ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 17 августа 2009 г. № 270-пп
Белгород
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"БЕЗОПАСНОЕ ДОНОРСТВО И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ СЛУЖБЫ
КРОВИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ"
В целях повышения качества и оперативности трансфузиологической медицинской помощи, обеспечения трансфузионной терапии и дальнейшего развития безвозмездного донорства крови правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу
"Безопасное донорство и перспективное развитие службы крови Белгородской области на 2009 - 2011 годы" (далее - Программа).
2. Департаменту здравоохранения и социальной защиты населения области (Белоусов Н.И.) обеспечить выполнение Программы
.
3. Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области (Боровик В.Ф.) обеспечивать финансирование Программы
в объемах, утверждаемых законом Белгородской области об областном бюджете на соответствующий год.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент здравоохранения и социальной защиты населения области (Белоусов Н.И.).
Информацию об исполнении постановления представлять ежегодно к 20 марта до 2012 года.
Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО
Утверждена
постановлением
правительства Белгородской области
от 17 августа 2009 г. № 270-пп
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"БЕЗОПАСНОЕ ДОНОРСТВО И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ СЛУЖБЫ
КРОВИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ"
Паспорт
областной целевой программы
"Безопасное донорство и перспективное развитие службы
крови Белгородской области на 2009 - 2011 годы"
Наименование Программы - безопасное донорство и перспективное развитие
службы крови Белгородской области на 2009 - 2011
годы (далее - Программа)
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон
Российской Федерации от 09.06.1993 имеет номер 5142-1, а не 5142/1-1.
Основание для - Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 г.
разработки Программы № 5142/1-1 "О донорстве крови и ее компонентов";
- перечень поручений Президента Российской
Федерации по итогам заседания президиума
Государственного совета Российской Федерации 21
апреля 2006 г.;
- постановление
главы администрации области от 10
сентября 2002 г. № 361 "О мерах по развитию
здравоохранения и медицинской науки в Белгородской
области"
Заказчик Программы - правительство Белгородской области
Основной разработчик - департамент здравоохранения и социальной защиты
населения области
Цель Программы - повышение качества и оперативности оказания
трансфузиологической медицинской помощи населению,
повышение вирусобезопасности получаемых
компонентов и препаратов крови, развитие
безвозмездного донорства
Задачи Программы - обеспечение оперативной и качественной
трансфузиологической медицинской помощи;
- увеличение охвата населения безвозмездным
донорством на территории области;
- обеспечение правовой и социальной защиты
доноров;
- развитие материально-технической базы службы
крови области;
- повышение профессиональной подготовки
медицинских и инженерно-технических кадров службы
крови
Основные исполнители - департамент здравоохранения и социальной защиты
Программы населения области, Белгородское региональное
отделение Общероссийской общественной организации
"Российский Красный Крест"
Механизм и сроки - основные направления реализуются посредством
реализации Программы выполнения плана мероприятий Программы на 2009 -
2011 годы
Объемы и источники - общие затраты на реализацию мероприятий
финансирования Программы составят 72453,0 тыс. рублей, из них:
федеральный бюджет - 29500,0 тыс. руб.
областной бюджет - 42953,0 тыс. руб.
Ожидаемые результаты реализация программных мероприятий позволит:
реализации Программы - обеспечить современный уровень качества
трансфузиологической помощи населению;
- обеспечить объем заготовки консервированной
крови, необходимый для полного обеспечения
медицинских учреждений области компонентами и
препаратами крови, - не менее 31000,0 л в год;
- предотвратить возникновение посттрансфузионных
осложнений;
- увеличить донорский контингент на 2 - 5
процентов за счет доноров плазмы;
- укрепить материально-техническую базу учреждений
службы крови области;
- повысить уровень грамотности медицинских
работников лечебно-профилактических учреждений
области по оказанию трансфузиологической помощи
пациентам
Организация контроля - контроль за реализацией Программы осуществляется
реализации Программы департаментом здравоохранения и социальной защиты
населения области в соответствии с порядком,
утвержденным постановлением
правительства области
от 22 июня 2005 года № 137-пп "О ведомственных
целевых программах субъектов бюджетного
планирования Белгородской области"
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения
Служба крови является одной из важнейших составных частей отечественного здравоохранения. Она обеспечивает оказание трансфузиологической помощи населению как в мирное время, так и при чрезвычайных ситуациях. Для Белгородской области служба имеет особое стратегическое значение, так как затрагивает проблемы безопасности области.
За последние десятилетия произошли существенные изменения в понимании задач трансфузиологии, связанные с осознанием риска переливания крови и ее компонентов, с одной стороны, и необходимостью их применения для оказания помощи пациентам, с другой. В стране осуществлен переход на компонентную терапию пациентов, цельная кровь практически перестала использоваться в клинической практике. Потребность в компонентах крови меняется с изменением протоколов ведения больных. В условиях современной хирургии прежде всего возрастает нужда в свежезамороженной плазме, снижается потребность в эритроцитах. В онкогематологии терапия невозможна без использования больших количеств тромбоцитной массы.
Поэтому актуальной проблемой современной медицины является своевременное обеспечение больных трансфузиологическими средами и компонентами крови.
Высокий уровень заболеваемости гепатитами "В" и "С", вирусоносительство, рост числа переболевших сифилисом, наркомания вынуждают обратить пристальное внимание на проблемы обеспечения инфекционной безопасности крови. Для получения инфекционно безопасных компонентов и препаратов крови важное значение имеет качество формирования донорских кадров, состояние здоровья каждого донора, полнота обследования и, конечно, постоянное пополнение донорского состава.
Одним из главных моментов в этом является развитие донорского движения как основополагающего фактора стабильности и эффективности работы службы крови.
В 2008 году на территории области зарегистрировано 32157 доноров, что составляет 21,2 человека на 1000 населения (средний показатель по России - 12,5 на 1000). Количество доноров, давших кровь безвозмездно, - 99,5 процента от общего числа. В то же время для полноценного обеспечения лечебных учреждений компонентами и препаратами крови должно быть 40 - 50 доноров на 1000 человек (средний показатель в европейских странах 42 донора на 1000 человек населения).
В области с каждым годом происходит уменьшение количества кроводач от безвозмездных доноров (1997 г. - 85172, 2008 г. - 55999). Это связано со снижением агитационной активности, старением населения, нежеланием молодежи вступать в ряды доноров, политикой руководителей крупных и мелких, особенно частных, предприятий, которым не выгодно отпускать донора для дачи крови, и другими причинами.
Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" на территории России подразумевает увеличение в несколько раз количества агрессивных высокотехнологичных операций в кардиохирургии, ортопедии, онкологии. В Белгородской области в последние годы активно внедряются высокотехнологичные методы лечения, которые предполагают широкое использование компонентов и препаратов крови.
В 2008 году учреждениями службы крови области переработано 34876,3 литра консервированной крови, произведено 905,4 литра альбумина, 1181 доза антистафилококкового иммуноглобулина. Однако для полного обеспечения потребности лечебно-профилактических учреждений области с учетом внедрения высокотехнологичных методов лечения требуется увеличение производства препаратов крови в два раза.
Проблемным вопросом остается улучшение материально-технической базы учреждений службы крови и оснащение современным медицинским оборудованием. Использование специализированного оборудования для фракционирования крови позволяет исключить бактериальное загрязнение, увеличить выход компонентов из дозы цельной крови, сделать процедуру забора крови безопасной для донора и медицинского персонала. Крайне необходимо в области дальнейшее обеспечение карантинизации плазмы.
Таким образом, разработка областной целевой программы "Безопасное донорство и перспективное развитие службы крови Белгородской области на 2009 - 2011 годы" обусловлена необходимостью принятия неотложных мер по совершенствованию деятельности службы крови, имеющей стратегическое значение для области.
Реализация данной Программы позволит качественно повысить уровень оказания специализированной трансфузиологической помощи населению в мирное время и в условиях чрезвычайных ситуаций.
II. Цель и задачи Программы
Цель Программы - повышение качества и оперативности оказания трансфузиологической медицинской помощи населению, повышение вирусобезопасности получаемых компонентов и препаратов крови, развитие безвозмездного донорства.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- обеспечение оперативной и качественной трансфузиологической медицинской помощи;
- увеличение пропаганды и охвата населения безвозмездным донорством на территории области;
- обеспечение правовой и социальной защиты доноров;
- развитие материально-технической базы службы крови области, обеспечение современным диагностическим и производственным оборудованием;
- повышение профессиональной подготовки медицинских и инженерно-технических кадров службы крови.
III. Система программных мероприятий
Программой предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
- пропаганда и развитие безвозмездного донорства;
- обеспечение инфекционной и иммунологической безопасности трансфузий компонентов, препаратов крови и кровезаменителей в лечебно-профилактических учреждениях области;
- укрепление материально-технической базы службы крови;
- повышение квалификации медицинских работников и инженерно-технического персонала по клинической и производственной трансфузиологии.
IV. Результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит значительно улучшить качество оказания специализированной трансфузиологической помощи больным, в первую очередь, нуждающимся в высокотехнологичных методах лечения, увеличить объем и повысить качество выпускаемых компонентов и препаратов крови, предотвратить возникновение посттрансфузионных осложнений.
Проведение агитационных мероприятий и применение высокотехнологичных методик заготовки крови позволит увеличить контингент безвозмездных доноров на 2 - 5 процентов за счет доноров плазмы, обеспечить объем заготовки консервированной крови, необходимый для полноценного обеспечения медицинских учреждений области компонентами и препаратами крови, не менее 31000,0 литров в год. Активное привлечение молодежи в ряды доноров создаст донорский резерв для дальнейшего функционирования службы крови области, что имеет важное стратегическое значение в обеспечении безопасности на территории области.
V. Оценка эффективности Программы
Промежуточная и завершающая оценка эффективности реализации Программы основывается на анализе промежуточных (по итогам года) и конечных значений целевых индикаторов (показателей) Программы.
При оценке эффективности реализации Программы используются следующие
показатели:
уровень исполнения запланированного объема финансирования (C);
уровень достижения показателя (I);
эффективность реализации мероприятия (R);
эффективность реализации Программы в отчетном периоде (E );
j
эффективность реализации Программы за весь период реализации (Е ).
общ
Для расчета уровня достижения показателя (I) используются прямые (положительной динамикой является увеличение значения показателя) и обратные показатели (положительной динамикой является снижение значения показателя): заготовка консервированной донорской крови, увеличение донорского контингента, отсутствие посттрансфузионных осложнений.
Расчет показателя Ri по соответствующему мероприятию i осуществляется
по формуле: R = I / С x 100%, где I - уровень достижения показателя,
i i i i
характеризующего выполнение мероприятия (проекта) i; С - уровень
i
исполнения запланированного объема финансирования на выполнение мероприятия
i.
Расчет индикатора или показателя I по соответствующему мероприятию
i
(проекту) i производится по формуле: I = IF / IP x 100%, где IF -
i i i i
фактическое значение показателя, характеризующего выполнение мероприятия i;
IP - плановое (уточненное) значение показателя, характеризующего
i
выполнение мероприятия i. Аналогичным образом рассчитывается C .
i
Расчет эффективности реализации Программы в отчетном периоде (E )
j
осуществляется посредством расчета средней арифметической от всех частных
значений показателя Ri для каждого мероприятия, расчет эффективности
реализации Программы за весь период реализации (Е ) осуществляется
общ
посредством расчета средней арифметической от значений показателя E для
j
каждого года реализации Программы.
Оценка реализации Программы осуществляется по следующим критериям:
значение показателя (E либо Е ) от 90 до 110 процентов - реализация
j общ
Программы соответствует запланированным результатам при запланированном
объеме расходов (запланированная эффективность реализации Программы);
значение показателя (E либо Е ) более 110 процентов - эффективность
j общ
реализации Программы более высокая по сравнению с запланированной;
значение показателя (E либо Е ) от 40 до 90 процентов -
j общ
эффективность реализации Программы более низкая по сравнению с
запланированной;
значение показателя (E либо Е ) менее 40 процентов - Программа
j общ
реализуется неэффективно.
Мероприятия
областной целевой программы
"Безопасное донорство и перспективное развитие службы
крови Белгородской области на 2009 - 2011 годы"
+------------------------+-------------------+------+------------------------------+
¦ Мероприятия Программы ¦ Исполнители ¦Сроки ¦ Стоимость (тыс. руб.) ¦
¦ ¦ ¦реали-+-------+-------+--------------+
¦ ¦ ¦зации ¦ всего ¦ феде- ¦ областной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ральный¦ бюджет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
¦ I. Пропаганда и развитие безвозмездного донорства ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
¦1. Пропаганда ¦Департамент ¦2009 ¦ 40,0 ¦ ¦ 40,0 ¦
¦безвозмездного донорства¦здравоохранения и ¦2010 ¦ 40,0 ¦ ¦ 40,0 ¦
¦путем: ¦социальной защиты ¦2011 ¦ 45,0 ¦ ¦ 45,0 ¦
¦- проведения ¦населения области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пресс-конференций, ¦совместно с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦выступлений ¦Белгородским ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦врачей-трансфузиологов в¦региональным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средствах массовой ¦отделением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦информации; ¦Общероссийской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- проведения цикла ¦общественной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лекций на предприятиях и¦организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в учебных учреждениях; ¦"Российский Красный¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- издания тематических ¦Крест" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦памяток, буклетов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦листовок; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- проведения ежегодных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦месячников "Наше ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦здоровье в наших руках" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
¦2. Создание системы ¦Департамент ¦2009 ¦ ¦ ¦ В рамках ¦
¦поощрения лучших ¦здравоохранения и ¦2010 ¦ ¦ ¦ текущего ¦
¦активистов и ¦социальной защиты ¦2011 ¦ ¦ ¦финансирования¦
¦организаторов донорского¦населения области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦движения ¦совместно с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Белгородским ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦региональным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отделением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Общероссийской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общественной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Российский Красный¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Крест" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
¦ II. Обеспечение инфекционной и иммунологической безопасности ¦
¦ трансфузий компонентов, препаратов крови и кровезаменителей ¦
¦ в лечебно-профилактических учреждениях области ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
¦1. Обеспечение ¦Департамент ¦2009 ¦ 9850,0¦ 9500,0¦ 350,0 ¦
¦бесплатного обследования¦здравоохранения и ¦2010 ¦10370,0¦10000,0¦ 370,0 ¦
¦всех доноров на сифилис,¦социальной защиты ¦2011 ¦10370,0¦10000,0¦ 370,0 ¦
¦вирусные гепатиты В и С,¦населения области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ВИЧ-инфекцию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
¦2. Обеспечение ¦Департамент ¦2009 ¦ 5500,0¦ ¦ 5500,0 ¦
¦иммунологической ¦здравоохранения и ¦2010 ¦ 5500,0¦ ¦ 5500,0 ¦
¦безопасности ¦социальной защиты ¦2011 ¦ 5500,0¦ ¦ 5500,0 ¦
¦гемотрансфузий, создание¦населения области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦банка фенотипированной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦эритроцитной массы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(приобретение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦моноклональных антител, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гелевых карт и др. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦реагентов и расходных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦материалов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
¦3. Внедрение ¦Департамент ¦2009 ¦ 400,0¦ ¦ 400,0 ¦
¦обследования доноров и ¦здравоохранения и ¦2010 ¦ 400,0¦ ¦ 400,0 ¦
¦исследования ¦социальной защиты ¦2011 ¦ 400,0¦ ¦ 400,0 ¦
¦производственного сырья ¦населения области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦с применением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦NAT-технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
¦4. Внедрение ¦Департамент ¦2009 ¦ 100,0¦ ¦ 100,0 ¦
¦обследования доноров на ¦здравоохранения и ¦2010 ¦ 150,0¦ ¦ 150,0 ¦
¦цитомегаловирусную ¦социальной защиты ¦2011 ¦ 150,0¦ ¦ 150,0 ¦
¦инфекцию и лимфотропные ¦населения области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вирусы (HTLV-I, II) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
¦5. Проведение ¦Департамент ¦2009 -¦ ¦ ¦ В рамках ¦
¦анкетирования доноров с ¦здравоохранения и ¦2011 ¦ ¦ ¦ текущего ¦
¦целью выявления групп ¦социальной защиты ¦г.г. ¦ ¦ ¦финансирования¦
¦риска для донорства ¦населения области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
¦6. Обеспечение ¦Департамент ¦2009 -¦ ¦ ¦ В рамках ¦
¦акушерских и ¦здравоохранения и ¦2011 ¦ ¦ ¦ текущего ¦
¦педиатрических ¦социальной защиты ¦г.г. ¦ ¦ ¦финансирования¦
¦стационаров ¦населения области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦карантинизированной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦фильтрованной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦эритроцитной массой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
¦7. Обеспечение ¦Департамент ¦2009 -¦ ¦ ¦ В рамках ¦
¦лечебно-профилактических¦здравоохранения и ¦2011 ¦ ¦ ¦ текущего ¦
¦учреждений ¦социальной защиты ¦г.г. ¦ ¦ ¦финансирования¦
¦карантинизированной ¦населения области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦плазмой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
¦8. Обеспечение заготовки¦Департамент ¦2009 -¦ ¦ ¦ В рамках ¦
¦плазмы методом ¦здравоохранения и ¦2011 ¦ ¦ ¦ текущего ¦
¦автоматического ¦социальной защиты ¦г.г. ¦ ¦ ¦финансирования¦
¦плазмофереза, получение ¦населения области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тромбоконцентрата на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦автоматическом клеточном¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сепараторе MCS+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
¦ III. Укрепление материально-технической базы службы крови ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
¦1. Оснащение современным¦Департамент ¦2009 ¦ 6520,0¦ ¦ 6520,0 ¦
¦медицинским, ¦здравоохранения и ¦2010 ¦ 6348,0¦ ¦ 6348,0 ¦
¦лабораторно- ¦социальной защиты ¦2011 ¦10770,0¦ ¦ 10770,0 ¦
¦диагностическим и прочим¦населения области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оборудованием областных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦станций переливания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦крови ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
¦ IV. Повышение квалификации медицинских работников ¦
¦ и инженерно-технического персонала ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
¦1. Организация циклов ¦Департамент ¦2009 -¦ ¦ ¦ В рамках ¦
¦подготовки специалистов ¦здравоохранения и ¦2011 ¦ ¦ ¦ текущего ¦
¦общелечебной сети по ¦социальной защиты ¦г.г. ¦ ¦ ¦финансирования¦
¦клинической ¦населения области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦трансфузиологии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------------------+------+-------+-------+--------------+
тыс. руб.
Всего 2009 2010 2011
+-----------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Федеральный бюджет ¦ 29500,0 ¦ 9500,0 ¦ 10000,0 ¦ 10000,0 ¦
+-----------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Областной бюджет ¦ 42953,0 ¦ 12910,0 ¦ 12808,0 ¦ 17235,0 ¦
+-----------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Всего по Программе ¦ 72453,0 ¦ 22410,0 ¦ 22808,0 ¦ 27235,0 ¦
+-----------------------+---------+---------+---------+---------+