов.
17.10.2007 МУП "Яргорэлектросеть" в адрес ООО "АРС" направлено письмо, в котором, ссылаясь на результаты осмотров, МУП указывает на отсутствие оснований для подготовки истребованных технических условий без увеличения мощности, в связи с чем предлагает потребителю обратиться в МУП "Яргорэлектросеть" г. Ярославля для заключения договора технологического присоединения с оплатой присоединения к сетям МУП на основании приказа
департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 25 апреля 2006 г. № 12 в размере 6000 руб. за 1 кВт с учетом категории надежности электроснабжения и с оплатой присоединения к сетям ОАО "Ярэнерго" в размере 12000 руб. за 1 кВт в соответствии с приказом
департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области № 23 от 20 апреля 2007 г.
Между тем, договор на пользование электрической энергией заключен между ТОО "АРС" (магазин "Гастроном" по адресу: г. Ярославль, ул. Чкалова, 72) и Ярославской городской электросетью 20 апреля 1993 г., в рамках которого энергоснабжающая организация обязана бесперебойно отпускать электроэнергию потребителю в соответствии с установленными ему планами электропотребления в пределах установленной (или разрешенной к использованию) мощности, равной 53,5 кВт.
10 сентября 1999 г. между МП "Ярославская городская электросеть" и ООО "АРС" заключен договор № 12955 об отпуске и потреблении электроэнергии, согласно которому энергоснабжающая организация обязана отпускать электроэнергию абоненту в соответствии с установленными ему планами электропотребления в пределах установленной или разрешенной к использованию мощности, указанной в приложении. Приложением к договору установленная мощность определена в размере 53,5 кВт. Акт на границы эксплуатационной ответственности сторон составлен 19 августа 1999 г.
1 июня 2006 года между МУП "Яргорэлектросеть" (Исполнитель) и МУП "Ярославский городской энергосбыт" (Заказчик) заключен Договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
Пунктом 2.5 договора установлено, что величина максимальной мощности энергопринимающего устройства Потребителя, присоединенного к электрической сети, с распределением указанной величины по каждой точке присоединения электрической сети, в отношении которой было осуществлено технологическое присоединение в установленном законодательством РФ порядке, указана в приложении № 2 к настоящему договору по каждой точке присоединения; величина мощности, в пределах которой Исполнитель принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в точках присоединения, фиксируется в приложении № 2 к договору; в случае если данная величина мощности не определена, Исполнитель принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в пределах величины максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, присоединенной в установленном порядке.
Приложение № 2 к договору сторонами не подписано, в материалы дела не представлено, величина мощности, в пределах которой МУП "Яргорэлектросеть" приняло на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителю (ООО "АРС") не определена.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, сторонами и третьим лицом подтверждается, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "АРС" к сетям МУП "Яргорэлектросеть" состоялось 19.08.1999 с установленной мощностью в размере 53,5 кВт.
В судебном заседании представители третьего лица пояснили, что на момент рассмотрения дела проект реконструкции магазина не подготовлен в связи с отсутствием технических условий электроснабжающей организации. Предстоящая реконструкция заключается в выносе стены здания на 1,5 метра с целью увеличения витрины, не затрагивает объекты сетевого хозяйства.
Исследовав представленные сторонами и третьим лицом доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Статьей 48 Градостроительного кодекса РФ установлена обязанность организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение 14 дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков предоставить технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информацию о плате за подключение. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ № 83 от 13.02.2006 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, действие которых распространяется на отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения (пункт 1 Правил).
Пунктом 9 Правил установлено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановлением Правительства РФ № 83 от 13.02.2006 утверждены также Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с пунктом 5 которых подключение объекта капитального строительства к электрическим сетям и сетям газоснабжения после заключения договора о подключении осуществляется в порядке, установленном соответственно правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) заказчиков к электрическим сетям в РФ и правилами пользования газом и предоставления услуг газоснабжения в РФ.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям утверждены Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004. В силу пункта 2 Правил действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В судебном заседании установлено, заявителем, ответчиком и третьим лицом подтверждается, что в рассматриваемом случае речь идет о реконструкции здания без реконструкции энергопринимающих устройств, без изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, без изменения схемы внешнего электроснабжения, в связи с чем отсутствуют основания для заключения договора технологического присоединения.
Таким образом, суд полагает, что заявка ООО "АРС" о выдаче технических условий на реконструкцию магазина должна быть рассмотрена МУП "Яргорэлектросеть" в течение 14 дней с момента обращения в рамках и на условиях заключенных ранее и действующих соглашений.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что отказ МУП "Яргорэлектросеть" в выдаче технических условий ООО "АРС" на реконструкцию магазина и понуждение к заключению договора присоединения путем выдачи предписаний и предупреждений о прекращении электроснабжения не соответствует действующему законодательству и ущемляет интересы ООО "АРС", то есть нарушает установленный Федеральным законом антимонопольный запрет.
Судом не принимается довод заявителя о недоказанности доминирующего положения МУП "Яргорэлектросеть" на рынке услуг по технологическому присоединению в силу следующих обстоятельств.
МУП "Яргорэлектросеть" является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц, в связи с чем на основании статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ от 17.08.1995 "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии. Частью 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Таким образом, доминирующее положение МУП "Яргорэлектросеть" на рынке услуг по передаче электрической энергии города Ярославля в пределах территории, охваченной присоединенной сетью, суд считает очевидным и доказанным. Статьей 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. В этом понимании услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче электрической энергии.
Представляется необоснованной ссылка заявителя на пункт 151 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006 г., в обоснование требования МУП "Яргорэлектросеть" о заключении договора технологического присоединения. Данным пунктом установлено право субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе сетевых организаций, проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии. Данное право реализовано МУП "Яргорэлектросеть" в полной мере путем многочисленных осмотров электроустановок ООО "АРС". Кроме того, пунктом 151 Правил установлено, что при выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - бездоговорное потребление электрической энергии), сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии.
В ходе судебного разбирательства установлено наличие договора энергоснабжения ООО "АРС", а также факт присоединения электроустановок ООО "АРС" в 1999 г. к электрическим сетям МП "Яргорэлектросеть" в соответствии с действовавшим в тот период законодательством (доказательств обратного суду не представлено). Таким образом, бездоговорное потребление энергии ООО "АРС" не подтверждается материалами дела.
Несоблюдение потребителем предусмотренного договором режима потребления электрической энергии в части превышения заявленной мощности (два и более раза в течение календарного года и более чем на 10 процентов) в соответствии с пунктом 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказаниях этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004, влечет лишь применение расчета по фактически использованной мощности и не более того.
На основании изложенного суд считает оспариваемые решение и предписание антимонопольного управления законными и обоснованными, требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок.
Судья
Е.В.МУХИНА